дамы и господа, кто летает в малой авиации. мне кажется, что есть необходимость выполнить какие-то действия, чтобы свести к минимуму печальные происшествия. у меня нет возможности кого-то заставлять что-то делать или не делать, поэтому сформулирую так:
дамы и господа, кто летает в малой авиации! будьте добры, сделайте то, о чём я сейчас вас всех попрошу. пройдите тренировку к полётам в условиях пониженной видимости по методике, которая описана ниже.
в первую очередь, замечание для тех, кто имеет допуск и навыки полётов по приборам. ни этот допуск, ни эти навыки не дадут вам возможности со стапроцентной гарантией вылезти из ситуации попадания в условия ограниченной видимости на воздушных судах, предназначенных для полётов по ПВП и в условиях ПВП. для этого надо иметь радионавигационные средства, схемы захода под рукой, аэродром с работающими радиосредствами недалеко, зачастую антиобледенительные средства воздушного судна, часто помощника, чтобы не отвлекаться от самого пилотирования. при полётах на Сессне-152 или Робинсоне-44 по ПВП у вас этого нет.
я попрошу вас сделать следующее. найдите очки с простыми стёклами, подобные тем, что используются на стрельбищах, на стройках, при работах с вращающимися механизмами и т.д. пример на приложенной картинке.
основная идея в том, чтобы они закрывали максимально-доступное для переферийного зрения пространство. заклейте липкой лентой или бумагой всё пространство прозрачного плексигласа, оставьте только два незаклеенных участка размером примерно 5 на 7-8 миллиметров примерно напротив зрачков. выполните тренировочный полёт с инструктором на вашем воздушном судне, оборудованном двойным управлением.
при подготовке к полёту, пожалуйста, обратите внимание и запомните превышения рельефа и искуственных препятствий в районе выполнения тренировки. обратите особое внимание на правильность минимально приведённого давления на высотомере.
в полёте займите высоту на 100-200 метров превышающую минимально безопасную в вашем районе. далее, наденьте подготовленные очки. убедитесь (желательно ещё до полёта), что вам видно только приборную доску и ничего более, даже переферийным зрением. ваш инструктор при этом будет вести круговую осмотрительность и контролировать управление. выполните прямолинейный горизонтальный полёт в течении 5-7 минут. далее, выполните гашение скорости без потери высоты до скорости на 20-30 узлов больше скорости сваливания (или другой минимально безопасной скорости для вашего воздушного судна. для R-44 - 60 миль в час). выполните на этой скорости прямолинейный горизонтальный полёт в течении 5 минут. выполните на этой скорости разворот на 180 градусов без потери высоты. поле того, как вы развернётесь на обратный курс, выполните на этой скорости прямолинейное снижение до минимально безопасной высоты с вертикальной скорость 300-500 футов в минуту (1.5 - 2.5 м/с). если вы в состоянии без изменения курса и поступательной скорости дежать 300 ф/мин (1.5 м/с) снижение - замечательно. при этом вы заметите, что, чем меньше высота, тем более "дёрганное" у вас будет управление. это - нормально! ваш мозг осознаёт, что вы приближаетесь очень близко к препятствиям и в то же время не видите их. здесь очень важно доверять высотомеру и совершенно чётко знать, до какой предельной высоты вы можете снизиться. ваш инструктор будет конролировать полёт визуально и не допустит столкновения с препятствиями или снижения до высоты ниже минимально безопасной. выполните полёт на минимально безопасной высоте в течении 5-10 минут.
повторите это упражнение несколько раз, до тех пор, пока вы не станете выдерживать постоянные скорость, высоту, вертикальную скорость снижения.
после этого выполните упражнение по восстановлению положения воздушного судна при его попадании в нестандартное положение. ваш инструктор знает как это делать. на всякий случай напомню в двух словах. вы закрываете глаза, инструктор загоняет воздушное судно в положение больших крена, тангажа, большой или малой скорости. далее вы открываете глаза и выводите в/с в горизонт. не забудьте, на вертолётах сперва корректируете крен, потом шарик.
эти упражнения помогут вам в случае попадания в условия пониженной видимости безопасно развернуться и выйти в район нормальной видимости без снижения на высоту менее минимально допустимой.
ограниченная видимость может быть не только при попадании в облака или в плотный снежный заряд. если у вас впереди покрытое льдом озеро размером 5 км, небо покрыто облаками то у вас два варианта. если видимость 6-7 км - вы в отличных условиях ПВП. если же видимость 3 км (что тоже замечательная видимость ПВП), то вы загоняете себя в очень неприятное и опасное положение, по-русски называемое "условия белизны", по-английски "white out". в этом случае вы практически не сможете определить положение воздушного судна визуально, не смотря на легальную визуальную погоду. здесь нужно будет вспомнить о том упражнении, о котором я написал выше.
ещё один важный момент. пожалуйста, при попадании в условия ограниченной видимости, не крутите резко головой. если надо посмотреть в сторону, переносите взгляд плавно, поворачивайте голову медленно. это поможет избежать или минимизировать иллюзию перевёрнутого полёта или полёта с кренами/тангажём.
не паникуйте. вы пришли из района с нормальной видимостью, за 10 минут она сильно не поменяется, вы вернётсь в этот район безопасно.
я думаю, что это будет то, что бы хотели видеть те, кто ушёл и никогда не вернётся.
этот пост будет перепечатан на основных форумах малой авиации.
дамы и господа, кто летает в малой авиации! будьте добры, сделайте то, о чём я сейчас вас всех попрошу. пройдите тренировку к полётам в условиях пониженной видимости по методике, которая описана ниже.
в первую очередь, замечание для тех, кто имеет допуск и навыки полётов по приборам. ни этот допуск, ни эти навыки не дадут вам возможности со стапроцентной гарантией вылезти из ситуации попадания в условия ограниченной видимости на воздушных судах, предназначенных для полётов по ПВП и в условиях ПВП. для этого надо иметь радионавигационные средства, схемы захода под рукой, аэродром с работающими радиосредствами недалеко, зачастую антиобледенительные средства воздушного судна, часто помощника, чтобы не отвлекаться от самого пилотирования. при полётах на Сессне-152 или Робинсоне-44 по ПВП у вас этого нет.
я попрошу вас сделать следующее. найдите очки с простыми стёклами, подобные тем, что используются на стрельбищах, на стройках, при работах с вращающимися механизмами и т.д. пример на приложенной картинке.
основная идея в том, чтобы они закрывали максимально-доступное для переферийного зрения пространство. заклейте липкой лентой или бумагой всё пространство прозрачного плексигласа, оставьте только два незаклеенных участка размером примерно 5 на 7-8 миллиметров примерно напротив зрачков. выполните тренировочный полёт с инструктором на вашем воздушном судне, оборудованном двойным управлением.
при подготовке к полёту, пожалуйста, обратите внимание и запомните превышения рельефа и искуственных препятствий в районе выполнения тренировки. обратите особое внимание на правильность минимально приведённого давления на высотомере.
в полёте займите высоту на 100-200 метров превышающую минимально безопасную в вашем районе. далее, наденьте подготовленные очки. убедитесь (желательно ещё до полёта), что вам видно только приборную доску и ничего более, даже переферийным зрением. ваш инструктор при этом будет вести круговую осмотрительность и контролировать управление. выполните прямолинейный горизонтальный полёт в течении 5-7 минут. далее, выполните гашение скорости без потери высоты до скорости на 20-30 узлов больше скорости сваливания (или другой минимально безопасной скорости для вашего воздушного судна. для R-44 - 60 миль в час). выполните на этой скорости прямолинейный горизонтальный полёт в течении 5 минут. выполните на этой скорости разворот на 180 градусов без потери высоты. поле того, как вы развернётесь на обратный курс, выполните на этой скорости прямолинейное снижение до минимально безопасной высоты с вертикальной скорость 300-500 футов в минуту (1.5 - 2.5 м/с). если вы в состоянии без изменения курса и поступательной скорости дежать 300 ф/мин (1.5 м/с) снижение - замечательно. при этом вы заметите, что, чем меньше высота, тем более "дёрганное" у вас будет управление. это - нормально! ваш мозг осознаёт, что вы приближаетесь очень близко к препятствиям и в то же время не видите их. здесь очень важно доверять высотомеру и совершенно чётко знать, до какой предельной высоты вы можете снизиться. ваш инструктор будет конролировать полёт визуально и не допустит столкновения с препятствиями или снижения до высоты ниже минимально безопасной. выполните полёт на минимально безопасной высоте в течении 5-10 минут.
повторите это упражнение несколько раз, до тех пор, пока вы не станете выдерживать постоянные скорость, высоту, вертикальную скорость снижения.
после этого выполните упражнение по восстановлению положения воздушного судна при его попадании в нестандартное положение. ваш инструктор знает как это делать. на всякий случай напомню в двух словах. вы закрываете глаза, инструктор загоняет воздушное судно в положение больших крена, тангажа, большой или малой скорости. далее вы открываете глаза и выводите в/с в горизонт. не забудьте, на вертолётах сперва корректируете крен, потом шарик.
эти упражнения помогут вам в случае попадания в условия пониженной видимости безопасно развернуться и выйти в район нормальной видимости без снижения на высоту менее минимально допустимой.
ограниченная видимость может быть не только при попадании в облака или в плотный снежный заряд. если у вас впереди покрытое льдом озеро размером 5 км, небо покрыто облаками то у вас два варианта. если видимость 6-7 км - вы в отличных условиях ПВП. если же видимость 3 км (что тоже замечательная видимость ПВП), то вы загоняете себя в очень неприятное и опасное положение, по-русски называемое "условия белизны", по-английски "white out". в этом случае вы практически не сможете определить положение воздушного судна визуально, не смотря на легальную визуальную погоду. здесь нужно будет вспомнить о том упражнении, о котором я написал выше.
ещё один важный момент. пожалуйста, при попадании в условия ограниченной видимости, не крутите резко головой. если надо посмотреть в сторону, переносите взгляд плавно, поворачивайте голову медленно. это поможет избежать или минимизировать иллюзию перевёрнутого полёта или полёта с кренами/тангажём.
не паникуйте. вы пришли из района с нормальной видимостью, за 10 минут она сильно не поменяется, вы вернётсь в этот район безопасно.
я думаю, что это будет то, что бы хотели видеть те, кто ушёл и никогда не вернётся.
этот пост будет перепечатан на основных форумах малой авиации.