5. Про Киренск.
От Братска до Киренска лететь пришлось в сплошном дыму от лесных пожаров поскольку ко времени прилета в Братск мы с Иваном попали на начало крайне неудачного для полетов авиации сезона дневных гроз. Это явление возникает при хорошей ясной погоде и высоком угле подъема солнца над горизонтом, когда начинается активный прогрев земной поверхности и к обеду миллионы тонн воды оказываются на высотах от трех до пяти, а порой и до десяти километров и начинается активное ее конденсирование и выпадение в виде ливневых осадков. Кроме того это явление сопровождается еще и мощными электроразрядами, все бы ничего, но дело в том что эти разряды часто бьют в поверхность земли и один грозовой очаг порождает как правило два, три и больше очагов лесных пожаров, а поскольку вода из облака выливается не на начавшийся пожар, а несколько позже, то и эффекта пожарной машины не происходит. Тайга начинает гореть и если сразу ее не потушить силами лесоохраны, то пожар превращается в площадной и горит до тех пор пока не пройдут обложные дожди или пока пожар не упрется в естественную преграду - реку или большое озеро.
Из Братска от Кирилла я вылетал уже один, Иван, мой добрый знакомый, отличный пилот и бывший владелец самолета по определенным причинам должен был вернуться в Самару и проводив его я на следующий день уже в грустном одиночестве полетел на Киренск. До Усть Кута задымление было таким, что землю было видно только под собой, видимость колебалась от трех-четырех километров до километра, горизонта и неба вообще не было, вокруг было сплошное серо-сизое марево с запахом коптилки. Диспетчер Усть Кута дал выход на КТА аэродрома на высоте 400 метров, так вот ВПП я увидел только тогда когда до нее осталось не более километра, доложил проход точки и аэродром тут же пропал в мареве сзади. Опять потянулась сплошная вековая тайга с редкими вырубками и еще более редкими лесными дорогами. Километров через сорок после Усть Кута видимость начала улучшаться появился горизонт, напряжение полета немного спало. Я уж было обрадовался, до Киренска оставалось всего километров около ста пятидесяти, рукой подать и тут горизонт начал окрашиваться новыми красками. Через минут пять полета стало ясно, что передо мной горит тайга, причем фронт пожара простирался слева на право от горизонта до горизонта сколько мог видеть взгляд, а дым поднимался точно выше четырех километров... В голове сразу возникли мысли возвращения на Усть Кут, поскольку в Братск я возвращаться точно не собирался и подумал что хоть немножко, но стану ближе к конечной цели. Ну а по мере обдумывания ретирады стена пожара все приближалась и вызывала все большее восхищение и честно скажу легкий страх. Деревья высотой больше двдацати метров горели как свечки, высота огня визуально составляла метров тридцать-сорок и это не в одном конкретном месте, а в сплошной полосе слева на право сколько хватало взгляда, причем с высоты шестисот метров я лицом ощущал тепло этого пожара. Это было незабываемое зрелище - неровная красная стена огня встающая прямо из тайги и потрясающей высоты стена состоящая из густых бело-серых клубов дыма. Жаль я не смог снять это на Айпад, была довольно сильная болтанка, да честно говоря у меня мысли были просто скомканы ощущениями самых разных чувств опасности, восхищения, удивления. По мере подлета к форнту огня я слева километрах в пяти увидел место где была долина небольшой речки и обрывы, и в этом месте оказался разрыв в огненной стене километра полтора, довернувшись и подойдя ближе я понял, это мой шанс. Войдя по ветру в проем огненного забора я так и пошел дальше с ухудшением видимости и плавно поджимаясь все ниже к тайге, но минут через пятнадцать дым начало все больше и больше рассеивать, видимость улучшаться, настроение подниматься, а дальше до самого Киренска полет уже не вызвал больших сложностей.
В самом Киренске дома сделаны из очень качественного бруса местных лесов, смотрится весьма богато и красиво, но местные жители к этому давно привыкли и не слишком ценят, то что в Европе считается мало доступной роскошью. Большинство водителей здесь как ни странно женщины, или просто был день молодежи и мужчины организовывали праздник? 🙂 Довольно много приезжих и проезжающих, здесь по территории района разбросаны буровые и лесозаготовки и поэтому существует постоянный трафик вахтовиков. Город находится на повороте реки и довольно компактен, хотя есть жилые пятиэтажки и на другом берегу Лены, днем туда периодически ходят баржи которые перевозят людей и машины, моста здесь нет и поэтому такой способ переправы популярен.
Во время великой отечественной войны Киренск был одним из базовых аэродромов знаменитого алсиба, могу сказать, что на территории аэродрома до сих пор сохранились достаточно старые здания которые вполне возможно были построены уже тогда. Жаль из-за ограниченного количества времени мне не удалось попасть в местный музей в котором наверняка собраны материалы по этой теме. К сожалению Киренск для частного пилота обладает большими и типичными для провинциальных аэродромов ГА недостатками. Просто несоразмерные для такой малой авиации тарифы не только за взлет-посадку, а просто за все... За прием, за охрану, в общем там в квитанции целый список ценников на то о чем обыкновенный прилетевший сюда пилот просто не догадывается, добавьте к этому еще 1200 рублей в сутки за самое спартанское койко-место в гостинице и достаточно высокие цены в магазинах и местных кафешках. В общем задержаться и еще немного приобщиться к культуре и истории этого городка, подышать его воздухом честно говоря не захотелось, хотя отдам должное - места здесь замечательно красивые, спокойные и я бы сказал какие-то умиротворяющие. Но это лирика, а поэтому внимательно перекрестно анализирую погоду из разных источников и подаю план на 8.30 утра на Ленск.
Здесь я хочу рассказать о еще одном неприятное сюрпризе, который поджидал меня как новичка в перегонах. Это регламент работы аэропортов. Казалось бы, ну что тут такого, подавай план хоть на пять утра и лети по спокойному воздуху, ан нет... Аэропорт начинает работать с 8.30 и раньше взлететь никак не моги, или оплати вненерегламентную работу всего аэродрома, вот так.. То же самое и с прилетом, можешь лететь, но как мне объяснили в том же Ленске, в случае самовольной посадки на полосу вне регламента работы аэродрома ты автоматически становишься нарушителем режима на охраняемом объекте и будешь подвержен задержанию с проверкой личности, допросом и последующим штрафом... Итог: так как время полета обычно составляет 4 -5 часов то исходя из времени взлета получается что ты летишь в самую болтанку перед обедом и в обед, а перед посадкой начинаешь думать с какой бы стороны обойти грозовое облако которое висит как раз на посадочном и сесть на полосу так чтобы порывом ветра тебя на ней не перевернуло... Делайте выводы, ну и кстати можете сравнить с постоянно втаптываемой в грязь и пыль жутко враждебной Америкой )))
На Ленск я вылетел по заявке и без особых проблем дошел по хорошей погоде с попутным ветром до аэродрома, который находится на берегу одноименной реки. В общем все было как всегда, отличие состояло только в том, что начиная от Ленска я начал погружение в авиационную глубинку, т.е. в те места где нет понятия качества топлива и весь бензин вне зависимости от наименования чуть выше 75 октанового числа по моторному методу, где нет интеренета в нашем понимании слова интернет (зубры помнящие что такое диалап и загрузка почты меня поймут), где цены в магазинах формируются из понятий о ценах в головах самих предпринимателей. Где то в этих местах и остановилась цивилизация давдацать первого века и все еще остается очень много века двадцатого...
Деревянные дома Киренска.