Маркировка ЛЭП

Сергей Минигулов

Жалеют всех, а зависть надо заслужить!
Откуда
Уфа
ОПЕРАТИВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
1. ИНФОРМАЦИЮ ПО КАТАСТРОФЕ С АВТОЖИРОМ «CALIDUS» RA-0038A ДОВЕСТИ ДО ВСЕХ СПЕЦИАЛИСТОВ, ЭКСПЛУАТИРУЮЩИХ СВЕРХЛЕГКИЕ ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ.
2. ДЛЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА, ВЫПОЛНЯЮЩЕГО ПОЛЕТЫ НА СВЕРХЛЕГКИХ ВС НА МАЛЫХ И ПРЕДЕЛЬНО МАЛЫХ ВЫСОТАХ, ПРОВЕСТИ ЗАНЯТИЯ ПО:
ПОРЯДКУ И ОБЪЕМУ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДПОЛЕТНОЙ ПОДГОТОВКИ;
РАСЧЕТУ БЕЗОПАСНОЙ ВЫСОТЫ ПОЛЕТА;
РАСЧЕТУ РЕЖИМОВ ПОЛЕТА;
ВЫПОЛНЕНИЮ МАНЕВРИРОВАНИЯ;
ДЕЙСТВИЯМ ПИЛОТОВ СВС В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ И УСЛОВИЯХ ПОЛЕТА.
3. ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПОЛЕТА:
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИПП (АНПА) В РАЙОНЕ АЭРОДРОМА, ПОСАДОЧНОЙ ПЛОЩАДКИ;
ОСОБО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА НАЛИЧИЕ ПРЕПЯТСТВИЙ ПО МАРШРУТУ ПОЛЕТА;
КЛИМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ В РАЙОНЕ ПОЛЕТОВ И ПО МАРШРУТУ ПОЛЕТА, (СДВИГ ВЕТРА, ОБРАЗОВАНИЕ ТУМАНА И Т.Д.).
4. РОСАВИАЦИИ ВЫЙТИ С ИНИЦИАТИВОЙ В МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА И МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ ПУНКТА 1 СТАТЬИ 51 ВК РФ С УЧЕТОМ СТАНДАРТОВ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ГА (ПРИЛОЖЕНИЕ 14, ТОМ 1, ЧАСТЬ 6), А ТАКЖЕ DOC 9157, ЧАСТЬ 4 «ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА», ПО МАРКИРОВКЕ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ, ВНЕСТИ ДОПОЛНЕНИЯ В ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АЭРОНАВИГАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ ОТ 28.11.2001 № 119 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ АВИАЦИОННЫХ ПРАВИЛ «РАЗМЕЩЕНИЕ МАРКИРОВОЧНЫХ ЗНАКОВ И УСТРОЙСТВ НА ЗДАНИЯХ, СООРУЖЕНИЯХ, ЛИНИЯХ СВЯЗИ, ЛИНИЯХ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ, РАДИОТЕХНИЧЕСКОМ ОБОРУДОВАНИИ И ДРУГИХ ОБЪЕКТАХ, УСТАНАВЛИВАЕМЫХ В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ».
КОМИССИЯ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ АП МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО АВИАЦИОННОГО КОМИТЕТА

Плохо, что за счет чужих жизней, но маркировку проводов оранжевыми шарами давно было пора вводить. Я у себя в Первушино сразу поставлю, как только нормативный документ выйдет.
 
Maestro сказал(а):
Плохо, что за счет чужих жизней, но маркировку проводов оранжевыми шарами давно было пора вводить. Я у себя в Первушино сразу поставлю, как только нормативный документ выйдет.
Это конечно повод, что бы поднять этот вопрос. И в полосе подходов маркировать обязательно надо. Только в контексте данного описания я должен буду промаркировать провод идущий с улицы к дому. Очень хочется верить, что в черте городской застройки всегда опутанной как паутина всеми типами проводов, на такой высоте аппарат оказался по причине какого нибудь форс-мажора а не по инициативе экипажа.
А в оперативные рекомендации я бы добавил для всех кто считает себя инструктором, обязательный рассказ, а лучше показ курсанту:
1) Как не видно провода из кабины летящего ЛА.
2) Как могут быть запущенны просеки и заросли опоры ЛЭП по которым пилот должен определять эти самые ЛЭП при полете на ПМВ и подборе ПП с воздуха.
3) Что, если на одном берегу есть деревня а на другом дачный кооператив, то между ними точно где то есть три тонких провода, по другому садовые участки запитывать крайне дорого.
4) Что, над огромной рекой, для тебя городского жителя кажущейся морем, тоже может идти провод, опоры которого не видно с середины реки даже в хорошую погоду, даже если они сто метровые и даже если они покрашены. Они просто далеко.
И если ты увидел этот провод, то скорее всего он уже твой.
5) Что, в горах и сильно пересеченной местности, провода могут идти не только вдоль и поперек, но и почти сверху вниз с огромными разбросами опор линии ЛЭП.
Из всего курса первоночальной подготовки данного когда то мне, единственное, что было сказанно, это то, что ЛЭП надо пересекать над опорами. Да, конечно. Только никто наглядно не рассказал и не объяснил, что линии ЛЭП могут маскироваться лучше любого военного. И свой чудный провод я перепрыгнул в 2003 году только благодаря огромному количеству удачно сложившихся факторов.
Количество ЛЭП собранных нами в коллекцию ежегодно увеличивается. Экипажи совсем легких ЛА в большинстве случаев выживают. Чуть потяжелее и побыстрее уже к сожалению нет. И как бы этого не хотелось, но почти все мы, сразу как выросло из задницы первое перо, оказываемся над той самой рекой, на той самой высоте, внимательно глядя вперед в полной уверенности, что там можно что то увидеть. Увидеть иногда можно, только уже как правило поздно. И мне кажется, что  основная причина в том, что инструктор не рассказал и не показал, помноженная на хорошую погоду, хорошее настроение и нашу безбашенность.
 
Ребят  все  правильно,  но  тщательной  подготовки  к  полету  никто  не  отменял.Сейчас  все  надеются  на  GPS , но  там  проводов  нет.  Поэтому  я  всем  пилотам  СЛА  рекомендовал  бы  брать  с  собой  карту  масштабом  2  км  и  на  ней  все  линии  эл.передач  нарисованы.  Поднимайте  их  желтым  фломастером  и  все.    Просто  расслаблять  ягодицы  не  стоит  и  ушами  нужно  слушать  , а  не  хлопать. 😡
 
4) Что, над огромной рекой
--
2а) торчащие из засохшего/зимнего леса опоры и провода на фоне этого леса визуально не определяются. Т.е. совсем визуально не определяются. Никак то есть.
4б) что если ты летишь на высоте 200 метров над рекой - это вовсе не значит, что ты не можешь встретиться с проводом. Желающие проверить - вэлкам к Конаковской ГРЭС.
7) если на вашей карте нарисован кабельный переход через реку - скорее всего он нарисован "слегка не там".
8) опоры лэп могут принимать извращенные формы. Например - вид заводских труб и прочих инженерных сооружений. Самый простой способ познакомиться с этим явлением - изучить Каширскую ГРЭС.
надеются  на  GPS , но  там  проводов  нет
-- нередко они там есть, только не в том месте, где в реальной жизни. И высот опор там нету по определению, поскольку это закрытая информация. Знаю немало мест, где на карте отмечены прежние расположения ЛЭП, а реальные - на пару сотен метров в стороне. И под совсем другими углами к ориентирам на местности.
 
ЛЭП надо пересекать над опорами
-- у правильной ЛЭП есть грозозащита. Представляет собой тонкий (сильно тоньше проводов) трос, расположенный частенько намного выше проводов. Из опор могут торчать вверх "тонкие прутики", к которым грозозащита и крепится. Никаких изоляторов или иных имеющих шансы быть увиденными предметов на тросе грозозащиты и в его подвеске нету.  Мораль: даже если видишь провода ЛЭП - не факт, что видишь ВСЕ провода. Вывод - пересекать не просто над опорами, а с некоторым запасом над ними. При этом важно видеть ОБЕ опоры пересекаемого пролета.
 
Ребята, какая маркировка ЛЭП.....? Мой руководитель авиамодельного кружка из Брянской губернии работает диспетчером в электросетях. Всё  оборудование в лучшем случае 70-80 годов прошлого века, запчастей нет .....! :STUPID
 
Хочу написать о глобальном....
Мы не то, что ЛЭП и все электросети про-ли мы государство-Россию....
Конечно нужны рекомендации, инструкции и т.д. Но у меня есть конкретные предложения, памяти Дмитрия и того огромного дела, которым он занимался для молодёжи, для нашего "Дятьковского авиационного кадетского корпуса" .http://www.youtube.com/watch?v=IzcdOa5fMnA
Если мы хотим когда-нибудь навести порядок в наших электросетях -нужно повсеместно, как это было в Союзе организовывать технические кружки и именно по электротехнике, радиолюбительству, "охота на лис" и т.д. Воспитывать "людей Дела"! Воспитывать новых Поповых, Тесл и Петров 1-х. Людей с нормальными мозгами- созидателей и энтузиастов!
Это уже давняя моя задумка-организовать в кадетском "Кружок электротехники". Денег конкретно ненужно. Ставку руководителя кружка даст департамент образования. А мы можем просто купить-паяльник, кит-комплект радио-схем и т.д. и передать для кружка. Тут к примеру
http://www.chipdip.ru/catalog-show/electronic-construction-sets/

Кому интересно сие предложение, пишите в личку. Это не прошение о подаянии. Это возможность сделать реальное, доброе дело!
 
Все  ЛЭП  проходящие  вне  населённых   пунктов разделяются  на распределительные  10 кв  ,высота проводов  над землёй  10- 15 метров  и  магистральные от  35 кв  до  500кв. Высота  проводов  и  тросов  над  землёй от20 до  30 метров , в местах перехов  автодорог  и  водных объектов  высота  может  быть  большей. Крупные ЛЭП  имеют  охранную  зону  и  с воздуха  заметны хорошо,  10кв  как  правило в полях  на  сх  угодиях  заметить  сложно.  По  моим  наблюдениям  после  снижения  на  50м нужно  смотреть  в оба. Кроме  в последнее время  большое  кол-во  вышек  связи хотя они  заметны.
 
Это конечно повод, что бы поднять этот вопрос. И в полосе подходов маркировать обязательно надо. Только в контексте данного описания я должен буду промаркировать провод идущий с улицы к дому. Очень хочется верить, что в черте городской застройки всегда опутанной как паутина всеми типами проводов, на такой высоте аппарат оказался по причине какого нибудь форс-мажора а не по инициативе экипажа.

Ссылка МАКа на Приложение 14 ИКАО о маркировке проводов при прочтении показывает на их рекомендательный характер:
Международные стандарты и Рекомендуемая практика
Приложение 14 к Конвенции о международной гражданской авиации
Аэродромы
Том I Проектирование и эксплуатация аэродромов

ГЛАВА 6. ВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ПРЕПЯТСТВИЙ
6.1 Объекты, подлежащие маркировке и/или светоограждению
6.1.10 Рекомендация. [highlight]Подвесные провода, кабели и т. д., пересекающие реку, долину или шоссе, следует маркировать, а их опоры маркировать и оснащать заградительными огнями, если аэронавигационное исследование свидетельствует о том, что линии или кабели могут представлять опасность для воздушных судов, за исключением тех случаев, когда маркировка опор может не производиться, если в дневное время они освещаются заградительными огнями высокой интенсивности.[/highlight]
6.1.11 Рекомендация. Когда определено, что необходимо обеспечивать маркировку подвесных проводов, кабелей и т. д., но из практических соображений маркеры не могут быть установлены на проводе, кабеле и т. д., на несущих опорах следует установить заградительные огни высокой интенсивности типа В.

Использование маркеров
6.2.7 Маркеры, размещаемые на препятствиях или вблизи них, устанавливаются таким образом, чтобы они были хорошо видны, давали общее представление о препятствии и могли быть опознаны в ясную погоду на расстоянии по крайней мере 1000 м с воздуха и на расстоянии 300 м с земли со всех направлений, с которых воздушное судно может приближаться к этому объекту.
Маркеры обладают такой отличительной формой, которая является необходимой для того, чтобы не путать их с другими маркерами, предназначенными для передачи другой информации, причем они не увеличивают опасность, представляемую объектом, который они маркируют.
6.2.8 Рекомендация. Маркер, размещаемый на подвесном проводе, кабеле и т. п., должен иметь сферическую форму и диаметр не менее 60 см.
6.2.9 Рекомендация. Интервал между двумя последующими маркерами или между маркером и опорой должен соответствовать диаметру маркера, но этот интервал ни в коем случае не должен превышать:
а) 30 м там, где диаметр маркера равен 60 см, постепенно увеличиваясь вместе с диаметром маркера до
b) 35 м там, где диаметр маркера равен 80 см, и далее постепенно увеличиваясь до максимального значения в
с) 40 м там, где диаметр маркера равен по крайней мере 130 см.
Там, где имеется несколько проводов, кабелей и т. п., маркер должен размещаться в точке, которая находится не ниже уровня самого высокого провода.
6.2.10 Рекомендация. Маркер должен быть одного цвета. Белые, красные или оранжевые маркеры должны устанавливаться таким образом, чтобы они чередовались по цвету. Выбранный цвет окраски должен быть контрастным по отношению к фону, на котором он будет виден.

В наших Федеральных авиационных правилах "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов" (утверждены приказом Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 года № 119, зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 6 декабря 2007 года, регистрационный № 10621) о шарах на проводах ничего  не говорится. Только о дневной маркировке и светоограждении опор линий электропередач, расположенных в оговоренных ФАП местах. Т.е. логика ФАП заключается в придаче видимости опорам ЛЭП, а то, что между ними провода, должны сами догадаться.

А в оперативные рекомендации я бы добавил для всех кто считает себя инструктором, обязательный рассказ, а лучше показ курсанту:
1) Как не видно провода из кабины летящего ЛА.
2) Как могут быть запущенны просеки и заросли опоры ЛЭП по которым пилот должен определять эти самые ЛЭП при полете на ПМВ и подборе ПП с воздуха.
3) Что, если на одном берегу есть деревня а на другом дачный кооператив, то между ними точно где то есть три тонких провода, по другому садовые участки запитывать крайне дорого.
4) Что, над огромной рекой, для тебя городского жителя кажущейся морем, тоже может идти провод, опоры которого не видно с середины реки даже в хорошую погоду, даже если они сто метровые и даже если они покрашены. Они просто далеко...

Да, не лишнее, но к этому неплохо бы добавить для летающих на малых и предельно малых по маршруту подачу уведомления в хотябы целях получения информации о препятствиях на этом маршруте.

А в нынешних, безмаркировочных (проводов) условиях самое действенное, наверное, в оперативных рекомендациях -  расчет минимальной безопасной высоты на маршруте, правда, для этого нужно иметь информацию о препятствиях...
 
 
к этому неплохо бы добавить для летающих на малых и предельно малых по маршруту подачу уведомления в хотябы целях получения информации о препятствиях на этом маршруте.
Я конечно сильно сомневаюсь, что такое возможно, но допустим.
Допустим продиктует тебе диспетчер известные ему на данный момент провода в данной местности, а о том что сегодня утром дядя Вася перекинул  кабель на другой берег диспетчер понятия не имеет и соответственно тебя не проинформирует. :~~)

ПОЭТОМУ!
[highlight]Только сам![/highlight]
Обязательно своими глазами надо убедиться в безопасности, пройдя сначала на безопасной высоте над этим участком маршрута.
Причём пройти надо 2 раза (туда и обратно)
И вот только после этого уже можно на бреющем. :IMHO

Кстати, на бреющем надо идти от солнца.
 
Ребят  ну, что  Вы  все  про  провода  и  что  на  них  должно  быть.  Никто  этим  заниматься  не  будет.  Пилот  он  для  того  и  нужен  , что бы пилотировать  аэроплан,  а  не  смотреть  любуясь  пейзажами.   Взлетел  и  попку  в  кулачек,   ушки на  макушке,  глазки  вперед  и  по  кругу  как  Вас  инструктор  учил.  Осмотрительность  и  радиоосмотрительность,  это  в  полете  одно  из  самых  главных  условий   успешного  полета.  😉
 
Пилот  он  для  того  и  нужен  , что бы пилотировать  аэроплан,  а  не  смотреть  любуясь  пейзажами.   Взлетел  и  попку  в  кулачек,
Ну как можно не любоваться пейзажами? Тогда уж лучше летать только вторым.
Недавно был свидетелем АП самолёта и ЛЭП, но это был полёт на очень малой высоте, а какие могут быть провода на высоте 200м? Так что, если хулиганить, то:
Обязательно своими глазами надо убедиться в безопасности, пройдя сначала на безопасной высоте над этим участком маршрута.
Причём пройти надо 2 раза (туда и обратно)
 
Если  пилот  уже  как  говорится  чует  ж..  пой  самолет  ему  видно  и  красоту , и  приборы  и  все ,что  вокруг  шевелится, а  если  Вы  новичек , то  читайте  мой  пост  выше. ;D
 
могут быть провода на высоте 200м
-- обыкновенные. Я точно сейчас не вспомню на каких именно трубах я такое видел, но кабельный переход через реку, где с одной стороны труба, а с другой - почти стандартная опора ЛЭП (т.е. по диагонали вниз) - не такая уж и редкость. А труба Костромской, к примеру, ГРЭС - 315 метров. Если с двух третей веревка тащится - как раз две сотни и будет.
У Каширской так кабельный переход сделан, насколько помню. Труба там 250 и до воды от основания трубы еще под сотню. Смотрим на фото - и все понимаем. Рожки из правой трубы - "это оно". http://photos.wikimapia.org/p/00/00/59/88/97_big.jpg
и Конаково: http://dvoryaninov.ru/20090518/tver2009_59.jpg
 
В 1991-92 годах я работал "Пилотом двухместного дельталёта" (да, так и написано в трудовой книжке!) в А-ских электросетях. На основе полученного опыта в 1992-93 гг. при областном "...энерго" организовал Службу малой авиации, где и стал её начальником. Так вот, в мои обязанности входил профилактический облёт ЛЭП от 35 до 500 кВ на предмет осмотра с борта дельталёта. Дельталёт нам купили "Сети", зарплату платили они же, и всем обеспечивали необходимым. "Сетей" в области тогда было 8, в каждой от 1500 до 2500 км этих самых ЛЭП. То есть, работы -- немеряно. За этот период даже по одному разу не облетели.
Мы летали на высоте 30-50 м, так как хотели обеспечить такой же осмотр, как и с земли. Конечно в болтанку приходилось подниматься повыше. Осматривал как профессионал, так и мы сами (пилоты), ничего там сложного нет, фиксировали в блокнот 4 параметра.
У нас была схема всех ЛЭП, то есть ориентир линейный, очень удобно летать. Через 30-50 км -- подстанции, почти на всех -- круглосуточный дежурный. Взлетали и подсаживались у подстанции, грелись, обедали --  и обратно.
Имея схему сетей -- проблем с препятствиями особо-то и нет.
А маркировка -- никто её делать не будет, слишком большой объём работ (смотрите выше километраж!). Те, с кем мы работали, не успевали даже 2 раза в год осмотреть. Способы: пешком, на снегоходе, с вертолёта. Обычно они работали только по факту отказов. Сейчас обстановка не лучше, я думаю, а хуже.
 
Ещё, если уважаемым форумчанам интересно, один документ из жизни:

23 июня 2003 года пилот СЛА Н. (клуб СЛА «N» стаж полётов 22 года, на дельталётах 15 лет), на дельталёте, принадлежащем клубу СЛА «NN» (NNN Республика), выполнял показательный полёт по просьбе одного из хозяйств NNNN-ского района.
В 5 часов 20 минут при снижении после разворота на 180 градусов для выполнения прохода на малой высоте с целью демонстрации возможностей СЛА, аппарат столкнулся с проводом линии электропередач 110 кВ, порвал его, и по инерции грубо приземлился на поле, при этом почти полностью разрушился. Пилот травм не получил.
Метеоусловия: ветер 1-3 м/с, болтанка слабая, видимость 10 км, нижняя кромка облачности визуально 800 м 1-2 балла.
По словам пилота к столкновению привели следующие ошибки:
- отсутствие тщательной подготовки к полёту, а именно в части изучения района полётов;
- заход на малой высоте против солнца при низком его положении над горизонтом;
- пилот не ожидал встречи с ЛЭП, так как на этом участке ЛЭП делает поворот на 90 градусов.
 
В 5 часов 20 минут при снижении после разворота на 180 градусов для выполнения прохода на малой высоте с целью демонстрации возможностей СЛА, аппарат столкнулся с проводом линии электропередач 110 кВ, порвал его, и по инерции грубо приземлился на поле, при этом почти полностью разрушился. Пилот травм не получил.
Думаю всем будет полезно знать -из моего печального опыта: На  химии рано утром(так-же в 5 час. 20 мин. примерно).ЛЭП 10 КВт пересекает поле от края к трети боковой стороны т.е отрезает треугольник поля, который надо будет обрабатывать отдельно. не надо объяснять, что хочется этого избежать. Вижу, что столбы старые и проводов вроде нет между ними. По окончании гона в сторону столбов- внимательно смотрел-ну нету проводов! Перед заходом между столбами, чуть-ли не проехал левым колесом по изоляторам-ну нету,точно! Зашел между столбов, оказалось что провода есть и под напряжением. Отделался легко-порвал провода, столб упал из-за старости(что меня и спасло) Сгорел предкрылок (заменили за два дня) и заварились прослабленные на обшивке крыла заклепки(это плюс думаю). С тех пор летаю только вдоль проводов. Агроном понимает и под столбами обрабатывает наземкой. Надеюсь кто-то прислушается к опыту и спасет себе жизнь!
 
Надеюсь кто-то прислушается к опыту и спасет себе жизнь!
Да, хотелось бы, чтобы молодёжь училась на чужих ошибках!
Не всем так везёт.
Один наш пилот погиб на химии (сгорел заживо в такой ситуации).
Пожелаем всем никогда не встречаться с проводами!
 
Назад
Вверх