При какой нагрузке разрушится колесо, этого никто не знает.
Поговорил с человеком, который занимается мотоциклами, говорит, что двойную нагрузку колесо держит уверенно, тройную под вопросом. Думаю, можно принять как 2,5.
Произвёл расчёт стойки шасси.
Итак, задача: а)рассчитать нагрузку на стойки основного шасси и б)определить потребное сечение стойки, если она будет деревянная. Предварительно я выполнил фронтальный чертёж основного шасси, определив необходимые размеры, как то: высота, которая продиктована минимальным зазором между винтом и землёй (20 см), ширина колеи (ок. 2 м), угол наклона основных стоек на виде спереди (45 гр.), угол между вертикалью, проходящей через центр тяжести, и линией между ц.т. и точкой касания колёс (15 гр.). Эти требования изложены в пособии "Самолёт - своими руками" (Кондратьев В.П., Яснопольский Л.Ф. - М., 1993). Благодаря данному чертежу теперь до сантиметра (т.е. пока что во втором приближении) стал известна длина стойки, а также угол между стойкой и подкосом, составивший 20 гр.
Нарисуем расклад сил, приложенных к оси колеса.
На ось колеса в красной точке действует три силы: 1)сила реакции опоры Р, направленная вертикально вверх; 2)притягивающая сила подкоса К, направленная вдоль подкоса; 3)толкающая сила стойки S. Иных сил на эту точку нет, поэтому силы Р и К должны уравновешиваться силой S. К первым двум я изобразил равнодействующую таким образом, чтобы она легла в линию стойки. Сила S будет ей равна по модулю и противоположна по направлению (ОА=ОS).
Сила Р известна. В случае касания земли при приземлении только двумя передними колёсами без хвостового на каждое из них приходится половина веса самолёта, т.е. 250 кг. Кондратьев рекомендует рассчитывать для перегрузки в 2-3 раза, лучше в 3 (стр. 179). Получаем нагрузку в 750 кг. Это и есть сила Р, поскольку воздействие равно противодействию.
Кроме того нам известен угол стойки (АОР), составляющий 45 гр., а также угол между стойкой и подкосом - 20 гр. Итак, нам нужно вычислить значение силы S в килограммах. Она равна ОА.
Для этого в треугольнике ОАР проведём вспомогательную высоту d. Она делит сторону ОА на две части a и b. Сначала вычисляем а.
а=cos45*c, где с=ОР.
а=0,7*750=530 (кг).
С отрезком b лишь немногим сложнее. Угол ОАР равен 20 гр. Катет d тоже известен, он равен а.
d=530.
Дальше определяем через тангенс угла ОАР (его значение нашёл в таблице тангенсов):
tgOAP=d/b.
Отсюда b=d/tgAOP=530:tg20=530:0,364=1457.
S=a+b=530+1457=1987 (кг).
Итак, наша стойка должна выдерживать усилие на сжатие почти в 2 тонны. Я делаю расчёт, как будто у меня одна стойка, хотя их две, расположенных V-образно, если смотреть сбоку. Но поскольку они и в боковой проекции находятся под наклоном к вертикали, а также с учётом того, что на вторую стойку на кочках придётся больше нагрузки, чем на первую, буду считать как для одной стойки.
Предел прочности на сжатие [ch963]сж для сосны равен 439 кг/см2.
Площадь сечения сосновой стойки будет равняться
S/[ch963]сж=1987:439=4,526 (см2),
т.е. такой брусок сечением 22 на 22 мм всего. И он будет держать 2 тонны.