Задачка для вертолётчиков.
Собственно, вопрос возник в связи с сообщением НАСА о разработке дрона для обеспечения прокладки маршрутов движения марсоходам.
Вроде бы да, логичное решение проблемы повышения КПД марсохода.
Но, с другой стороны, вроде бы как понты - при такой разряженной атмосфере (давление составляет сотую часть от земного) для создания необходимой тяги нужно сверхзвуковое обтекание, что вкупе с проскальзыванием предопределяет очень низкий КПД винта и, соответственно, необходимость в источнике мощности в несколько раз превышающей необходимую в земных условиях.
А с третьей стороны - вроде бы реальность полета вертолёта в атмосфере и с характеристиками марсианских условий просчитывали гораздо раньше, чем НАСА: «Техника-молодежи» 1963 №11, обл., с.31. КОСМИЧЕСКИЙ ДИПЛОМ СТУДЕНТА: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1963/11/vert-nad-mars.html
Итак, в ниже приведенном сообщении вроде как заложены практически все необходимые вводные по которым можно прикинуть, блеф это или технически реализуемая задача:
Марс будут изучать с вертолета: http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=EORFgJYsjzsI%3D+zVhOxx1%2FaRE%3D
Справочный данные:
История вертолетных рекордов: http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2008_03/p3.php
Рекорды высоты в горизонтальном полете на турбореактивных самолётах: http://www.testpilot.ru/usa/lockheed/sr/71/sr71_rec.htm
Собственно, вопрос возник в связи с сообщением НАСА о разработке дрона для обеспечения прокладки маршрутов движения марсоходам.
Вроде бы да, логичное решение проблемы повышения КПД марсохода.
Но, с другой стороны, вроде бы как понты - при такой разряженной атмосфере (давление составляет сотую часть от земного) для создания необходимой тяги нужно сверхзвуковое обтекание, что вкупе с проскальзыванием предопределяет очень низкий КПД винта и, соответственно, необходимость в источнике мощности в несколько раз превышающей необходимую в земных условиях.
А с третьей стороны - вроде бы реальность полета вертолёта в атмосфере и с характеристиками марсианских условий просчитывали гораздо раньше, чем НАСА: «Техника-молодежи» 1963 №11, обл., с.31. КОСМИЧЕСКИЙ ДИПЛОМ СТУДЕНТА: http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/tm/1963/11/vert-nad-mars.html
Итак, в ниже приведенном сообщении вроде как заложены практически все необходимые вводные по которым можно прикинуть, блеф это или технически реализуемая задача:
Марс будут изучать с вертолета: http://www.newsfiber.com/p/s/h?v=EORFgJYsjzsI%3D+zVhOxx1%2FaRE%3D
В лаборатории ракетных двигателей НАСА в Пасадене был разработан проект беспилотного вертолета, который будет обеспечивать прокладку трасс марсоходов. Об этом было сообщено в пресс-релизе НАСА.
Перед учеными стояла задача разработать такую машину, которая способна работать в более разряженной атмосфере, в условиях более слабой гравитации, чем на Земле.
Такой аппарат должен быть очень легким, а скорость вращения его лопастей должна быть намного выше, чем в земных условиях.
На нынешнем этапе мини-вертолёт для Марса представляет из себя устройство весом около килограмма. Это небольшая коробка с приборами и видеокамерами, снабжённая винтами около метра в диаметре, сообщает NASA.
Вес этого устройства — 1 килограмм. Сверху будет находиться ротор, размах лопастей — 1,1 метра.
Аппарат будет иметь кубический корпус на ножках-опорах. В корпус будет вмонтирована солнечная батарея.
Легкий вертолет с быстро вращающимися лопастями сможет ежедневно совершать 2-3-минутные полеты на расстояние до 500 метров, после чего в течение дня будет заряжаться от бортовой солнечной батареи.
Так как марсоходы за день проделывают короткий путь, то небольшому дрону не нужно будет много заряда батареи, что позволит сделать его более компактным.
Справочный данные:
На Марсе гравитация 38% от земной.
Атмосферное давление у поверхности Марса составляет от 0,7 до 1,155 кПа (что соответствует земному на высотах от 30 до 50 километров).
История вертолетных рекордов: http://www.nnre.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_2008_03/p3.php
12 июня 1972 года лётчик Жан Буле достиг высоты 12442 м на максимально облегченном легком многоцелевом вертолете «Лама».
Винтокрылый аппарат являлся развитием вертолета «Алуэтт II» и предназначался для эксплуатации на больших высотах. Вертолет «Лама» имел более мощный ГТД «Артуст ШВ» (735 л.с.) и усовершенствованный несущий винт с улучшенными несущими свойствами.
Разработку «Ламы» вели по заказу правительства Индии, с обязательным условием, что вертолет должен садиться с полезной нагрузкой 200 кг на площадку, расположенную на высоте 6000 м.
В рекордном полете из-за низкой температуры окружающего воздуха (-63 °С) у вертолета заглох двигатель. Все попытки запустить его оказались безуспешными.
Жану Буле пришлось совершить самое длительное по времени снижение на режиме самовращения несущего винта.
Рекордная высота полета 12442 м в последующие годы не была превзойдена и остается до сих пор абсолютным мировым рекордом высоты для вертолета.
Рекорды высоты в горизонтальном полете на турбореактивных самолётах: http://www.testpilot.ru/usa/lockheed/sr/71/sr71_rec.htm
28.07.1976 на SR-71A, принадлежащим 9-му SRW капитан Роберт Хилт и майор Ларри Эллиот забрались на 25 929,031 м, установив тем самым абсолютный рекорд высоты горизонтального попета.
[media]http://youtu.be/dnDu2_aWISg[/media]