Москва-Флоренция и обратно на двух R44

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
На майские праздники 2011 года мы с женой слетали на вертолете из Москвы в Европу. С нами летела еще одна супружеская пара: Лена и Саша - на другом вертолете. Ну, слетали - и слетали, вроде, и говорить особо не о чем. Но это оказалось интересным для многих, поэтому решил описать наше путешествие.
Главное, что пришло в голову - уже некоторая обыденность перелета. Помню свои первые полеты за границей в 2008 и пересечения российской границы в 2009 - каждый полет вызывал бурю эмоций и казался (мне и многим окружающим) если не Подвигом - то Поступком уж точно. Теперь же все воспринимается  довольно буднично - примерно как поездка за границу на собственном автомобиле. Главное - придумать и просчитать интересный маршрут с ночевками (здорово, если окажется отель с вертолетной площадкой!) и иметь гарантированную заправку топливом.  Само пересечение госграницы РФ уже не представляет особой сложности - в 2010 году только я пересек ее 6 раз, а ведь еще и другие авиаторы летали... Так что, на границах к нам привыкли, и уже и мы сами, и пограничники-таможенники знают - какие документы нужны... Остаются, конечно, пережитки СССР в виде необходимости получения разрешений Росавиации, Генштаба, ПВО и ФСБ - но и это уже более-менее привычно решается.
В общем, определившись с составом (Лена с Сашей на одном вертолете, я с женой - на другом), примерно за месяц мы начали не спеша разрабатывать маршрут. Главной целью полета была Италия, в которой мы рассчитывали находиться 4-5 дней. Остальное время занимал перелет "туда" и "обратно". Я прокладывал сам маршрут, а Саша с Леной больше занимались гостиницами. Сначала мы хотели лететь в Европу через Белоруссию, но после взрыва в минском метро на всякий случай свое решение поменяли: черт его знает, вот так прилетишь, а под утро сознаешься в причастности к терроризму :-( Поэтому решили лететь через Псков на Тарту.
Лететь мы решили с доп.баками на каждом вертолете - это давало дополнительных полтора часа полета без заправки и должно было сильно сэкономить нам время в пути, а также обеспечить большую автономность при локальных полетах по Италии. Сразу скажу - эта идея себя полностью оправдала. Вертолет Robinson R44 - идеальная машина для путешествий вдвоем, поэтому баки под задними сиденьями совершенно не мешают. Под сиденьями - баки, на сиденьях - дорожные сумки.
План полета до Пскова я подал за двое суток, и сразу получил ПЛН. Однако, когда в начале седьмого утра 29 апреля я позвонил в зональный, мне ответили, что план утвержден - но из Питера подтверждения еще нет. Примерно в 08-20 местного мы все-таки вылетели без подтверждения Питерского ЗЦ, поскольку нам предстояла еще посадка на Озерной (в Московской зоне) для дозаправки. Минут через сорок после взлета диспетчер Тверь-район мне сообщил, что в Питере наш план не прошел. Звоню с борта в Питер - оказывается, я не указал интервал между вертолетами при групповом полете. Звоню на свою площадку и прошу нашего диспетчера войти на сайт ivprf.ru под моим паролем, связаться с Питером и заполнить план, как они там пожелают. Из-за этого на Озерной нам пришлось еще раз позавтракать в ресторане "Вежливый Лось", ожидая прохождения нового плана. Потом я проверил, что именно было неправильно: в новом плане пришлось написать, что два ГРАЖДАНСКИХ вертолета следуют в сомкнутых БОЕВЫХ ПОРЯДКАХ (!!!). И ведь формально - в полном соответствии с ТС-95...
В общем, проследовали мы "в сомкнутых БП" до Пскова, полюбовавшись вдоволь нашими лесами и болотами. Там нас ждали, и мы вовлеклись в документооборот – бессмысленный и беспощадный. Мы с Сашей как командиры вертолетов заполнили бланки о том, что проверили все свои бортовые узлы, агрегаты и системы. При этом за каждую операцию расписываться приходилось дважды: в качестве исполнителя и в качестве инспектора. Наверное, по полсотни подписей мы там поставили... Была заполнена еще кипа разных бумаг - в результате Саша минут 10 исполнял ритуальные танцы в кассе, чтобы заплатить за оба вертолета около полутора тысяч рублей... Я тем временем в АДП пытался выяснить, есть ли на нас план в Тарту... "Добро" на вылет ожидалось с минуты на минуту, мы прошли таможню, потом - границу, подошли к вертолетам в сопровождении двух пограничников, запросились на запуск. Получили ответ, что нашего плана пока еще нет. Я отдал свой паспорт со штампиком о выезде за пределы РФ старшему пограннаряда и пошел обратно в АДП... Минут через 15 все разрешилось благополучно, и мы, наконец, оторвали лыжи своих вертолетов от Родины...
Взлет с Озерной, посадка в Пскове
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
Не могу не заметить, что люди в Псковском порту (включая таможню и границу) лично исключительно приветливые и доброжелательные. Но они увлеченно исполняют какую-то доисторическую процедуру, называемую "работой" - при том, что из аэропорта в неделю летает всего два пустых рейса в Домодедово, в порту работает человек семьдесят, не меньше. И каждый из них считает себя необходимым (ведь это так важно каждому человеку!). В результате - потери времени и огромные вороха ненужной бумаги... В Америке на таком аэродроме было бы человека три-четыре максимум. Мы представили, сколько таких организаций (не только авиационных) существует по стране - получается коллективный "бег на месте".
Границу мы все-таки пересекли, хоть и на пару часов позднее запланированного времени. Таллин-контроль нам сказал, что вышка АД Тарту уже закрыта. Я запросил АФИЛ на Ригу (топлива нам хватало), но диспетчер из Таллина ответил, что хоть вышка и не работает, пограничника он вызвал нам сам, можем садиться. Минут через десять после нашей посадки в Тарту прибыла эстонская пограничница, поставила нам штампы в паспорта, а на вопрос о прохождении таможни ответила: "я подумала, что вам наверняка нечего декларировать, поэтому таможню беспокоить не стала". Подали по телефону флайт-план до Риги, выпили кофе из автомата и улетели. В Ригу - давно известный аэродром со знакомыми точками заходов, схемой руления и даже лицами "координаторов", которые подвозят от борта в терминал и обратно. А уж в АДП там меня встречают и вовсе по-приятельски :)
Позади остался тяжелый день, следующий перелет предстоял тоже довольно длинный - поэтому мы немного прошлись по старому городу, поужинали и легли спать. Уже за границей.
На следующее утро в аэропорту мы узнали, что из-за загруженности рулежки ждать нам до перелета на заправку не меньше часа. Мы быстро переделали флайт-план на Тукумс (аэродром минутах в десяти лета) и ушли туда, предварительно созвонившись и получив "добро" на заправку. Следующая заправка планировалась в Модлине (Польша). Но мой приятель Марек по телефону сказал, что бензина там сегодня нет, и мы решили лететь в Лодзь. Благодаря доп.бакам мы без посадки пролетели 3 часа 40 минут и благополучно приземлились в Лодзи. Там, узнав, что мы - русские, нас после заправки повезли в терминал, где пограничник поставил Лене в паспорт штампик о въезде в Шенген :) Только после этого он нас, наконец, услышал (что мы летим из Риги) и, извиняясь, убежал аннулировать эту свою отметку :) Ну и последний рывок в тот день - на Прагу, где была заказана гостиница с названием "Алхимик". Подали план на АД Tocna и полетели. NOTAM читать не стали - а зря. Минут за 15 до посадки диспетчер Прага-контроль нам сказал, что мы можем сесть на запланированный АД, но он находится на реконструкции. Я нашел другое поле рядом с Прагой - диспетчер согласился, но минуты через три вызвал нас и порекомендовал АД Letnany (который в моей базе от Jeppesen значится как не имеющий топлива). Мы туда приземлились и обнаружили нормальную заправку и  дружелюбных чехов. Единственным условием было заправиться до темноты, поскольку там ожидали пожарных для закрытия заправки до утра - это было 30 апреля, и Чехия праздновала какой-то день двух святых (запамятовал их имена). В честь праздника по всей стране были разведены огромные костры - мы еще в воздухе удивлялись этому... Но мы успели заправить борта и поехали в гостиницу отдыхать.

Старая Рига, посадка в EVRA, заправка в Тукумсе
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
С утра прогулялись по Праге, решили, что этот город заслуживает отдельного визита на несколько дней - и полетели дальше. В Италию. Нам предстояло пересечь Альпы с Севера на Юг. Мы сразу запланировали лететь над автобаном Мюнхен-Верона, чтобы не пересекать высокие хребты. Раньше мы уже летали этим маршрутом и неплохо его помнили. Небо над Альпами было довольно мрачным, но лететь в облаках нам не пришлось, и мы удачно "по низу" прошмыгнули в Италию. Сели в Больцано, бензина там не было, мы перелетели чуть дальше по маршруту в Тренто, заправились - и в светлое время суток, не очень уставшие, приземлились у нашего отеля Villa del Quar (где и я, и Саша с Леной уже садились в 2008 году). Мне даже достался номер, в котором я останавливался 3 года назад, когда летал еще в качестве курсанта с немецким инструктором… Ужин с превосходным Masseto 2003 года увенчал этот летный день.

Прага, АД Letnany
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
Видеоролик - когда летели через Альпы, на высоте примерно 2,000 метров от изменения давления у меня отвалился на хрен Гармин-695 на присосках и попал мне прям по голени, подлюка... Камера внутри в это время должна была снимать красоты гор - а сняла, как я боролся с этой коробочкой :)
http://www.youtube.com/watch?v=3Gs0RzV4FDM

И еще парочка картинок ;-)

На заправке в Тренто и на парковке у отеля под Вероной
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
На следующий день мы практически не летали – только облетели в течение часа красивейшее озеро Гарда. К нам присоединился мой московский товарищ, отдыхавший там со своей подругой по-старинке, на рентованной машине. Потом мы всласть побродили по Вероне и под вечер вернулись в гостиницу. Этот день получился пешеходным…
Следующую ночь нам предстояло провести в гостинице на берегу озера Комо, это к Западу от Вероны. В гостинице была своя вертолетная площадка, но запарковать два вертолета на ночь они отказались – у них площадка застрахована только на один вертолет и используется для посадки-высадки пассажиров. Ну, мы решили пристроить вертолеты на ночь где-нибудь поблизости, а до отеля добраться на такси. А еще западнее от озера Комо, на границе со Швейцарией, лежит красивейшее озеро Lago Maggiore. И чуть ли не в последний момент мы обнаружили отель с площадкой на берегу этого озера. Но отказываться от брони на озере Комо нам показалось поступком дороговатым, поэтому мы решили днем на Лаго Маджиоре просто пообедать – тем более, что нам по телефону радостно подтвердили возможность посадки для двух вертолетов.
Мы оставили нашу гостеприимную гостиницу Villa del Quar и взяли курс в сторону Милана. Google Earth – одно из величайших изобретений человечества! Мы никогда прежде не бывали на Lago Maggiore, но имея географические координаты отеля, точно вышли на площадку. Я не очень верил в такую точность, поэтому умышленно взял чуть южнее по берегу, чтобы пройти вдоль него – но отель с площадкой оказались именно в том месте, где у меня в Гармине стояла отметка. Мы появились над площадкой в оговоренное время, нас встречал менеджер и группа любопытствующих граждан. Роллс-Ройс у подъезда отеля не вызвал такого интереса, как наши два маленьких вертолетика. Мы почувствовали себя первопроходцами, но менеджер Роберто вылил на нас маленький ушатик воды: оказывается, к ним уже прилетал на вертолете какой-то русский из Москвы. Роберто даже залез в компьютер и нашел его имя – но ни мне, ни Саше с Леной оно знакомым не показалось… Какой-то подпольный вертолетчик, наверное – но все равно, это здорово, что вертолет становится достаточно обычным средством передвижения. Мы с удовольствием пообедали и полетели искать заправку… На одном из ближайших аэродромов нам сесть не разрешили, там летали истребители (все-таки надо перед вылетом читать NOTAMы!) – но это вам не Россия, поэтому мы быстро нашли еще один аэродром прямо на окраине Милана, куда и сели на заправку. На этом аэродроме (LIMB) находится Миланский аэроклуб, основанный в 20-х годах прошлого века, жизнь кипит, но нам были рады. Менеджер, узнав о наших проблемах с ночевкой для вертолетов, нашел нам площадку на каком-то заводе километрах в десяти от нашего отеля на озере Комо и договорился о нашей там парковке на ночь. Мы вылетели туда, не без труда нашли площадку, спрятанную между довольно высокими цехами и такими же высокими деревьями – и благополучной посадкой завершили этот летный день. Вечер мы чудесно провели на озере Комо в гостинице Villa d’Este.

Над озером Гарда
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
Поскольку в этом отеле все же была вертолетная площадка, грех было ей не воспользоваться. К тому же, взлетать с сумками и женой из «колодца» на заводе было явно тяжеловато. Поэтому мы с Сашей доехали на такси до наших вертолетов, взлетели поодиночке и по очереди сели на площадку в отеле, где подобрали остальных членов экипажей с багажом. Наш путь лежал на Флоренцию… Примерно полтора часа мы летели без приключений, но минут за сорок до Флоренции перед нами встали горы. Не то, чтобы высокие – но они были покрыты облаками. Плотными и низкими. Нашли на карте реку и железную дорогу и полетели немного в обход, по руслу. Удлинили путь минут на двадцать, но безопасно пересекли горы по ущелью… Над Флоренцией же было синее небо, и флорентийский диспетчер нас уже ждал (я за сутки отправил в гостиницу наши бортовые номера и время прибытия). Гостиница Villa Olmi находится примерно в 5 километрах по прямой от центра города, на краю Firenze traffic zone и имеет очень хорошо оборудованную вертолетную площадку. Ми-26 туда сядет легко, там даже огни APAPI есть! Мы, естественно, сели еще легче и, быстро разместившись, поехали гулять по Флоренции…

Площадка в отеле на Комо. Все равно маловата - тяжеловато взлетал...
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
На следующий день, выспавшись, мы одним бортом полетели на Адриатическое побережье. В Республике Сан Марино есть частный аэродром – мы договорились о посадке там. Вызвали такси и почти целый день гуляли по этому городу-государству. После прогулки выяснили, что приземлиться-то нам разрешили, а вот с заправкой как-то не очень… Обещанный специальный человек на аэродроме так и не появился. Ну и черт с ним – мы взлетели и через 20 минут сели на аэродроме Forli, где заправили Сашин борт с запасом еще и для меня. Вернулись во Флоренцию и вечер провели в отеле.

Аэропорт Сан Марино, городок Сан Лео (там замучили гады графа Калиостро)
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
6 мая мы засобирались домой. Путь предстоял чуть более длинный, поскольку границу России мы собирались пересечь 8 мая, а в этот день аэропорт Пскова не работал. Поэтому мы за несколько дней до этого подали план по маршруту Таллин-Пулково… Сегодня же нам надо было долететь до Кракова. Мы вылетели сначала в Венецию, на аэродром Lido (LIPV). Там у нас случилась непонятка: ветер был боковым, прямо перед нами Бичкрафт сел на полосу 05 – а нас почему-то отправили на полосу 23 (хоть мы были готовы сесть за самолетом на 05). При этом дисп требовал от Бичкрафта после посадки немедленно освободить полосу для нас. Так я и не понял, в чем суть того маневра. Мы заправились, подали флайт-план на Краков с посадкой в Вене и взлетели, намереваясь посмотреть на Венецию поближе. На земле я расспросил местного пилота Робинсона, который, как челнок, сновал туда-сюда с туристами – и он мне подробно на карте показал, где можно подлететь поближе к городу для съемки. Однако после взлета дисп заверещал, что полеты в Bacino San Marco категорически запрещены – мы не стали спорить и улетели восвояси. Надеюсь, в следующий раз перед взлетом я поднимусь на вышку и расспрошу его подробнее… При нормальной погоде мы опять пересекли Альпы и меньше, чем через 3 часа сели возле Вены на заправку.  До Кракова оставалось еще часа два пути…
Еще в Москве я, планируя посадки, выбрал неконтролируемый аэродром возле Кракова, чтобы не садиться в международный аэропорт: чем крупнее порт – тем больше времени тратишь на формальности. Но, колдуя со своим Гармином и разбивая весь маршрут на дневные куски, я куда-то выкинул тот маленький аэродром, а международный остался… Так я «на автомате» и подал план на EPKK. То, что мы летим в международный аэропорт, я понял в воздухе, примерно минут за сорок до посадки. Ну, у меня было достаточно времени, чтобы подготовиться и выписать все точки – а вот Саша был сильно удивлен. Он был уверен, что мы летим на маленький аэродром – а тут перед ним в темноте вдруг возникла ярко освещенная полоса шириной с Кутузовский проспект! :)
Но в Кракове, несмотря на его «международность», все делается очень быстро и качественно – так что, могу его смело рекомендовать для посадок. Единственное, что повеселило – там на стоянке для «маленьких» есть швартовки: бетонное колесо килограммов на 30-40 с привязанной веревкой. Нас с Сашей заставили этими колесами прижать к асфальту лыжи вертолетов (!!!) А утром мы обнаружили, что кто-то ответственный ночью эти чушки еще и привязал к лыжам веревками!
Ввиду позднего времени погулять по Кракову не удалось – сразу легли спать. Сделали небольшой кружок вокруг отеля перед сном. Город очень красив и, конечно, стоит отдельного визита (к вопросу о грядущих перелетах).

Венеция издалека, через Альпы в Вену и способ швартовки вертолетов в Кракове
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
7 мая обыкновенно и буднично пересекли Польшу с Юго-Запада на Северо-Восток и через 4 часа с минимальным остатком бензина сели в литовском Почунае. Так долго шли из-за сильного встречного ветра. В Почунае нас ждал старый приятель Витас, мы перекусили, заправились, посмотрели на его новый планер с электромотором – и вылетели дальше, в Таллин. В сумерках приземлились, прогулялись по старому городу и легли спать. Завтра – домой…
С утра в Таллине подали флайт-план, и впервые Родина не стала чинить нам препятствий – не успели мы заправиться, как дисп на вышке подтвердил, что мы можем лететь. Ветер был встречно-боковой, поэтому сели мы в Пулково только через 2 часа. Долетели без всяких приключений, выдохнули облегченно – и тут приключения начались. Сначала мы на 4 перроне Пулково ждали автобуса 45 (!!!) минут. Потом часа три угробили на подачу флайт-плана. В питерском зональном мне попался тот же деятель, который десятью днями раньше заставил нас лететь «в сомкнутых боевых порядках». Он очень хорошо знает формальные правила подачи планов и неукоснительно их выполняет, поэтому зарубил наши планы до дома с двумя промежуточными посадками. Пришлось отказаться от одной посадки и подавать по два плана на борт. Мы заправились на площадке Ларгус у Сережи Караева, Саша с Леной полетели домой, а я задержался еще часа на полтора – мне меняли масло в двигателе. В общем, в первом часу ночи мы с женой благополучно прилетели на дачу и рухнули спать. Отдых удался!

На картинках: друг русских вертолетчиков литовский планерист Витас Мачулис; над Рижским взморьем; закат над Рижским заливом
 

Вложения

Мisha

Fly!
Откуда
Москва
Перечитал написанное и понял, что получился какой-то невнятный дневник в стиле школьного сочинения «Как я провел лето». Ведь ничего из ряда вон выходящего не случилось – стоило ли писать? Попробую дать какие-то практические рекомендации тем, кто соберется полететь в Европу.

1. Отели. Есть такие ежегодники Relais&Chateau – там собраны хорошие отели по всему миру. Эти ежегодники доступны бесплатно в любом из отелей сети. В примечаниях указано, есть ли в отеле вертолетная площадка. Однако, при планировании маршрута необходимо звонить в гостиницу и уточнять, актуальна ли эта информация – и готов ли отель принять один-два-три и более бортов. Часто оказывается, что на месте вертолетной площадки устроен бассейн, или (как на озере Комо) что площадка может быть использована только для посадки-высадки пассажиров, но не для стоянки. Из своего европейского опыта могу смело рекомендовать:
-      SAUDA FJORD HOTEL (Норвегия) – находится на берегу фьорда, имеет площадку под 3 Робинсона, но при желании можно умостить и штук пять-шесть. Здание деревянное, 1914 года постройки. Примерно 3-4 звезды – уютно, дружелюбно, недорого. Ближайшая заправка – Ставангер (ENZV), минутах в 20 от отеля.
-      STOLPE GUTSHAUS (Германия) – примерно в 100 км к Северу от Берлина, в 3-5 км от аэродрома ANKLAM (EDCA), 100LL в наличии. Уютно, вкусно, дружелюбно. Не близко до центров туризма – можно использовать как транзитный пункт или для отдыха в сельской глуши.
-      VILLA DEL QUAR (Италия) – примерно в 10 км к Северу от Вероны. В 2 км к Северу от АД BOSCOMANTICO, но бензина на нем нет. В получасе на Север есть АД TRENTO (LIDT) с бензином, на Востоке (на пути к Венеции) бензин есть в PADOVA, да и в других местах тоже можно найти. Отель очень уютен, с хорошим рестораном и коллекцией вин. До Вероны – на такси примерно 20 минут. Рядом – озеро Гарда. Площадка вмещает два Робинсона, но к площадке примыкает некошенное поле, куда можно посадить еще эскадрилью. Площадка не охраняется, однако сам отель расположен так, что посторонних там практически не бывает.
-      GRAND HOTEL DES ILES BORROMEES (Италия) на озере Маджиоре. 5 звезд, ампир, позолота и т.п. От озера отделен проезжей 2-полосной дорогой, но на набережной – частный сад, принадлежащий отелю. В этом саду площадка на три Робинсона, но в отеле слегка напряглись, когда мы по телефону сказали, что прилетим двумя бортами. Впрочем, после нашего визита они, наверное, более спокойно отнесутся к нескольким вертолетам одновременно. Площадка огорожена, но назвать ее безопасной для ночного хранения вертолетов я не могу: все видно с дороги, много прохожих и проезжих, да и вообще – Италия ;-). Ближайшую заправку мы нашли на миланском аэродроме BRESSO (LIMB)
-      VILLA D’ESTE (Италия) на озере Комо. Отель такой же роскошный, как Borromees, расположен прямо на берегу красивейшего озера – но, как я уже писал, площадка там для кратковременной посадки и только одного борта одновременно.
-      VILLA OLMI (Италия) на окраине Флоренции. Самая лучшая вертолетная площадка из встреченных мной когда-либо. Ночной старт, APAPI, носок, свободная глиссада. Все огорожено так, что вертолеты снаружи совершенно не видны, и доступа к ним без ведом администрации нет. При этом – единственный отель, где с нас брали деньги за парковку вертолетов (50 ЕВРО/ночь плюс налоги плюс что-то еще). Сам отель достаточно уютен.

2. Путешествовать лучше с дополнительными топливными баками. Естественно, на каждом борту они должны быть одного объема – иначе теряется смысл. Поскольку мы не работали в авральном порядке во время заправок и еще пили кофе и общались с местным народом, каждая заправка занимала у нас минимум полтора часа. При дневном перелете в 6-7 часов, имея доп.баки, мы «экономили» одну заправку и, как минимум – полтора часа времени, т.е. вечером прилетали на полтора часа раньше. Плюс у нас была возможность совершать локальные полеты по Италии, не сильно отвлекаясь на заправки.

3. Количество путешествующих и вертолетов. Я пришел к твердому убеждению, что оптимальное количество вертолетов для такого перелета – два. Максимальное – три. Оптимальное количество людей – два на каждом борту. Максимальное – три, но тут уже надо отказываться от доп.баков или от любых вещей, кроме зубных щеток… Ну и жрать поменьше макарон: как в ходе перелета, так и задолго до него ;-)
4. Проблемой таких путешествий является некоторая географическая удаленность родного вертодрома от Европы – поэтому минимум два дня в один конец приходится лететь, задрав хвост трубой. По давно знакомым местам. В планах – освоить в качестве транзитной страны Украину, должно быть покороче, но все равно далековато. Поэтому уже в Италии нашей ошибкой была смена отелей в Вероне, на Комо и во Флоренции. Разумнее было бы сразу остановиться во Флоренции и оттуда уже “веером” совершать локальные полеты – практически до любой точки Италии не больше 2 летных часов. Зато не надо постоянно собирать/разбирать вещи из чемоданов и кочевать, как цыгане – с сумками на задних сиденьях.
5. Проблема английского радиообмена если и существует – то только на первых порах. Главное – немного знать язык, хорошо выучить фразеологию и знать процедуры. Саша без практики в течение года (с прошлогоднего перелета вокруг Балтики) “разговорился” через час, а на второй день вообще вел радиообмен свободно. Лена тоже заговорила, когда примерно на седьмой день путешествия решила попрактиковаться… Но в любом случае, всегда надо знать, куда летишь и какие VRP есть на твоем пути. Это просто даже при отсутствии под рукой карты – в Гармине есть все. Впрочем, в этот раз карты у нас тоже были...
6. Ну и еще один совет путешественникам. На собственном опыте многократно проверено: есть ситуации, когда тебе встречаются хорошие, симпатичные люди и совершенно бескорыстно помогают. На этот случай рекомендую иметь на каждом борту набор «русских сувениров». От матрешек мы отказались, взяли водки в красивых коробках – ну и настенных календарей с фото наших прежних перелетов. Очень пригодилось...
 
Вверх