На трехлопастных (и более) винтах для снижения нагрузки в комлях лопастей в плоскости вращения применяют вертикальные шарниры (ВШ). Из-за них лопасти по разному колеблются в плоскости вращения и смещают свой общий ц.т. относительно оси вала. Возникает момент дисбаланса и на упругом фюзеляже и шасси и при определенных оборотах получается земной резонанс. Обороты его обычно 30-50% от рабочих. Для борьбы с ним придумали демпферы ВШ. На фрикционных момент затяжки около 10% от крутящего момента приходящего на одну лопасть. Сильно затягивать -плохо на нагрузки в комле и ресурс лопасти, жесткое шасси без амортизации - плохо на посадке. Поэтому подбирают компромисс и стараются не останавливаться на этих оборотах при раскрутке и останове винта.
На двухлопастных (жестких в плоскости вращения) нагрузки в плоскости вращения в противофазе и просто закручивают вал и трансмиссию вертолета пульсациями (гасится длинным валом, на ремнях, или упругих муфтах трансмиссии).
Как заметил Сергей - наличие демпфера и его подрегулирование в эксплуатации на нужный момент - это тоже минус трехлопастного шарнирного винта.
При использовании V-образного стального торсиона с жестким креплением лопасти на два болта, получается упругий ВШ без демпфера на АК-1-3, на Микроне. Про это лучше автор -Валера расскажет , как там с частотами земного резонанса получается. В свое время на Ка-226 тоже также без ВШ сделали, но из-за больших нагрузок в комле отказались и поставили ВШ с упругим элементом в качестве демпфера. На малых вертолетах играет роль масштабный фактор, они между моделями и большими аппаратами.