По поводу планеров упомянутых машин для памятников.
"В случае передачи списанного самолета в гражданские организации, военным кафедрам гражданских
институтов и военным учебным заведениям он приводится в нелетное состояние.
...
698. Приведение летательных аппаратов в нелетное состояние осуществляется следующим образом:
• для самолетов: на крыле с обеих сторон на расстоянии 0,5 м от крайних двигателей (для самолетов с
несколькими двигателями) и 1 м от главных опор шасси в сторону свободной консоли (для
самолетов с одним двигателем) снизу в одном и том же сечении производится разрез обшивки и
нижних полок всех лонжеронов (на бипланном крыле - только полок нижнего крыла); на
фюзеляже снизу в сечении на расстоянии 0,5 м от передней кромки стабилизатора разрезаются
обшивка и весь силовой набор на дуге 40 - 50°; сечения, где проделаны разрезы, заклеиваются
перкалью и окрашиваются в красный цвет, белой краской по красной полосе наносится слово
РАЗРЕЗ;
• для вертолетов: на силовых шпангоутах, соединяющих с узлами крепления рамы главного
редуктора, со стороны грузовой кабины производятся разрезы на правом и левом борту в
плоскости продольной оси на 0,5 их сечения; по месту разреза шпангоутов на обшивке фюзеляжа
снаружи и внутри делается надпись РАЗРЕЗ ШПАНГОУТА; на двух диаметрально
противоположных стержнях рамы главного редуктора производится разрез стержней на 6,5 их
сечения на расстоянии 100 мм от нижних узлов крепления; по месту разреза стержней наносится
красная полоса шириной 20 мм; делается надпись белой краской РАЗРЕЗ на стержнях, а на
капотах редуктора - РАЗРЕЗАНЫ ДВА СТЕРЖНЯ РАМЫ.
Разрез производится механическими средствами или применением сварки. В последнем случае перед
сварочными работами снимаются топливные баки и принимаются все меры пожарной безопасности."
Приказ МО :-[