КПИР-5 — авиетка Киевского политехнического института, дипломный проект студента Дмитрия Людвиговича Томашевича, сделанный в содружестве с летчиком Константином Николаевичем Яковчуком. Авиетка двухместная с двигателем “Скорпион” (А. В. С.) в 27/35 л. с. выпущена была в 1927 г. и просуществовала несколько лет. На пей много летали, особенно на авиационных праздниках 2.
1 “Самолет”, 1925, № 5/19, с. 39.
2 Там же, 1930, № 2, с. 18; 1933, № 5—6, с. 7.
**********************************************
“Три друга” (рис. 227, г) 3 — двухместный подкосный парасоль с двигателем “Бристоль-Черуб III” в 29/34 л. с. Название произошло от девиза, под которым проект самолета был подан на конкурс Авиахима еще в 1923 г.: “Прочность, простота и дешевизна — три лучших друга воздушного флота”. Кроме того, этот самолет имел трех авторов: А. А. Семенова, Л. И. Сутугина и С. Н. Горелова.
1 “Самолет”, 1930, № 2, с. 36.
2 “Самолет”, 1930, № 2, с. 18; № 5, с. 9.
8 “Техника воздушного флота”, 1929, № 1, с. 61.
Конструкция — деревянная, фюзеляж — монокок из листовой фанеры в 1,5 мм. Место летчика — перед передним лонжероном крыла, место пассажира — между лонжеронами. Шасси оригинальное, в виде свободнонесущих обтекаемых стоек с полуосями, сделанных в форме пустотелых деревянных балок с резиновой пластинчатой амортизацией на внутренних концах стоек.
Самолет получился удачным, свободно поднимал двух человек, имея при этом время набора высоты 2000 м — 29 мин и потолок 3200 м, а с одним летчиком 4300 м, разбег 10 с —80 м, пробег 6с — 40 м. Было сделано много аэродромных полетов. Экспонировался на Международной авиационной выставке в Берлине в 1928 г.