Посадка на воду с шасси: народные средства против напасти

TheRaven

Учите матчасть !
Откуда
Самара
Камрады! В связи с аварией самолета Корвет в Кемерово и по результатам комментирования решил открыть ветку, где прошу поделиться соображениями по снижению вероятности аварий и катастроф такого типа, а также по минимизации последствий подобных инцидентов.
Предлагаемые направления решений:
- методические
- системы сигнализации
- средства пассивной безопасности (пример  www.schroth.com. Они предлагают ремни с пряжками, автоматически раскрывающимися под водой (water activated buckle). )
- конструктивные мероприятия.
Желательно, чтобы предложения не противоречили Норма летной годности (АП-ОЛС и АП-23)
Заранее благодрен. Ваш Ворон.
 
В фильме "ИДЕАЛЬНЫЙ ШТОРМ" увидел некий девайс, из которого пилот тонущего ветролета дышал под водой; в дайверских магазинах есть такие одноразовые акваланги, вдохов этак на 20. Кто такими пользовался?
 
Контрольная карта перед каждой посадкой.

Абсолютно точно. Однозначно, профилактика.  Контрольные карты на бумажке, заламинированные и на чем-нибудь типа козырька на листалке укрепленные. На осмотр, запуск, взлет, посадку, выключение. Дешево, надежно и практично.


Системы сигнализации - тоже полезная штука. Месяц назал друзья разбились на самолете, на котором не было "пищалки" о малой скорости, по типу как на Як-52 или Як-18т. Тянули на себя - и свалились. В пустыне, при возможности посадки перед собой... Тупо прохлопали. А запищало бы - дали бы от себя и были живы.

А всякие акваланги - это из арсенала Джеймса Бонда. К тому же добавьте шок, возможный легкий сотряс мозга, + улетит этот акваланг от удара и искать его фиг знает где = несерьезно.
 
Контрольная карта перед каждой посадкой.

Месяц назал друзья разбились на самолете, на котором не было "пищалки" о малой скорости, по типу как на Як-52 или Як-18т. Тянули на себя - и свалились. В пустыне, при возможности посадки перед собой... Тупо прохлопали. А запищало бы - дали бы от себя и были живы.

2 sadykhov
Сегодня : третий... в память твоих камрадов...
 
дайверских магазинах есть такие одноразовые акваланги, вдохов этак на 20. Кто такими пользовался?
Не одноразовые, перезаряжаемые от стандартного компрессора. Я летал с таким над морем, клал в карман спасжилета. Но потом опытные люди отговорили, убедили, что отвлекаться на эту штуку - только хуже. Так что могу продать за полцены. 😉
 
дайверских магазинах есть такие одноразовые акваланги, вдохов этак на 20. Кто такими пользовался?
Не одноразовые, перезаряжаемые от стандартного компрессора. Я летал с таким над морем, клал в карман спасжилета. Но потом опытные люди отговорили, убедили, что отвлекаться на эту штуку - только хуже. Так что могу продать за полцены. 😉 
...а можно хоть глазком взглянуть на сей девайс!

(...для того, что бы иметь, хоть какое-то представление!)

...а потом уже самому сделать вывод по опытности людей, которые отговорили...

/me
 
Если думать о системе сигнализации, то она должна сработать при двух условиях:
1.      под амфибией вода
2.      выпущено шасси.
Второе условие распознать очень просто, а как отличать воду от земли, снега, да еще в динамике?
Радио- или эхолокация обычно решают задaчу по отделению шумового сигнала от воды от сигнала цели на воде или в воде, а не на распознование поверхности воды. Кроме того поверхность воды может быть загрязнена тиной во время посадки амфибии.

Кто знает безконтактный датчик, который отличает воду от всего остального на скорости до 40 м/с? Время срабатывания такого датчика? Я не знаю пока.

С контактным датчиком ( гибкий щуп с датчиком воды на конце)  только кажется проще. Опять проблема в скорости срабатывания и невертикальном снижении.

?Может просто предупреждющая голосовая сигнализация на определенной высоте с системой распознования ответа:

•      Пилот, садишься на воду?

•      На воду.

•      ПОСАДКА ЗАПРЕЩЕНА. УБЕРИТЕ ШАССИ

Есть Умный дом, а будет умный самолет. 😀

   
 
Системы сигнализации - тоже полезная штука. Месяц назал друзья разбились на самолете, на котором не было "пищалки" о малой скорости, по типу как на Як-52 или Як-18т. Тянули на себя - и свалились. В пустыне, при возможности посадки перед собой... Тупо прохлопали. А запищало бы - дали бы от себя и были живы.
Вот тут человек его сделал http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1204111077/240 и обучил говорить на многих параметрах, а Лодочник испытал, почитайте тему сначало
 
на самолете, на котором не было "пищалки" о малой скорости, по типу как на Як-52 или Як-18т. Тянули на себя - и свалились. В пустыне, при возможности посадки перед собой... Тупо прохлопали. А запищало бы - дали бы от себя и были живы
"Пищалка" на ЯК-52, это система сигнализации критических углов атаки (ССКУА-1), систему эту на ЯК-52 обычно отключают, при работе в зоне она только дискомфорт создает.
 
О придумал, перед посадкой ведь закрылок надо выпускать на посадочное положение, соответственно когда он выйдет полностью можно сделать концевичек и на приборку, где будет надпись "проверь положение колес" мигающая желтая.
 
CCКУА на 52м отключают всегда, она и по кругу мешает. А любая сигнализация положения колес гарантии не дает. На том же 52м сколько заходов, и несколько "успешных" посадок без колес было, несмотря на красные лампы. А "прощелкать" вобще может каждый, с любым опытом. Человеку свойственно ошибаться, а сваливать свои ошибки на других еще типичнее.  😛
В Кировограде в свое время Як-40 с пассажирами без колес примостили. Да разве это единственный случай в "большой" авиации?
 
выпустил закрылок во взлетное, зумер и табло ПРОВЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ ШАССИ, или зумер, а на панели мигающая лампа вода, суша.
 
- СИГНАЛИЗАЦИЯ.
Предложение на уровне идей из журнала Юный техник.
-  Вместо стандартной сигнализации шасси “убрано-выпущено”,
установить световое табло. При выпущенном шасси – загорается
ЗЕЛЁНОЕ “Земля” и одновременно горит КРАСНОЕ “Вода’.
При убранном горит КРАСНОЕ “Земля” и одновременно ЗЕЛЁНОЕ
“Вода”.

- ЧТЕНИЕ КОНТРОЛЬНОЙ КАРТЫ не спасёт, если у человека нет внутренней
самодисциплины и он считает себя асом.
  Сам два раза, будучи молодым вторым пилотом, взлетал с подушкой
в маслорадиаторе. Первый раз в Норильске, на колёсах. Двенадцать пассажиров на борту.
Сделали круг и сели на аэродром. Талоны удалось спасти только тем, что
заморочили комиссии голову. Второй раз взлетели с Полярной станции Усть-Тарея на
лыжах. Подобрали площадку на льду реки, сели, сняли подушку и полетели дальше.
Никто не видел. Причина вынужденных, банальная – спешка и не чтение контрольной карты.
Не помню, кто ответил на вопрос, чем отличается опытный пилот от аса.
Опытный пилот может справиться в сложной ситуации, а ас, сложной ситуации
не допускает.
  Надо воспитывать, в том числе и на страницах форума, что доблесть не в том
например, как ты лихо заложил боевой разворот, а в том, что ты в сложных
условиях доставил себя и пассажира по назначению. Разговор не о пилотажниках,
у них другой форум. А самая большая доблесть – это отказаться от выполнения
полёта или возвратиться на запасной, признав, что у тебя не хватает опыта для
продолжения полёта и не думая, что о тебе скажут окружающие.

- СМОТРЕТЬ ПОЛОЖЕНИЕ ШАССИ ПЕРЕД ПОСАДКОЙ.
    Обычный вылет на Ан-2В.
Ночью, по часам, /на Крайнем севере круглые сутки солнце – полярный день/
на реке был туман, самолёт находился посреди реки на “бочке’.
Утром техники, катером, сняли самолёт с бочки и завели в плот для подготовки к вылету.
Провели предполётную подготовку, расписали бумаги о готовности. Сменный
инженер проверил – расписался. Бортмеханик со вторым пилотом приняли самолёт.
Бортмеханик расписался в приёмке, что всё исправно. Затем грузчики под руководством
второго пилота загрузили самолёт. Бортмеханик тем временем, с заправщицей, самолет
заправили. Техник, всё время находившийся на плоту, слил отстой. Второй пилот тем
временем прибежал ко мне в эскадрилью и доложил, что можно вылетать.
Подписав задание на вылет, я прошел по плоту в кабину, не осмотрев как следует
самолёт. Стал готовиться к вылету, в это время в голове появилась мысль, что что-то
не так. Что, я только что видел что-то, чего не должно быть. Вылез на плот и посмотрел
на самолёт. Прямо передо мной в носке правого нижнего крыла был пролом шириной
больше метра и глубиной почти до лонжерона. Подзываю сменного инженера. Стоим
рядом с крылом. Спрашиваю самолёт готов к вылету, отвечает готов. А это что?
У него падает челюсть.
  Справка. Самолёт стоял к берегу правым бортом, и чтобы пройти в самолёт, надо пройти
мимо правого нижнего крыла. С другой стороны никак – вода.
Кончилось тем, что вылет, естественно, отложили, вызвали милицию. Следователь
определил, что в тумане в самолёт, стоящий на бочке, врезался катер. Катер не нашли.

СНАРЯЖЕНИЕ
В конструкцию гидросамолёта должна быть заложена непотопляемость – это
обязательно. Это могут быть герметические отсеки или блоки плавучести.
Это необходимо по одной простой причине – гидросамолёт часто садится там, где
отсутствуют люди, и, следовательно, никто не может прийти на помощь после аварии.
Мой друг, при посадке на озеро в шторм, подломил поплавок. Самолёт перевернулся
посреди озера. Ширина озёр на Таймыре измеряется километрами, вода ледяная. По правилам один поплавок должен держать вес самолёта.
Девять человек пассажиров и три члена экипажа дожидались помощи, держась за поплавок перевернувшегося самолёта. И, несмотря на это, один человек всё равно утонул. Причём остальные даже не видели когда. Если бы самолёт ушел на дно, боюсь, утонули бы все.
-  Не знаю как насчёт аквалангов – самолёт вроде не подводная лодка,
но когда я начал летать вторым пилотом на гидре, нас командиры натаскивали:
Документы в полиэтиленовый мешок и в карман куртки под замок. В другой карман,
в полиэтиленовом мешке – спички, крючки, леска, желательно бинт. Обязательно при себе или финка, или большой складной нож. С курсантских времён приучили иметь при себе иголку с черной и белой ниткой. Ну и почти у каждого в кармане куртки была колода
игральных карт. Эти не в мешке, и по желанию. Правда, если летаешь один, то на
вынужденной, они без надобности.
Ну и естественно, на борту должны быть спасательные жилеты.

МОРАЛЬ
Что положено делать, лётчику надо вдолбить ему в голову, на уровне инстинкта и выполнять всегда, а не только тогда, когда у тебя за спиной проверяющий или инструктор.
Я, въезжая в собственный гараж, машинально включаю поворотники, поэтому
НИКОГДА НЕ ЗАБЫВАЮ включить их на дороге.


Прошу простить за длинное повествование, короче не получилось.
 
aleks, ни добавить, не убавить.
[smiley=thumbsup.gif]

Не помню, кто ответил на вопрос, чем отличается опытный пилот от аса.
Опытный пилот может справиться в сложной ситуации, а ас, сложной ситуации не допускает.

В оригинале так
Чем отличается летчик 1-го класса от первоклассного летчика?
Летчик 1-го класса с честью выйдет из любой сложной ситуации, а первоклассной летчик этой ситуации не допустит.
 
Летаю на амфибии.
Моё мнение карта. Надо вбивать себе в голову обязательность её выполнения.  Это спасёт ещё в куче случаев , кроме посадки с шасси на воду. Плюс простенькая сигнализация,  совмещенная с выпуском закрылков "ПРОВЕРЬ ПОЛОЖЕНИЕ ШАССИ", которая напомнит дурной голове о необходимости выполнении карты.
Считаю также, что аквалангистский балончик "последний вздох" штука очень полезная. Он даст вам минуты две дыхания под водой или при задымлении. Вещь правда не дешевая.
 
В очередной, и, к сожалению, думаю далеко не последний раз одна и та же тема.
Сигнализация. Считаю что никакой дополнительной сигнализации, а ТЕМ БОЛЕЕ заменяющую привычную красный-зеленый, ставить не надо, не поможет, добавит количество информации и еще больше запарит мозги пилоту, который уже не готов по разным причинам выполнить простейшую операцию типа расстегнул ширинку - пописал - застегнул ширинку. Речевой сигнализатор установленный у меня, о котором упоминали выше предназначен для того, что бы разгрузить пилота в самые ответственные моменты и не заставлять фокусировать зрение на разных объектах, но не как не для того чтобы добавить нагрузки . После его установки касания воды на повышенной скорости у меня сошли к нулю. Все пилоты, которым приходилось участвовать в заходах на посадку с этой штукой, достаточно высоко оценили его помощь. 
Все известные мне случаи посадок на воду с выпущенными шасси, относятся к ЛА у которых положение шасси не влияет на аэродинамику. Думаю что, например на Ла-8 не было даже отдаленных намеков. Причина самая банальная, он не полетит с крейсерской скоростью, упираясь в атмосферу торчащими копытами, вызывая тем самым сильное удивление экипажа, сразу начинающего искать причину. На моем Л-42 скорость падает не значительно, но, акустика из за открытых ниш шасси становится очень напрягающей и крейсерские режимы с выпущенными шасси становятся не возможными, тем самым, спасая нас от первой ошибки «забыл расстегнуть ширинку…». В РЛЕ Л-42 прописана аварийная посадка только с убранными шасси на корпус лодки, значит к первому развороту, неважно, куда ты летишь, шасси должны быть убранными, ВСЕГДА. Вопрос, на Корвете аварийная посадка на грунт, снег и т.д. безопасней с выпущенными шасси??? Думаю что 95% пилотов амфибий типа Корвет с не влияющим на аэродинамику ЛА положением шасси, не убирают их при маршрутных полетах суша-суша и 99.9% не убирают при полетах по кругам. В связи с этим их всегда подстерегает опасность посадки на воду с ногами и аварийная посадка на грунт с более тяжелыми последствиями вследствие отсутствия стандартного алгоритма действий. В практике эксплуатации маленьких амфибий достаточно часто встречаются летные дни с друзьями и прочими покатайцами в таком режиме - взлет с аэродрома, десять минут в воздухе, посадка на воду, взлет с воды, десять минут в воздухе, посадка на аэродром, и так десять раз… Действия пилота с десяти минутными интервалами при этом выглядят так – взлет с шасси, посадка без шасси, взлет без шасси, посадка с шасси, взлет с шасси , посадка без шасси, взлет без шасси…, как вам? После восьмого такого круга, заходя на грунт, осмотрев визуально колеса, видя перед собой травку и доложив про шасси и лампочки РП, у меня начинает появляться смутное ощущение, что я что-то сделал не так… При этом пассажиры частенько устраивают вводные, задавая кучу вопросов, на которые надо ответить хотя бы просьбой сейчас не отвлекать… Обычно я на этом заканчиваю на фиг летный день и приступаю к напиткам.

Мои рекомендации начинающим коллегам по оружию.
Взлет с грунта.
[highlight]ВСЕГДА, не зависимо от того куда, на сколько и зачем вы летите, первое действие после отрыва от полосы это уборка шасси. [/highlight]
Каждый ваш полет, когда вы сначала начнете прибирать режим или убирать закрылки, вести связь и т.п., приближает день того самого, возможно последнего полета…
Посадка на воду
[highlight]ВСЕГДА, ВСЛУХ и ГРОМКО, (взгляд на привод и сигнализацию шасси) шасси убрано, (взгляд в окно на колеса, если не видно, то через установленное зеркало) визуально убрано, к посадке на воду готов.
[/highlight]Каждый ваш полет, когда вы этого не сделаете, приближает день того самого, возможно последнего полета…
Посадка на грунт.
[highlight]ВСЕГДА, ВСЛУХ и ГРОМКО, (взгляд на привод и сигнализацию шасси) шасси выпущено, (взгляд в окно на колеса, если не видно, то через установленное зеркало) визуально выпущено, к посадке на грунт готов.
[/highlight]
Каждый ваш полет, когда вы этого не сделаете, приближает день того самого полета, когда потребуется небольшой, в случае мягкой травки, или большой, в случае бетона и повышенной скорости, ремонт лодки и поплавков. А в случае самолета на амфибийных поплавках, все может закончиться более плачевно.
Мероприятия, описанные выше, не требуют изготовления специальных табличек, сигнализаций и т.п. Они требуют запомнить две фразы и выполнить два поворота головы. Они имеют меньшую актуальность, когда вы заканчиваете 3-6 часовой перелет и начинаете готовиться к посадке, но, они очень важны, когда вы мотаетесь на ближайшую лужу как маршрутка.
Всем удачных приводнений.

Алексу спасибо за очередной рассказ, только очень редко 🙁, а там еще столько всего в памяти...
 
  Думаю что 95% пилотов амфибий типа Корвет с не влияющим на аэродинамику ЛА положением шасси, не убирают их при маршрутных полетах суша-суша и 99.9% не убирают при полетах по кругам.
Именно так. Однажды меня с женой прокатил на лодке один очень хороший знакомый 🙂. Этот знакомый перед каждым событием бубнил вслух не стесняясь контрольные карты. С тех пор я уяснил, что так и нужно делать. Слушаю записанный моим голосом запись с мобилки и читаю на бумажке. Контрольные карты уберегут от многих неприятностей.
 
Назад
Вверх