"Необъяснимая" гибель пилотов, "невыводимый" левый крен, крылья (телеги) убийцы

-сергей

Я люблю летать.
GALKA сказал(а):
chitago сказал(а):
Теперь я все больше считаю ошибкой, соединение крыла и тяжелой двухместной телеги с мощным мотором. 
Да. Сам летаю на максимальном взлётном весе 360 кг. И не хочу на более тяжёлых. Интуиция не даёт
 
Из личных наблюдений.
Минимальный взлётный вес моего аппарата 370 кг.
То есть я один и налегке.
В такой конфигурации я летаю только в хорошую погоду или при умеренной болтанке.В турбулентности болтаешся как г.. в проруби.
При взлётном весе от 440 до 470 кг я летаю практически в любую погоду. При взлётном весе выше 470 кг.То же полёты только при хорошей погоде.(Тяжело управлять страх за конструкцию).

Как то вот так.

Вообще остерегаюсь летать на лёгких аппаратах.
 

Grig

Дарт Вейдер, по сравнению с химиком - отдыхает...!
Заблокирован
Откуда
Тольятти
Сергей и Сан! Может вам стоит открыть отдельную ветку для ВАШЕГО содержательного диалога....?!! Телефончиками обменяйтесь и РЕЗВИТЕСЬ!!!
 

-сергей

Я люблю летать.
Grig сказал(а):
Кстати про кирдык.
В половине случаев это банальный ступор от мощного мотора и необоснованный страх что дельт перевернётся (уйдёт на петлю) на взлёте.
Как следствие зажатие ручки и потеря контроля по кренам.
Знаю несколько таких случаев.
 

Ledchik

Главное в летании сон и питание.
На прошедших выходных, погонял на нелегкой и мощной дельте с минимальной загрузкой, и опять нет даже намека на кирдык.
То что теоретики так бурно обсуждают, это хорошо, но там чистая физика, какие силы где приложены и куда направлены, с которой все более менее понятно, и эта физика присутсвует на вех дельталетах и существует не зависимо от наших знаний о ней.
Полетав в поиске режима возникновения кирдыка, однозначно пришол к выводу, что причину возникновения кирдыка надо искать в геометрии тележки дельталета. Тоесть кирдык однозначно возникает при определенных растояниях расположения пилота и СУ относительно ЦМ. Вот надо и попытаться найти закономерность и критические растояния.
Для сравнения предлогаю обмерить тележку Форсаж и тележку Фрегат.
 

Pisman

Постепенно твердеющий тряпколетчик
Ledchik сказал(а):
Полетав в поиске режима возникновения кирдыка, однозначно пришол к выводу, что причину возникновения кирдыка надо искать в геометрии тележки дельталета. Тоесть кирдык однозначно возникает при определенных растояниях расположения пилота и СУ относительно ЦМ. Вот надо и попытаться найти закономерность и критические растояния.
Для сравнения предлогаю обмерить тележку Форсаж и тележку Фрегат. 
честно говоря как дилетант я так не считаю. но вероятно что влиять на то насколько то явление опасно можно. поскольку здесь уже упоминали на схожесть "кирдыка" с явлениями из парамоторной отрасли то в этой отрасли выяснилось что вероятность "твиста" сильно снижается и становится приемлемой когда точка подцепа силового модуля к крылу- именно геометрически жесткая точка а не какойнибудь ремешок, находится не ниже оси винта, а выше, и чем выше тем безопаснее.
второе. так же уменьшает риск твиста и повышает общую комфортабельность в полете из-за уменьшения трудозатрат на компенсацию крутящего момента в полете, введение ассиметрии в подвесную  систему. наиболее прижившиеся- ассиметричное по ширине расположение точек подцепа крыла к силовому модулю- так чтобы цт всего силового модуля включая тушку пилота располагался со смещением 10-20 мм от геометрического центра точек подвеса.
смещение оси тяги в бок от плоскости симметрии не прижилось- эффект мал и не однозначен.
 
S

sun

Кроме веса и тяговооруженности мне кажется собака порыта именно в жесткости на кручение узла подвески и вертикального пилона, работающего в данном случае как торсион, при скручивании которого появляется боковая составляющая силы тяги, стремящаяся загнать аппарат в крен.
 
S

sun

zzz сказал(а):
За то держим тему в топе.
Я посносил свои посты не относящиеся к теме ветки, предлагаю  тебе сделать то же самое.  Наш с тобой диалог исторической ценности не представляет :о)
 

Наиль Баязитов

Я люблю строить самолеты!
sun сказал(а):
Кроме веса и тяговооруженности мне кажется собака порыта именно в жесткости на кручение узла подвески и вертикального пилона, работающего в данном случае как торсион, при скручивании которого появляется боковая составляющая силы тяги, стремящаяся загнать аппарат в крен.
Об этом еще 4 страницы назад говорилось, причем несколькими авторами.
 

Дробышев

Я люблю строить самолеты!
А жесткость установочных элементов и конструкция моторамы в расчет не берется?!
 
S

sun

А жесткость установочных элементов и конструкция моторамы в расчет не берется?!
Они разнесены в пространстве, поэтому заметных перекосов там возникать не должно, даже если подушки совсем мягкие, на фоне углов кручения пилона и узла подвески - незаметно.
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
[quote author:  Все дело в инертности самой дельтателеги, она и скручивает пилон при перекладках, а вклад гороскопического момента в это дело совсем небольшой, думаю, никакой особой роли он не играет. [/quote]

Гироскопический МОМЕНТ от гироскопической СИЛЫ отличается наличием плеча, на котором эта сила приложена. 
Допустим, гироскопическая сила в 20 кг приложена на плече 1,2 м. (Это расстояние от плоскости винта до Центра Масс аппарата.) Получаем момент в 24 (КГхМ) в горизонтальной плоскости (по курсу). И что его компенсирует? Развитых килевых поверхностей у дельталёта нет.
Напомню, что при интенсивном маневре по тангажу Гироскопическая сила возрастает в разы.
Попробуйте повесить на консоль 5, 10, 15 кг (вода в пятилитровых канистрах) и подержите ручку в нейтрали. Когда это усилие не статичное, а появляется "внезапно" это усугубляет ситуацию развития опасных явлений пилотирования.

*Ремарка:
Усилие, которое пилот может создавать руками в нормальной обстановке 10 - 15 кг. На пределе 25 - 30.

Один инструктор рассказывал, что в молодости, выполняя с пассажиром крутую нисходящую спираль (кстати влево :)) после нескольких витков понял, что не может вывести аппарат. Не хватает усилия рук, чтобы перетянуть ручку трапеции в правый крен. Приближение быстро вращающейся земли заставило действовать "неадекватно". Он расстегнул привязной ремень, подал вперёд, чем максимально выровнял туловище, зацепился коленями за нижнюю балку и, перехватив руки за правый угол трапеции и стойку, с трудом выжал вес тележки и вывел аппарат из скольжения.
Становое усилие человека в среднем 150 кг. Этот пилот в молодости был крепкого телосложения и роста, под 100 кг.

Это так, к вопросу усилий, развиваемых руками и которые "даны пилоту в ощущениях", чтобы сравнивать рулится аппарат или не рулится.

[highlight]Гироскопический момент проявляется значительно при маневрировании и сам по себе, хотя и значителен по величине, ещё не причина нештатного поведения аппарата, но один из факторов, приводящих к тому в сочетании[/highlight].

[highlight]Другие два фактора это:[/highlight]
- реактивный момент от винта (если посчитать, то моменты, создаваемые от его влияния сопоставимы с гироскопическими);
- и конструктивные недостатки (наличие "плохих" несимметричностей в конструкции, люфты в элементах подвеса, нежёсткости, несовершенства аэродинамики крыла.)


Если такие факторы, как моменты - это неизбежно и считаемо, то конструктивные просчёты и последствия к которым они приводят полностью "на совести" производителя и эксплуатанта. Ограничения по динамическим параметрам аппарата можно ввести в РЛЭ, а вот дешёвую ткань обшивки, хитрые (но не проверенные должным образом) "приблуды" в конструкции крыла, болты Ф7,8 в кривом отверстии Ф8,5, элементы каркаса из труб неизвестной марки сплава и т.п. - это "НАШЕ ВСЁ" :mad:


Сам регулярно тестирую различные аппараты и [highlight]пользуюсь[/highlight] этим Моментом. Так, наприме, в одну сторону дельталёт хорошо "вкручивается", а в другую - лучше не пробовать. Зная, в какую сторону гироскоп закручивает тележку - в эту сторону можно выполнять интенсивные маневры с изменением тангажа и крена. На верхнем участке траектории гироскопический момент при даче газа разворачивает аппарат носом вниз и он не "скользит на крыло", а штатно разгоняется. В противоположную сторону - в верхней точке аппарат стремится повернуться к центру разворота "кормовой частью тела", что оч-чень не приятно.

Так сказать, "одним кругом можно летать вверх колёсами", а другим...не получится.
 

urry_buh

Терпеть не могу строить самолеты!
Гироскопический МОМЕНТ от гироскопической СИЛЫ 
В термехе(да и исходя из физ. сущности) НЕТ понятия "гироскописеская сила", Есть Только момент=

[ch969]1 - угловая скорость собственного вращения
[ch969]2 - скорость прецессии
Jz - момент инерции
Произведения есс-но векторное, поэтому в результате получим вектор момента с направлением по правилу буравчика. Физически "гироскопическую силу" можно представить на медленно вращающейся монолопасти, но это- за уши!
 

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Юрий, попробуйте нарисовать раскладку гироскопического Момента на пару Сил в несимметричном гироскопе ;)
Я похож на человека, который сам выдумывает термины и физические явления? Вы мне льстите, но я не Создатель :D

Именно "гиро-скописецкая" сила и "подрезает" крылышки при маневрировании. :)
Ещё в сеоедине 90-х годов, пытаясь обьяснить странности поведения аппаратов, в своей компании пилотов, для краткости я использовал фразу: "В общем, во всём Кориолис виноват" и она стала как расхожая шутка.

Кстати, вспомнил ещё один забавный эпизод из студенческой поры.
Тогда на ось из термообработанной стали 30ХГСА длиной сантиметров 60 насадили два больших велосипедных колеса, на ободы которых вместо покрышек намотали свинцовую полосу. Центр оси был закреплён через Т-образную втулку на трубе, которую держали в руках. В общем, конструкция получилась похожей на большую букву Т с колёсами на концах перекладины.
Колёса раскрутили руками, как могли. Человек, державший трубу вертикально в руках начал её с усилием медленно вращать. Экспериментаторы сначала испугались, а потом, как метко выразились, О#уели! Вращавшего трубу едва не зажало вращающимися колёсами. Ось из стали Ф28 мм легко изогнулась вниз, а при вращении трубы в обратную сторону -  обратно вверх!
Тогда это устройство прозвали "велосипедный трубогиб". Потому как в то время было популярно изготовление на роликовом трубогибе элементов конструкции дельталёта и "спидбары" для чистых крыльев.
 

Вложения

urry_buh

Терпеть не могу строить самолеты!
Для создания момента, разворачивающего МДП влево, угол между килевой и продольной осью тележки совершенно необязателен. Момент по курсу(отн. верт оси) будет, даже если ось тележки параллельна плоскости корневого сечения.
С креном сложнее- вернитесь к посту Sun-а про автокомпенсацию. На самом деле, там ещё всё сложнее из за наличия 2-х производных-Мх по бета и Му по бета, т.е. скольжение провоцирует "разворот на ветер" по курсу с одной стороны, а с другой-"опускание подветренного крыла".
А без этого никак-тем и летаем!
Так вот, 111 раз, :) сочетание этих двух величин, положения ц.т. углов осей вращения тележки отн. крыла, бывает приводит, а бывает и нет к частичной или полной компенсации влияния крут. момента двигателя на разворот тележки по курсу и возникновение момента крена.
Кстати, ещё оди вброс для размышления: Представьте крыло с высоченным килевым карманом(доведя идею до абсурда, угол межу корн хордой и килевой- градусов 30  :-X). а теперь покачайте тележку влево вправо относит.  килевой(типа- по крену). Какие мысли возникают?  ;)(кроме КГ-АМ ::))
 

-сергей

Я люблю летать.
я так вижу то что было описано на 1й стр
Именно так всё и происходит.
Это может легко проверить.
При установке крыла не затягивайте узел подвески и в полёте порулите трапецией как велосипедным рулём.

Я вчера пробовал, при выворачивании телеги в одну сторону крыло начинает крениться в другую.
 
L

Letunchik

Вот  ссылка на ролик Кареткина
http://youtu.be/opXMBXR8QjQ
 

надым мд-20

на севере просторы больше
Откуда
надым
Почитал это и про левый кирдык пересмотрел доступные фото телег с крыльями вид с боку и заметил проблему телеги у которых винт высоко или длинная вмг ось винта высоко и отнесена плоскость вращения винта на болшее безопасное расстояние от крыла а крыло при этом низко расположено то за эти  дельтики и пишут о кирдыках и кренах на взлете когда трапеция от себя решение простое надо крыло выше вешать а винт ближе и ниже крыла тогда при ручке от себя задняя кромка крыла не будет смотреть на ось винта !!! На самолете все парируется закрылками у дельтика их нет вот и крутит это еще упоминалось на заре мотодельтиков когда мотор бензопилы выводили вал и винт через центральный пилон крыла  тогда заметили что крутит по этому сделали телегу и на нее прицепили винт явление изчезло
 
Вверх