Можно ли доверять авиагоризонтам в EFIS

АГД 47 нормально работает с 47!!! года, а эти новые надо ещё потестировать, прежде чем выбрасывать старые.
 
Принцип действия полупроводникового авиагоризонта описан тут -
www.google.com - MGL SP3 OEM Manual

Более подробного в инете не найти - дураков выкладывать алгоритм, приносящий хорошую прибыль - нет.

В Dynon все несколько сложнее, чем "акселерометры, которые высчитывают по трем ортогональным осям направление на центр земли".
Там есть и акселерометры, и датчики угловых скоростей.
Все это связано с вычислением направления вектора магнитного поля через 3х осевой магнетометр (компас), зная истинное направление магнитного поля (в память девайса забита модель магнитного поля земли - он определяет свое местоположение по GPS и по таблице вычисляет "эталонное" направление вектора поля).
+ по GPS определяется так называемый "доверительный" коэффициент, то бишь что происходит с самолетом - вираж, боковая перегрузка, прямолинейный полет и т.п. - то есть принимается решение какие датчики в данный момент показывают наиболее правдоподобную ситуацию.

По ПВД определяется воздушная скорость и кратковременные перепады давления - таким образом вычисляется "коэффициент болтанки", он влияет на длину окон усреднения датчиков.

Есть еще несколько (основных) приемов вычислений - но, как говорится - коммерческая тайна 🙂

Одним словом - на земле проверять работоспособность прибора бесполезно! Надо ставить на самолет и тестировать в разных режимах.
 
Действительно, кто-нибудь знает плюсы и минусы обоих типов (пьезо и обычных роторных)?

Твердотельный гироскоп - "черный ящик". НИКТО кроме производителя не знает, по каким законам он работает. Отсюда могут быть любые глюки в любых ситуациях. Можно сделать solid state авиагоризонт, который будет работать, к примеру - на столе и в движущемся автомобиле, но на самолете - нет. Или наоборот. В самолете будет работать, а на земле - нет. Все зависит от математики.
Плюс - не нужно много энергии для питания, маленький вес, разные фичи типа встроенного GPS, барометрического датчика и т.д.


Механический авиагоризонт более предсказуем.
 
В РЭ и инструкции к Дайнону про ЖПС ничего нету. Думаю, что в этом приборе нету антенны ЖПС, иначе бы были требования к его установке в радиопрозрачной зоне. Компас же действительно очень важен, он устанавливается отдельно в месте с минимальными электромагнитными и магнитными наводками с угловой точностью до 1 градуса с корпусом самого прибора. В прибор вводятся точные данные по магнитному склонению  и напряжённости магнитного поля конкретного места калибровки (с американского географического сайта)
Работает корректно и на руках и в самолёте, пилотаж крутить не пробовал (самолётка не позволяет)
 
По вопросу доверия к твердотельным гироскопам можно будет судить по информации о принципах применяемых в сертифицированных EFIS. Интересно что они собой представляют, устройства отображения информации с традиционных гироскопических устройств или что-то подобное Диноновским и другим аналогичным приборам.
 
Может и нет GPS, у всех по разному сделано.

В сертифицированных девайсах стоят лазерные гироскопы - поэтому и цена на такие EFISы не слабая...

Вряд ли можно без особенного геморроя получить сертификат на твердотельный авиагоризонт - т.к. в даташитах на почти все имеющиеся в продаже iMEMS датчики написано что-то вроде "не использовать в авиа- и космической технике и там где отказ датчика может повлечь вред здоровью".
 
Может и нет GPS, у всех по разному сделано.

В сертифицированных девайсах стоят лазерные гироскопы - поэтому и цена на такие EFISы не слабая...

Вряд ли можно без особенного геморроя получить сертификат на твердотельный авиагоризонт - т.к. в даташитах на почти все имеющиеся в продаже iMEMS датчики написано что-то вроде "не использовать в авиа- и космической технике и там где отказ
датчика может повлечь вред здоровью".

Видимо для несертифицированной лёгкой техники  приемлемый эконом вариант иметь пару приборов разных производителей.
 
Попробовал "запутать" Дайнон, применив после выключения скольжение перед включением.
"Запутать" не  удалось. Прибор недовольно светился чёрно-белой индикацией, но скольжение показывал исправно.
 
Можно попробовать координированным поворотом.

Т.е. входите в поворот с креном около 25-30 градусов, удерживая "шарик" по центру. Дальше включаете прибор и ждете инициализации, не выходя из виража.

Теоретически, он покажет крен, близкий к нулю.

При инициализации определяется вектор силы тяжести, в координированном повороте он направлен перпендикулярно вертикальной оси самолета, но не земле.
 
При инициализации определяется вектор силы тяжести, в координированном повороте он направлен перпендикулярно вертикальной оси самолета, но не земле.  
С этого момента поподробнее пожалуйста. и с картинками.
 
Можно попробовать координированным поворотом.

Т.е. входите в поворот с креном около 25-30 градусов, удерживая "шарик" по центру. Дальше включаете прибор и ждете инициализации, не выходя из виража.

Теоретически, он покажет крен, близкий к нулю.
Пробовали, показывает гад правду 😉
 
С этого момента поподробнее пожалуйста. и с картинками.

Подробнее и с картинками стоит дорого. И пока не продается 🙂

Без картинок - представьте маятник. Куда он показывает на земле.
И куда покажет в самолете, при:
a)развороте со скольжением
b)координированном повороте.

Пробовали, показывает гад правду

Усложняем задачу. Затыкаем девайсу вход статического давления (блокируем возможность измерения высоты), и повторяем эксперимент, но только делаем не поворот, а спираль со снижением. Так чтобы вертикальная перегрузка была не 1.2-1.4 (как в повороте), а ровно 1. Прибор обломится 🙂

т.е. sqr(x*x+y*y+z*z) = 1
где sqr - квадратный корень
x - перегрузка по оси X, y - соответствено по Y и т.д.

Но это уже "хакерский" метод, в нормальных условиях полета такого никогда не будет.

Все это будет работать только если в приборе нет GPS. Если есть - облом, всегда будет показывать примерно правильное положение.
 
для себя я ещё год назад сделал однозначный вывод, когда полетал с EFIS и покрутил его в руках,

EFIS типа Dynon намного надежней, точнее и "завалить" его практически не возможно
в отличии от АГД-1 и АГБ-3К, удел подобных приборов - резервирование, причем как в большой авиации так и в малой
 
а то.. еслиб врал - столько бы не стоил.

Дык, и стоит то не сильно дорого, соизмеримо с механическими АГ. 🙂

Усложняем задачу. Затыкаем девайсу вход статического давления (блокируем возможность измерения высоты), и повторяем эксперимент, но только делаем не поворот, а спираль со снижением. Так чтобы вертикальная перегрузка была не 1.2-1.4 (как в повороте), а ровно 1. Прибор обломится

Ну ты садист!  Напоминает анекдот про сибирских мужиков и японскую пилораму. Хотя как нибудь попробую, почему-то кажется что и так его не обманешь 😎
 
почему-то кажется что и так его не обманешь

Вполне возможно. Тогда надо на его компас положить магнит. 🙂 т.к. крен можно определять еще и по магнитному полю.
 
ветка пошла в интересном направлении от вопроса "можно ли доверять" к вопросу "как сломать"
 
@andy762...Можно ли доверять авиагоризонтам в EFIS?
...Считаю Можно! ...нафига тогда столько компаний производят все эти девайсы?
...столько, что только выбирай!
 
Скажите, а никто не знает, где бы скачать инструкцию на Дайнон?лучше на русском..
 
Назад
Вверх