Химаппаратура и другое на СП-30

novator

Я люблю строить самолеты!
В 2015 году авиакомпания "Новатор" вышла на рынок с несколькими разработками для, самого удачного сегодня по нашему мнению для химии, самолета СП-30 от КБ "Спектр-Аэро" г. Таганрог. Это модификация химаппаратуры ВДД-1-2000 СП, Облако-Н, гидравлическая передняя стойка и лобовое остекление, аппаратура для аэросева. Обо всем по порядку.
Химаппаратура имеет по распылу все те же характеристики, что и первоначальная модификация, но произведена серьезная доработка весовых, аэродинамических и компановочных ее свойств. Аппаратура представляет из себя все тот же легкий, ремонтопригодный и очень долговечный бак, емкостью 150 литров и весом в 10 кг. Но теперь на баке располагается не только помповый узел, но и система запорной арматуры (кранов). Четыре распылителя ВРЖ остались так же дисковыми, но за счет серьезной переработки конструкции стали легче и меньше, за счет уменьшения лопастей, что в свою очередь уменьшает лобовое сопротивление. В состав аппаратуры входят 2 комплекта лопастей для более мелкой и более крупной капли. ВРЖ теперь крепятся не на штангах с подкосами, а занимают те же места при помощи более компактных, легкосъемных кронштейнов, устанавливающихся на подкосы крыла без дополнительных подкосов. Управление расходом производится с помощью расходомера-дозатора уже предсталенного на данном форуме. Аппаратура прошла испытания на всех видах работ, для которых она предназначалась (внесение гербицидов, гуматов, ядов, десикантов, фунгицидов, бактерий) и показала себя с лучшей стороны. За счет изменения конструкции запорной арматуры отсечка стала более быстрой и четкой и полностью исключены подтекания. При этом максимальная скорость самолета с полностью снаряженной аппаратурой увеличилась на 20 км/ч по сравнению с предыдущей модификацией. В состав аппаратуры так же входит наземный заправочный комплекс с мотопомпой, рассчитанный на заправку самолетного бака за время от 1,5 до 3 минут.
Изменение компановочной схемы привели к тому, что снятие аппаратуры занимает очень короткое время и представляет из себя: отстыковку хомутов этектрооборудования, снятие бака с навесным оборудованием и 4-х кронштейнов с ВРЖ и, самолет полностью свободен от навески.
 

Вложения

  • samvip.jpg
    samvip.jpg
    81,1 КБ · Просмотры: 332
Кронштейны крепления ВРЖ
 

Вложения

  • kronsht.jpg
    kronsht.jpg
    125,9 КБ · Просмотры: 323
Гидравлическая передняя стойка. Данная стойка устанавливается на те же штатные места без дополнительных доработок и имеет ряд преимуществ.  Стойка работает как автомобильная стойка, т.е. при движении она не только сжимается и разжимается, но еще и гасит колебания. Движение по любой неровной поверхности земли становится гораздо более плавным и комфортным, что в свою очередь положительно сказывается на узлах и агрегатах планера. На посадке  даже при грубом опускании переднего колеса удар не ощущается, все происходит очень плавно. Стойка при своей работе не издает никаких лишних звуков и стуков. После сезона (это около 400 часов и более 1000 взлетов/посадок) стойка не требует дополнительного обслуживания, не появляется никаких лишних люфтов.
 

Вложения

  • stoyka2.jpg
    stoyka2.jpg
    161,8 КБ · Просмотры: 290
Стойка на СП-30 на штатном месте
 

Вложения

  • stoyka1.jpg
    stoyka1.jpg
    154,2 КБ · Просмотры: 256
Лобовое остекление формованное, выполнено из импортного оргстекла толщиной 4 мм. Данное остекление имеет ряд преимуществ перед стандартным. Оно более стойкое к механическим и химическим воздействиям. Стекло не изогнутое, а имеет плоские грани, поэтому нет искажений и бликов на его поверхности. Способ установки стекла такой же как у стандартного.
Мы сами являемся эусплуатантами и поэтому, все наши разработки являются, на наш взгляд, необходимыми для обеспечения хороших условий работы летного состава.
 

Вложения

  • steklo_002.jpg
    steklo_002.jpg
    190 КБ · Просмотры: 290
Аппаратура для аэросева мелкосемянных масличных культур, таких как горчица, рыжик, рапс и люцерна СА-34 является подвесной. Бункера аппаратуры подвешиваются под крылья самолета на спецкронштейны. Вместимость каждого бункера 70 л. Данная аппаратура при соблюдении технологии аэросева позволяет равномерно засевать от 300 га в сутки. Нашей компанией в 2015 году было произведено более 12 тыс га аэросева. Наиболее интересен опыт ремонта изреженных озимых. Сев производился непосредственно по озимым и в результате заказчик получал бинарный посев. Что примечательно: сорняков на таких полях практически не было, за исключением тех мест где были промоины, химпрополка не производилась. Эфирные масла масличных в свою очередь отпугивали от пшеницы вредителя. Поэтому обработка ядами тоже не производилась. Конечно все зависит от сложившихся условий. Но в результате заказчики получили прибыль в виде зерна 3-го класса и масличных и, экономию на дополнительных обработках.
 

Вложения

  • sev1.jpg
    sev1.jpg
    220 КБ · Просмотры: 255
Самолет СП-30 с аппаратурой для сева СА-34.
Примечания. Все фотоматериалы расположенные в данном разделе являются собственностью авиакомпании "Новатор". Использование данных фотографий должно быть согласовано с представителем авиакомпании "Новатор"
 

Вложения

  • sev2.jpg
    sev2.jpg
    123,2 КБ · Просмотры: 283
При этом максимальная скорость самолета с полностью снаряженной аппаратурой увеличилась на 20 км/ч по сравнению с предыдущей модификацией. 
т.е. убрали штанги и скорость сразу на 20 км/час стала больше. Стало быть теперь скорость в гоне  120-130 км/ч.?
 
Soldier, при всем уважении, вы же скопировали фразу полностью. Скорость в гоне средняя и расчетная, как была так и осталась 95 км/ч. А вот максимальная скорость полностью снаряженного ХА воздушного судна увеличилась. Проверялось на одном и том же самолете. Убрались не только штанги. Убрались еще и подкосы штанг, и уменьшилась площадь ометаемой поверхности ВРЖ почти вдвое.
 
Новатор, а расскажите поподробнее и про ВРЖ и про аппаратуру аэросева.
На самих ВРЖ отсечные клапана есть или только центральный кран-коллектор?
Подшипники как расположены, насколько часто надо смазывать-менять?Какими расходами обычно работаете яды\десикация, ширина захвата?

По технологии аэросева тоже интересно, с этим глобальным потеплением  и у нас на Урале агрономы высказывали, что скоро рапс можно будет сажать. Насколько я в курсе, масличные сеют очень рано,"в грязь", когда колесная техника еще не может выехать на поле.
Какой захват и норма высева, высота полета,достаточная ли равномерность рассеивания, как она от высоты зависит?

На Ставрополье есть несколько СПшек с стеклянным стеклом, кажется цельноформованное закаленное,летающие на них очень довольны.

Фотография с зерном в трудовой руке колоритная...

Р.S. Надеюсь, лет через надцать благодарные фермеры-агрохолдинги  трудяге - СПшке памятник поставят, где-нибудь  на холме над степными полями, как Ил-2 в Самаре, только с ВРЖ под крыльями вместо НУРСов...
 
To livadelta ВРЖ дисковые со сменными лопатками. Конструкция стаканов, на которые надеваются диски, сделана таким образом, что позволяет работать не только с чистой жидкостью, но и с примесями достаточно крупного размера. В них не отверстия, а прорези, что значительно увеличивает размер проходного отверстия и не позволяет ВРЖ забиваться даже при наличии достаточно крупного мусора. Даже если ВРЖ забились их можно почистить не снимая с посадочных мест: руками демонтируется центральная часть и вынимается весь мусор.
Отсечных клапанов нет. На предыдущей аппаратуре ВРЖ устанавливались на одном трубопроводе и приходилось использовать отсечные клапана или краны перед каждой ВРЖ. Сейчас к каждой ВРЖ идет свой трубопровод. Перед ВРЖ стоит так называемый лабиринт, который не позволяет проникать воздуху в трубопровод и изливаться жидкости в то время как кран закрыт. Т.Е. стоит только кран-коллектор. Кран коллектор работает таким образом, что при открытых кранах перемешка закрыта и наоборот. Это позволяет всю мощность насосного агрегата направить на опрыскивание после открытия кранов или на перемешку, после их закрытия.
В ВРЖ используются закрытые подшипники, которые в свою очередь защищены от попадания химии еще одним сальником в конструкции ВРЖ. Подшипник в ВРЖ 1 - необслуживаемый. По статистике замен: меняем 1 раз после основного сезона летом. Но для себя меняем еще и зимой во время сезонного обслуживания. Стоимость подшипника невелика, замена не сложная.
Расходы рабочей жидкости. На инсектицидах (яды) 3 л/га ширина захвата 30 метров. Эффективность доказана как в сухих регионах Калмыкия, Волгоград, так и во влажных: Пенза, север Саратовской области, Ульяновск. А так же на астраханской саранче любого возраста. Равномерность распределения, плотность капель 15 шт на 1 кв.см. на всей ширине захвата позволяют работать с такими параметрами. На химпрополке и десикации устанавливается другой комплект лопаток для более крупной капли, чтобы не мудрить с углами...Норма - 4 л/га ширина захвата 20 м, с гарантированным перекрытием.
Аппаратура позволяет работать с нормами расхода рабочей жидкости от 1 до 8 л/га.

Аэросев: по срокам сева. Они не ранние и не поздние, лучше всего сеять по учебнику. Аппаратура для аэросева не волшебная палочка. Она позволяет высеять семенной материал с очень высокой равномерностью в короткие сроки. Это всего лишь одна из технологических операций. Это самый сложный вид работ. Здесь нет того эффекта как на химии: "боковой ветер все размажет". Нет! Ширина захвата строго 15 метров рабочая высота выше, чем на химии (Купите, технологию расскажем 😉 )
По равномерности, для того чтобы получать урожайность от 12 ц/га заказчики сеяли не менее 15 кг на га рыжика масличного, Саратовская область. Самолетом сеяли не более 10 - результат тот же. Это подтверждает хорошую равномерность внесения. У вас на у\Урале нужно сеять более зимостойкую культуру - рыжик озимый, а можно и яровой. Так вот к срокам сева. Сеять нужно в нужные сроки и не забывать выполнять дальнейшие технологические операции, будь то заделка, при необходимости прикатка,борьба с вредителем, болезнями в зависимости от культуры и региона и тогда при меньших денежных, временных и технологических затратах можно получить хороший урожай, сравнимый с потенциальной урожайностью культуры. Обычно у мелкосемянных масличных это 20-25 ц/га.

По поводу стекол. Даже не спорю что в стеклянное стекло приятней смотреть. Его можно тереть без осторожности совсем, даже зимой скребком скрежетать. Но... то что я видел в Волгограде нашел два минуса. Один минус, к которому можно привыкнуть - стекло имеет больший радиус изгиба и на этом радиусе оно работает как линза - искажает. А вот второй минус хуже стекло (может у вас там другие) не каленое, и когда его на испытаниях разбивали оно разбилось на очень неприятные режущие осколки. Лично мне с точки зрения безопасности это не понравилось. Если в Ставрополе калёнка, то это совсем другое дело. Но у вас всегда есть выбор. Надеюсь на все вопросы ответил.
 
Владимиру персональный привет! Я тоже с Левой согласен "по подробнее, я записываю" по Облаку-Н, желательно схему компоновки. У вас прекрасный сайт 😉
 
Надеюсь на все вопросы ответил.

Новатор, спасибо огромное!
Пост агроному наших постоянных заказчиков покажу, он очень грамотный и склонный к экспериментам,пусть подумают насчет аэросева.
Только нюансик - я химичу на дельталёте, и пока ему изменять не собираюсь ))), по массе причин.
Бункеры с разбрасывателями на самолете стоят весьма "широко", а на дельте так вряд ли получится. Как в этом случае будет с шириной и равномерностью захвата - неизвестно, хотя по любому, если заказчик решиться, то будем отрабатывать технологию.
 
To prostor232 не совсем понял вопрос. Какая схема компоновки интересует? Каких узлов?
To levadelta На дельтах мы проводили эксперименты до 2004 года, но результат был не очень хороший по причине малой скорости с бункерами. Отсюда все вытекающие... Возможно нужен был другой способ, но мы перешли на СП-30 и результат был положительным и экономически целесообразным.
 
Soldier, при всем уважении, вы же скопировали фразу полностью. Скорость в гоне средняя и расчетная, как была так и осталась 95 км/ч. А вот максимальная скорость полностью снаряженного ХА воздушного судна увеличилась. Проверялось на одном и том же самолете. Убрались не только штанги. Убрались еще и подкосы штанг, и уменьшилась площадь ометаемой поверхности ВРЖ почти вдвое.
Максимальная скорость это временный режим,у химика практический интерес это "рабочие"скорости.У таких ЛА как СП-30  с "украденной" аэродинамикой увеличить МАХ скорость можно либо подбором и настройкой ВМГ незначительно, либо, кардинально, более  мощной ВМГ. Потому как, в данном случае, действует правило-скорость ограничена мощностью двигателя. А все эти манипуляции… типа убрали штанги, скорость выросла, это мертвому припарки. Можете добавить к существующим еще пару штанг с вертушками и скорость не изменится, еще и потому что сама скорость не велика 100км/ч, а не 250км/ч, к примеру, на которой совсем другие  коэффициенты  сопротивлений по величинам.  Как вариант возможно  просто изменились параметры атмосферы, вот вам и прирост 20км/ч .
P\S.Как пример: Лапшин В.П. сообщал тут на форуме  результаты испытаний самолета  авиатика-спарка на поплавках .Скоростя у авиатики те же что и у СП-30. Так вот скорость с поплавками  естественно не выросла ,но и не упала, как ожидали,  по сравнению с скоростями  на колесном шасси, хотя казалось бы добавилось приличное сопротивление в виде двух поплавков и подкосов крепления.
 
Уважаемый Soldier, позволю себе с Вами не согласиться. Здесь идет борьба не за максимальную скорость и не за скорость на гоне, а за ресурс силовой установки в частности и, как следствие, за безопасность. Мы не увеличили скорость самолета, мы просто сделали еще один шаг к тому, чтобы уменьшить воздействие химаппаратуры на аэродинамику воздушного судна. Естественно максимальная скорость без химаппаратуры у СП-30 больше, чем с ней. Рабочая скорость ограничена не параметрами воздушного судна, а видом опрыскивания. При УМО, чтобы не происходило шнурования шлейфа из капель диаметром 100-150 мкм и была высокая равномерность на всей ширине захвата, скорость не может превышать 110 км/ч. При более крупных каплях скорость может быть выше без потери равномерности, примером тому служат АН-2 и airtractor.
 
Уважаемый Soldier, позволю себе с Вами не согласиться. Здесь идет борьба не за максимальную скорость и не за скорость на гоне,[highlight] а за ресурс силовой установки в частности и, как следствие, за безопасность.[/highlight] Мы не увеличили скорость самолета, мы просто сделали еще один шаг к тому, чтобы уменьшить воздействие химаппаратуры на аэродинамику воздушного судна. Естественно максимальная скорость без химаппаратуры у СП-30 больше, чем с ней. Рабочая скорость ограничена не параметрами воздушного судна, а видом опрыскивания. При УМО, чтобы не происходило шнурования шлейфа из капель диаметром 100-150 мкм и была высокая равномерность на всей ширине захвата, скорость не может превышать 110 км/ч. При более крупных каплях скорость может быть выше без потери равномерности, примером тому служат АН-2 и airtractor.
🙂Новые вводные.То есть дело не в скорости гона, а в увеличении ресурса двигателя. Правильно ли я понял, что видоизменив крепление ВРЖ, а собственно убрав штанги стало возможно выполнять гоны на тех же скоростях, но при меньших оборотах двигателя, т.е. Вы полагаете что этим увеличили ресурс силовой установки ROTAX 912ULS ? Если это так, тогда вопрос:  какая разница по оборотам двигателя  при скоростях гона 95км/ч. до и после уменьшения воздействия химаппаратуры на аэродинамику воздушного судна.
 
На дельтах мы проводили эксперименты до 2004 года, но результат был не очень хороший по причине малой скорости с бункерами. Отсюда все вытекающие...

Ну, что касается скорости, тут Вам придется поверить мне на слово, как в том анекдоте про джентельменов ))) . Ветка про СП-30, поэтому "свой шесток"  сильно нахваливать не буду, дельт, на котором сейчас летаю и химичу, везет 160кг нагрузки на скорости до 140(с химнавеской), без неё до 160.
При этом, по прямому требованию агронома, добивался именно широкого и мелкодисперсного шлейфа на УМОшной, естественно аппаратуре, глаз заказчика(в моем случае) радует большой и туманный факел из распылителей.
Собственно примерка аппаратуры аэросева у меня пока виртуальная, всё зависит от интереса и спроса на данный вид работ от аграриев нашего региона.
 
To solider Разница по оборотам двигателя со штангами и с новыми кронштейнами на 200-300 об мин, в зависимости от конкретного ВС. А в среднем разница на 200 об/мин. Конкретно на одном и том же нашем ВС со старой аппаратурой обороты составляли 4600-4800 об/мин, сейчас 4300-4500 об/мин. Мы получили положительный эффект и пользуемся этим. Мы бережем свои воздушные суда. Даем возможность делать это другим. Ваше право этим не пользоваться и даже не учитывать.  🙂. Новый Rotax 912 ULS сегодня стоит порядка 1,5 млн рублей. Чем дольше он будет работать, тем дешевле себестоимость авиаработ.

To levadelta
Скорости Вашего ВС вполне позволяют производить аэросев. Единственное, наша аппаратура разрабатывалась с учетом аэродинамики СП-30, для вашего ВС придется сделать другую аппаратуру  🙂.
 
Назад
Вверх