Почему на планере болтает меньше, чем на самолёте?

Когда-то давным-давно (к концу восьмидесятых) прорабатывал устройства для снижения изгибающих нагрузок на крыло путём отклонения элеронов вверх, что-то вроде автомата разгрузки. Даже пытался запатентовать принцип, но увы, фирма "Боинг" запатентовала подобное на несколько лет раньше(а у них и не разберёшь,- устройство это или принцип).
Но устройство целесообразно использовать только на аппаратах с большим удлинением.
Принцип простой, перебалансированный элерон, гибкая(упругая) система его управления. В болтанку будет отрабатывать само крыло; как бы флаттер наоборот. И при этом в болтанку крыло будет как бы отбирать у потока энергию, т. е. сопротивление такого крыла в сильно турбулентной атмосфере будет снижаться. Имеет смысл только для рекордных аппаратов.
Если кто-то захочет поэкспериментировать с упругой проводкой элеронов, надо помнить, что обязательно перебалансировать элероны, иначе можно словить изгибно-элеронный флаттер.
                      С уважением.
 
У планера крылья длинные и упругие...  :🙂

  Согласен, ключевое слово Удлинение....
Из нашей дреналётной практики:  После того как погиб Толя Клименко, харьковчане привезли на чемпионат в Пятигорск серьёзно усиленый ХАЗ-32 "Чибис" с боковой трубой 60х1.5 при размахе 8.5 и площади 12м. (спортивная одноместка).  Полёты в горах и предгорьях отличаются практически всегда высокой турбулентностью... досталось и всем участникам того чемпионата... но погиб пилот Чибиса... есть мнение именно по причине попадания в  сдвиг потоков на жёстком крыле...
  Мы сделали на нашей Сарме-эскорт-12 размах 10.5, площадь 12м и боковину 52х1.5 с консолью 48х1.5 и серьёзным усилением стенки в районе бокового узла (суммарно  6.5мм) получилась рессора, гибкая но прочная.  Так вот при том что на площадке находилось одновременно 4 телеги с универсальными крыльями и аналогичными ВМГ Бурьян.... днём народ забивал очередь на маленькое спортивное крыло... разборки доходили до дуэльной борьбы в вольном стиле... (это традиционное сибирское средство решения споров унаследованное от бурятов)
  Причина кипиша заключалась как раз в разном удлинении крыльев... на 16 и 18метровых долбало днём вдвое серьёзнее чем на 12метровом. (при практически равной удельной нагрузке на площадь) 😉
уважаемый, вы уверены в своих словах? На 12м летал, насколько я помню, анатолий бродин, и консоль там была 53х1,5, разбился Виталий Мещанкин, но на другом крыле, и по другим причинам. точнее об этом расскажет или сам бородин или петька поздняков,который там был. чемпион того года Вася Евтушенко уже ничего не расскажет. может я что-то забыл. аппарат с консолью 60 появился позже, хомич или шраменко иогут дать более полную инф., а так же Рябиков.
 
А вот на бланике жесткое, с этим я соглашусь. 
А Вы в задней кабине сидели? (В полете) Из нее отлично видно, как "жесткое" крыло изгибается. А насчет сравнения с самолетом скажу так: если подходить к полету с точки зрения планериста, то и болтанка не покажется больше, и топливо немного сэкономишь. Проверено на себе и на СП-30.
 
А Вы в задней кабине сидели? (В полете) 
Я на бланике летаю 8 лет. И даже сидел в задней кабине! Да крыло немножко изгибается. Но этот эффект так страшно выглядит потому что вы смотрите на переднюю кромку крыла вдоль!!  Тогда вопрос!!!
Почему вы сказали что это видно только из задней кабины, а не сказали из передней? Крыло это действительно немного играет! Но эти изгибы на бланике не стоит относить к тем которые на янтаре и на другой белой  технике. Вот в приложении 2 фото. Интервал между сьемкой около 15 минут. Только не надо говорить что левая плоскость изгибается меньше чем правая.  Верхнее фото снято из задней кабины, нижнее фото снято из передней кабины.

На бланике крыло жесткое! Если его классифицировать по отношению к белой технике. Это я хочу сказать.
 

Вложения

  • DSC01073.jpg
    DSC01073.jpg
    90,9 КБ · Просмотры: 70
  • DSC01103_001.JPG
    DSC01103_001.JPG
    49,7 КБ · Просмотры: 85
Вот не плохой видеоролик недавно сделанный мною. http://www.youtube.com/watch?v=CczspxdHl0E&feature=player_embedded
Я попал в кадр к верху попой в середине клипа и в конце на посадке. Ролик с делан как рекламный для аэроклуба. Поэтому смысл этого видео в большей степени заключался показать полет планера со всех ракурсов. С наружи, с земли и в кабине. Планируется еще сделать клип связанный с парением. Но пока нет видеоматериала. Пилотаж с лета 2009 года больше не крутим. Поэтому опасаясь дискуссий на этоу тему сразу предупредил что бы не ругали!!
 
L-13,мне показалось что крыло на Бланике гнётся больше в районе 25й нервюры,видимо там самое слабое место.Ремонтировать крылья Вам не приходилось? 
 
Приходилось помогать переклепывать одну плоскость. Обшивка не передней кромке замята была сильно! Расклепывали верхнюю часть обшивки в районе примерно 1-1,5 м после сечения между закрылком и элероном. Но это было лет 6 назад. Выправляли, заплатку ставили, на место весь лист с верху заклепывали!! Ох и намучилась!!
На сколько я знаю самое слабое место это как раз в сечении между закрылком и элероном. Если у стоящего на земле планера за законцовку сильно подергать то видно что обшивка карячится как раз ближе тому месту 0,7-1м! На всех планерах. Попробуйте! 
 
в районе примерно 1-1,5 м после сечения между закрылком и элероном.
 
Это напротив середины элерона?Если да,то это как раз 25 нервюра,там стык двух листов.Что-то очень часто это место страдает!И на фото прогиб там больше.
А лист который у вас был деформирован,не меняли?
 
Да! Примерно там! В районе середины элерона хлопуны идут. Но что бы там ломалась я таких рассказов не слышал. Слышал не однократно рассказы что ломалось четко по сечению между закрылком и элероном.  Но это рассказы. Документально где у кого и при каких обстоятельствах сказать не могу.

Нет не меняли! Там деформация была только острой части профилля. Носик!  Сама обшивка идеальная. Крыло было новое. В Казани спортсмен заехал в закрылок вильге! Помял переднюю кромку и вырвал передний узел корневой. Планер передали в Пермь! Я немного помогал в ремонте. Этот планер был облетан только нынче лентом. Спустя 6 лет после ремонта. Крыло ремонтированое зарекомендовало себя идеально! Как ничего и не было.

На фото не этот планер
 
Я первые 2 года парился по этому поводу. Потом плюнул и не заморачиваюсь. Через лючек лонжерон в этом месте сколько могу периодический осматриваю, за законцовку дергаю, залепки смотрю что бы не чернели. Не приятно конечно! Согласен! Но это самый массовый планер в мире!! Поэтому не вижу смысла накручивать себе нервы. И все равно летать на нем!   
 
На Ту-154 крыло гнется еще сильнее!! Вообще по центру. На бланике крыло гнется еще хоть как то почти плавно изгибаясь в ранее оговоренном сечении. На Ту-154 машет как на шарнире в одной точке. Я был в шоке когда летел в Москву в болтанку!!
 
Да я просто думаю стоит ли усиливать крыло в этом месте,если всё равно ремонт с заменой листа обшивки предстоит......
Вы свой как клепали?Расскажите подробнее пожалуйста!
 
Вы свой как клепали?Расскажите подробнее пожалуйста! 

Полностью высверлили всю заднюю стенку которая перед элероном. Достали ее. Потом начали от нервюр обшивку высверливать не дыша!!! Подняли полностью всю верхнюю часть листа. Сделали все дела потом начали через отверстия в стенке лонжерона корячиться. Меня как самого тонкорукого в то время пригласили на это дело. Вам тоже советую что бы кто нибудь тонкорукий туда лез с поддержками.  В крыло засунули лампочку. Поддержек всяких пришлось наделать, и длинных и кривых.Геморрой страшный!! К каждой заклепке индивидуальный подход! Что бы 1 заклепать минут 10 настраиваешься. Но сделали хорошо!!! Потом заднюю стенку обратно вклепали! Все в эти же отверстия. Клекосов в то время не было! Использовали винты на М3. Точно все до мелочей уже не помню 6 лет прошло. Но помню что приходилось держать поддержки даже на ощуп не глядя.
Помню еще поддержка была длинная! Ее в отверстия в лонжероне пихали что бы в передней части склепать.
 
А как будете крутку обеспечивать! Если лист будет самодельный?
 
Спасибо L-13,я и так догадывался что это дело не из лёгких,теперь "оптимизма" ещё прибавилось.
 
Назад
Вверх