Можно ли доверять авиагоризонтам в EFIS

andy762

Я люблю строить самолеты!
Откуда
москва
Эксплуатирую в течение 60 часов EFIS Dynon D-100 на амфибии Мермейд. Для правого пилота установлены обычные барометрические приборы и  указатель скольжения. Показания пока совпадают. При неакробатических полётах не заметил погрешностей в показаниях авиагоризонта EFIS. В инструкции пишут, что принцип работы основан в интеграции процессором сигналов от датчиков угловых ускорений в 3х плоскостях и расчёте углового положения самолёта. Система легка и не содержит движущихся частей и выдерживает перегрузки до 10g
1. Какие есть недостатки у этого принципа и почему в сертифицированной технике применяются гироскопы?
2. Кто-нибудь пробовал крутить пилотаж с этой приблудой и можно ли её запутать
3. если поставить 2 от разных производителей можно ли считать что имеешь дублированный авиагоризонт?
прошу не пинать сильно если уже обсуждалось
 
1. Какие есть недостатки у этого принципа и почему в сертифицированной технике применяются гироскопы?

Иногда у некоторых производителей бывает кривой софт. В Дайноне похоже всё очень неплохо написано. Я не смог его много раз вертя руками как не может летать самолет его запутать. Сам приходит в исходное состояние без проблем. Механический бы умер в буквальном смысле слова от таких упражнений. В сертифицированных эфисах применяется широко, только стоят они дороже. Та же Evolution стоит от 5 тыс, а при полном фарше уже 15 тыс за 1 дисплей, но это сертифицированные primary девайсы и по ним РАЗРЕШАЕТСЯ летать VFR. Тот же Циррус имеет две огромные стеклянные панели и 3 бакапа мелкого размера под ними, ну на всякий пожарный  😉.

3. если поставить 2 от разных производителей можно ли считать что имеешь дублированный авиагоризонт?

Можно считать только если они сертифицированны  😉, но Дайнону почему-то верю намного больше, чем механическому  😎

Пользуйся, радуйся, но не забудь поставить в него бакап аккумулятор, если не было в комплекте. Девайс достойный  :IMHO
 
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1225399246/11#11

По этой ссылке фото  кабины самолета  Cetus 1000 в момент выполнения разворота с креном около 90 градусов.
Посмотрите, какой крен показывает стеклянная панель и какой - обычный авиагоризонт.
Но я не призываю крутить пилотаж по авиагоризонту (даже стеклянному). Пилотаж выполняется визуально.  🙂
 
...принцип работы основан в интеграции процессором сигналов от датчиков угловых ускорений в 3х плоскостях и расчёте углового положения самолёта. Система легка и не содержит движущихся частей и выдерживает перегрузки до 10g
1. Какие есть недостатки у этого принципа и почему в сертифицированной технике применяются гироскопы?

Хм, что-то я первый раз слышу про датчики угловых ускорений, может вы имели ввиду угловых скоростей (ДУС)? Если так, то на них основаны все авиагоризонты,гировертикали и пр.,  так как обычный гироскоп (не ДУС) постепенно уводит.
 
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1225399246/11#11

По этой ссылке фото  кабины самолета  Cetus 1000 в момент выполненияразворота с креном около 90 градусов.
Посмотрите, какой крен показывает стеклянная панель и какой - обычный авиагоризонт.
Но я не призываю крутить пилотаж по авиагоризонту (даже стеклянному). Пилотаж выполняется визуально.  🙂

Да интересно, у Cetusa правильно не показал никто, но ЕФИС намного ближе к истине. Может они создали этот крен быстро и кратковременно и приборы "не успели". По опыту гироскопический авиагоризонт заваливается через пару штопорных бочек. А интересно , что в этом случае покажет ЕФИС. На 9 ом квадрате видел фотку динона  Д-10 в Су-29. Руками крутя приборчик сильную знакопеременную перегрузку (как в жизни) не создашь.
 
В сертифицированных эфисах применяется широко, только стоят они дороже. Та же Evolution стоит от 5 тыс, а при полном фарше уже 15 тыс за 1 дисплей, но это сертифицированные primary девайсы и по ним РАЗРЕШАЕТСЯ летать VFR. Тот же Циррус имеет две огромные стеклянные панели и 3 бакапа мелкого размера под ними, ну на всякий пожарный  

А принцип в сертифицированных тот же,  датчики и процессоры без движущихся деталей?
 
andy762: Dynonу в целом доверять можно. Летаю с ним год (D10). На след. самолет тоже буду ставить Dynon. Показания его вполне правдоподобны. Они вроде декларируют, что в нем установлено 13 твердотельных акселерометров.
Есть два но: 1. когда пробиваешь толстые облака сразу очень хочется иметь что-то его дублирующее. Желательно с механическим (вакуумным) приводом на случай отказа цепи питания.
2. Качество показаний очень сильно зависит от его калибровки. У меня, например, после начальной калибровки он по скольжению врет  примерно на 1/6 шарика.
Еще один глюк: если на земле сделать энергичный разворот на 180 (при развороте на исполнительный), то горизонт в течение 0.5-1.5 мин показывает крен примерно 5 градусов, потом восстанавливается.
А пилотаж на мермейде крутить собрался? 😱
 
...принцип работы основан в интеграции процессором сигналов от датчиков угловых ускорений в 3х плоскостях и расчёте углового положения самолёта. Система легка и не содержит движущихся частей и выдерживает перегрузки до 10g
1. Какие есть недостатки у этого принципа и почему в сертифицированной технике применяются гироскопы?

Хм, что-то я первый раз слышу про датчики угловых ускорений, может вы имели ввиду угловых скоростей (ДУС)? Если так, то на них основаны все авиагоризонты,гировертикали и пр.,  так как обычный гироскоп (не ДУС) постепенно уводит.


Может быть я неправильно перевел и действительно датчик измеряет угловую скорость и процессор вычисляет положение.
Так что получается с появлением такой техники про гироскопы, преобразователи частоты, вакуумные гироскопы можно забыть?
Интересно в этой системе вроде отсутствует обратная связь, выдавая индикацию пространственного положения прибор основывается на расчёте по сигналу датчика. По теории должна накапливаться ошибка и непонятно как прибор о ней узнаёт, но работает он довольно точно, независимо от продолжительности полёта.
 
andy762: Dynonу в целом доверять можно. Летаю с ним год (D10). На след. самолет тоже буду ставить Dynon. Показания его вполне правдоподобны. Они вроде декларируют, что в нем установлено 13 твердотельных акселерометров.
Есть два но: 1. когда пробиваешь толстые облака сразу очень хочется иметь что-то его дублирующее. Желательно с механическим (вакуумным) приводом на случай отказа цепи питания.
2. Качество показаний очень сильно зависит от его калибровки. У меня, например, после начальной калибровки он по скольжению врет  примерно на 1/6 шарика.
Еще один глюк: если на земле сделать энергичный разворот на 180 (при развороте на исполнительный), то горизонт в течение 0.5-1.5 мин показывает крен примерно 5 градусов, потом восстанавливается.
А пилотаж на мермейде крутить собрался? 😱



На Мермейде пилотаж как из говна пуля
Делает вроде боевой разворот с креном 45, с 60 уже на РУС срывы какие-то чувствую. Виражи с 60 вроде нормально.
При околонулевой перегрузке при выходе с горки сбоит двигатель (поплавковый бинг наверное смесь не даёт)
Я и спрашиваю, можно ли успокоиться имея 2 ЕФИСА от разных фирм или же в самом принципе какой-то косяк и надо иметь механический или вакуумный прибор.
 
Дайноном в принципе доволен. Несколько раз только он писал милую фразу, что электронный компас в системе больше не представлен. После выключения и включения питания компас оживал. Бэкап аккумулятор пока не поставил, но поставлю обязательно т.к. без него не сохраняются показания часов и давления.
 
Компас в 100-м выносной - проблемы с контактом. У меня такой же мессидж о датчике температуры наружного воздуха - просто плохой контакт. А то, что показания давления пропадают - странно... Уменя такого нет несмотря на отсутствие бэкап батареи. Может стОит обновить прошивку.
По резеврвированию - желательно конечно чем-то с другим источником энергии - вакуумным например.
 
Компас в 100-м выносной - проблемы с контактом. У меня такой же мессидж о датчике температуры наружного воздуха - просто плохой контакт. А то, что показания давления пропадают - странно... Уменя такого нет несмотря на отсутствие бэкап батареи. Может стОит обновить прошивку.
По резеврвированию - желательно конечно чем-то с другим источником энергии - вакуумным например.  

Контакт думаю не причём, при выключении, включении прибора компас появляется. Без бэкап батареи пропадает при выключении прибора настройка на давление аэродрома (индицируется не нулевая высота)
Проблема резервирования питания решается бэкап батареей
 
D100 прибор конечно достойный есть правда и у него в софте глюки . Дело имел с ними постоянно и с D100 и с D120,D180.Ставили их почти на каждый второй самолет.Калибровка нужна очень корректная.И при обновлении софта обязательно бекапте старый.А с компасом есть у него такая приблуда-ставить нужно только тот что в комплекте с дисплеем с другим может глючить. И прошивать с подключенным компасом
 
Хм, что-то я первый раз слышу про датчики угловых ускорений, может вы имели ввиду угловых скоростей (ДУС)? Если так, то на них основаны все авиагоризонты,гировертикали и пр.,  так как обычный гироскоп (не ДУС) постепенно уводит.
Может быть я неправильно перевел и действительно датчик измеряет угловую скорость и процессор вычисляет положение.

Нет, все правильно переведено, там действительно твердотельные акселерометры, то есть приборы, меряющие ускорение.
Устроен он так примерно: это кварцевый резонатор, в котором пьезокварц имеет форму полости с тонким язычком внутри. Кварц включен в цепь генератора. Действие ускорения изгибает язычок и резонансная частота контура меняется. Есть, конечно, и цепь термостабилизации. Очень чувствительный датчик, и размер у него как у обычного кварца.
 
Хм, что-то я первый раз слышу про датчики угловых ускорений, может вы имели ввиду угловых скоростей (ДУС)? Если так, то на них основаны все авиагоризонты,гировертикали и пр.,  так как обычный гироскоп (не ДУС) постепенно уводит.
Может быть я неправильно перевел и действительно датчик измеряет угловую скорость и процессор вычисляет положение.

Нет, все правильно переведено, там действительно твердотельные акселерометры, то есть приборы, меряющие ускорение.
Устроен он так примерно: это кварцевый резонатор, в котором пьезокварц имеет форму полости с тонким язычком внутри. Кварц включен в цепь генератора. Действие ускорения изгибает язычок и резонансная частота контура меняется. Есть, конечно, и цепь термостабилизации. Очень чувствительный датчик, и размер у него как у обычного кварца.


Так если там стоят твердотельные акселерорметры, то это вообще не гироскопическая система (то есть прибор вычисляет положение по линейным перегрузкам а не по угловым скоростям)! А тот принцип работы, что вы описали, как раз и есть принцип пъезогироскопа (ДУСа). При чем "язычек" изгибает не действие ускорения (углвого!!!), а Кориолисовая сила, которая проявляется в случае ИЗМЕНЕНИЯ положения, то есть первая производная от углового перемещения, а ускорение - это уже вторая производная.

Кстати, а можно выложить текст описания сюда или ссылочку кинуть, чтобы спор уладить?
 
Костя: не совсем так. Эмпирически другая картинка получается. В субботу по просьбе Denisа провел эксперимент: наклонил аэроплан на хвост, потом включил Dynon. Повторил процедуру закренив самолет на крыло с последующим включением прибора. В обоих случаях на экране были абсолютно адекватные показания по крену и тангажу. Кроме акселерометров там есть еще какие-то датчики, иначе он калибровался бы при включении согласно наклону поверхности, на которой стоит самолет.
Если его выключить в полете, а затем включить, он какое-то время соображает свое положение в пространстве, потом выдает адекватные показания. При этом светится серым и пишет шото вроде: "не мешай - я думаю"  🙂
 
И в этом случае ДУСы вам не помогут. Вот потому и показывал нормально, что стоят там трехосевые акселерометры, которые высчитывают по трем ортогональным осям направление на центр земли :IMHO.
А вот интересно, во время полета вы включали EFIS при прямолинейном полете? Попробуйте его включить во время действия какой-либо боковой перегрузки, может это сможет повлиять на показания. Может боевой разворот во время включения? ;D ;D ;D
И вообще, дайте ссылочку на описание, а то не знаю о чем говорю))))
 
В документации там все для американцев написано, а они сильно не заморачиваются. Написано про датчики и процессоры. Попробуйте у них на сайте посмотреть.
Если эти шайтан датчики нормально работают, то что же получается  все эти железные гироскопы, 400Гц, вакуум и прочее на свалку истории???
 
А вот это я бы тоже хотел узнать! Действительно, кто-нибудь знает плюсы и минусы обоих типов (пьезо и обычных роторных)?
А то в митино купил давным давно один такой, непонятно откуда снятый, вот теперь думаю - нужен ли он, когда есь уже готовые с 5-ти вольтовым питанием, и мизерным потреблением?

Хотя один плюс я знаю точно - при ядерном взрыве пъезогироскоп накроется моментом, а железный еще подумает ;D ;D ;D
 
И в этом случае ДУСы вам не помогут. Вот потому и показывал нормально, что стоят там трехосевые акселерометры, которые высчитывают по трем ортогональным осям направление на центр земли :IMHO.
А вот интересно, во время полета вы включали EFIS при прямолинейном полете? Попробуйте его включить во время действия какой-либо боковой перегрузки, может это сможет повлиять на показания. Может боевой разворот во время включения? ;D ;D ;D
И вообще, дайте ссылочку на описание, а то не знаю о чем говорю))))

Боевой разворот не поможет запутать прибор, там перегрузка такая же как и в обычном развороте, надо попробовать перезагрузить его при полёте со скольжением.
 
Назад
Вверх