Пластиковый двигатель

Вадим 2.0

Я люблю самолеты!
Ребята не на что не претендую, просто для эрудиции и для копилки новых технологий
Статья из Популярной Механики http://www.popmech.ru/vehicles/9825-a-vmesto-serdtsa-plastmassovyy-motor-plastikovyy-dvigatel/#full
И её распечатка
Матти Хольцберг бредил гонками с тех пор, как отец впервые взял его с собой на трассу Уоткинс-Глен. И хотя гонщика из него так и не получилось, вся его жизнь была связана с автоспортом. С 17 лет он работал в маленькой мастерской по настройке двигателей. К 25 годам основал собственное дело и занялся изготовлением штучных шатунов, поршней, клапанов и других деталей для заряженных гоночных агрегатов из титана и магниевых сплавов. Заказов хватало на кусок хлеба с маслом, но для того чтобы выдержать конкуренцию, Матти приходилось постоянно придумывать что-то новенькое.

Хольцберг выписывал десятки научных журналов и вычитывал их от корки до корки. В 1969 году он случайно наткнулся на публикацию о невиданном доселе материале — полиамидимидной смоле Torlon (торлон), созданной химиками корпорации Amoco Chemicals. Торлон был почти вдвое легче титана. Но главное — он мог выдерживать беспрецедентно высокие для пластиков температуры и обладал высокой твердостью. Матти, не мешкая, заказал себе немного торлона. Первой деталью, которая была из него сделана, стал поршень для двигателя старенького Austin Mini, стоявшего в гараже приятеля. Новый пластик оказался столь твердым и вязким, что резцы и сверла приходили в негодность гораздо быстрее, чем при обработке титана и закаленных сталей. К удивлению Хольцберга, моторчик Austin Mini стуканул лишь через 20 минут работы. Для первого раза это был очень хороший результат.
При осмотре детали стало ясно, что причина разрушения кроется в экстремально сильном нагреве верхней части поршня. Новый поршень получил тонкую коронку из алюминия и работал не хуже заводского, будучи при этом вдвое легче. Воодушевленный успехом, Хольцберг рискнул заменить стандартный шатун торлоновым, и подопытный моторчик преобразился — предельные обороты выросли с 5 до 7 тысяч, а максимальная мощность подскочила почти на треть! Дальше — больше. Стальные штанги толкателей клапанов, тарелки клапанных пружин и сами пружины уступили место сверхлегким композитным. Многочасовые прогоны на стенде продемонстрировали, что на предельных нагрузках мотор Хольцберга работал вдвое дольше стандартного агрегата — 600 часов против 300.

Вскоре Матти рискнул предложить свои наработки гонщикам-любителям. Поначалу те крутили пальцем у виска, но работающий мотор с поршнями из пластика и показания динамометра работали лучше всякой рекламы. Постепенно у Хольцберга образовалась собственная клиентура, и пластиковые запчасти для самых популярных в автогонках моторов Ford Pinto объемом 2,3л расходились по всей Америке. Параллельно он совершенствовал технологию и экспериментировал с рецептурой материала, добавляя к смоле стекло- и углеволокно в различных сочетаниях. Традиционная механическая обработка заготовок оказалась невероятно трудоемкой, и Хольцбергу пришлось самостоятельно разработать метод точного литья готовых деталей. Удивительно, но дилетанту в области пластиков удалось переплюнуть профессионалов. В своем домашнем гараже с неоштукатуренными стенами и бетонным полом Матти научился не только полностью удалять из отливки микроскопические пузырьки воздуха, но и ориентировать внутри нее армирующие волокна в заданном направлении с заданной плотностью. На стальных деталях такого эффекта добивались путем сложной закалки в различных режимах.
Судьбоносный звонок
В один прекрасный день 1979 года Хольцбергу позвонили из компании Ford. На другом конце провода был не кто иной, как Гленн Лайалл, глава экспериментального подразделения Special Vehicles Operation. «Мистер Хольцберг, — сказал он, — вы сделали столько пластиковых деталей для наших Pinto. Так почему бы вам не попробовать собрать мотор целиком?»

Четыре цилиндра простенького серийного Ford Pinto 2.3 на 5500 об/мин способны выжать из себя 88 «лошадок». Весит этот стальной механизм 188 кг. Специалисты Ford предложили Матти начать именно с него. Полная технологическая документация двигателя, чертежи, новая измерительная аппаратура, необходимое количество торлона и других компонентов, а также чек на кругленькую сумму были предоставлены Хольцбергу и его новой компании Polimotor Research незамедлительно. В штат Polimotor были приняты восемь инженеров, и работа закипела. По условиям контракта ровно через год Хольцберг должен был отправить Лайаллу прототип пластикового мотора и результаты его стендовых испытаний. Но торлоновый клон Pinto был продемонстрирован ведущему технологу Ford SVO Роду Джиролами уже через четыре месяца. Как вспоминает сам Хольцберг, у Джиролами буквально отпала челюсть, когда тот взглянул на сводную таблицу: 69 кг массы, 318 л.с. на 9200 об/мин при максимальных 14 тысячах!

В моторе, который руками мог поднять один человек, осталось лишь несколько стальных деталей — гильзы цилиндров, коронки поршней, инжекторы и клапанные пружины. Причем и последние были через некоторое время заменены на торлоновые. Коленвал и распредвал также были оригинальными, хотя теоретически Хольцберг мог воссоздать в пластике и их. Кроме того, в сравнении со стальным донором двигатель работал потрясающе тихо: характерный лязг металла сменился мягким пластмассовым постукиванием. Осмотр нагруженных элементов после длительных испытаний на стенде показал, что их ресурс не уступает оригинальным металлическим аналогам.

Реакция Ford была восторженной. Гленн Лайалл тут же предложил Матти новый и очень серьезный проект- гоночный Cosworth V8. С заменой блока и головки на торлоновые у этого грозного агрегата было решено повременить. Для начала Хольцберг и Джиролами хотели проверить, сможет ли пластик избавить двигатель от проблем, связанных с настройкой работы клапанного механизма. Для восьмерки были изготовлены новые штанги толкателей клапанов, клапанные коромысла, пружины и направляющие. Сами клапаны также были более чем наполовину сделаны из торлона. При этом их вес снизился на целых 100 г — со 144 до 44! Результат пробного запуска поразил даже видавшего виды Джиролами — максимальные обороты Cosworth возросли на тысячу единиц.

Перспектива в случае замены блока и головки была впечатляющей, но тут случилось то, чего не ожидал никто. По распоряжению высшего менеджмента Ford Motor Company проект был закрыт, а его финансирование полностью прекращено. Скорее всего, решающим фактором стала невозможность применения результатов работы в конвейерном производстве автомобилей.

Потеря такого мощного партнера, как Ford, расстроила Хольцберга, но он не собирался опускать руки. Год совместной работы дал ему многое — широкую известность, репутацию профи высшего класса и деньги. На них он продолжил совершенствование своей методики литья деталей из торлона и сумел получить больше десятка патентов. Многие из них актуальны до сих пор — лицензии на использование технологии Polimotor Research приобрели порядка двадцати крупных компаний, включая Boeing и Lockheed.
 

Вложения

Вадим 2.0

Я люблю самолеты!
Продолжение
В погоне за удачей
Хольцберг пережил взлет и падение своего проекта достаточно болезненно. Сотрудничество с Amoco сделало его счет больше на пару нулей, но почти все эти деньги были потрачены на новые исследования. В конце 1980-х ему пришлось вернуться к старому бизнесу — выполнению штучных заказов от небольших гоночных команд и энтузиастов-одиночек. Хольцберг не бедствовал, так как исправно получал деньги от продажи лицензий на свою технологию, но компанию Polimotor Research он был вынужден ликвидировать. В начале 1990-х сверхлегкими композитными гоночными моторами неожиданно заинтересовались англичане. Хольцберг с готовностью принимал чеки на предоплату, а вот с исполнением заявок дело обстояло не лучшим образом. Много ли моторов можно сделать в домашнем гараже? Кое-кто из клиентов начал грозить Хольцбергу судебным преследованием — ведь цена готового движка доходила до $20 000.

Казалось, удача навсегда отвернулась от Матти. Но он оказался крепким орешком. В течение нескольких лет Хольцберг вернул все полученные авансом деньги за счет продажи лицензий и начал искать серьезных партнеров для нового рывка. Вертикальный взлет нефтяных котировок и последовавшее ужесточение нормативов по расходу топлива в Америке и Европе снова сделали идею пластикового двигателя актуальной. На этот раз союзником нашего героя оказалась транснациональная химическая корпорация Huntsman Corporation из Хьюстона с 12000 сотрудников и $10 млрд годового оборота. Huntsman Corporation на протяжении последних 50 лет была поставщиком различных материалов для автомобилей и ясно представляет себе суть проблемы. Все что нужно автогигантам — достаточное количество качественного торлона по хорошей цене и простая технология обработки. Если себестоимость пластикового мотора не будет превышать среднюю цену рынка на обычные ДВС, то у торлона будет новый шанс. Хольцберг уверен, что на этот раз он его не упустит.
Торлон, или полиамид-имид, — это продукт реакции между триметил-ангидридом и ароматическими диаминами

На сегодняшний день торлон является самым твердым термореактивным пластиком в мире, обладающим при этом беспрецедентной термоустойчивостью: торлоновые детали могут работать без потери свойств при температурах до 290 °C. Торлон легок и имеет низкий коэффициент трения. Он негорюч и отлично противостоит воздействию многих агрессивных химических веществ. В промышленности применяется более 20 рецептур композитов на основе торлона. Большинство из них армируются стекло- или углеволокном. Основные потребители торлона — аэрокосмическая промышленность, тяжелое машиностроение и энергетика.
В выигрыше от совместного проекта Хольцберга и Ford осталась химическая корпорация Amoco Chemicals, владелец торгового знака Torlon и производитель этого материала

В 1983 году Хольцберг получил заманчивое предложение от вице-президента Amoco Терри Лапина. Лапин изъявил готовность финансировать создание настоящего гоночного двигателя из торлона, покупку болида и его участие в гонках серии IMSA в течение двух сезонов. Лучшую рекламу, чем победа в престижных автогонках, трудно было придумать. Разумеется, Хольцберг согласился. В качестве базового для этой работы был взят серийный спортивный четырехцилиндровый Cosworth BDA объемом 2 л и мощностью 318 л.с. Хольцберг получил карт-бланш и поэтому не стал церемониться со сталью и алюминием. Под замену пошли блок цилиндров, головка блока, поршни с кольцами, шатуны, крышка клапанного механизма, шестерни привода распредвала, клапаны, клапанные пружины и еще куча мелких деталей. На их место были установлены копии из торлона 7130, армированного углеволокном. Сами валы, как и раньше, Хольцберг трогать не решился. Весной 1984 года двигатель был полностью готов к бою. Его мощность осталась прежней, а вот масса снизилась вдвое по сравнению с исходной — 76 кг вместо 150! Из них 45 кг приходились на 59 композитных элементов. Тогда же компания Polimotor Research купила у Carl A. Haas Automobile Imports шасси T616 HU04, ставшее впоследствии Polimotor Lola GTP Lights.

Двигатель Хольцберга показал себя с самой лучшей стороны. Достаточно сказать, что за все два сезона единственной поломкой в нем оказался лопнувший шатун. Lola неоднократно экспонировалась на крупных автосалонах конца 1980-х и вплоть до 1996 года находилась в штаб-квартире Amoco Chemicals. Несмотря на успех, Amoco потеряла интерес к участию в гонках, так как не сумела заинтересовать торлоном ни одного крупного автопроизводителя. В других же отраслях позиции этого материала, наоборот, серьезно укреплялись. Торлон активно закупался аэрокосмическими и машиностроительными компаниями, но для массовой автоиндустрии оставался чересчур экзотичным.
 

Вложения

Jbiplane

Стремлюсь к совершенству
Откуда
Красноярск
Торлон, или полиамид-имид
Эта история полуфейк. Торлон производится под десятком других торговых марок и больше успешных примеров его использования в ДВС не было. На заводе красноярском заводе холодильников Бирюса лет 7 пытались использовать детали из аналога торлона для деталей компрессора и после начальных восторгов - как всё стало тихо и вибрации уменьшились оказалось что ресурс мягко говоря не перегретого компрессора не более 2 лет. По двигателю делайте выводы сами.
 

FlyCat

43 регион
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1332349475
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1317462691
чтоб не повторяться в очередной раз
 

Lao

Люблю летать.
Интересно, может ли торлон рассматриваться, как материал для производства силовых элементов ЛА?
Что-то не нашел сравнительных характеристик, скажем, с дюралем.
 

Вадим 2.0

Я люблю самолеты!
Что-то не нашел сравнительных характеристик, скажем, с дюралем.
Вот в этом как мне кажется и будет крыться основная причина почему не кто не будет рассматривать - нет адекватного сравнение и расчетов, а без этого не кому в голову не войдет брать неоправданный риск. 
 

FlyCat

43 регион
Что-то не нашел сравнительных характеристик, скажем, с дюралем.
Неуж-то и поиск по решению какого суда отменили?
Набрал
http://yandex.ru/search/?text=торлон%20свойства&clid=1955453&banerid=0201410088&win=170
и получил сылочки:
http://apc-group.ru/inzhenernye-plastiki/pai-poliamid-imid-t-260s.html#har
Полиамидимид (PAI) - это высокотехнологичный полимер с очень высокой механической прочностью и твердостью, с уникальным температурным диапазоном. Полиамидимид сохраняет стабильность формы как при сверх низких температурах, так и при очень высоких.

PAI выпускается несколькими европейскими производителями, поэтому, несмотря на то, что по своему химическому составу это один и тот же материал – полиамид-имид, каждый производитель называет его по разному:



Torlon PAI (Торлон) - от компании "Quadrant", Бельгия;
Tecasint (Текасинт) – полиамидимид от компании "Ensinger", Германия:
Tecator (Текатор) – модифицированный полиамидимид от компании "Ensinger", Германия:





Основные области применения:

Криогенные технологии,
Атомная промышленность,
Аэрокосмическая промышленность,
Авиастроение,
Машиностроение,
Радиоэлектроника
В Начало



Основные характеристики:

Широкий диапазон рабочих температур (-270+260)
Гарантированная стабильность размеров даже при температуре +260 С
Отличная химическая стойкость
Высокие свойства скольжения
Высокая стойкость к истиранию
Сверхстоек к воздействию радиации (гамма и рентгеновским лучам), а так же к УФ лучам.
В Начало



Полиамидимид (PAI) поставляется в следующих заготовках:

Torlon PAI:
- стержни диаметром от 6 до 200мм, длиной до 3000мм
- пластины толщиной от 6 до 80мм, шириной 615 мм, длиной до 2000мм

Tecasint PAI:
- стержни диаметром от 6 до 200мм, длиной до 3000мм
- пластины толщиноIй от 6 до 80мм, шириной 615 мм, длиной до 2000мм

Tecator PA:
- стержни диаметром от 6 до 200мм, длиной до 3000мм
- пластины толщиной от 6 до 80мм, шириной 615 мм, длиной до 2000мм

В Начало



Torlon PAI (Торлон)

Полиамидимид от компании "Quadrant", Бельгия:

Основные характеристики :

Плотность: 1,41 гр/см3 (DIN EN ISO 1183-1)
Воспламеняемость: V0/V0 3мм/6мм (UL 94)
Водопоглощение: 0,35 % (DIN EN ISO 62)


Механические характеристики:

Предел текучести / предел прочности на растяжение: 120 МПа
Твёрдость по Роквеллу: E 79
Модуль упругости: 4500 МПа
Относительное удлинение при разрыве: 10%
Напряжение при сжатии (2% деформация): 53 МПа


Температурные характеристики:

Рабочая температура, длительное использование (минимум): -270 гр.С (Измерения)
Рабочая температура, длительное использование (максимум): +250 гр.С (Измерения)
Теплопроводность: 0,29 W/(K*m) (ASTM E 1530)


Электрические характеристики:

Напряжение пробоя: 24 kV/mm
Диэлектрическая проницаемость при 106 Гц: 3,9
Тангенс угла диэлектрических потерь при 106 Гц: 0,031
Удельное объёмное сопротивление: 10 в 17 степени ом•см
В Начало



Tecasint PAI (Текасинт)

Полиамидимид от компании "Ensinger", Германия:


Основные характеристики :

Плотность: 1,41 гр/см3 (DIN EN ISO 1183-1)
Воспламеняемость: V0/V0 3мм/6мм (UL 94)
Водопоглощение: 0,35 % (DIN EN ISO 62)


Механические характеристики:

Предел текучести / предел прочности на растяжение: 120 МПа
Твёрдость по Роквеллу: E 79
Модуль упругости: 4500 МПа
Относительное удлинение при разрыве: 10%
Напряжение при сжатии (2% деформация): 53 МПа


Температурные характеристики:

Рабочая температура, длительное использование (минимум): -270 гр.С (Измерения)
Рабочая температура, длительное использование (максимум): +250 гр.С (Измерения)
Теплопроводность: 0,29 W/(K*m) (ASTM E 1530)


Электрические характеристики:

Напряжение пробоя: 24 kV/mm
Диэлектрическая проницаемость при 106 Гц: 3,9
Тангенс угла диэлектрических потерь при 106 Гц: 0,031
Удельное объёмное сопротивление: 10 в 17 степени ом•см
В Начало



Tecator PAI (Текатор)

Полиамидимид от компании "Ensinger", Германия:


Основные характеристики :

Плотность: 1,40 гр/см3 (DIN EN ISO 1183-1)
Воспламеняемость: V0/V0 3мм/6мм (UL 94)
Водопоглощение до насыщения: 4,5 % (DIN EN ISO 62)


Механические характеристики:

Удлинение при разрыве: 21 % (DIN EN ISO 527-2)
Прочность при растяжении: 151 МПа (DIN EN ISO 527-2)
Предел прочности при растяжении: 151 МПа (DIN EN ISO 527-2)
Модуль упругости при растяжении: 3800 МПа (DIN EN ISO 527-2)
Модуль упругости при изгибе: 3900 МПа (DIN EN ISO 178)
Ударная прочность: 142 (ASTM D 785 (Роквелл) кЖд/м2) Твердость - 240 МПа (ISO 2039-1)


Температурные характеристики:

Рабочая температура, длительное использование (минимум): -270 гр.С (Измерения)
Рабочая температура, длительное использование (максимум): +250 гр.С (Измерения)
Теплопроводность: 0,29 W/(K*m) (ASTM E 1530)
Удельная теплоемкость: 0,24 J/(g*K), (при 23°С)
Линейный коэффициент теплового расширения: 3,1 (10-5 1/К) (ASTM D 696, DIN 53 483, IE-250)


Электрические характеристики:

Диэлектрическая постоянная: 3,9 (106Гц, ASTM D 150, DIN 7991, ASTM Е 831)
Коэффициент диэлектрических потерь: 0,031 (tan)(106Гц, ASTM D 150, DIN 7991, ASTM Е 831)
Объемное электрическое сопротивление: > 1018[ch937]*см (ASTM D 257, ЕС 93, DIN IEС 60093)
Поверхностное сопротивление: 1018[ch937] (ASTM D 257)
Электрическая прочность: 23,6 кВ/мм (ASTM D 149 )
и
http://www.tplast.ee/index.php?page=179
ТОРЛОН 4203 PAI (экструдированный) (ПАИ) желтая охра
ТОРЛОН 4503 PAI (литье под давлением) (ПАИ) желтая охра

ТОРЛОН 4203 PAI предлагает наилучшую жесткость и ударопрочность среди всех сортов ТОРОЛОН PAI. Этот экструдированный сорт ТОРЛОНА PAI очень эффективен при изготовления точных деталей для высокотехнологичного оборудования. В дополнение к этому его хорошие электроизоляционные свойства обеспечивают множество разнообразных вариантов применения в области электротехнических изделий. ТОРЛОН 4503 PAI, изготовленный методом литья под давлением, похож по составу на ТОРЛОН 4203 PAI и выбирается, если необходимы заготовки больших размеров.

ТОРЛОН 4301 PAI (экструдированный) (ПАИ + графит + ПТФЕ) черный
ТОРЛОН 4301 PAI (полученный методом литья под давлением) (ПАИ + графит + ПТФЕ) черный

Добавление тефлона (PTFE) и графита повышает износостойкость и снижает коэффициент трения, по сравнению с ненаполненном сортом, а также снижает тенденцию к “прилипанию”. ТОРЛОН 4301 PAI также обеспечивает отличную стабильность размеров в широком диапазоне температур. Экструдированный сорт ТОРЛОНА PAI выделяется среди прочих в таких приложениях, характеризуемых сильным износом, как несмазываемые подшипники, уплотнения, сепараторы подшипников качения и детали поршневого компрессора. Литой под давлением ТОРЛОН 4501 похож по составу на ТОРЛОН 4301 PAI и выбирается в случаях, когда необходимы большие заготовки.

ТОРЛОН 5530 PAI (литой под давлением) (ПАИ GF30) черный

Этот на 30% армированный стекловолокном сорт обеспечивает более высокую жесткость, прочность и сопротивление ползучести, чем сорта ТОРЛОНА PAI, упомянутые выше. Он хорошо подходит для несущих конструкций, поддерживающих статические нагрузки в течение продолжительного времени при высоких температурах. В дополнение к этому ТОРЛОН 5530 PAI демонстрирует превосходную стабильность размеров до температуры 250 °С, что делает его крайне популярным для изготовления прецизионных деталей, например, для электронной и полупроводниковой отраслей промышленности. Однако в годности ТОРЛОНА 5530 PAI для скользящих деталей следует тщательно убедиться, поскольку стекловолокно склонно к стиранию сопряженной поверхности.
Для дюраля свойства искать, или сами справитесь?
 

KV1237542

Я люблю строить самолеты!
Кому интересно:
для себя у этих смотрел когда-то ВРОДЕ

http://www.ftorotex.by/catalog/e-plastics/

вот и табличка осталась
 

Вложения

Jbiplane

Стремлюсь к совершенству
Откуда
Красноярск
ну кое что типа сепараторов подшипников и другую мелочёвку делать можно, но осторожно
http://plastpsk.ru/pai.html
на кожуха охлаждения и др. есть множество других армированных пластиков
 

alex-vld

Быстрее, выше, сильнее
Откуда
Владивосток
Нет еще одной и очень нужной характеристики, цены..
Ну и доступность в соседнем магазине...
 
Вверх