В очередной, и, к сожалению, думаю далеко не последний раз одна и та же тема.
Сигнализация. Считаю что никакой дополнительной сигнализации, а ТЕМ БОЛЕЕ заменяющую привычную красный-зеленый, ставить не надо, не поможет, добавит количество информации и еще больше запарит мозги пилоту, который уже не готов по разным причинам выполнить простейшую операцию типа расстегнул ширинку - пописал - застегнул ширинку. Речевой сигнализатор установленный у меня, о котором упоминали выше предназначен для того, что бы разгрузить пилота в самые ответственные моменты и не заставлять фокусировать зрение на разных объектах, но не как не для того чтобы добавить нагрузки . После его установки касания воды на повышенной скорости у меня сошли к нулю. Все пилоты, которым приходилось участвовать в заходах на посадку с этой штукой, достаточно высоко оценили его помощь.
Все известные мне случаи посадок на воду с выпущенными шасси, относятся к ЛА у которых положение шасси не влияет на аэродинамику. Думаю что, например на Ла-8 не было даже отдаленных намеков. Причина самая банальная, он не полетит с крейсерской скоростью, упираясь в атмосферу торчащими копытами, вызывая тем самым сильное удивление экипажа, сразу начинающего искать причину. На моем Л-42 скорость падает не значительно, но, акустика из за открытых ниш шасси становится очень напрягающей и крейсерские режимы с выпущенными шасси становятся не возможными, тем самым, спасая нас от первой ошибки «забыл расстегнуть ширинку…». В РЛЕ Л-42 прописана аварийная посадка только с убранными шасси на корпус лодки, значит к первому развороту, неважно, куда ты летишь, шасси должны быть убранными, ВСЕГДА. Вопрос, на Корвете аварийная посадка на грунт, снег и т.д. безопасней с выпущенными шасси??? Думаю что 95% пилотов амфибий типа Корвет с не влияющим на аэродинамику ЛА положением шасси, не убирают их при маршрутных полетах суша-суша и 99.9% не убирают при полетах по кругам. В связи с этим их всегда подстерегает опасность посадки на воду с ногами и аварийная посадка на грунт с более тяжелыми последствиями вследствие отсутствия стандартного алгоритма действий. В практике эксплуатации маленьких амфибий достаточно часто встречаются летные дни с друзьями и прочими покатайцами в таком режиме - взлет с аэродрома, десять минут в воздухе, посадка на воду, взлет с воды, десять минут в воздухе, посадка на аэродром, и так десять раз… Действия пилота с десяти минутными интервалами при этом выглядят так – взлет с шасси, посадка без шасси, взлет без шасси, посадка с шасси, взлет с шасси , посадка без шасси, взлет без шасси…, как вам? После восьмого такого круга, заходя на грунт, осмотрев визуально колеса, видя перед собой травку и доложив про шасси и лампочки РП, у меня начинает появляться смутное ощущение, что я что-то сделал не так… При этом пассажиры частенько устраивают вводные, задавая кучу вопросов, на которые надо ответить хотя бы просьбой сейчас не отвлекать… Обычно я на этом заканчиваю на фиг летный день и приступаю к напиткам.
Мои рекомендации начинающим коллегам по оружию.
Взлет с грунта.
[highlight]ВСЕГДА, не зависимо от того куда, на сколько и зачем вы летите, первое действие после отрыва от полосы это уборка шасси. [/highlight]
Каждый ваш полет, когда вы сначала начнете прибирать режим или убирать закрылки, вести связь и т.п., приближает день того самого, возможно последнего полета…
Посадка на воду
[highlight]ВСЕГДА, ВСЛУХ и ГРОМКО, (взгляд на привод и сигнализацию шасси) шасси убрано, (взгляд в окно на колеса, если не видно, то через установленное зеркало) визуально убрано, к посадке на воду готов.
[/highlight]Каждый ваш полет, когда вы этого не сделаете, приближает день того самого, возможно последнего полета…
Посадка на грунт.
[highlight]ВСЕГДА, ВСЛУХ и ГРОМКО, (взгляд на привод и сигнализацию шасси) шасси выпущено, (взгляд в окно на колеса, если не видно, то через установленное зеркало) визуально выпущено, к посадке на грунт готов.
[/highlight]Каждый ваш полет, когда вы этого не сделаете, приближает день того самого полета, когда потребуется небольшой, в случае мягкой травки, или большой, в случае бетона и повышенной скорости, ремонт лодки и поплавков. А в случае самолета на амфибийных поплавках, все может закончиться более плачевно.
Мероприятия, описанные выше, не требуют изготовления специальных табличек, сигнализаций и т.п. Они требуют запомнить две фразы и выполнить два поворота головы. Они имеют меньшую актуальность, когда вы заканчиваете 3-6 часовой перелет и начинаете готовиться к посадке, но, они очень важны, когда вы мотаетесь на ближайшую лужу как маршрутка.
Всем удачных приводнений.
Алексу спасибо за очередной рассказ, только очень редко 🙁, а там еще столько всего в памяти...