Как Pelican долетался. грустная история....

agievich писал:
Девушка, Вы уверены, что то что ВЫ читали называется "Руководство по летной эксплуатации"?

Разве я где-то написала "в РЛЭ..."? Или, тем более, "в действующем РЛЭ"? Нет, этого я не писала. Так что - никакой ошибки. В РЛЭ этого действительно нет. Информация приведена из книги "Практическая аэродинамика самолета Як-18Т", изд-во "Транспорт" 1976 г. Она у меня бумажная, так что ссылки, к сожалению, предоставить не могу.
 
Разве я где-то написала "в РЛЭ..."? Или, тем более, "в действующем РЛЭ"? Нет, этого я не писала.
Нет про это писал я:
agievich писал: В РЛЭ по якам я кстати не припомню пункта о приводнении.

По поводу Як-18Т - даже отдельный раздел есть, расписано как сажать и на волны разной высоты, и при разной скорости ветра, вдоль гребней волны, поперек гребней))... познавательно очень, только представляется с трудом...
Так что - никакой ошибки. В РЛЭ этого действительно нет. Информация приведена из книги "Практическая аэродинамика самолета Як-18Т", изд-во "Транспорт" 1976 г. Она у меня бумажная, так что ссылки, к сожалению, предоставить не могу.
Посморел данную книгу. Нашел 20 строчек про приводнение. И про волны действительно написано. Про буревестника ни слова 🙂
 
Из РЛЭ АН-2
Посадка на зеркальную поверхность воды
1. Посадку на гладкую водную поверхность производить, ориентируясь по специально оборудованному на акватории зеркальному
старту из разноцветных буев.
2. При посадке на зеркальную поверхность, после последнего разворота и выхода самолета на прямую, установить постоянную
скорость снижения 0,3—0,5 м/с, а скорость полета с выпущенными закрылками — 130—135 км/ч по прибору, без выпущенных закрылков
— 150 км/ч по прибору.
3. Высоту полета при подходе к поверхности воды определять по буям зеркального старта, а при отсутствии буев — по плавсредствам,
водорослям или береговой черте.
При подходе к поверхности воды выдерживать скорость снижения 0,3—0,5 м/с; скорость полета, начиная с высоты 2—3 м,
выдерживать примерно 120 км/ч по прибору.
4. Приводнение производить при скорости полета 90—95 км/ч по прибору.
После приводнения плавным движением взять полностью на себя штурвал, выдерживая направление: в первой половине пробега —
рулем направления, во второй половине — рулем направления и водяными рулями.
5. На зеркальную поверхность реки или озера при отсутствии оборудованного зеркального старта посадку производить, ориентируясь
по береговой черте, по плавсредствам, имеющимся на воде (катеры, баржи, лодки и т. п.), по камышам или какой-либо другой водной
растительности. При этом необходимо учитывать возможное наличие препятствий у берега (камни, сваи, плавающие бревна, мели).
6. В случае отсутствия указанных ориентиров или невозможности воспользоваться ими, если необходимо произвести посадку на
зеркальную поверхность воды, следует выбросить из самолета на воду разноцветные буи, которые должны быть на борту. Рекомендуется
на этот случай иметь на борту 7 травяных веников и сбрасывать их на воду в намеченном направлении посадки.
 
Здесь не упоминалось еще об одной процедуре при выполнении захода на посадку - восстановление глубины зрения. Для спортсменов - СЛАшников это стандартная  операция при выполнении упражнения посадки на точность. Без нее мажем на посадке в "палубу" значительно сильнее, особенно после продолжительного полета по маршруту.
 
Сегодня садился на снежную целину. Граница покрова не видна. Хорошо что снег пушистый. Простил ошибку. Хотя садился я на знакомое поле. Если бы была вода, то трестнулся бы конкректно. :-[ И как-то за пару секунд, когда я понял, что не вижу границу, вспомнились все страницы этой темы.
 
Прочитал  эту  тему  -  и  возникло  несколько  мыслей  по  теме  и  один  вопрос - и  так  :

Практически  для  определения  высоты  над  водой  ( или  иной  бликующей  поверхностью  )  -  например  снегом  -  в  диапазоне  от  100 ( или  более )  метров  до  нескольких  ( 1 - 5 метров )  -  может  может  быть  по  настоящему  полезен  только  радиовысотомер -  который  для  многих  -  так  и  останется  лишь  в  мечтах....

Из  простых  решений -  может  быть  полезно  выбрасывание  веников  или  4  литровых  канистр  ( белого  или  жолтого  цвета ).  Эффективность  низкая  -  зато  дёщево  и  легко  реализуемо.  В  качестве  канистр  -  можно  использовать  прозрачные  5  литровые  бутылки  от  воды  -  предварительно  окрашенные  изнутри  -  белой  нитрокраской.  Краску  можно  налить  внутрь  -  поболтать  -  вылить  -  и  просушить  бутылку  на  солнышке. Самые  дешовые  одноразовые  поплавки.

Конструкция  с  трубой  -  описанная  Новинским  тут  :

http://www.df.ru/~fly/experience.htm

( заметка  * Датчик  высоты * )

вероятно  может  быть  полезна  -  для  определения  момента  касания  в  сложных  условиях  посадки.

Лазерные  лучи  -  по  опыту  Новинского  не  помогают  -  фары  помогают  не  всегда  -  инфракрасные  датчики  некатят  из  за  ложных  срабатываний.


А  вопрос  у  меня  -  такой  -  аварийная  посадка  на  воду  -  на  самолёте  с  неубирающимися  шасси  -  приводит  к  капотированию....  Вопрос  такой  -  допустим  для  подобного  случая  можно  предусмотреть  механизм  сбрасывания  шасси...  Предположим  что  у  самолёта  типа  Зодиак  -  можно  предусмотреть  сброс  рессоры  с  колёсами  и  впереди  -  трубы  с  передним  колесом....   Применив  для  этого  пару  замков  по  типу  планерного  замка  для  рессоры  и  шариковую  муфту  в  передней  стойке.  Рывок  кучки -  типа  ручного  тормоза  -  и  мы  имеем  самолёт  без  колёс  -  как  у  камикадзэ  🙂

Вопрос  в  следующем  -  что  думают  форумчане  на  тему  посадки  на  воду  Зодиака  -  со  сброшенными  шасси  и  неработающим  мотором.

Предположим  что  остекление  кабины  выполнено  по  схеме  как  на  картинке :



Естественно  -  остекление  более  широкое  и  короткое  и  при  сбросе  шасси  -  стекло  над  головой  -  тоже  отстреливается  автоматически.

Как  Вам  кажется  -  удастся  ли  в  этом  случае  избежать  тяжолых  последствий  при  аварийной  посадке  на  воду ?
 
Конструкция  с  трубой  -  описанная  Новинским  тут  :http://www.df.ru/~fly/experience.htm( заметка  * Датчик  высоты * )
...у него не работала нормально сколько нибудь продолжительное время. Я в это время бывал у него почти каждый день, так как мы свою телегу там на воде облетывали,  и хорошо помню эти эксперименты с реечкой. Женя довольно быстро снял эту конструкцию с телеги.
 
Рывок  кучки -  типа  ручного  тормоза  -  и  мы  имеем  самолёт  без  колёс
Можно еще мотор и крылья от того же рычага сбрасывать, так еще безопаснее будет на воду садиться 😉

Я  не  очень  понимаю  юмористическое  восприятие  вопроса  про  сбрасываемое  шасси.  Это  можно  реализовать  элементарно. ( кстати  видил  фото  -  чешского  -  кажется  -  Зодиака  -  с  убирающимися  колёсами .  Бывает  и  такой.). А  вот  дальше  -  непонятно  мне.  Тоесть  можно  трактовать  ответ  как  - 

*Посадка  на  воду  для  сухопутного  самолёта  -  даже  без  шасси  или  с  убирающимися  шасси  -  полный  трендец  -  почти  гарантированный  капут.*

Или  всёже  без  колёс  -  есть  нормальные  шансы ?

Прыгать  с  парашутом  -  тоже  штука  неоднозначная  и  не  всегда  возможная....  Специально  летать  над  водой  на  самоделке  -  думаю  не  следует.  Однако  могу  легко  представить  ситуацию  -  когда  выбор  -  садиться  на  лес  или  на  поверхность  лесного  озера ...   В  такую  ситуацию  можно  вляпаться  при  остановке  мотора  где  либо  на  трассе  перелёта  СПБ - Москва  -  в  Новгородской  области  -  запросто. Посадка  на  лес  -  это  точно  почти  гарантированный  привет  честной  компании....   А  вот  вариант  -  посадки  на  воду  -  в  такой  ситуации  -  кажется  более  безопасным....  Ежели  без  капотирования  🙂

Интересно  -  что  слышно  про  случаи  посадки  на  воду  Яков  или  Сэсн  -  с  убранными  шасси  ?

Если  есть  положительная  статистика  -  то  техническая  реализация  сброса  шасси ( на  ряде  типов ЛА ) -  как  крайнего  шанса  спасения  -  не  кажется  мне  очень  сложной  задачей.
 
На колесной технике садится нужно курсом в берегпо возможности на мелкое место , что с верху видно хорошо. Тогда не будет полного капота и скорость погаснет быстро. Если есть выбор куда падать, однозначно садился бы в воду- безопасней. Мудрить со всякими сбросами не советую, по закону Мэрфи что-нибудь отстегнется в самый неподходящий момент. А историй с посадками Яков куда-попало много, но многие с печальными концами, скорость планирования у него 160 км\ч и масса 1300кг.   
 
что  слышно  про  случаи  посадки  на  воду  Яков  или  Сэсн
Сессны периодически садятся вынужденно на воду, и с убранными и с неубирающимися шасси, часто с минимальными повреждениями у экипажа (самолету, конечно, капец полный). У них это и в эмедженси чеклисте прописано, вот например, от С172:


Ditching
1. Radio -- TRANSMIT MAYDAY on 121.5 and SQUAWK 7700
2. Heavy Objects (in baggage area) -- SECURE or JETTISON
3. Approach -- High Winds, Heavy Seas -- INTO THE WIND
Light Winds, Heavy Swells -- PARALLEL TO SWELLS
4. Wing Flaps -- 20° to 40°
5. Power -- ESTABLISH 300 FT/MIN DESCENT AT 55 KIAS
If no power : Flaps -- 10°, Airspeed -- 60 KIAS or Flaps -- 0°, Airspeed -- 65 KIAS
6. Cabin Doors -- UNLATCH
7. Life Vests -- Put ON, DO NOT inflate.
8. Touchdown -- LEVEL ATTITUDE AT 300 FT/MIN DESCENT
9. Face -- CUSHION at touchdown with folded coat
10. Airplane -- EVACUATE through cabin doors. If necessary, open windows and flood cabin to equalize pressure so doors can be opened.
11. Life Vests and Raft - INFLATE

Недавно где-то пробегало (по-моему даже здесь на форуме ссылка была) подробное описание пилотом своей вынужденной посадки на 4-местном пайпере в море, в километре от берега, в волну. С ходу я не нашел, может кто подскажет? Он там с переломом лодыжки, по моему, пассажиров вытаскивал из кабины, а потом они к берегу километр плыли.
Сам я лично, правда, ничего такого не видел, хотя во Флориде меня возили в 50 метрах над морем и на вопросы, а что делать, когда нам придется туда садиться, отвечали в том духе, что не боись, не придется 😉
 
Не так опасен сам капот , как последствия- вылезать из перевернутого самолета , полностью погруженного в воду очень сложно , особенно без посторонней помощи. В этом году Як на Волжанке съехал в воду и перевернулся - 2 человека (земля пухом) , Цесна в Питере (Ikar17) зацепили провода - упали в реку , тоже не смогли выбраться. Если идешь на вынужденную на воду , нужно постараться исключить капот - т.е. садиться н а мелкое место (где вода светлее). :IMHO
Где-то читал , что при ударе машины об бетонную стену на скорости 75 км\ч перегрузка 12 ж.
 
Погибших в воде даже после удачного приводнения к сожалению много. Вспомните хотя бы первого летчика - дважды героя СССР Сафонова. Подбили над конвоем и он не смог сдвинуть заклиненный фонарь. Думаю, что фонарь он пытался открыть еще в воздухе, но не получилось это подтверждает и радиообмен. Так что конечно нужна предварительная подготовка к аварийному покиданию в различных ситуациях, но и от случайности ни кто не застрахован.

Еще по приводнению сухопутных самолетов: видел на старых фотографиях - это называлось противокапотажные лыжи для самолетов связи ВМФ США на Тихом океане. Крепились чуть ниже центра колеса с выносом вперед, позволяли выполнять посадку даже при волнении без капотирования, затем экипаж выбрасывал на воду средства спасения и не замочив ножки в них присаживался, а самолет плавненько уходил под воду... или срабатывали балонеты.
 
Всем привет! Правильно в предидущих постах сказано - проблема не в том как в воде оказаться, а в том как при этом выбраться из самолета! Вот эта проблема крайне тяжела и не обозначена ни в каких теориях. Всем известны видеоролики с посадками и капотом амфибийных самолетов. Да и в России такое было не так давно. Вот у кого поспрошать бы подробности...
В моём случае были только поясные ремни "аэрофлотовские", но сила встречи с водой была такова, что ремни остались в самолете. Лопнула петля, которая входит в пряжку, и мы с креслами оказались на "свободе". А если бы ремни выдержали... то я не знаю...
 
это называлось противокапотажные лыжи для самолетов связи ВМФ США на Тихом океане. Крепились чуть ниже центра колеса с выносом вперед

  Да это применялось, в самом начале века на самолётах типа Райт, Кёртисс, Фарман-4 и 30, Авро-504...и т.д. в основном учебных...именно как противокапотажные на суше.  На воде от узких  лыж естественно толку небыло... а баллонеты придумали на 40 лет позже... для вертолётов правда.  😉
 

Здорово Пеликаныч!!!
Жив курилка!  Чего-то давнненько тебя не видно было?  Чего-то никак замыслил?  🙂
Мы с тобой!  И вместе прорвёмся!   [smiley=thumbsup.gif] [smiley=beer.gif]
 
Як на Волжанке съехал в воду и перевернулся - 2 человека (земля пухом). Если идешь на вынужденную на воду , нужно постараться исключить капот - т.е. садиться н а мелкое место (где вода светлее).
Насколько я понимаю, на Волжанке как раз роковую роль сыграло то, что самолет перевернулся на мелком месте, упершись фонарем в дно. Что и не дало возможности его открыть, пока самолет не перевернули в нормальное положение. Кто подскажет, какая глубина была в том месте, где лежал самолет? 
 
Да это применялось, в самом начале века на самолётах типа Райт, Кёртисс, Фарман-4 и 30, Авро-504...и т.д. в основном учебных...именно как противокапотажные на суше.  На воде от узких  лыж естественно толку небыло... а баллонеты придумали на 40 лет позже... для вертолётов правда.  Подмигивание


Ну да, внимательно рассмотрел фото, на Кертиссе лыжи действительнго узкие и толку от них на воде скорее всего никакого (а я-то думал!!!) 🙂. А по поводу балонетов, это я уже сам сократил, там действительно в свободные объемы фюзеляжа укладывались надувные прорезиненные емкости для создания дополнительной плавучести на воде...

С уважением.
 
Назад
Вверх