Обучение пилотов в Чехии методом "Погружения"

... 1. Это герб Чешской республики, а его где угодно вешать нельзя.
2. Аэроклуб Либерец. Ну с этим всё понятно.
3. Полиция Чешской республики.  :-?
4. Таможня  😱

А кроме кают компании, туалета и кабинета директора аэроклуба за этой дверью ничего нет  :-/

Меня, русского лётчика, бывшего партизана и борца с авиационными властями первое время всё это смущало.

Меня поймут те кто летая на полях России видел подъезжающий милицейский бобик...  😉
 
... На самом деле всё просто. Наш аэропорт - международный. Есть регламент по наличию служб и гос. учреждений.

Если я захочу улететь с нашего аэродрома на своём самолёте на пример в Россию, то выглядеть это будет так:

1. Звоню начальнику аэроклуба, прошусь на вылет за границу ЕС.
2. Он звонит на таможню и в какой то кратчайший срок приезжают таможенники и полиция по делам иностранцев (это фактически погранцы)
3. Все дружно садятся в кают компании аэроклуба (это ведь и их рабочее место на аэродроме) Не удивлюсь что они знают о холодильнике с пивом.  ;D
4. Оформляются паспорта, досматривается самолёт и документы.

ВСЁ!
Взлетаешь и погнал по МВЛ в Россию.
 
Два человека из Москвы решили провести праздники независимости России не зависимо от России. 4 дня в небе Чехии.
Как это было расскажу дальше.
С погодой повезло. Предварительно зарегистрировался на прилёт в Прагу и с утра 10-ого июня прилетел забрать гостей.
Всё как всегда, разве что заводили и приземляли диспы с соседнего аэропорта Прага-Кбелы т.к. слишком рано прилетел и Прага-Летняны ещё не работает. На мой запрос работающей полосы ответ был "Яку хцете Панэ". А дальше доложив вход в круг и далее по тексту всегда получал в ответ два щелчка тангентой типо согласны. Так делают многие и часто, но чтобы дисп военного аэропорта так расслабленно принимал борт на соседний аэродром, я не привык. Сел, зарулил к вышке и пошёл себе. Ещё всё закрыто, денег платить некому.
Когда вернулся с гостями всё уже бурлило. Зашёл заплатить на вышку, за одно выяснить как работает аэропорт во время аэрошоу которое открывалось в этот день. Ответ был закономерен "Работаем как обычно"
 

Вложения

  • sized_20150610_120709.JPG
    sized_20150610_120709.JPG
    65,9 КБ · Просмотры: 157
Обратный путь в Либерец. После выхода из зоны С, самолёт ведёт курсант. Пред приездом в Чехию человек серьёзно отнёсся к теории. РЛЭ, чек-листы и т.д. Перед взлётом пол часа привыкал к приборам и органам управления и на маршруте я почти не вмешивался.

Прага лежит на равнине и минут через 10 уже виден привод, гора Йештед, на неё и чешем. 45 минут и голос командира "Наш самолёт прибывает в международный аэропорт Либерец. Температура за бортом..." и т.д. ну вы знаете  🙂

По словам пассажиров полное ощущение что прилетели в Швейцарию. Кругом красивейшие горы и швейцарский крест на хвосте очень гармонирует с пейзажем. (Я всё хочу превратить его в красное знамя, но вокруг отговаривают, мол так экзотичнее). Экипаж простился с пассажирами и все дружно пошли в немецкий ресторан. Я засекал, от перрона до ближайших пяти ресторанов 10 минут пешком. Мы конечно выбрали быстро качественно, дёшево. В среднем нормальный обед 100-120 крон (230-300 руб.).

После обеда вещи сдали в полицейский участок...
... в смысле закрыли в аэроклубе, что в одном флаконе  🙂

Девушку усадили под вышкой и с пол часа покрутили по кругу.
На первый день полётов достаточно.

Первую ночь гости планировали провести в отеле на горе Йештед. Но когда мы туда доехали решение их было остаться на горе столько сколько получится. Получилось двое суток, дальше всё занято. Стоимость не маленькая, но по словам очевидцев эта нереальность стОит того. 2600 крон двухместный номер. Включён завтрак, ужин и фуникулёр туда-обратно. Я на первых страницах описывал гору Йештед, повторяться не буду.

Оставил ушатанных перелётами гостей на горе, на том про день первый заканчиваю.
 
День второй начался с рассказов о том как выглядит с горы ночной город. Я то его не видел сверху ни разу, наверное правда здорово. По словам потерпевших очень похоже на вид из иллюминатора  большого самолёта на посадке. Окна в отеле действительно напоминают чем то самолётные и наклонные стены отеля/телебашни закрепляют ощущения. Я так понял что отель Йештед это отдельный аттракцион, который нужно включать в обязательную программу пребывания в Чехии...
 
...Планов было громадьё, слетать хочется куда ни поподя, но решили посвятить день интенсивным учебным полётам.
Полёт над городом и окрестностями (разминаемся),
работа по кругу в аэропорту Либерец,
короткий маршрутный полёт на тот самый бывший военный аэродром Градчаны и отработка подхода, захода и посадки на не управляемый аэродром. Есть что-то величественное в посадках на бетонную полосу 2,5 км, а главное - курсант чувствует себя пилотом большим и сУрьёзным.

Обед прямо там, в далеке от больших городов и потоков машин. Нарезая круги видим что не далеко от торца полосы, через лес есть деревенька. Запарковали самолёт возле начинающих работать парашютистов и пошли в деревню обедать. Всё снова просто, вкусно и дёшево, разве что карточки к оплате не берут... 
 

Вложения

  • sized_20150611_135518.JPG
    sized_20150611_135518.JPG
    107,5 КБ · Просмотры: 161
Отобедав отдыхаем и снова летать
 

Вложения

  • sized_20150611_144303.JPG
    sized_20150611_144303.JPG
    65 КБ · Просмотры: 159
Короткий залёт на Махово озеро и обратно в аэропорт Либерец.
 

Вложения

  • sized_20150611_151444.JPG
    sized_20150611_151444.JPG
    54,2 КБ · Просмотры: 162
... несколько кругов в Либерце и лётный день закончен. 3 часа смешанных полётов. Пока летали, на аэродром прилетел и потом ещё долго стоял самолёт моей мечты с американской регистрацией. Пайпер РА-32.
 

Вложения

  • sized_20150611_191144.JPG
    sized_20150611_191144.JPG
    87,8 КБ · Просмотры: 159
... Второй день мы летали преимущественно ведя радиообмен на английском. Так хотел заказчик.

Вообще на территории Чехии мы должны использовать чешский или английский язык. Причём в Праге когда говоришь по чешски, а диспетчер слышит акцент, то может "упрощая тебе жизнь" начать говорить по английски, легче понять и простить диспа, а не афишировать свою неграмотность.

Для желающих скоро будет предложение - авиационный английский VFR. Лицензию радиста выдаёт чешское телерадиокомуникационное министерство и действует она по всему миру.
 
День третий.

Накопилась усталость. Пять часов налёта за предыдущие два дня. Решили отлетать час по конвейерам и отдыхать.

Мои гости переехали с горы Йештед в центр Либерца, прямо на центральную площадь, в отель Прага. Очень удобно и по цене доступно. Двухместный номер на сутки 1250 крон плюс завтрак 200 крон (всё примерно 3-3,5 тыс. руб). От центра города до аэродрома 5-10 минут на авто. Лётчик-летать, его девушка-на проминат.
Летали как обычно. Всё штатно. Полёты по кругу. Круг над городом. Первый, второй и третий развороты над городом, четвёртый над полем для гольфа (Харисону Форду моё почтение 🙂 ). Правила очень чёткие. Высота круга 300м, первый разворот только по достижению 200м от уровня аэродрома. Доклады на кругу делаются не совсем как в России, но суть сильно не отличается.

Вы когда нибудь работали по кругу в международном аэропорту? Приезжайте, попробуете.

Часа через полтора рабочий день закончился и пообедав в хорошем ресторане мои гости были предоставлены себе зайдя в информационный центр и получив бесплатно карту центра города на русском языке.
 
Четвёртый день был самый показательный с точки зрения настоящих полётов на настоящем аэродроме с активным трафиком. Была суббота. Как и в России это самый клубный день. Планеристы, парашютисты, моделисты, вертолёт службы спасения, ультралайты, и самолёты ГА, все летали в тот день и все своими курсами и своими кругами. Не сведующий человек подумает что абсолютный хаос, ан нет, всё строго и по правилам. Просто правила такие что каждый КВС сам решает каким на пример курсом взлетать.
 
... Полоса аэродрома сориентирована 34 и соответственно 16. Круг делится так: Мальчики на лево, девочки на право ;D. Шучу.

1. Для судов ГА все круги левые.
2. Для планеров и ультралайтов все круги западные. Восточный круг почти весь над городом, а планерам и ультралайтам партия доверяет меньше.  🙂
3. Для вертолёта службы спасения нет круга и вообще у него преимущество и все должны три раза КУ.
4. Для парашютистов квадрат 200х200 метров восточнее северного торца полосы метров 200. И не приведи Господь чтобы десантник вылетел на полосу или пересёк круг полётов.
5. Для моделистов примерно такой же квадрат возле южного торца полосы.
 

Вложения

  • letishte.JPG
    letishte.JPG
    65,5 КБ · Просмотры: 162
В тот день ветер был почти поперёк полосы, мы начинаем летать первые с 16-ой полосы. Круг левый, над городом. По плану два по пол часа, конвейеры. Летаем, радуемся. Через пару кругов к нам присоединился клубный ультралайт Skyline. Летаем. Мы левым кругом, он правым. Взлетел Злин с планером на прицепе, улетел на соседний аэродром. На конец заработал дисп на вышке. Без диспа летали и всё докладывали "на слепо". Первым делом он поменял круг полётов, ветер действительно подвернул. Получилось что теперь мы левым кругом и ультралайт левым. Ему это снова не понравилось и после очередного взлёта нам было предложено летать правым кругом. ОК, летаем правым. Активизировался вертолёт. Всем доложил что он поднимает веки и не мешая никому спокойно пересёк полосу и полетел на задание. Ни кого не напряг и не заставил крутиться.

Мой курсант был приятно удивлён что все всё понимают и стараются не мешать друг другу, хотя тот же вертолёт может построить всех и будет прав по любому.

Парашютисты жили параллельной жизнью, прыгая с Цессны, и моделисты тоже полётывали в своём углу.

За час полёта по кругу мы успели три раза поменять круг, увидели всех пользователей воздушного пространства и вдохнули полную жизнью аэродрома. В будни такого нет.
 
...Увенчался день маршрутным полётом в Прагу. Пообедав мои гости с вещами и сувенирами загрузились в самолёт и попращавшись с Либерцем резво перемахнули через горы и полетели на юг, на Прагу. Мой курсант три дня назад летел обратным маршрутом Прага-Либерец, но это был совсем другой полёт и совсем другой лётчик. Семь часов интенсивных полётов . Он уверенно вёл самолёт и почти всё сделал сам. Я тихонько сидел в правом углу работая в основном бортрадистом.

Летели нормально, разве что чуть-чуть накосячили...
Пролетаем город Млада Болеслав, родину автомобилей Шкода и кузницу гитлеровских танков. Там большой аэродром и в субботу обычно много бортов. Остаётся минут 10 до входа в зону Прага-Кбелы и я начинаю периодически подслушивать то Прагу, то Болеслав. Ну и конечно запутался. Доложил Праге то, что хотел сказать Болеславу. Проблем не было, но Кбелы вежливо и хватко вцепились в нас и не отпускали пока я не доложил всё по форме. "Ето справне, покрачуйте на вступни бод Майк" (Теперь правильно, продолжайте на точку входа М).
В аэропорту Кбелы как раз была заключительная фаза Аэрошоу, диспетчер просил не приближаться к шоу и отпустил на посадку в Прагу-Летняны. Зашли, сели. В связи с шоу прилетало много бортов и в Летнянах всё было по взрослому. Автомобиль Фолоу ми проводил нас до стоянки, маршал жестами запарковал, англоязычные девочки зарегистрировали прилёт швейцарцев на шоу. Я не стал им ничего объяснять. Это было красивое заключение четырёхдневного приключения в Чехии. Я проводил своих гостей до ворот аэропорта и они пошли таки гулять по Праге. Их рейс Прага-Москва был ночью и оставалась уйма времени на Прагу. Но это уже совсем другая история.

Со стороны Австрии подходила гроза, уже громыхало и дисп предупреждал вылетающих. Я поспешил домой...
 
Прежде чем я представлю ещё одну команду, которая не то чтобы погрузилась в авиационное обучение (а так сказать нырнула на часок), хочу сказать про основы безопасности полётов. Я не буду ни с кем спорить и доказывать свою правоту, просто монологом изложу то чему меня учили в университете ГА в Питере и то что вижу у проклятых буржуинов. Конечно же повторю прописные истины...

Авиационные происшествия. Они крайне редко бывают просто когда кто то раз ошибся или кто то один был не прав. В подавляющем большенстве случаев это комплекс наслоённых и многократно сходивших с рук нарушений. Возьмём любой отчёт о катастрофе. Веер, ВЕЕРЫ нарушений.

Или вот ситуация:
Самолёт самодельный сделан не профессионалом не профессионально, летает не профессионал, не профессионально с не сертифицированного поля на не пригодном даже для автомобиля бензине, самолёт обслуживает не профессиональный техник не профессиональным инструментом используя запчасти хрен знает откуда, документация не ведётся, статистика отсутствует, об ответственности вспоминают только когда что то случилось. Потом все говорят: "Не повезло", "Звёзды не так сошлись". Какие звёзды?! Это другими словами называется, преимущественно не цензурными. Знакомая ситуация? Я про себя могу сказать песенкой черепахи Тартилы:
-Я сама была тако-ой же,
-триста лет тому назад.

...
 
... И конечно дело совсем не в регистрации воздушного судна, не в бумажке под названием СЛГ, не в свидетельстве техника или пилота. Дело в реальной образованности и исполнительности персонала и всех окружающих структур. Во всём цивилизованном мире бумажка только фиксирует квалификацию, а в России она заменяет квалификацию.

Меня поражает другое. Большое количество "авиационных специалистов" не просто мягко говоря не доучены, но ещё и гордятся этим. Я выступал на своём аэродроме в России, выступал здесь на форуме "Народ, давайте потихоньку образовываться, давайте доучиваться, давайте подтягивать авиационную дисциплинированность и элементарную грамотность". Я и сейчас всех к этому призываю.

А вот дальше кто то сочтёт мои слова за рекламу. Как угодно. НО!
В Чехии мы летаем на сертифицированных самолётах, обслуживаемых профессиональными техниками, используя настоящие авиационные запчасти, выполняя предписания и правила, на сертифицированном или рекомендованном производителем топливе, с сертифицированных аэродромов, под управлением профессиональных диспетчеров, контролируемые профессиональными чиновниками FAA 🙂, застрахованные работающими страховками.

Не возможно обеспечить абсолютную авиационную безопасность, но можно свести к минимуму наслоение ошибок и косяков сводящих звёзды в ненужные ракурсы.
 
Теперь расскажу не много про занырнувших ко мне на часок ребят из Подмосковья.

Прага, отдых, хочется эмоций. Сто километров на север от Праги и вот Вы у нас в Йизерских горах.

Задача: Быстренько попробовать что же это такое "Взрослая авиация" и законные полёты в Европе.

Приехали втроём, настроены преимущественно скептически  🙂

Минут сорок ознакомительных полётов по нашим просторам и все были совершенно довольны.

Вот эти типы, гражданской наружности  🙂 :
 

Вложения

  • sized_DSC_0582__1_.JPG
    sized_DSC_0582__1_.JPG
    60,3 КБ · Просмотры: 150
... Фото сделано конечно после полётов. Посмотрите на довольные лица.

Летали командой: Я и эти господа. Вес личного состава: Я - 100 кг, Пассажиры - 140кг+85кг+50кг.

Кто скажет что самолёт со 160-десятью сильным двигателем не летает с четырьмя полновесными людьми, может плюнуть мне в глаза (как говаривал Остап Бендер  🙂 )

Разбег 300-350 метров, набор 3-4 м/с.
 
Тут люди разместили коротенький фотоотчёт:

https://cloud.mail.ru/public/9Vcg/wY2y92sxq
 
Назад
Вверх