Китайские пираты взяли высоту - готовят на экспорт аналог Су-27.Россия возмущена

http://www.aviaport.ru/digest/2009/03/13/168625.html
Источник: газета «Независимое военное обозрение»
Опубликовано: 13.03.2009, 12:02



Китай создает аналог Су-33


Китай активно работает над созданием аналога российского палубного истребителя Су-33, используя в качестве образца самолет Т10К советских времен, купленный 4 года назад у Украины. Об этом заявил ИТАР-ТАСС эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала "Канва дифенс ревью" Андрей Чан.

Корабельные истребители типа Су-33 необходимы Китаю для комплектации будущих собственных авианосцев. Однако переговоры с Россией о поставке таких самолетов, по данным эксперта, зашли в тупик из-за разногласий о минимальном размере партии. Чан пояснил, что китайская сторона добивалась закупки первоначально двух Су-33 для оценки их летно- технических характеристик. Россия отвергла такой вариант, опасаясь утечки технологий, как это уже было с самолетом J-11B - копией Су-27. Тогда китайская сторона увеличила свое предложение до 14 истребителей, но такой заказ запускать в производственную линию Россия посчитала невыгодным, утверждает аналитик.

По мнению Чана, переговоры могут быть продолжены, несмотря на то, что Китай пытается вести разработку собственных палубных истребителей на основе полученного от Украины прототипа. Эксперт подчеркнул, что права интеллектуальной собственности - как на Су-33, так и на его раннюю версию Т10К - принадлежат компании "Сухой". Поэтому в случае копирования будут нарушены положения двустороннего соглашения об охране интеллектуальной собственности, подписанного между Россией и Китаем на заседании межправкомиссии по ВТС в декабре прошлого года.

По словам эксперта, если Китай в будущем так и не сумеет договориться с Россией по условиям поставок Су-33 и также не преуспеет в его копировании, он может создать собственную версию палубного самолета на основе своего многоцелевого истребителя J-10.
 
http://www.aviaport.ru/digest/2007/10/23/130448.html
Источник: газета «Время новостей»Автор:      Александр Ломанов

Опубликовано: 23.10.2007, 11:33



"Сотрудничеству России и Китая по истребителю пятого поколения мешает недоверие"


Проблемы армии и модернизации военно-промышленного комплекса Китая заняли важное место в докладе генсека ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде партии. Он призвал усиливать китайскую армию с помощью науки и техники, превратив ее в "информатизированную" боевую силу, способную одержать победу в современной войне. Китайский лидер призвал к инновациям в военной технике, указал на необходимость реформ как в области военной промышленности, так и в системе закупки техники и вооружений для армии. Китайская компартия обещала целенаправленно наращивать возможности страны в разработке и производстве военной техники на основе соединения ресурсов ВПК и гражданских отраслей.

Курс на развитие потенциала китайской военной индустрии повлияет на интересы экспортеров военной техники - прежде всего России, занявшей в 1990-е годы место лидирующего зарубежного поставщика оружия в КНР. Речь идет не только о потере китайского рынка, но и о растущей конкуренции продукции ВПК двух стран на мировом рынке. О перспективах военно-технического сотрудничества России и Китая рассказал "Времени новостей" Чжан Ихун (Андрей Пинков), канадский эксперт по проблемам обороны и безопасности в Восточной Азии, главный редактор журнала "Канва дифенс ревью".

- С прошлого года в военно-техническом сотрудничестве Китая и России продвижение небольшое, новых крупных контрактов нет. В качестве причины Китай указывает на невыполнение подписанного в 2005 году контракта с Россией, по которому Ташкентский авиазавод должен был произвести 38 транспортных самолетов Ил-76 и заправщиков Ил-78. Теперь российская сторона считает, что ситуация изменилась и Ташкентский завод утратил способность производить крупные партии самолетов. Для выполнения контракта производство придется перенести в Ульяновск или Воронеж, это требует инвестиций, потому изначально согласованную цену придется увеличить примерно на 30%.

Китайская сторона решила, что до выполнения этого контракта она не будет заключать новые большие сделки с Россией. Заседания российско-китайской межправительственной комиссии по ВТС откладывали уже два раза. Сперва его должны были проводить в октябре 2006 года, потом в мае 2007-го, и пока неясно, смогут ли его провести до конца этого года.

Китай недоволен как ростом цен на российскую технику, так и ее качеством. В частности, на дизель-электрических подводных лодках класса "Кило" возникли проблемы с запуском противокорабельных ракет "Клаб". В ОКБ "Новатор", где были разработаны эти ракеты, мне сообщили, что все трудности успешно решены. Поначалу у многофункционального истребителя Су-30МКК тоже были проблемы. Но этот самолет проектировали специально для Китая, это была полностью новая продукция. Если бы Китай покупал эти машины сейчас, то никаких сложностей не было бы, поскольку "Сухой" уже набрался опыта при их производстве.

- А у российских оружейников есть основания для недовольства китайскими партнерами?

- На переговорах с Россией китайцы стараются получить как можно больше технических материалов и купить одну-две единицы техники, чтобы потом воспроизвести ее самостоятельно. По радарам для истребителей китайцы сотрудничали с российской корпорацией "Фазотрон-НИИР". Они покупали 1-2 радара, а через несколько лет появлялась копия.

Другой пример: в Шанхае строят новый ракетный фрегат проекта 054А, установленная на нем поисковая радиолокационная станция очень похожа на систему "Фрегат-М2ЕМ", которую Россия поставляла в Китай. Поначалу западные аналитики решили, что и эта система куплена в России. А на самом деле это копия. Я привозил ее фотографии российским разработчикам, они были потрясены сходством китайской РЛС с оригиналом.

Проблема копирования не нова - в 1980-е годы она возникала при сотрудничестве Китая с Италией и Францией. Теперь российская сторона недовольна, что Китай в обход законных процедур, зачастую через Украину, получает проекты техники советской эпохи, закупает один-два образца и копирует их. А потом это скопированное оружие быстро попадает на международный рынок, где наносит удар по российской продукции.

Например, новая китайская 155-мм самоходная гаубица PLZ05 скопирована с российской 2С19М1. Я спросил об этом в российском КБ в Нижнем Тагиле. Они говорят: да, в середине 1990-х годов китайцы посылали много делегаций, просили всю возможную документацию, фотографировали технику, снимали на видео. Похожая история произошла с российской реактивной системой залпового огня "Смерч". Китайцы тоже говорили, что хотят ее покупать, получили максимум информации. Не прошло и трех лет, как появился китайский "Смерч" под названием А-100.

- Вы указали на две проблемы - это трудности с поставкой российских Ил-76 и китайское копирование. Но ведь Россия уже поставляла в Китай Ил-76. Если эти самолеты нужны, почему китайцы не могут их скопировать?

- Сравнительно просто скопировать танк, артиллерийскую систему. Ил-76 - это целый проект, тут и двигатели, и навигационная система. Самая большая слабость китайской военной промышленности - неспособность к интеграции многих небольших компонентов. Двигатели для Ил-76 китайцы по-прежнему покупают в России. Но в Китае уже разрабатывают планы строительства собственного "большого самолета". Они передали технические запросы на Украину фирме "Антонов", чтобы она помогала в его проектировании. "Антонов" уже помог Китаю модернизировать транспортный самолет Ан-12 советской эпохи, теперь эта версия называется Юнь-8-600. С опорой на украинскую техническую поддержку в Китае создают новый средний транспортный турбовинтовой самолет Юнь-9.

- Сможет ли Китай обновить транспортную авиацию и создать "большой самолет" исключительно с помощью "Антонова"?

- "Антонов" использует российские двигатели, поэтому даже при украинских технологиях потребуется обращение к России. Ныне Китай очень доверяет Украине, что видно из нынешнего уровня сотрудничества. Но ситуация может измениться после вступления Украины в НАТО.

- Китай утверждает, что из-за проблем с Ил-76 не заключает с Россией новые контракты. Может, китайским военным просто ничего больше не нужно?

- Пик закупок Китаем российского оружия уже в прошлом. После покупки 78 многофункциональных истребителей Су-30МКК эти машины китайским ВВС больше не нужны. У них есть похожий собственный истребитель-бомбардировщик Цзяньхун-7А. Лицензионный истребитель Цзянь-11 (Су-27) в Китае самостоятельно усовершенствовали до модификации Цзянь-11Б. В Китае в большом количестве производят истребитель Цзянь-10. Так что покупки оружия этого поколения подходят к завершению. Но в августе на российском авиасалоне МАКС-2007 я заметил, что очень большая китайская делегация изучала истребитель Су-35. Они готовятся производить самолеты следующего поколения, ведут исследования и надеются заполучить российские технологии.

- Есть ли перспектива сотрудничества России и Китая по истребителю пятого поколения?

- На нынешнем этапе это невозможно, этому мешает недоверие. Какие могут быть разговоры об истребителе пятого поколения, когда китайская сторона выполнила соглашение по лицензионной сборке истребителей Цзянь-11/Су-27СК только наполовину и в одностороннем порядке объявила о его прекращении? По соглашению Россия должна была поставить комплекты для сборки 200 истребителей, но, судя по всему, оставшиеся 95 комплектов Китаю не нужны.

Сейчас Китай сам производит усовершенствованный истребитель Цзянь-11Б без соглашения с российской стороной. Российская фирма "Сухой" в недоумении: на официальном уровне Китай не сообщил ей ни о прекращении сборки Су-27СК, ни о своем желании усовершенствовать его до варианта Цзянь-11Б с комплектацией собственным радаром и другим оборудованием. Это совсем непохоже на ту партнерскую атмосферу, в которой осуществляется совместное производство Су-30МКИ в Индии.

Российские авиационные специалисты рассказали мне, что после завершения производства Су-27 на авиастроительном заводе в Шэньяне китайцы им запрещают приближаться к самолетам. Они спрашивают: в чем дело, у нас добрые намерения, мы только хотим посмотреть, как идут дела. А им отвечают - нельзя. Речь идет о старых Цзянь-11А, слегка улучшенных с помощью китайских технологий. Впрочем, когда Китай купил в России первую и вторую партию истребителей Су-27, китайские ВВС организовали ознакомительные поездки для личного состава из других подразделений. Но при этом летчикам запретили подходить к новым самолетам, можно было только издалека на них посмотреть.

Однако со временем покупка Китаем российского истребителя пятого поколения станет вполне возможна. Полагаю, что на нынешний уровень развития российской авиапромышленности Китай выйдет примерно через 15 лет. Тогда, наверное, Россия начнет продавать эти машины на внешнем рынке. В начале 2020-х годов это произойдет уже наверняка, а у Китая еще будет интерес к приобретению этого самолета.

- В каких военных проектах Китаю острее всего требуются российские технологии?

- Прежде всего в создании авианосца и нового дальнего бомбардировщика. После покупки на Украине недостроенного авианосца "Варяг" Китай закупил немало сопутствующей техники. В России были приобретены четыре комплекта посадочного оборудования для палубной авиации. Несколько лет назад Китай купил на Украине самолет Т10К - прототип российского палубного истребителя Су-33. Для полетов он уже непригоден, однако цель ясна - изучить конструкции складывающегося крыла, посадочного тормоза и других систем палубного самолета, после чего спроектировать собственный палубный истребитель на базе Цзянь-11Б. Они только внешне похожи, по конструкции сухопутные и корабельные машины сильно отличаются. Если попытка провалится, Китай, скорее всего, обратится к России за покупкой Су-33. Для новых бомбардировщиков Китаю нужны прежде всего российские двигатели.

- И все же утвержде
 
кстати у китайцев нет аналога ТУ-95, но наверное будет скокро..((
http://vz.ru/society/2009/3/13/264827.html
Хлам на продажу
Украинская армия начала массовую торговлю своим имуществом – от стратегических ракетоносцев до самогонных аппаратов
На официальном сайте Верховной рады Украины появился любопытный документ – список излишков военного имущества, предназначенных для реализации. Среди различного старья и военной рухляди есть несколько интересных пунктов – от целого полка истребителей МиГ-29 и стратегических ракетоносцев Ту-95МС до самогонного аппарата. Газета ВЗГЛЯД выяснила, кому может приглянуться это добро.

Документ «Об утверждении перечня военного имущества Вооруженных сил, которое может быть отчуждено», появившийся на сайте Верховной рады, не первый: к интернет-аукционам украинский парламент прибегал и прежде, как минимум с 2005 года. Но любопытен состав предлагаемого на этот раз имущества: среди различного старья и военной рухляди, скопившихся на складах со времен Великой Отечественной, фигурируют, например, почти полк истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24, как минимум два стратегических ракетоносца Ту-95МС и несколько сотен оперативно-тактических ракет «Луна» и «Точка».
Военные – вообще барахольщики, почище приснопамятной Коробочки. Так, в качестве байки рассказывают случай, когда в ведомости одного из окружных складов российской армии оказался стрелецкий кафтан XVII века, который, как ни странно, оказался в наличии. Многие служившие в Советской армии наверняка помнят форму «х/б-б/у» военного выпуска, а некоторым удалось отведать и американской «ленд-лизовской» тушенки производства 1942 года.


Поэтому наличие на украинских складах «Максимов», «трехлинеек», трофейных «Маузеров» и «Вальтеров», легендарных ППШ и тому подобного стрелкового винтажа в количествах десятков и сотен тысяч штук никого не должно удивлять. Теперь это оружие представляет интерес лишь для металлургов, коллекционеров и охотников, и от него лучше избавиться. Впрочем, иракское фото американского «Джи-Ай» с ППШ, на который установлен новейший коллиматорный прицел, тоже хорошо известно.


Среди полезных в хозяйстве вещей украинские военные предлагают приобрести «аппарат перегонный АПТ-25 с топкой». В общем, из названия аппарата все понятно: это портативный дистиллятор, и что в нем перегонять – дождевую воду или самогон, зависит исключительно от вкусов владельца, тем более что самогоноварение на Украине официально не преследуется.


Но, просматривая документ на трезвую голову, следует обратить внимание на шестую слева колонку, где показано состояние продаваемой техники. Традиционно IV и V категории представляют собой разукомплектованных хлам, годный в лучшем случае на запчасти. Однако категория II – это техника на консервации, для приведения ее в боеспособное состояние требуется лишь заводской восстановительный ремонт. К этому пункту в украинском документе относятся как минимум 23 МиГ-29 и 11 Су-24 – такого количества достаточно для оснащения ВВС небольшой страны.
То же касается оперативно-тактических ракетных комплексов «Луна-М» (по классификации НАТО – SCUD) и «Точка» (SS-21 Scarab). Морально устаревшие ракеты, возможно, не заинтересуют европейских покупателей, но в третьем мире это оружие по своей значимости может быть приравнено к «большим» межконтинентальным баллистическим ракетам и играть такую же роль в пределах регионального театра военных действий.


Иракское фото американского «Джи-Ай» с ППШ, на который установлен новейший коллиматорный прицел, тоже хорошо известно



Кроме того, на торги выставлено невероятное количество танков: 710 Т-72 и 170 Т-80. То, что ресурс большинства боевых машин выработан (касается и самолетов), не такая уж большая проблема: были бы деньги, а запчастей, особенно для танков, сейчас на рынке навалом. Где восстановить технику – тоже вопрос решаемый: кроме собственно украинских предприятий ремонтом бывших советских танков успешно занимаются в Словакии и Польше. А в модернизации самолетов может помочь Израиль – правда, такое решение неприемлемо для большинства исламских стран. Впрочем, восстановлением ресурса МиГов занимаются и в Белоруссии.


Очевидно, что изрядная часть продаваемой техники могла бы еще послужить самой Украине, тем более что экономическое положение не дает украинским военным повода надеяться на новые поставки. Несмотря на это по итогам минувшего года Украина – шестой в мире экспортер оружия. Причем оружие это в основном – бывшее в употреблении.
Почему так происходит? Ответ лежит на поверхности. Согласно данным украинских аналитиков, на сегодня исчерпали срок эксплуатации 55% боевых самолетов, 61% автомобилей, 51% бронетанковой техники. Зенитно-ракетные комплексы и боевые корабли изношены на 84–85%. Денег на продление ресурса, ремонт и модернизацию всего этого хозяйства в казне нет. На инфраструктуру, закупку вооружения и проведение учений выделяется мизер. В 2008 году на эти цели был зарезервирован миллиард гривен, но до конца года эта сумма так и не была перечислена.


Таким образом, пока все эти танки и самолеты еще представляют из себя какую-то ценность, от них стремятся избавиться. Правда, в теперешнем состоянии выставленная на продажу техника и имущество могут вызвать интерес только в зонах региональных конфликтов, где и трофейный «Маузер», и бэушный Т-72 – вполне себе оружие.


За все имущество, учитывая его разнообразие и пригодность для дальнейшего использования, военные хотят не так уж много - около 860 млн долларов. Сумма может быть еще не раз скорректирована, однако уже сейчас некоторые причастные к распродаже признают ее недостаточной.
Правда, достанутся ли деньги украинским военным или уйдут в чей-то карман, неизвестно: оружейные скандалы на Украине – что-то вроде национального вида спорта.


Кстати, еще до публикации списка такой скандал разгорелся вокруг Су-24. Продажей самолетов, как и всего лишнего в армии, занимается Виктор Кириллов, директор специального департамента Минобороны. Он говорит, что в мае подыскал неплохих клиентов на четыре устаревших бомбардировщика (предположительно, из Йемена. – Прим. ред.). За каждый самолет давали более 3 млн гривен. Стороны уже готовились заключить сделку, как вдруг один из заместителей министра обороны распорядился продавать самолеты вдвое дешевле. Причину такой скидки на бомбардировщики сейчас выясняет генеральная прокуратура Украины.


Департамент просто неэффективен, уверяет министр обороны страны Юрий Ехануров. Лишнего имущества в армии на миллионы. А продается лишь десятая часть. Так что распродажа украинской армии всем желающим (а условия предлагаются упрощенные) будет продолжена. И неизвестно, где всплывет это оружие: в африканской саванне или ближневосточной пустыне.


http://www.aviaport.ru/digest/2009/03/06/168177.html

Источник: сайт «ugmk.info»Автор:      Михаил Самусь

Опубликовано: 06.03.2009, 14:10



Продать все за пять лет


Экспорт вооружений остается для Украины довольно значительной статьей валютных поступлений. По данным Центра исследований армии, конверсии и разоружения, объем оружейного экспорта Украины в 2008 году составил не менее $1-1,2 млрд. В то же время существуют значительные сомнения, что украинским спецэкспортерам удастся подтвердить свое реноме в следующей пятилетке.

Оснований так думать несколько. Во-первых, продолжается усиление производственного провала в украинском ОПК. Степень износа основных фондов предприятий оборонки превышает 50%, а 70-75% оборудования морально устарело, эксплуатируется свыше 15 лет и не способно удовлетворить нужное качество, эффективность и производительность труда

Значительное количество производств нуждается в масштабной реконструкции и технической переоснастке. Во-вторых, практически вся продукция украинского ОПК основана еще на советских разработках. Принципиально новые решения и изделия можно пересчитать по пальцам. В-третьих, технологии, которые используются украинскими оборонными предприятиями, в большинстве своем давно остались в прошлом.

Кроме того, значительную часть украинского оружейного экспорта составляют поставки со складов Министерства обороны. И даже если предположить, что в украинских арсеналах находится нескончаемое количество оружия, его моральный и физический возраст уже подошел к пределу. Можно смело утверждать, что после 2015 года оружие, произведенное в 70-80-х годах прошлого века, мало кого будет интересовать.

Прогнозные показатели украинского оружейного экспорта на следующие пять-шесть лет можно сформировать достаточно точно. География экспорта, скорее всего, существенно не изменится: треть поставок будет приходиться на Россию и другие постсоветские страны, треть на Юго-Восточную Азию и треть на страны Ближнего Востока и Африки. Остальные 10% украинских поставок будут распределяться среди "непостоянных" покупателей украинского оружия.

По отдельным сегментам картина представляется следующая.

Авиационные двигатели. В ближайшую пятилетку спрос на авиадвигатели разработки ГП ЗМКБ "Прогресс" и производства ОАО "Мотор Сич" сохранится. Основным рынком сбыта для них останется Россия, которая, скорее всего, продолжит закупку двигателей для вертолетов Ми-8МТ, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-52, Ка-60. Также перспективным является проект создания двигателей АИ-222 для учебно-тренировочного самолета Як-130. В этом сегменте может существенно возрасти доля Китая, который реализует программу создания нового учебно-боевого самолета L-15 с украинским двигателем. В списке перспективных рынков также Индия и Иран.

Авиационная техника. Здесь ситуация намного пессимистичней. Традиционно Украина экспортировала старую советскую авиатехнику, модернизированную на заводах Минобороны. Международная ниша такой продукции стремительно сокращается. Исключением являются лишь вертолеты российского производства Ми-24 и Ми-8, спрос на которые продолжает расти. Однако потенциал этого сегмента невелик в связи с ограниченным количеством "свободных" вертолетов в Украине. Все технически исправные
 
Вверх