На "бабочках" в Суздаль

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Отчет по большому перелёту штука долгая, поэтому решил пока описать наш маршрут выходного дня в Суздаль, тем более, что здесь не будет ни одной фотографии, но об этом ниже. В общем кто уже начал читать запасайтесь пивом, чипсами, кофейком или чего у Вас там… Букафф впереди будет много, слишком много для почти одних суток…

На «Бабочках*» в Суздаль
         
С момента нашего возвращения из перелёта на Таманский полуостров прошла почти неделя, и все основные срочные дела успели порешать, а несрочные могли и подождать, тем более, что погоду обещали замечательную. Как это ни странно, но нам обоим, с Анатолием, хотелось куда-нибудь еще слетать, но куда подальше никак не придумывалось. Было несколько вариантов, но все они по той или иной причине  не подходили. И тут я в пятницу вспомнил про Суздаль, в котором был на машине с семьёй несколько лет назад. Этот городок меня  тогда очень впечатлил и с тех пор я мечтал посмотреть на этот уникальный музей под открытым небом с воздуха,  даже маршрут туда когда-то прокладывал, но не сложилось – далеко он всё-таки от Москвы, блин…
          Суздаль по своему уникален и входит в «Золотое кольцо» России, В 1967 году был признан городом-музеем. А в 1992г ЮНЕСКО включила белокаменные памятники Суздаля в список объектов Всемирного наследия.  Вообще по количеству церквей, храмов, часовен на душу населения или единицу площади, ему пожалуй нет равных, а всё это архитектурно-историческое великолепие не просто украшает город, оно создаёт его неповторимую атмосферу. Ну посудите сами хотя бы по цифрам. По данным Википедии в городке всего 9865 жителей (2016г.) и площадь 15 кв. км. Хотя это площадь скорее всего административная, а если открыть например Яндекс карту и воспользоваться её же линейкой,  измерив расстояния между  окраинами, то получим, что городок с севера на юг всего около 3,5 км, а с запада на восток вообще 1,5 км!!!  Т.е. около 5,3 кв.км. Но удивительно не это, а то, что на этой крохотной территории размещено порядка  90 частных и разных отелей и 60!!! храмов, церквей, соборов, часовен. Не верите? Гляньте сюда: https://ru.wikipedia.org/wiki/Суздаль Фактически получается, что на 1кв км более 11 объектов! И всё это 13-18 век. Нет, этот городок однозначно достоин того чтобы лететь в такую даль и увидеть всю эту красоту еще и с высоты птичьего полёта.
         Так вот, вспомнил я эту давнюю мечту и «закинул удочку» Семёнычу – «А не слетать ли нам в Суздаль»?. Так ничего и не решив на этот счёт, наметили   встретиться на базе в субботу в районе обеда.



* под "бабочками" подразумеваются 2 микродельталёта (до 115кг) на колёсах "бигфут".
"АнТ" (он же "Муравей") производства Aeros, крыло Aeros Fox- 13TL, мотор Polini Thor 250DS, винт Xelix, колёса "бигфут" 230х490мм, пневм. спассистема Сomell Cilindricone, навигатор  Garmin Aera.
"Cмурф" полусамоделка на базе телеги Р-16 "Урал", крыло Aeros Fox- 16T, мотор Rotax 447, винт переставной от Авиаспектр, колёса "бигфут" 230х490мм, пневм. спассистема Сomell Cilindricone, доп.бак 20л. с перекачкой , навигатор Garmin GPS Map-64ST.
 
День первый
          Наступила суббота. Вроде даже выспался, собрал снаряжение, которое было дома, убедился что фотоаппарат полностью заряжен, погрузил всё в машину и выдвинулся на Базу. Четкого времени назначено не было, но так получилось, что я, Семёныч и Юра Щебаров (тоже участник нашей экспедиции на юг) приехали практически одновременно. Встретились, начали готовиться к перелету, собирать аппараты. Дельтики наши  (после возвращения   с югов)  были просто выгружены из  машины в ангар и   находились в разобранном  виде. Особенно АнТ. Юра помог обоим в сборке, и это заметно ускорило процесс.
          Примерно на середине сборов я снова озвучил вопрос, который не давал мне покоя:
-  Семёныч, давай уже определимся - куда всё-таки летим?
– так в Суздаль вроде собирались…
- так ты же так и не ответил...
- Ну так давай в Суздаль!!!
- ну всё, значит решили.
          Отлично! Летим в Суздаль! Когда цель определена, оно и готовиться к полёту интереснее, да и понятнее к чему собственно готовиться.  Пока собирались, поставили мою рацию на зарядку т.к. она была разряжена полностью. У Семёныча стационарная, но тоже с проблемой. По возвращении руки до нее не дошили  -  для передачи вместо выкинутой кнопки PTT  просто замыкаются проводки на трапеции, изз-за чего иногда не срабатывает, иногда идёт "бульканье". За пару часов до вылета обнаруживаем, что пропало эл-во, а из этого следовало 2 проблемы – рация не зарядилась как надо и значит часть маршрута будем без связи, но это не в первой, главное надо  будет как-то опустить ворота ангара, которые ворочает мощный 3-х фазный элетромотор. В надежде на то, что свет появится  не отвлекаясь продолжили сборы.  Юра когда понял, что особо помочь уже ничем не сможет, уехал домой.
          Полноценная  штурманская  проработка  маршрута на компьютере подробно не получилось по той же причине – не было света. Сели над авиационной картой, наметили, прикинули, решили. Из экономии времени я   ввел  в  навигатор  только точку аэродрома Кольчугино, впрочем, даже не надеясь туда сегодня попасть из-за дефицита времени. Сборы и аппаратов и снаряжения получились долгие. Подготовка же самих дельтиков свелась к замене свечей, заправке и подкачке колёс-дутиков. Ну еще конечно осмотр с пристрастием. Я еще хотел заменить масло в редукторе, но масло было забыто на работе.
          Немного по мелочи уменьшил снаряжение, выкинув, то, что не использовалось ране и заведомо не понадобится теперь. Семеныч поступил более радикально – для более удобного расположения в кресле убрал  из снаряжения спальник, решив, что коврика, зимней горнолыжной  куртки  и  теплых брюк достаточно для ночлега. Действительно прогнозы наперебой трещали, что на Москву надвигается аномальная жара, и что впереди температурный рекорд за 100 лет наблюдений. Кроме того, с чем мы раньше поднимались в воздух, мы взяли велонасос и автономный газовый паяльник для полевого ремонта дутиков – летим то автономно... Как чувствовали...
          В конце концов мы оба были готовы, но надо было решить проблему с воротами.  Семёныч попробовал  запустить 3-х фазный генератор. Тот запустился; выходной    разъем  на  генераторе  5-ти  штекерный, а на распределительном   щитке 4-х штекерный. Семеныч  решил,  что не  стоит  в спешке решать вопрос с  электричеством,  можно  накосячить. Поэтому временно оставили эту долгую затею,  и  попытались решить вопрос «механическим» способом. Подвесили цепную таль, попробовали разблокировать мотор – не вышло. Выход был один распускать гигантские стяжки и вытягивать ленты. Долго провозились с одной и о чудо - появилось электричество.  Собрали обратно, опустили ворота, но солнце висело уже низко и лететь нам оставалось всего 2-2,5 часа. 
          Решили Действовать по отработанной на югах схеме – лететь сколько получится, а примерно за полчаса до темноты начинать искать место для лагеря и посадки.  Такой вариант был уже настолько привычен, что совсем не пугал.  Запуск, проверка всех систем, связи и поочередный взлёт. Полёт по намеченному маршруту на ближайшие километров 50 был относительно знакомым, т.к. мы по нему летали в свой второй и последний (перед большим перелётом) тренировочный маршрут.



Продолжение следует.
 
          В этот раз мы правда полетели чуть более коротким (но и более рискованным) путем … над  большим лесным массивом, в недрах которого "спрятан" общевойсковой полигон  (ну там стрельбища, автодромы, спортплощадки всякие...) Странно, но небо над ним не входит в перечень зон ограничений полетов и запретных зон),  да и в выходные там  «шаром  покати».
         Ветер был попутно-боковой, очень слабый снизу, и как обычно заметно посильнее наверху, поэтому мы с радостью поднялись повыше, ведь прибавка в 10-15 км/ч совсем не лишняя. Надо сказать, что и летелось легко, потому что был не только штиль внизу, но и наверху термички практически не было. Прошли над поймой реки Шерна. Красивые места. Иногда спускались чтобы что-нибудь рассмотреть или просто получить кайф от полёта на бреющем «перепрыгивая» кусты и деревья просто отпуская и зажимая ручку. Но внизу шли мало – скорость заметно падала, а хотелось сегодня пройти побольше.
          Где-то на этом этапе я вспомнил про фотоаппарат и попытался что-то сфоткать. А он мне пишет на экране «недостаточно встроенной памяти». Бл…, я зарядить то зарядил, а вот карту памяти после сброса фоток на комп так и не вставил. И не проверил. Огромный непростительный косяк, т.к. другого фотоаппарата не было.  А в Суздаль без фотоаппарата… это намного хуже чем в Тулу с самоваром…
         Но это еще не всё. Примерно через час начала садиться рация. С активной болтовни перешли  в  режим   «минимальногого» радиообмена и использовали связь в  случае  крайней необходимости. Но всё равно заряда на долго не хватило, и рация сначала работала только на приём, а затем вырубилась окончательно.  И это второй «косяк», т.к. оказался просто забытым 12в зарядник для нее – могли бы хотя бы ночью зарядить и на следующий день лететь со связью, а она ой сколько раз бы пригодилась, но об этом ниже.  Ладно без связи не в первой, продолжили «в парном одиночестве».  Подсели на  дружественной  площадке  под  Киржачом  для  согласования дальнейших действий, хозяина не видели, поэтому не задерживаясь летим дальше.
          Внизу всё та же река Шерна периодически петляет прямо под нами. Почти закат, можно лететь еще минут двадцать, но внизу река образует полуостров вокруг скошенного поля, а все деревни в отдалении. Место красивое и подходящее во всех отношениях. Знаками даю понять, что предлагаю садиться, получаю знаками согласие. Садимся. Прогулялись, нашили самое классное место у реки, подъехали туда, запарковались. Собрали первым делом палатки, закидали вещи, сварили шикарный суп. И тут выясняется, что мы забыли водку. У Семёныча во фляге для воды оказалось грамм 100 какого-то подозрительного ликера. Причем что это и откуда он не знал! Очень хотелось, "выпили". Ликёр с супом необычно, но пошло.
          Время еще было, спать не хотелось и мы оба поняли чего нам еще не хватает – удочек. Чем заменить? Конечно же костром. На старом костровище нашли несколько брёвнышек, но они были сырые. Анатолий пошел в темноте  с фонариком поискать других, но нашел только не менее сырые ветки. Немного 2Т смеси из бака Смурфа и вот он огонь. Так несколько раз, но в итоге бревна так и не загорелись. Жечь бензин на костёр - не по туристски, а возиться классически уже было в лом. Решили забросить  это дело и стали… нет не собираться спать, а грызть семечки и под разговоры наблюдать красивое звёздное небо, окруживший нас со всех сторон туман (а рядом с нами его не было,  прямо вокруг, что удивительно). Но усталость хлопотного дня в итоге взяла своё и мы разбрелись спать…
Итог дня:  пройдено всего 55км.

Продолжение следует...
 
Иван, с Днем Рождения тебя!!!

Граждане, еще не поздно))...
 
Саша, спасибо что не забываешь... Ну я продолжу.

День второй​
          Не могу сказать, что спалось хорошо. Я хоть и в спальнике, но откровенно  мерз и несколько раз из-за этого просыпался. Один раз даже вылез из палатки «посмотреть на звёзды». Звёзды в начале 4-го сияли по прежнему красиво, и как ни странно, туман заметно уменьшился. В соседней палатке раздавался храп Семёныча и это было тоже странно, т.к. раньше я его храпа никогда не замечал. После улицы холодный спальник показался таким тёплым и уютным, что я моментально снова уснул.
Семёныч на счет спальника сильно погорячился и как выяснилось ночью спал очень плохо – сильно мёрз. Мерз до такой степени, что натянул на себя всё что было, даже полиэтиленовые пакеты на ноги. Конечно не выспался, а из-за того, что сильно мерз наверное и храп у него появился..
         Побудка была объявлена в 6 утра. Тумана уже не было – можно лететь. Мы честно говоря  даже не надеялись вечером, что сможем вылететь так рано из-за  накрывшей пространство вокруг нас плотной белой пелены. Семёныч традиционно решил с утра искупаться в реке, тем более что вода на вид очень чистая и берег песчаный. Я всегда в этом составлял ему компанию, а тут всё вроде ок,  но не могу и всё. Организм напрочь отказывается. В общем, послушал я свой внутренний голос и не полез.  Позавтракали, выпили чаю с водой из Шерны, сожгли весь мусор включая бутылку в которую сливали бензин и полетели дальше.
          Курс наш немного изменился, но в целом ветер остался попутным, поэтому мы старались идти высоко (300-500м) и шли довольно-таки неплохо для наших «бабочек». Я традиционно шел на зажатой ручке, у Семёныча это почти балансир, в общем с ветром получалось даже до 80-90км/ч.  Стороной обошли зону «С» Киржачского аэродрома и ДОСААФовскую  площадку «Слободка».  Площадка    живая, бодренькая - большие в т.ч. двухмоторные самолёты, много построек, порядок. Аэродром похоже развивается. Так,  обходя  зону аэродрома  «Киржач», верхами добрались до города Кольчугино.
          Город, как город, ничем  сверху не примечательный. На окраине города была замечена заправка «Лукойл» и поле с дорогой неподалёку. А ведь заправки,  возле  которых  можно подсесть с целью  дозаправиться «это  наше всё». Перелёт то автономный.  Всё остальное с собой. Ну это мы так тогда думали.
          В нескольких километрах от города находится аэродром Кольчугино. Решили  немного отклониться, снизиться и просто глянуть на него с  воздуха.  Внизу пара ярких самолётов, полоса вроде ничего, но вся территория возле «ангара» и прилегающая на десятки метров завалена каким-то хламом, ржавыми кузовами и конструкциями, мусором и с небольшой высоты всё это выглядит как откровенная помойка.  Мне показалось что в этом плане это худший действующий аэродром который я вообще видел. Пролетели мимо.
          Сзади и севернее от нас было достаточное мрачное небо – смотреть туда не хотелось совсем… Впереди было ясно и солнечно. Впереди позитив! На горизонте, километров за 20 появился Суздаль. Не узнать его не возможно.  Колокольни и особенно купола на солнце заметны издалека, а уж такое их кол-во…
           Дальше наши пути к сожалению временно разошлись. Я полетел к Суздалю, Семёныч отвернул в сторону аэродрома «Небылое» где мы предварительно договорились встретиться на обратном пути.

          На подлете к Суздалю наткнулся случайно на брошенную АХР «Крапивье». Когда-то еще давно, «до эры бигфутов» прокладывая маршрут в Суздаль рассматривал эту площадку, как вариант приземления поближе, но уверенности, что там можно сесть тогда естественно не было… По факту выяснилось , что полоса по краям заросла, подъезды показались разбитыми,  но узкая полоса асфальта осталась, так что как случайно выяснилось подсесть на любом дельталёте там можно.
          Дошёл до Суздаля, обошел его вокруг в конусе, покружил конечно в наиболее интересных местах. Даже в таком варианте всё можно замечательно разглядеть, т.к. городок сам по себе небольшой если не сказать крошечный. Вроде летишь с краю,  а центр вот он - рядом, почти под тобой. Разглядел и монастырь и кремль, и музей деревянного зодчества и центральную площадь с торговыми рядами, где когда-то покупал фирменную суздальскую медовуху.  Да, всё это видно как на ладони. Нет  с воздуха это совсем другая картина, совсем другое восприятие, и это тоже надо видеть (а я так лоханулся с фотоаппаратом).  Не знаю смог бы я передать фотографиями то, что  и главное как  я видел не через экран фотоаппарата? Вряд ли. Для этого надо быть мастером архитектурной фотографии или аэросъёмки. Наверно такое надо видеть всё-таки не на фото, а вживую…
          Покружил, посмотрел, помахал многочисленным и вездесущим туристам, коих там для такого маленького городка несметные полчища. На окраине Суздаля заприметил расположение лукойловской заправки и небольшого поля со скошенной травой через дорогу от нее. Была у меня мысль подсесть где-нибудь на лужайке у монастырской стены, даже высокий проход сделал над потенциальными местами, но с одной стороны подходящих площадей я так и не нашел, а с другой это было бы сродни посадке Руста на Красной площади.  В итоге пошел на посадку в поле на западной окраине города, т.к. оно было побольше, ровнее и убрано.  Уже после посадки вспомнил, как же я замёрз в полёте. На подлёте к Суздалю уже конкретно замёрзал (хотя на мне было одето всё что было),  а потом летая вокруг Суздаля и разглядывая открывшиеся красоты об этом как то просто забыл.  Походил, побегал, в общем согрелся. Надо было заправляться. Нашел кучу заправок в навигаторе Garmin, но все они были либо далеко, либо в стороне. Решил заправляться на той, что заприметил на окраине. После взлёта обратил внимание на неубранные участки поля, на котором я сел. Сплошная замысловатая мозаика и орнаменты - как будто для авиатуристов «рисовали», ведь снизу этого увидеть нельзя. Зачем на самом деле это всё так оформлено  - я так и не понял…
          Поле у заправки оказалось с уклоном и с единственно возможным вариантом захода. Кочковатое, валки травы высокие, но сел без проблем, после чего сняв со Смурфика дополнительный бак и закинув его не плечо потопал на заправку. Заправился в пластик без проблем,  но при закидывании на плечо соскочил ремень и бак  грохнулся на асфальт. Полиэтилен крепкий и податливый – прошло без последствий. Закрепил петлёй, закинул таки его на плечо, и пошел обратно уже кратчайшим путем через бурьян, попутно цепляя на одежду «медали».  На месте развел  «керогаз» (так Семёныч назвал наш неизменный атрибут во всех перелётах) – походную кухню на газу, сварганил незамысловатый обед и с удовольствием перекусил. Потом была чашечка кофе… Пока обедал начался маленький дождик, а скорее морось, но быстро закончился, так что я даже испугаться за обратный путь не успел. Потом вылил в бак мерную ёмкость масла - угадайте какого? Ну конечно же своего родного Teboil 2Т Bike.  Мерной  емкости оказалось мало, достаю основную ёмкость, а она неполная. Мммда, не проверил перед вылетом. «КOсяк ОднакО!». Того, что было как раз хватило на купленный бензин. Часть сразу перекачал  в основной бак, а часть оставил Семёнычу, чтобы перелить в «Небылом» - там заправка точно далеко. Далее недолгие сборы с укладкой всего по отработанной за много дней схеме и технологии.
  Пора взлетать, направление только обратное посадке т.к. вниз, к тому же наверху столбы с проводами.   Поле вполне достаточное по длине, я даже пошутил про себя, что классный старт с уклоном вниз, а в конце обрыв в овраг – не успю оторваться - спрыгну. Забрался поближе к верхнему краю поля. Взлёт показался каким-то затянутым, ну заметно дольше обычного. Даже успел удивиться. Склоняюсь к мысли что достаточная длина поля и уклон расслабили и я забыл о ветре, который в момент старта мог поменяться с бокового на попутный, ну еще высокие валки травы и кочки… А может капельки воды на крыле от несостоявшегося и забытого уже дождя…
 
          Обратный путь от Суздаля был против ветра. Нет, внизу был штиль, а наверху ветер присутствовал, поэтому маршрут хоть и пролегал почти по тем же местам, но выглядел иначе  и это здорово. Я по возможности шел в метре – двух.  Иногда приходилось подниматься на сотни вверх, но там наверху терялись те же 10-20км/ч, что при моих скоростях очень даже ощутимо.
Лечу обратно, пролетаю на бреющем какую-то заросшую травой по бокам но неплохую асфальтовую дорогу. Ба! Да это же снова заброшенная площадка АХР Крапивье! Взял курс на аэродром «Небылое».
          Сверху на аэродроме, (как впрочем и внизу) всё аккуратно, всё ухожено, даже не верится что аэродром почти не летающий и продаётся. Подсел перед асфальтовым торцом на более привычную ровную и скошенную травку и просочился между фонариками. Застал только Семёныча и сторожа. Когда-то аэродром был активно действующий, был диспетчер, сохранилась вся инфраструктура, баня, подсветка полосы, клубное помещение, но потом как-то летать стали меньше и сейчас в ангарах хоть и базируется несколько самолётов, но летают редко. Дозаправили АнТ.  Взлетали с асфальта – отличная полоса. Кстати  наши «бабочки» с асфальта взлетали всего второй раз. Не специально. Просто "бигфуты " позволяют в корне поменять  концепцию построения маршрутов..., но об этом в другой ветке как нибудь...
          Решили лететь до Кольчугино и  подсесть у примеченной ранее заправки Лукойл.  Сначала шли поля с небольшими лесами и лесочками,  мы шли низами их облетая,  а вот вторая  половина большие лесные массивы, пришлось нехотя лезть вверх. Один из лесов я решил перелететь забравшись очень высоко, Семёныч пошел по краю в обход. Удалились друг от друга прилично но оба держали друг друга в поле зрения, опасаясь "растеряться". В итоге снова сошлись. Аэродром «Кольчугино» прошли мимо не уклоняясь от курса и не снижаясь… Видели уже…
          Поле у заправки было небольшое и нескошенное. По диагонали наезженная, хотя и не очень ровная, полевая дорога без поворотов в 1-й своей трети и в 3-й. Середина более извилистая и колдобистая. З-й участок хоть и был длиннее, но осложнялся тем, что в конце нырял под ЛЭП, что исключало уход на второй круг. Проходы показали, что 1-й участок вполне подходит, третий вроде тоже, но смущала близость с ЛЭП.
          Для посадки на 1-й участок дороги надо было строить глиссаду над дачами иначе не вписаться до поворотов в середине дороги. Делаю вираж набираю высоту, сбрасываю газ и иду на снижение над дачами, но насколько возможно ближе к краю дачного посёлка, чтоб «в конусе». Потом делаю 4-й разворот, успеваю на автомате помахать каким-то машущим мне тёткам и в итоге прохожу над самыми домами  и проводами на краю посёлка, еще чуть подруливаю чтобы попасть на уходящую чуть в сторону дорогу и уже на прямой глушу двигатель в т.ч. для уменьшения пробега.  Касание, трясёт на кочках, плавный изгиб дороги, еще немного и торможу крылом и тормозом, останавливаюсь.  Да, непростая посадочка...  Тут же запускаю мотор, уезжаю на средний участок дороги и съезжаю с дороги в траву освобождая "полосу" . Только вылез, понимаю, что Семёныч уже садится, но не там где я, а ближе к концу первого участка. Там уже повороты в которые не вписаться, поэтому он даёт полный газ и на бреющем косит винтом бурьян этого поля-пустыря. В итоге уходит от травы  в сторону ЛЭП. Надеюсь видит-знает – тоже ведь круги нарезал над полем... Он отвернул – а у меня отлегло... 
          Понял, что у Семёныча другой план посадки. Пока он делает заход, я на всякий случай еще дальше откатываю Смурфа от дороги в траву. Анатолий снижается ко мне, ага значит решил сесть на третий участок. Просвистел мимо меня, сел, у меня отлегло окончательно.  Семёныч подъехал к нам со Смурфом и первым делом признался, что это была его самая сложная посадка в дельталётной практике, а часов у него уже где-то к 4-м сотням после перелёта на юг… Подошел дачник с собакой хаски. Анатолий который несколько дней старался не курить (типа бросил) выпросил у него сигарету, нервно закурил…
          Отдохнули, обсудили наши посадки. Надо идти на заправку за бензином. Очередь Семёныча, он упирался т.к. еще ни разу с этим баком на заправки не ходил, но никуда не денешься - его очередь. Он накинул бак-рюкзак на плечо и уже отошел на несколько шагов в направлении АЗС,  но остановился и спросил:
-А масло у тебя есть?
- У меня уже нет, то, что было я в Суздале залил.
- У меня тоже нет.
- Семёныч, я же видел твою банку с маслом в ангаре среди твоих вещей…
- Я её не взял…
          Один забыл проверить наличие масла в основной ёмкости, другой забыл взять…  в результате проблема и она общая - лететь нам дальше не на чем. Появился интересный шанс не попасть завтра на работу, по крайней мере до обеда... Оч хреново... Мрачные мысли. Лететь и выжигать то что есть, до резерва, а потом сидеть где-нибудь в чистом поле на полпути от базы  смысла точно не имело. Решение одно – идти на заправку, если там нет двухтактного масла, ловить машину и колесить по автомагазинам города Кольчугино,  пока не найдётся хоть какое-нибудь двухтактное масло.  Бензопилы, косилки и мопеды у местных наверняка есть, значит и масло хоть какое-нибудь должно быть.
          Семёныч ушел на поиски, светило солнце, наконец-то стало тепло, в траве ветра вообще не было. Чувствовалась какая-то усталость в теле и отрешенность в сознании. Я достал коврик, разделся и даже немного полежал-позагорал в полудрёме.  Вернул к реальности звонок Семёныча:
-  Масла на заправке нет, но диспетчер выяснила, что есть на другой АЗС, но только отечественная минералка и только 4л, я тут встретил земляка он меня туда свозит…
- Бери любое. Здесь фирменную синтетику не говоря о Тебойле  можем вообще не найти...
          Снова вроде стал отключаться в полудрёме. Снова звонок от Семёныча, сообщает радостную весть, что купил масло "Лукойл", сейчас зальет бак бензином и идет обратно. Так, у нас кажется появился шанс сегодня вернуться на базу...
          Уже не лежится, в ожидании пытаюсь себя чем-то занять. Обнаруживаю на АнТе сдутое переднее колесо, а в нем полувыкрученный вентиль. Нахожу в бортовом наборе инструмента колпачок-ключ. Закручиваю. Насос у Семёныча в рюкзаке, рыться неохота. Осмотрел оба дельтика, у обоих вроде все в порядке. Семёныча нет. Еще полежал, снова осмотрел дельтики, снова полежал, прогулялся рядом, потом прогулялся по 3-му участку дороги на предмет последующего взлёта. Он оказался действительно длиннее и ровнее, чем первый и взлетать надо явно с него, тем более, что теперь направление от ЛЭП. Семёныча всё нет, хотя давно должен быть. Ага появился на горизонте, пошел к нему, взял у него канистру масла.  Семёныч освободившись от бака со смехом рассказал причину своей задержки: 
-  «Несу   20-литровый  бак и 4л масла, жара, на  ногах легкие  брюки, а поверх них… теплые  горнолыжные  (используемые  в полете) штаны.  С «двойными» брюками бегал по заправкам, весь вспотел.  Негде было снять брюки. Ну вот… перехожу от  АЗС через магистральную  дорогу, выхожу на дорогу садового товарищества. На обочине травка.  Пора, пора остановиться на  минутку… сбросить с себя  теплые  брюки. Стал,   сбросил брюки,  а место сброса оказалось «насиженным». Чувствую  неприятный  запах… так  и есть. Оно самое, натуральное... Место, где я  снимал штаны оказалось заминированным, вот штаны и измазались. Нашел какую-то лужу давай их отстирывать… Что за день такой невезучий».
           Знал бы он, что с этого момента, наши приключения в этом перелёте, по сути только начинаются…
Продолжение следует
 
          Ладно, заправили бак, но смешивать минералку Лукойл с синтетикой Тебойл я не рискнул. Фиг его знает как их основы и входящие в них присадки могут между собой химически провзаимодействовать… Предложил, что будет правильнее максимально выработать Тебойл, а уж потом подсесть и долить в почти пустые баки бензин с минералкой – в этом случае концентрация  первого для взаимодействия со вторым будет минимальна. Кажется чего-то перекусили на скорую руку.  Оба решаем взлетать с 3-го участка,  - как я уже писал, он длиннее и ровнее, да и ЛЭП на взлёте будет сзади.
          Выкатываем дельтики на дорогу, заводится Семёныч, и метрах в 10-15 за ним завожусь я. Как обычно упираюсь ногой в шасси, дергаю «шмыргалку».  Смурф заводится легко, сам резко набирает обороты и начинает реветь на высоких оборотах (уж не знаю каких, не до тахометра было). Тяга такая, что еле удерживаю его изо всех сил и вижу как он начинает сдвигаться описывая дугу вокруг моей ноги. Если значительнопровернётся уже не удержу этот табун в 447-м.  В голове проносятся разные сценарии, параллельно решаются задачи что делать. Промелькнула мысль как отскочить в сторону, когда удерживать не смогу и есть ли вообще шанс это сделать успешно, ведь даже со мной, он с тормоза катапультируется знатно… За какие-то мгновения из множества сценариев выбирается самый правильный. Каким-то чудом, отпустив одну руку, но на пределе сил еле удерживая  взбесившегося Смурфа, дотягиваюсь до выключателя и глушу его. И только тут замечаю несущегося ко мне на помощь Семёныча, который услышав рев моей ВМУ со всех ног кинулся мне на помощь мимо своего винта (правда на холостых у него центробежная муфта разомкнута, но тем не менее). Я его опередил максимум на секунду, но если бы я не успел, его помощь была бы очень кстати. И это очень мягко сказано. Причина оказалась не в неубранном РУДе как можно было бы подумать. Очень тонкие упорные тросики ограничивающие поворот вилки порвались по очереди еще на югах и вилка вывернулась влево в колее, натянув трос газа… Мммдаааа….  Позже подумалось, что может это и неплохо, что винт еще до старта в Мценск так сильно затяжелён в угоду экономии на маршруте и в ущерб укорочения взлёта. Если трос сейчас вытянулся до упора, то при оборотах на 800-1000 больше, я точно его бы не удержал в той ситуации….
          Отдышались, пришли в себя от полученного стресса, определили откуда конкретно будем взлетать. Семеныч, правда, выбрал свой вариант. Ну ладно он КВС своего воздушного судна, ему виднее.  Взлетаю, вроде всё ок, пока делал вираж пропустил первые 2 трети взлёта Анатолия.  Вижу лишь как он уходит с дороги на ее изгибе и несётся прямо сквозь бурьян как газонокосилка. Пыль клубами, потом тормозит и выруливает на дорогу, глушится, вылезает, осматривает дельт. Осматривает что-то долго, на меня не смотрит. Садиться неохота, но сидячьей частью спинного мозга чувствую, что это надолго, а т.к. есть проблема – надо садиться. Захожу в этот раз на уже знакомый и исхоженный несколько раз 3-й участок к проводам. В этот раз «ВПП» знакомая, Лэп не пугает. Выключаю мотор уже намного выше чем в первый раз и сажусь.
          Иду к Семёнычу. Всё в порядке, всё целое, но спущено переднее колесо, которое мы перед вылетом накачали. Подтягиваются любопытные дачники, засыпают вопросами и нетерпеливо ждут продолжения шоу.  Дырку найти и запаять – фигня! Сколько я их  в южном перелёте находил даже без мыла и воды и запаивал не снимая колеса с дельтика! Крайние разы минут за 5-10 справлялся.  Накачиваем, первым делом проверяю старую пайку – держит, ложусь на землю у колеса, привычно напрягаю слух…. Ага, щаз, разбежался… Накачиваем – где-то шипит, потом не шипит. Накачиваем сильнее, слабее , снова сильнее - та же фигня то шипит, то нет, и главное даже примерно не могу определить область где шипит.  Велонасосик отнимает силы. Периодически делаем паузы. Мозг закипает. А еще… то чужая собака оближет и громко дышит над ухом, то болтовня зрителей всё заглушает. Попросил всех отойти подальше. Отошли, но всё-равно шумно. Накачали колесо и покатили АнТ к Смурфику сказав зрителям, чтоб стояли там же и не подходили ближе, мол взлёт сложный и непредсказуемый. Укатились за бугорок к Смурфу. Зрители вне поля зрения, но не уходят, стоят, ждут. Я давай снова искать с тем же успехом и где-то через полчаса я сдаюсь выдвинув окончательную версию, что «возможно между диском и баллоном что-то попало и продырявило, но в какой-то момент под давлением как-то перекрывается – прижимается, поэтому не можем найти где шипит».  Спускает быстро, но найти не можем  - бред, так не бывает, но факт. У Семёныча версии лучше не было, пришлось ему принять эту.  Был правда гарантированный, но долгий вариант со снятием колеса и опусканием его в воду. Но это требовало немало времени на все эти разборки-сборки, а оно уже поджимало, а мне назавтра на работу, а Семёнычу вообще жену на поезд сажать в 4 утра… 
Решили накачивать и сразу взлетать, а посадка с давлением = 0 как выяснилось в перелёте на юг вполне возможна без последствий, т.к. в полёте от упругости колесо остаётся круглым, а при посадке на пробеге не успевает принять форму «в смятку» , т.к. в дутиках и в норме то всего 0,14-0,27 атм.   
          Предлагаю Семёнычу взлетать первым. Он нервничает по поводу зрителей, но деваться некуда.  Есть вариант перекрыть асфальтовую дорогу с плотным трафиком и взлететь с асфальта, но там узко, с одной стороны провода, ветерок боковой. Семёнычу не нравится, мне впрочем тоже. Облегчаю его дельтик   (забираю себе  4 литровую канистру масла), Семёныч протирает винт, накачиваем  (чуть  сильнее обычного)  все колёса для лучшего разбега,  смазываем заедающую тормозную педаль,  дополнительно  устанавливаем на нее «стягивающую  резинку».
          Анатолий   сидит в телеге, в полной готовности к взлету, я быстро подкачиваю переднее колесо, отсоединяю шланг.  Семеныч дает полный газ и отпускает тормоз… 
 
Да что ж такое ? На самом интересном...
 
          😉 Ну я продолжу.

          Резкий старт, волнительный разбег, отрыв и взлёт.   Как мне сзади показалось, у Анатолия всё получилось с запасом, значит что-то в первый раз было совсем не так… 
Я облегченно выдохнул. Я представляю как там наверху выдохнул Анатолий...  Еще подумалось, что хоть мы тогда об этом и не подумали, но всё же получилось хорошо, что его дозаправлять не стали  - лишний вес… Завожусь, усаживаюсь. Взлетаю как и в прошлый раз. Делаю тугую спираль над зрителями, машем друг другу и ухожу за Семёнычем на курс. 
          Сразу как-то пошли леса. И если раньше мы с попутным ветром их перелетали на высоте, то сейчас в основном обходили низами. Тоже по своему здорово и интересно. Летишь как в лабиринте и не знаешь за углом будет очередной проход или тупик в этом бескрайнем лабиринте и придётся перелетать.  Ну и конечно отличие в том, что вверху просто летишь, видишь всё с высоты птичьего полёта, красиво, а внизу зато сплошной драйв.  Традиционно низами иду чуть ниже, Анатолий на более скоростном чуть выше, иногда на одной высоте параллельно.  В Кольчугино мы поделили топливо поровну, в смысле чтобы обоим хватило на одно и то же время. Получилось 55 минут + небольшой резерв. Летим уже немало, и вот у меня загорелась контролька. Это значит топлива осталось примерно на полчаса, проходит 10 минут, 20,  Семёныч впереди, догнать и подать знак, чтобы напомнить про топливо не могу - я и так лечу на зажатой ручке. Лечу и надеюсь, что он помнит про время остатка, но и подсесть особо некуда. Лесные массивы стали больше, в основном перелетаем сверху. Эти факторы начинают напрягать, я вследствие этого я начинаю очковать, заодно размышляя как глупо сесть на вынужденную по топливу имея 20л готового топлива за спиной и возможность нажав тумблер перекачать сколько надо в основной бак. Решаюсь включить перекачку. Впервые делаю это в воздухе. Перекачивал,  пока лампа-контролька не погасла. Так, так, у меня еще примерно полчаса есть и надеюсь Семёныч ситуацию контролирует и знает что делает.  Дальше продолжаю  очковать уже по другому поводу из-за которого я собственно не хотел включать перекачку до последнего – не  будет ли чего от смешения масел, ведь уверенности, что  «кашу другим маслом не испортишь» не было. С момента перекачки летел и прислушивался, постоянно пялился на приборы, но все параметры оставались в тех же пределах, что и до перекачки… Это успокаивало, но как только впереди чуть более сложный участок – сразу на приборы… По идее уже пошло резервное время, а Семёныч всё летит и летит…
          И о чудо! Вижу наше поле, наш полуостров, на котором мы ночевали, значит Семёныч явно шел к нему и явно намерен садиться, раз пошел на круг. Сходу захожу на посадку на знакомую просёлочную дорогу через поле, уже по привычке с выключенным двигателем, сразу завожусь и к краю поля освобождая «полосу». Следом садится Семёныч. Почему-то  не подъехал ко мне поближе. Спрашиваю почему  - показывает на переднее спущенное колесо, которое с этими переживаниями у меня совсем уже вылетело из головы.
Накачиваем колесо, подкатываем Ант к Смурфу.  Смотрим сколько в баке у Анатолия – меньше литра или около 10 минут! Нет 10 минут звучит всё-таки лучше чем «меньше литра». Наш штурманский расчет оказался в итоге точный, хотя и пугающий своей точностью! Делим остаток топлива в моём доп. баке как обычно поровну по времени. Есть желание искупаться, еще солнышко светит, но время поджимает.  Топлива должно хватить до самой базы, примерно с таким же запасом минут на 15 минут, но на всякий случай определяем пролёт через знакомую заправку в поле рядом, где решим уже садиться или нет.
          Накачиваем колесо и Анатолий взлетает, я следом. Летели в сторону солнца, оно слепило, но как-то поднимало настроение. Прошли над дружественным партизанским аэродромом. Хозяин выскочил из бани (она недалеко от полосы) обмотанный в полотенце, конечно нас узнал, махал, как я понял звал подсесть и наверняка потащил бы сразу в баню, но времени было впритык, а 5-ю минутами там не отделаешься. Мы только и смогли что помахать в ответ.
      Снова пойма реки Шерна, знакомые места, и если по дороге туда лететь низом было не с руки, то сейчас в штиль мы экономили время  и топливо, которого тоже впритык. Низами снова выигрывались те 10-15 км/ч, а это значит, и время, и что запаса топлива в баках останется больше расчётного. У самой земли полный штиль, крыло не шелохнётся. Наверху без термички уже было бы скучно, но только не внизу!!! Ну конечно же снова «бреющий»  перепрыгивая кусты и деревья. Низкое солнце светило прямо в глаза, поэтому пришлось одну руку постоянно держать как козырёк.   Семёныч летел обычно чуть выше деревьев, а тут тоже пошел низом видимо увлеченный этим аттракционом.  Пойма это не поле, это сплошные кустики, деревца, группы деревьев и лесочки, каналы и болотца, петляющее русло реки. Это непередаваемо. Почему то представилось сравнение полёта над саванной, которую видел только по телевизору.  Так и шли параллельно иногда сближаясь до метров 20 иногда расходясь на сотню-полторы. А снизу туристы, «шашлычники», рыбаки. Иногда обходили их с двух сторон. Многие застывали от удивления, некоторые успевали помахать.  И так около  15 километров такого вот кайфа. Ни на одном кроссаче, квадре, багги и даже амфибии и болотоходе  такая свобода недоступна!!! Но жизнь почему-то так устроена, что чем больше удовольствие, тем быстрее оно заканчивается. Наверное потому что время в этот момент сжимается и течёт для нас по другому. Вот и сейчас пойма кончилась, река ушла в сторону. Впереди дорога, провода и воскресная пробка из дачников на перекрёстке. Перемахиваем над проводами, над машинами, впереди узкое поле, деревья справа, деревья слева, и что-то я задумался над тем что думают о нас люди сидящие в машинах… Поле впереди ровное, кажется даже скошенное, расслабляет...
          Крепко я так задумался, иду низко на автопилоте. Семёныч чуть впереди-сбоку уходит вверх, я зачем-то на автопилоте тоже отпускаю ручку и иду вверх и только потом вижу на своей высоте провода ЛЭП прямо по курсу...
 
          Провода были хоть и не перед самым носом, но внутри ёкнуло конкретно. Даю полный газ и заодно в наборе крутой вираж на всякий случай, ведь не очень удачно сесть думаю лучше чем потрогать провода высоковольтной линии электропередач…  Смурфик с пустыми баками очень шустрый, хватило бы и одного газа…, но раз уж начал вираж, то закончил круг в наборе и, перелетел с большим запасом.  Если бы Семёныч не шел впереди успел бы я заметить провода или я потому и расслабился, что шёл ведомым? Это большой вопрос.  Опоры ЛЭП  стояли за деревьями  справа и слева, и их не видно было. А еще солнце в лицо… Шел низом, у самой земли, мог конечно и под проводами пройти – там запас огромен, но делал я так только раз и то специально. Для экстренного пролёта низом  нужно хладнокровие или опыт… Как бы я тогда среагировал тоже большой вопрос, скорее всего дернулся бы вверх по привычке, ведь сколько сотен этих проводов мы этим летом перепрыгнули –перелетели и не сосчитать… В общем сделал для себя три пометки в голове, которыми хочу поделиться с читающими эти строки:
1.      Надо иметь в виду, что на узких полях возможна такая вот засада, когда столбов не видно. То же самое относится и к руслам рек, т.к. там столбы по берегам и зачастую также не видны за деревьями.
2.      Расслабляться от этих вездесущих проводов вообще можно только на высоте или  в огромном чистом поле.
3.      В условиях плохой видимости полётов на малой высоте в незнакомых местах надо избегать в принципе или многократно усиливать бдительность.
          В конце поля была намеченная заправка, и рядом, как показалось сверху, не особо ровное поле. Все это время мы шли со скоростью больше расчётной, значит сэкономили бреющим полётом еще минут 10-15, подали друг другу знаки, что летим дальше. Заправка это тоже не на 5 минут, а солнце уже садилось. Взяли курс на базу. Навигатор показал что трек «туда» рядом, по нему и пошел. Зная, что Семёныч сможет догнать, я пошел первым. Почти сразу «нарисовался» тот самый огромный лес, что с полигоном. Мелькнула мысль – наверно зря у заправки не сели… Как этот лес покороче облететь и во сколько километров этот крюк может получиться я точно не знал, подняться на километры тоже не мог, лететь в 100-200м смысла не видел, т.к. скорость бы потерял… При обоих вариантах топлива, которого и так впритык требовалось больше, причем не очень ясно насколько, а потому эти варианты с вынужденной по топливу в конце вполне могли стать реальностью.
          Мотор работал как часики, параметры все в норме, решил из 3-х бед выбрать наименее вероятную, хотя и самую опасную. Снизился, пошел над самыми верхушками, причем скорость возрастала до самых макушек – там штиль или типа того. Скорость ок, т.е. выше нашего штурманского расчёта, все коонтролируемые параметры двигателя ок. Решил так и лететь.  Тогда такое решение ввиду множества неизвестных посчитал правильным, ведь какая нафиг разница садиться на сплошной лес с высоты верхушек или с большой высоты?  Поначалу было страшно -  одно дело перепрыгивать деревья, посадки, маленькие лесочки, а совсем другое лететь над верхушками огромных деревьев долго, когда ни края этого зелёного океана, ни пригодных для безаварийной посадки просветов впереди не видно. Потом как-то привык и даже стал прикидывать как на верхушки лучше выкидываться если что...  Ёлки лучше или берёзки? За всеми этими прикидками, решениями и размышлениями я даже забыл про спассистему, которую перед каждым вылетом расчековывал. И в этот раз расчековал, и перед самым лесом про нее помнил, а как начал над лесом лететь - напрочь про нее забыл. Я наверное забыл про всё, что не относилось к расстоянию до края леса, расстоянию до верхушек, звука мотора и его параметров,  иначе наверняка набрал бы метров 150 над верхушками и потрогал бы ручку спассистемы в качестве тренировки. Наверное там бы и полетел в итоге. Видимо голова уже варила совсем хреново и моя соображалка (хорошо что не мотор) уже тогда начинала давать первые сбои…(см. ниже).
 
          Проносился над лесными дорогами полигона, над всякими стрельбищами и авто-танкодромами, но сесть практически негде – всё очень плотно, и при этом еще и лес очень высокий. С удивлением обнаружил, что мы там не одни такие "посторонние"  - там были и рыбаки, и драйверы на квадриках и машинах…
           Солнце уже село. Семёныч летел метров на 100-150 выше, но боролся против ветра и несмотря на более быстрое крыло отстал настолько, что в сумерках к концу леса с трудом угадывался как дельт на горизонте. Лети я также высоко, я бы был еще намного дальше. За лесом было огромное поле с ровной пашней, как буд то укатанное. И хотя до базы было около 3 км, я решил не кружить выжигая остатки, а сесть и дождаться прилёта Анатолия, перевести дух, а заодно и глянуть сколько горючки в баке. Расчет расчетом, но ведь глупо было бы обсохнуть где-нибудь в полукилометре от базы. Хрен его знает, как с этим маслом от Лукойла расходуется…, а вдруг вообще фильтр начал забиваться неведомыми хлопьями?  На самом деле это скорее всего были мысли-страшилки-отмазки. Как мне сейчас думается, я просто хотел перевести дух после леса и дождаться прилёта Анатолия на земле. 
          Сажусь на ровное, как будто специально укатанное, огромное поле. На пробеге преднее колесо, (когда крыло еще несло) проскакивает ямку размером побольше колеса.  Пронесло. Чертовы копатели, никогда за собой не закапывают. Оглянулся – таких ямок (правда все поменьше) в поле зрения много, и один из копателей на горизонте в сумерках занят своим "чёрным" делом.
            Слез со Смурфика, глянул на мерную трубку. Нет всё точно, расчетное + сэкономленное примерно.  Наверное всё-таки решение о варианте полёта было верным. Если бы я боролся с ветром на высоте,  или облетал этот лес, я бы не экономил топливо, а наоборот расходовал расчётное.
        Анатолий на огромном ровном поле сел снова как-то далеко от меня. Видимо сказывается усталость, ведь знаю, может когда захочет – на слёте в упражнении "точность" показал результаты 6 и 1,2 м.  А тут метров 50. Это уже очень далеко чтобы идти.  Помню, что колесо у него переднее спущено, делать нечего, завожусь – подъезжаю. Ходить туда-сюда эти 100м уже нет сил.
          У Анатолия топлива тоже немного больше расчётного. Лететь всего ничего, но скоро совсем стемнеет. Делиться впечатлениями о полёте над лесом особо некогда. Потом, всё потом. Качаем колесо – спускает, причем очень быстро. Где непонятно, уже особо и не ищем, т.к. на это нет уже ни сил, ни времени, ни наверное желания, поскольку  "с дыркой тоже можно взлетать". Удивляет уже другое – то, как быстро спускает колесо. А еще найденный стальной шарик диаметром  миллиметра два меду ниппелем и штуцером насоса. Оба понимаем что это шарик клапана насоса, но так же оба НЕ понимаем как он мог туда попасть. На наш день уже и так головоломок и задачек выше крыши, главное, что насос при этом как-то качает!!! Как-то качает наверное потому, что в «бигфутах» давление низкое и уходить обратно не успевает. Схема уже привычная - мотор заведен, Семёныч в кресле,  я докачиваю до кондиции колесо, откручиваю шланг насосика и Анатолий сразу взлетает. Следом взлетаю я.  Идем повыше, метров 100+, т.к. топлива на оставшихся трёх километрах точно хватит при любой скорости, видимость уже внизу не очень, да и населёнка справа-слева, провода разновсяческие повсюду.
            Уже практически  у базы вижу, как пересекающимся курсом летит 4-х моторный транспортник, правда метров на 250 повыше нас. Ничего страшного в этом нет, но всё равно ситуация нехорошая сама по себе. Я ныряю вниз, Семёныч летит как летел. Я под таким углом на них обоих смотрю уже, что мне начинает казаться, что их пути действительно должны пересечься. Умом конечно понимаю, что это не так, и что даже опасности нет, но глаза видят другое и внутри снова уже в который раз за день всё напряглось. А связи то нет, чтобы  предупредить. Смотрю,  Семёныч самолёт явно заметил, т.к. тоже резко ушёл вниз.  Снова в который раз полегчало…      
 
          Семёныч  сел на родную полевую дорогу, но как-то очень далеко, хотя  ветра нет, мог бы вообще на рулежку, поближе  к  ангару  (правда она  имеет  небольшой  боковой  уклон).   Уже держа в памяти и будучи твёрдо уверенным в том, что у него колесо уже наверняка снова всмятку,  сажусь к нему сразу поближе, чтобы меньше идти (т.е. еще дальше от ангара).  Качаем колесо. В пределах видимости ангара качать уже тяжело даже психологически, и уже как-то не особо накачивается… Может дырка стала больше и спускает быстрее, а может силы кончились и поршенёк двигаем не так резво?  Как-то надули, Семёныч уезжает.
          Я с трудом завожу двигатель, а он еще и не хочет раскочегариваться с оборотов ниже холостых. Включаю доп. насос, стрелка манометра в топливной системе занимает своё новое нормальное положение, но эффекта ноль. Даю газу – обороты очень вяло меняются в большую сторону, но даже до холостых не дотягивают. В итоге мотор как-то прочхался, вышел на требуемые обороты и я тоже поехал. Проехал 2/3 пути, уперся в стоящий посреди дороги АнТ со спущенным колесом.  До ангара метров 50. Блин. Семёныча нет – он уже замудохавшись качать велонасосиком пошел за ножным автомобильным.  Глушу мотор, жду Семёныча.
          Смурф надо закатывать первым.  Он снова с трудом заводится, вяло реагирует на газ, но не набирает обороты, в этот раз вообще никак. И не глохнет. Может одна свечка «приболела» от нового масла? Не знаю, решать очередной ребус  совсем не хочется, да и особой необходимости в этом нет. Не сейчас, потом, всё потом… Решаю трясущийся маленький Rotax больше не мучить, снова глушу. Вручную объезжаем АнТ, доталкиваем и закатываем Смурфика в ангар. Семёныч уже «от души» накачивает автомобильным насосом многострадальное переднее колесо АнТа, чтобы точно хватило доехать до ангара (50м!). Когда он снял шланг насоса и услышал шипение из соска, то "на автопилоте" скрутил колпачок заднего колеса, и просто накрутил его на переднее.  Шипеть вроде перестало. Polini Thor 250DS заводится с полтыка и победителем подкатывает своим ходом к самым воротам, но его хозяин видимо настолько устал, что не рискует по пандусу заезжать в ангар как обычно.  АнТ тоже заталкиваем. Опускаем ворота.
          Устали оба ужасно. На югах изо дня в день летали в течение дня в жесткую термичку, и даже близко так не уставали. Сейчас же полнейшая апатия. Сидим никакие и замечаем самое в этот момент противное - колесо у АнТа за это время не спустило!!! Не поверил глазам, надавил. Есть давление! В душе хотелось по этому поводу громко и грязно и долго сердиться матом, но сил на такое бурное проявление эмоций не нашлось. По факту вышло как-то очень коротко, банально и тихо.  Напоследок, после просто сидения и раздумий мне приходит в голову гениальная в своей простоте мысль - попытаться завести Смурфа и посмотреть температуру выхлопа в цилиндрах с целью диагностики. И что вы думаете? Он завёлся легко и как ни в чем не бывало, и как положено шустро стал набирать обороты, как обычно чутко отзываясь на педальку. Температура тоже была в норме и близка в обоих цилиндрах.  _/+)()(*?(*?:?:%;:%№№;"!!!
          Я вообще человек не суеверный, но кто мне скажет, после этого, что дельталёт, собранный своими руками не имеет души? АнТ тоже в некоторой степени собранный своими руками и в огромной степени выстраданный нами обоими. Наверно они еще и подружились в перелётах и в моменты пребывания в одном ангаре, и вот похоже, что они нас так за что-то  пожурили… Может за несвойственные для микродельт сверхдальние перелёты, может за минеральное масло Лукойл, а может просто под конец как смогли напомнили нам те ошибки, которые мы допускали за эти дни? А может они так иногда шутят? Но это еще не всё… Через несколько дней, после  описанных событий звонит мне Анатолий и говорит, что полез поменять ниппель на переднем колесе Муравья, а под колпачком ниппеля вообще нет…
          В общем хочешь не хочешь, а хотеть (ехать домой) надо. Как и ожидалось отъехал я от базы совсем не далеко и упёрся в Великие традиционные воскресные Московские пробки на пару с лишним часов! )\-(*(*::?;%;»;!
Как то в итоге дополз, а дома упал в кровать и выключился…
          
-----------------------------------
          Немного цифр.  Всё путешествие от вылета с базы и до прилёта на базу заняло у нас около 25 с половиной часов, из них около 7 часов в воздухе. Было пройдено 389 километров,  средняя путевая  скорость около 55км/ч, совершено 10 посадок  из них только две на аэродромах. Все остальные (8 посадок) совершены с подбором на поля и дороги,  из них 2 поблизости от АЗС для дозаправки. 
         
И еще.  Вы не думайте что всё, что тут прочитали это правда… Вообще-то все персонажи и события вымышлены, а любые совпадения как Вы уже наверное догадались  - случайны… Да и написано в больном бреду… Наверное…



ОSS
16.09.2017​


         
 
P.S.  Что касается нас...
          Меня на следующий лень ломило так, будто не в штиль летал почти всё это время, а вагоны разгружал. А через день я заболел и слёг окончательно.  Вот не зря я утром в воскресенье не смог себя заставить лезть в реку. Видимо уже тогда процесс начинался и организм упирался всеми фибрами души, как та корова в бомболюке. Свалил меня какой-то «вирусняк» без соплей, кашля и большой температуры, но ломота и слабость жуткие.
           Семёныч накануне перелёта спал мало , почти не спал ночью в перелёте, нервное напряжение после неудачного взлёта, еще это колесо полтергейстное… Утром очень ранний подъём провожать жену к поезду, в общем тоже вымотался по полной.
Через несколько дней мы с Семёнычем дистанционно провели очень подробный, с пристрастием разбор полётов, определили ошибки. Исходя из допущенных ошибок наметили и записали первичные цели, задачи и пожелания на будущее.
          У АнТа кстати после этого перелёта тоже появилось собственное имя. Семёныч теперь ласково его зовёт «Муравей».   Наверняка в Аэросе название АнТ произошло от «Антонов», но в переводе с английского ant это – «муравей».
          Ну а Смурф терпеливо ждёт когда его обслужат, устранят, то что надо устранить, чтобы полететь за новыми приключениями или установить новые рекорды...

--------------------------------

          Надеюсь писал всё это не зря и Вам понравилось, или по крайней мере было интересно, раз Вы несмотря на столь длинный текст о столь коротком путешествии, дочитали до этих строк.
          Хочу сказать "Большое Спасибо" всем тем, кто  нам помогал на этапе подготовки и в пути, всем тем, кто следил за этим маленьким перелётом on line, и кто за нас в это время переживал.
          Особенно буду признателен тем, кто оставит свой отзыв, в т.ч. и тем, кто укажет, что не так.  Благодаря этому я надеюсь сделать лучше будущее описание нашего большого перелёта в Анапу (за который надеюсь в обозримом будущем засесть), с учётом, Ваших пожеланий и замечаний! Ну и писать, когда есть обратная связь всегда приятнее...
 
Перемахиваем над проводами, над машинами
Короче, Вань, я тебе лучше лично скажу, что я про это вот думаю.  :STUPID

ANT-Aeros Nano Trike...  🙂 

Урал-Аэрос-Big-Nano-Trike ;-) Я бы так сказал. Конечно Смурф - получился просто восторг!  :~~) :~) :craZy
 
ANT-Aeros Nano Trike... Улыбка

Вот ведь, а я и не знал...или забыл.  А ведь для меня непростительно...

я тебе лучше лично скажу, что я про это вот думаю.По башке
. Я догадываюсь, да и сам в курсе, того, о чем ты мне хочешь сказать.
По поводу "бреющих полётов"  - даже сам создатель крыла Фокс 16Т, мэтр Сергей Дробышев как то писал на форуме (боюсь переврать весть текст, поэтому думаю дословно только несколько слов в которых сама суть)  "...на этом крыле хочется хулиганить..."  Я же от себя к этому добавлю, что ... верткое и медленное крыло в сочетании с высокой и широкой телегой, амортизацией на основном шасси, очень мощным (для микро) мотором, с колёсами "бигфут" помноженные на малый вес -  всё это усугубляет...
 
Изза проводов вообще завязал с низким полетами кроме известных мест. И то всегда боюсь- растяжку времянку бросить секундное дело. в детстве наматывался на провод брошенный от столба до холодильника.
и вообще вторая часть рассказа- хрестоматия наслаивающихся друг на друга косяков вызываемых цейтнотом времени.
 
Для летающих на малых высотах, лучше не напишешь и не скажешь. Думаю, это на 100% применимо к любым полётам на сверхмалых высотах, не только над водой.
(взято здесь: http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1215063688)
Первые свои провода я нашел на тридцатом часу налета метрах в двухстах перед собой. Зима, видимость миллион на миллион,  канал имени Москвы. По правому берегу идет линия ЛЭП к шлюзу, дальше вижу линию по левому берегу. Как-то не екнуло что это одна и та-же линия просто перешла на другой берег. Стал рассчитывать заход на посадку сразу на выходе канала на Икшинское водохранилище на лыжах на лед. Меня там ждали и хотелось сесть красиво (к слову о 75% процентах про которые писал Гена). Снижался уже с закрылками, скорость никакая, провода увидел в упор. Как удалось перепрыгнуть, до сих пор не понимаю. Просто кто-то сверху решил что я обучаем и можно дать мне еще один шанс или просто пожалел, спасибо ему, я потом еще одного пацана и девку сделал. С тех пор прошло уже лет семь и сейчас когда в среднем посадок с подбором на воду до 30% от общего количества процесс происходит так… Перед вылетом к заданной цели проводится опрос по возможности  всех кто там был или есть на предмет наличия  всяких гадостей над водой в воде (лесосплав на водоеме, наличие притопленных деревьев после стихии и пр.) и под водой в районе предполагаемой посадки, потом, если предпологаемая вода судоходная берется лоция и с нужных листов делается перенос воздушных и подводных переходов (якорь брошенный на кабель тоже не приятно). При подходе к неизвестному району посадки даже при наличии максимума информации от доброжелателей и умных книжек не в коем случае не снижаюсь ниже уровня деревьев растущих по берегам. После прихода в заданную точку нахожу известные мне из разных источников препятствия, если есть обнаруживаю любое жилье человека с обоих берегов потому что если есть провода они точно будут между этими населенными пунктами а также там в случае необходимости есть шанс найти помощь и совершенно точно найти самогон… После этого встав в круг с высоты 300м.(выше смысла нет) начинаю очень медленно снижаться в вираже, осматривая место предполагаемой посадки со всех сторон и с разных высот до 50м. Так и только так, осматривая со всех сторон и высот, под разными углами освещения появляется шанс что-то увидеть, чего там не должно быть. Для Atasa,  про проход на 100м. писал не я и при посадке на воду и при прочих выкрутасах на малой высоте он практически бесполезен, один или два прохода вам помогут при посадке на чужую ограниченную площадку для оценки условий но не для полетов и посадок над водой имеющей русло и два берега в населенном районе планеты. Только после всех выше описанных процедур начинаем снижаться для посадки с одной единственной мыслью: [highlight]ЕСЛИ Я НЕ УВИДЕЛ ПРОВОДА И ОПОРЫ ЭТО НЕ ЗНАЧИТ ЧТО ИХ ТАМ НЕТ[/highlight].          
 
Потери АОН от столкновений с препятствиями на совершенно исправной технике не уступают потерям от отказов матчасти на малой высоте в Московском регионе помоему даже превышают. На моих фото выше есть еще одна угроза кроме проводов, это поворот реки и таких мест тоже хватает. Нехотелось-бы каркать но при существующих темпах развития АОН и при нашем подходе к стоимости собственной жизни недалек тот день когда мы услышем о лобовом столкновении в такой ситуации. Но летали, летают и будут летать на ПМВ и у нас и у них, причем это делают как совсем зеленые так и седые командиры боингов и аэрбасов в свои выходные . Может быть несколько дней после очередной катастрофы чуть аккуратней но не долго. На своем примере могу сказать что перестал заниматься этой фигней уже давно, мне на посадках с подбором хватает и чаек и топляков и прочих маленьких "радостей". Еще очень хочется сказать тем кто будет выполнять такие полеты что на борту у вас все члены экипажа должны четко понимать что вы делаете и что это БЕСПРЕДЕЛ! Если у вас на борту находятся две блондинки или не дай бог дети хлопающие на вас с восторгом глазами в полной уверенности что вы опытный командир и знаете что делаете а вы выполняете полет на ПМВ знайтевы полный и законченный М-У-Д-А-К. В никрологе вам этого не напишут но все именно так и подумают. Когда какая то сволочь по катастрофе Икара17 написала что на борту было четыре человека а потом это оказалось журнолажей я вздохнул с большим облегчением, это был его самолет и его выбор и это счастье ни кого с собой не забрать.
 
Назад
Вверх