В те недалекие годы 2013 - в Йозефе Судецком Станислав Янушевский с планерным клубом конференцию сделал... Только сейчас понял - что был в сердце зарождения Пегаса, SG-38, а значит и наших БРО и Коршуна!
Но за докладом о Фармане - не прочувствовал значимость места! Оказывается это и есть деревня Грунау!!!
Многие, кто летал там, конечно стали фашистами, но тогда это были еще 20-е годы. Германия была изгоем, также как и СССР, не смотря на Первую Мировую, нашли точки соприкосновения... И кроме того, техника она вне политики почти. Изучать это интересно.
Прикрепляю в оригинале статью участника Станислава Бласяка, Тадеуша Качмарека из Klub Lotników Loteczka
View and download from Yandex.Disk
yadi.sk
И перевод яндексовский. не редактированный... начала статьи... Вдруг кто-то отредактирует или переведет полностью...
Исторические памятники авиации Ежова Судецкого
Грюнау, 1921-1945 гг. Одна из деревень, которая прочно вошла в историю мирового планеризма - есть Судецкий Ежов, деревня, корни которой уходят в Средние века. Сегодня это в муниципалитете проживает более шести тысяч человек. В ее состав входит восемь сел: Ежов Судецкий, Хросница, Черница, Дзивишув, Янувек, Плошчина, Седленцин и Вжещин. Муниципалитет находится в западной части горного массива Качавских, а частично в Изерских предгорьях и в Оленегорской котловине, которая окружена с востока Яновицкими рудами, с севера Качавскими горами, с запада Изерскими горами, а с юга Крконоше. Имя Ежова Судецкого мы находим в документе от 14 ноября 1299 года, в котором она была записана как Гронов. Село мы находим также в судебном документе от 19 января 1345 года года, а также в ленном документе, составленном в 1497 году Ульрихом Шоффа, рыцаря из замков Хойника и грифона, в котором указано, что деревня эта, записана тогда, как Grunau, она была приобретена городом оленя горы (тогда Хиршберг) от Антония Шоффа. Название Grunau сохранялось до окончания II мировой войны, пока она не останется в пределах Германии.
На современную судьбу села, между мировыми войнами, существенное влияние оказали положения Версальского договора, подписанного Германией 28 июня 1919 года в Париже. Он наложил на Германию серьезные ограничения. Им запретили иметь армию, военного флота, а также военной авиации, также запрещая строительство двигателей авиация большей мощности. По этой причине немецкие авиаконструкторы направили свои усилия в основном направлены на совершенствование аэродинамики проектируемых самолетов.
Германия также сделала ставку на развитие планеризма. Это давало возможность вернуться в авиацию многие немецкие летчики, ветераны Первой мировой войны. Планеризм рассматривались с точки зрения кузницы кадров военной авиации, лучшим методом воспитание летной молодежи, недорогой и самый эффективный способ массовая авиационная подготовка.
В Елене-Гуре и ее окрестностях после окончания Первой мировой войны поселились многие летчики, участвовавшие в ней, как летчики, так и наблюдатели. Сосредоточили в Bund Deutscher Flieger (Союз немецких Авиаторов), созданный в году 1913. Они регулярно встречались в гостинице Zur Post (под почтой) в уютном комната, украшенная пропеллерами, военными фотографиями и другими авиационными сувенирами. За кружками пива вспоминали военные переживания. Однажды один из семи пирующих здесь товарищей, любующихся успешными полетами немецких планеров в Рен-Вассеркуппе, где уже в 1920 году состоялся первый конкурс планеров, он прокомментировал это, сказав:
Да, это ребята, которые делают хоть что-то для развития авиации. А мы сидим здесь
и мы выпьем! Черт, разве мы не можем сделать что-то подобное?
Когда собравшиеся вздрогнули от неожиданности, доктор медицины Вайнгертнер ответил:,
хотя еще неопределенно:
Конечно, почему бы и нет? У нас есть подходящая местность, например, холм Гальгенберг (Гора Виселица) в Грюнау. Оно может пригодиться.
Фото 1...
Первый штаб планерной школы в Ежове Судецком в выставочном павильоне, перенесенном сюда из Котбуса в 1923 году
Постепенно, по мере развития этого течения разговора, собравшихся стал охватывать пыл. Они договорились на следующий день осмотреть указанную местность. Идя тогда через Грюнау, они увидели канюка, кружащего как бы в жесте приветствия и поощрения над склоном.
Они восприняли это как знак судьбы. Таким был момент рождения идеи планерной школы в Грюнау, и это произошло
летом 1921 года.
Думая серьезно о полете, в первую очередь нужно было построить зал для строительства и хранения планеров. В этой идее удалось убедить графа
Шаффготша и некоего Кройца, впоследствии директора оленегорских заводов в общественных зданиях. Получено 40 кубометров древесины
для старого выставочного зала, ранее уже разобранного и сложенного на площади на расстоянии около 200 м от главной дороги (сегодня ул. долгая), по ее восточной стороне, у подножия горы Гальгенберг, носящей теперь название Планерной горы.
Соревнования по планерному плаванию, проводившиеся с 1920 года в Рен-Вассеркуппе, привлекали к скольжению много людей, не только из Германии, но и из других стран. В 1922 году Оленегорские энтузиасты планера отправились в Рен-Вассеркуппе. Их намерение было привезти в Грюнау опытных летчиков, которые помогли бы в организации планерного полета на горе Гальгенберг. Комплексное предложение Готтлобу Эспенлаубу и Эдмунду Шнайдеру, уже уважаемым в то время пилотам и строителей планера, ее приняли с интересом.
Однако эспенлауб и Шнайдер по поводу поселения в Грунау решили действовать осторожно. Они решили, что примут решение в городе Васхберг, расположенном неподалеку Вена, предварительно разведав обстановку в Елене-Гуре и в Грюнау. Он поехал там Готлоб Эспенлауб. В Грунау строился только что упомянутый ранее зал.
Горная местность, преследуемая частыми ветрами, казалось, была полезной для выполнения и дружеский прием, устроенный местными активистами
это побудило Эспенлауба предложить Шнайдеру переехать, несмотря на, что оба они были тесно связаны с Рен-Вассеркуппе.
Прибыв в Грюнау, они привезли с собой два планера. С их помощью они хотели проверьте, насколько местные склоны подходят для парусных полетов.
Первоначально они поселились в Еленя-Гура, в отеле Zur Weisser Ross (под белым Жеребец). Путь в Грунау они преодолевали каждый день пешком, чтобы в течение двух недель, с раннего утра до наступления темноты, помогать строить цех. После завершения
в марте 1923 года они поселились в ней. Жили они очень скромно, похлопывая не раз бедность, усугубляемая неустойчивым тогда немецким брендом. Однако их воздержание, скромность и добросовестность помогли им пережить эти трудные времена.
Видя их преданность, местные фермеры, ранее не склонные к ним, начали проявлять к ним доброту. Эспенлауб и Шнайдер могли полностью посвятить себя организации полет на склонах Grunau.