Практический курс по выживанию для пилотов малой авиации "НАЗ. 48 часов"

Andrey Ivanov

Я люблю самолеты, небо и людей!
Откуда
Москва
            
            
               
26671615848_12d8802c40_b.jpg

             
            
Идея, что нужно учиться выживать жить в природных условиях, в случае вынужденной посадки совсем не нова. Пилоты ВВС, космонавты этому обучаются специально и проходят регулярные тренировки. У любого пилота АОН также есть вероятность попасть в подобную ситуацию.И многие из летающих с этим сталкивались. Ничего страшного в этом нет, если готов к подобной ситуации.

Причины разные. Это и погода и поломки матчасти и некачественное топливо, которое в России совсем не редкость. Когда летаешь вокруг аэродрома, то это не так страшно, т.к. в районе пилотажных зон обычно предусмотрены площадки пригодные для вынужденной посадки или есть шанс дотянуть до аэродрома, а вот когда являешься маршрутным пилотом, вот тут данные навыки жизненно необходимы.


Немного истории:

               
40543087101_1434604e14_b.jpg

      
Их самолет продержался в воздухе 26 часов 29 минут, преодолел за это время по прямой 5908 км, и приземлился в районе поселка Керби Хабаровского края.

Оставшись вдвоём в танге, Гризодубова и Осипенко стали ждать Раскову. Где Марина ? Лётчицы думали, что она опустилась где - нибудь недалеко, и пристально всматривались в лес. В каждом дереве им чудился силуэт подруги. Они подавали сигналы, стреляя из револьвера и ракетницы. Но Раскова не показывалась.

В хвосте самолёта находилась аварийная радиостанция, но сколько ни крутили её рукоятку, радиостанция так и не заработала.

И первую же ночь в самолёт залезла рысь. Гризодубова первой услышала сильное царапанье и мяуканье, а затем и увидела незваную гостью. Стрелять в неё не хотелось, - пуля могла повредить доску приборов, у которой виднелась голова рыси. В конце концов "кися", как её назвали лётчицы, удрала. Вслед за ней пришёл медведь. Он начал тереться о рули поворота. Лётчицы сначала решили, что это какой - нибудь человек пришёл. Гризодубова со словами: "Пожалуйста ! Заходите !" - гостеприимно распахнула дверь кабины... Выстрел из ракетницы поверг мишку в ужас. Он убежал и лес...
   
               
40543087131_a858c09c82_b.jpg

             
    
Так шли дни. Неожиданно лётчицы обнаружили в самолёте колбасу, грудинку, икру, положенные кем - то "сверх плана". Подарок был весьма кстати.

Несколько раз они слышали шум моторов. Самолёты шли на большой высоте и, несмотря на сигналы, не заметили "Родины".

Подруги решили не уходить далеко от самолёта. Они ждали Марину, а её всё не было. Что же случилось с отважным штурманом ?

...Ветер отнёс парашют к лесу. Шёлковый купол зацепился за пихту, и Марина Раскова повисла в 5 метрах от земли. Она обхватила ногами дерево, перерезала стропы парашюта и спустилась на землю.

Вокруг неё - густой, непроходимый лес. Нигде не видно просвета. Над головой совсем низко пролетел её самолёт. Моторы не работали, слышна была только сирена, которая гудит на машине, предупреждая, что надо выпускать шасси. Потом всё стихло. Одна в глухой тайге !

Вдруг донёсся звук выстрела, второй, третий... Раскова засекла по компасу направление выстрелов. Но тут - то и произошла ошибка. Эхо от сопок отнесло звук выстрела в противоположном направлении, и Раскова пошла не туда, куда следует.

Идти было очень тяжело. Сучья бурелома цеплялись за меховой костюм, приходилось переползать через поваленные на землю деревья.

На 5-е сутки Раскова вышла к большой мари, покрытой густой, высокой травой. Неосторожный шаг с кочки на кочку, и Марина Раскова провалилась. Сначала по пояс, потом но горло. Вода холодная, как лёд. Первый раз за время скитаний почувствовала она себя совсем одинокой. Никто не придёт на помощь, надо спасаться самой. Вспомнила виденный когда - то фильм, героиня которого выбралась из болота с помощью палки, и поступила точно так же. Положила свою палку на несколько кочек и стала подтягиваться. С трудом удалось выбраться из воды. Всё на ней промокло до нитки. Надо обсушиться, благо выдался солнечный день. Сушка продолжалась до вечера.

В первый день, когда Раскова рассчитывала быстро добраться до самолёта, она съела полплитки шоколада. На второй день решила быть осторожней и съела только четверть плитки. А под конец своих странствий дошла до нормы в... один квадратик и одну мятную лепешку. Временами она находила клюкву, грибы. Недостаток пищи приходилось возмещать даже берёзовыми листьями.

На 7-й день блужданий по тайге Раскова решила поджарить найденные ею два гриба и разожгла костер. От пламени вспыхнул валежник, загорелась трава и стволы сухих деревьев. Пришлось бежать от огня. В это время она услышала шум моторов. Это был самолёт, искавший её.

Не раз она встречалась с "хозяевами тайги" - бурыми медведями и пугала их выстрелами из пистолёта.

Утром 10-го дня Раскова увидела самолёты и отчётливо услышала выстрелы. Преодолевая сильную слабость, она пошла по направлению выстрелов. Она еле шла, опираясь на палку. На ней был шерстяной свитер с орденом Ленина на груди, одна нога в унте, вторая - босая.

Увидев Раскову, люди, находившиеся около самолёта, бросились ей навстречу. Товарищи хотели взять её на руки. Она отказалась и сама дошла до самолёта...

С того случая прошло 80 лет, мы имеем спутниковые навигаторы, трекеры и телефоны, однако в случае вынужденной посадке в труднодоступном месте, при отсутствии лётной погоды потребное время на поиск и эвакуацию экипажа могут составить несколько десятков часов.

Именно поэтому сейчас в АОПА-Россия ведётся большая работа по подготовке и комплектации носимого аварийного запаса (НАЗ) для АОН и отработки курсов по выживанию в природной среде.

Для команды Ил-14 это была уже третья тренировка в естественной среде.  Первую мы выполнили более года назад (отчёт).  Тогда это выглядело как пикник на природе, но мы начали отработку применимости разного оборудования используемого в комплектации НАЗ,  следующий выход уже был выполнен осенью в лес (отчёт) под руководством эксперта по экипировке, охотника, путешественника, сотрудника концерна “Калашников” - Михаила Ярина.

               
39831870494_d877b6a701_b.jpg

             
              Михаил Ярин "Хыч"
            

И вот новый выход на 48 часов, уже в более сложные условия - зима, лесотундра, низкие температуры.  Помимо выживания были отработана задача по обнаружению терпящего бедствия ВС по сигналам аварийного маяка.  Мы включили имитатор АРМ, а пилоты вертолётов ВПСО “Ангел” должны были обнаружить нас, с чем успешно справились.

Поставленные задачи:

- психологическая подготовка пилотов АОН
- отработка методики поиска и спасения по аварийному радиомаяку (АРМ)
- отработка методов выживания в условиях лесотундры, зимой при низких температурах
- отработка снаряжения НАЗа
- проверка новых образцов снаряжения в боевых условиях


Выход назначили на 23 февраля, эвакуацию на 25 февраля 2018г.

Место выживания подобрали исходя из поставленных задач - 25 км восточнее Твери. Среди торфянных болот и озёр. Местность там очень близка к лесотундре.       
             
               
39647971885_55cbc7c5ff_b.jpg

             
    
Доставку - от Орловки до Волжанки на самолёте Ан-2 в лыжном варианте, далее заброска на вертолёте.
Авиационный поиск - силами поисково-спасательного отряда “Ангел” штатного подразделения АОПА-Россия.

Каждый участник команды собрал свой НАЗ, опираясь на уже имеющийся опыт и отработанную комплектацию, тем самым мы имели возможность протестировать большее кол-во вариантов снаряжения.

Итак, 23 февраля в 3 утра я встал и выдвинулся на аэродром, где стоял засыпанный снегом и примёрзший (как мы выяснили позже) Ан-2. Его нужно было заправить, прогреть и подготовить к вылету. Очень здорово, что 1,5 года назад мы попросили Галину Молчанову сшить нам чехлы на самолёт. Благодаря им, мы были избавлены от задачи отдирать и отбивать лёд с крыла. Он весь был на чехлах.
   
             
               
40499923422_ded231b61c_b.jpg

             
              На рассвете начинаем очищать от снега и снимать чехлы с Ан-2
      
               
40499922442_b321350d24_b.jpg

             
              Прогрев двигателя. Полностью автономная система позволяющая возить с собой в самолёте.
      
             
               
40499922852_2bd16c1d56_b.jpg

             
              Солнце быстро встаёт
            
      
               
39647195975_c864223e8e_b.jpg

             
              Местами чехлы приклеились к самолёту
            
      Заправить самолёт оказалось тоже не просто. Внедорожники с бочками топлива - Isuzu Trooper и Range Rover застревали в высоком снегу и их приходилось откапывать.

             
               
39647243935_20550a727a_b.jpg

             
 
 
40499920412_44bbed7b88_b.jpg

             
              Пока мы откапывали машину, Андрей Петров добавляет 20л масла в бак
    
             
               
39647245665_d0bb50c480_b.jpg

             
              Медленно идёт заправка маслом в зимних условиях.  Даже тёплое масло, на морозе -20 очень быстро остывает в канистре.
      

К обеду самолёт был подготовлен, маршрут согласован, подтверждение на приём Волжанки получено и мы попытались рулить. Но не тут-то это было… Ан-2 оказался приморожен к стоянке. Начались танцы с раскачкой самолёта руками и двигателем и вот он стронулся, но проехав 1,5м снова встал как вкопанный. Пришлось вспомнить опыт “Амдермского авиаотряда”, коим мы себя называли в прошлом году при полёте в Арктику на о.Белый. Взяли верёвочку и прошли по подошве лыж.


Ан-2 пополз по снегу, поднимая буруны снежной пыли. Грунтовая ВПП не укатывалась и взлетать нужно было с целины. Экипаж тоже остался на улице, они толкали и раскачивали Ан-2, чтобы оторвать его. Останавливаться было нельзя, т.к. лыжи могли снова прилипнуть к снегу. Прорулив по ВПП пару раз я накатал колею, по которой планировал взлетать, пока я катался ребята уже подошли к месту старта и теперь стояла задача их загрузить в самолёт. Это можно сделать при рулении на малой скорости. С двух проходов весь наш экипаж оказался в самолёте, ещё немного времени потребовалось, чтобы люди заняли свои места и зафиксировались. Теперь можно взлетать.





На удивление самолёт легко оторвался от заснеженной полосы. Ан-2 великолепный самолёт!


Обойдя запретную зону в Завидово, через 35 минут мы прибыли на Волжанку.


            
             
               
39647162385_e5359d7b1e_b.jpg

             
             
      
               
39647226725_247c3f5b61_b.jpg

             
              Обходим Завидово подальше
            
                     
               
39647226135_b48c5c9346_b.jpg

             
              Пока Андрей Петров рулит, можно и в телефон заглянуть
            
         

Проход над полосой, оценка ветра и заход на посадку, зарулили на перрон, аккуратно развернулись, чтобы не сдуть никого. На Волжанке ВПП укатана и прекрасна.


            
             
               
39647191905_81c2ddca0a_b.jpg

             
              На перроне аэропорта Волжанка
            
         

            
             
               
39647191475_f5801374e0_b.jpg

             
              Летать на лыжах намного комфортнее чем на колёсах! 
            
         

На колёсах правда ещё не позволяет летать - снег должен слежаться и стать более плотным, но на лыжах просто песня.


            
             
               
39647159365_17723c9515_b.jpg

             
              Выгрузка вещей, которые берём с собой из самолёта.
            
         

Перед выживанием нужно обязательно подкрепиться, тем более будучи на Волжанке грех не зайти в ресторан на берегу Волги.


Отвезти на место выживания нас согласился хозяин базы и аэродрома, большой энтузиаст авиации - Максим Миронов.


            
             
               
39647236965_5de9d00612_b.jpg

             
              Максим и Андрей готовятся к вылету
            
         
Пока мы ели, его вертолёт заправили и подготовили.
            
             
               
39647239725_9210127185_b.jpg

             
              В ожидании следующего рейса
            
         

Перекидав вещи из Ан-2 в R-44, тремя рейсами нас закинули на место выживания.


               
39647221605_d5782128e9_b.jpg

             
             
            
               
39647238885_7eebfd57d8_b.jpg

             
              полетели
            
         
             
               
39647235005_16ef57d90a_b.jpg

             
              Волжанка
            
         

Продолжение следует...
 
До захода солнца осталось чуть больше часа. Вертолёт улетел и вернётся за нами только через день.  Начинается самое интересное.
             
               
38732189790_614ea1be1a_b.jpg

             

Мы находимся на озере, посередине огромного болота.
Снег, холод, темнеет, огня и жилья ещё нет.  Но та красота, что окружает нас завораживает настолько, что мы все схватили фотоаппараты и пошли снимать закат.
             
               
39647234545_d82e1385d9_b.jpg

             
              Вид места выживания из вертолёта перед закатом
            
               
39647233225_f1a2f7515c_b.jpg

                            Вертолёт улетел, оставив нас
            
               
25671760087_60463ed901_b.jpg

             
               
38732186450_b321bc7c51_b.jpg

             
Михаил, как инструктор полетел первым и выбрал место посадки и разбития лагеря.  В случае настоящей вынужденной посадки мы бы конечно пошли к той части озера, где есть полноценный лес. Но нам нужна лесотундра!
               
38732190390_5b3ccb015f_b.jpg

             
Первым делом переносим вещи с места высадки на планируемое место разбития лагеря.
               
38732187060_16b7ab019e_b.jpg

               
39647230365_bcde6d74da_b.jpg

                
38732135120_55eb77f71d_b.jpg

             
               
39647228635_d2bf126673_b.jpg

                            Краткий инструктаж
            
Правило № 1 - не суетиться.  Начнёшь спешить - вспотеешь, потом замёрзнешь и заболеешь.  Делаем всё спокойно. Ночь не помеха, у нас есть фонарики.
Михаил нас разбивает по группам.  Мужчины расчищают площадку под жильё и огонь, заготавливают дрова из того, что можно найти в округе, женщины помогают построить жильё, следят за огнём и занимаются приготовлением пищи.
Правило № 2 - все вещи которыми пользуемся никогда не кладём на снег.  Мачете, нож должны иметь темляк. кружки, котелки - всё вешаем на ближайшие кусты и деревца.  На снег упало - считай потерял.
Далее Михаил показывает как правильно развести огонь, без спичек и зажигалок, только при помощи огниво и бересты. У нас появился огонь, а это тепло и жизнь.
               
40499923962_2e7e946526_b.jpg

             
             
               
39647249325_f3485e7866_b.jpg

             
Переходим к строительству чума.  Нас 4 человека Размер по полу 3х3 м. Используются жерди (10 штук), аварийные одеяла из лавсана и полиэтилен из НАЗа.  Сначала расчищается площадка, заготавливаются жерди. Жерди вяжутся между собой при помощи шнура, которым также укомлектован НАЗ.
               
39647190425_d59a5d41d4_b.jpg

                            Тут будет стоять чум
                           
40542523931_057970d868_b.jpg

                              
25671778267_bb5cfae0bd_b.jpg

                            Первый слой идёт из спасательных одеял
            
               
39647159655_82916dd71d_b.jpg

                            Окончательный вид чума.  На первом плане чемодан НАЗа.
            

Изначально мы планировали отапливать наше жилище при помощи печки.  Планировалось два варианта - печка-зарядка “........”   и самодельная печка из под канистры из под масла.
К сожалению не удалось использовать ни один вариант.  Оба оказались не рабочими.  Возможно наладить нормальное отопление поможет печка "Пошехонка". Надо пробовать.  Это самый лёгкий походный вариант печки.
               
39647161905_05de361573_b.jpg

                            Попытка зарядить телефон
                           
25671780827_235278de0d_b.jpg

                            Результат отрицательный, удалось подзарядить только poverbank
            
В первую ночь есть сильно не хотелось - хотелось пить.  Пили горячий сладкий чай.  Также в закромах оказался доширак - заварили и съели.
               
25671779457_668fbfa6b9_b.jpg

                            Накатывает усталость
            Как спать?  Изначально планировалось в центре чума поставить печку, самим лечь по 4 сторонам.  Но так как с печью не получилось решили ложиться в ряд.  Пол был застелен крыльевыми чехлами на которые бросили 4 пенки.  По спальникам были варианты:
  [li]2 тонких спальника всунутых друг в друга[/li]
  [li]RedFox  Yeti -40[/li]
  [li]Северный путь[/li]
Также в НАЗе были химические грелки и греющие жилеты Keeptex приобретённых по случаю.
По результатам ночи:
В мешках рассчитанных на 30 градусов мороза в одежде спать было вполне комфортно.  Время сна составляло до 5-6ч.  В тонком спальнике дольше 3ч спать было невозможно.
Ночью температура опустилась ниже 30 градусов.  Начали наблюдать следующие явления - обмерзания спальника изнутри. От дыхания.  Химические грелки удобны и эффективны, но по субьективным ощущениям время их действия завышается.  Написана - действует 3 ч, а по факту час от силы.  Жилет греет, но не сильно.  Я ожидал большего.  Возможно есть смысл использовать многоразовый жилет в который вкладывать одноразовые небольшие грелки.
               
40542524441_f3b8123be7_b.jpg

                            Утром, уже становится теплее.
            

Поспать удалось 3-4 часа, далее замёрзнув я понял, что нужно идти к костру греться.  Но баффины надеть не удалось.  Они обмёрзли так, что ногу было не засунуть в тёплом сапожке. Пришлось босиком влезать в резиновую галошу и подпрыгивая как кузнечик от холода быстро разжигать огонь.  С этой же проблемой столкнулись все остальные ребята с одной лишь разницей, что к их пробуждению огонь уже удалось развести и была возможность растопить лёд на ботинках.
               
39647165115_2e2b8d287b_b.jpg

                            Морозное утро 24 февраля
            Развести огонь при помощи огнива и ватных шариков оказалось достаточно просто, я бы даже сказал, что это удобнее и быстрее чем со спичками. Ватный шарик есть смысл класть на таблетку сухого спирта, тогда есть больше времени поджечь веточки и кору.  Но можно использовать и бересту..
А дальше в котелке быстро накипятили воды, заварили горячего сладкого чая и овсянной каши из сублимата. Сублиматы использовали фирмы “Гала-гала”.  Очень порадовало качество!  Смело можно рекомендовать класть эти сублиматы в НАЗ.
               
39647163755_57cb5bd614_b.jpg

                           Горячий сладкий чай придаёт силы
Чтобы побыстрее согреться снова пошёл добывать дрова. Физическая работа - лучшая грелка.
               
40542524891_62299cff5b_b.jpg

                         Воду получали путём растопки снега
После встречи рассвета и завтрака мы с нетерпением ждали спасательных вертолётов.   Время было всего 8:30, а мы уже стали нервничать - ну почему же “Ангелы” не летят?  Стало немного понятно чувства и состояния людей, которые ждут помощи с неба.  И умом ведь понимаешь, что в это время наверняка вертолётчики ещё досматривают сладкие сны в тёплой кроватке, а твоё время в этот момент превращается в медленную тягучую субстанцию, которая начинает замерзать при низких температурах.
Чтобы отвлечь себя от этих мыслей мы пошли топтать посадочные площадки.  Размеры площадок 3х5м, расстояние между ними 20м.  Всего мы вытоптали 4 площадки. 
               
38732161710_db27f9802d_b.jpg

                            Вместе весло топтать!
Площадки были подготовлены на ближайшем островке, т.к. состояние льда предугадать сложно.  Со льдом на этом озере вообще оказалась очень интересная картина: температура -30, в то же время мы несколько раз проваливались в воду, снег расчищаешь - выступает вода, там где вроде бы нормальный лёд, прорубаешь его топором, под ним вода 20 см, а дальше ещё слой льда.  Не имея пешни или бура определить сколько слоёв льда просто невозможно, соответственно и рыбная ловля оказалась исключена. 


Установили и включили имитатор аварийного радиомаяка.
               
26671404298_6eb7f6844a_b.jpg

                          имитатор маяка от Дмитрия Шаповалова
            
Продолжение следует...
 
            
             
               
39647185155_7ccc5a6c0e_b.jpg

Прошло несколько часов томного ожидания и вот мы услышали гул вертолётов.       К нам летели "Ангелы" во главе с Александром Михайловым!
За это время мы вытоптали несколько вертолётных площадок и надпись "МЫ ТУТ" на снегу.
               
40542571771_9a555a8248_b.jpg

               
26671403658_cd7fcfe28f_b.jpg

    Посмотрите видео поисков из вертолёта по работающему аварийному маяку
Сделав два прохода нас обнаружили и начали готовится к посадке, а также к сбросу пакета с радиостанцией.
               
40542546671_c119a4f9bf_b.jpg

                       Осмотр нашего лагеря и места посадки
                           
40542543141_d4a769a898_b.jpg

              Мне вот очень интересно - как им удалось так аккуратно наклеить такую большую картинку на брюхо вертолёта?
                           
40542540421_9f6d08e070_b.jpg

                            Сброс пакета
                           
25671747737_cb2135798c_b.jpg

                            Михаил руководит посадкой вертолёта
                           
25671745847_99a4516c70_b.jpg

              Яркая одежда — это правильно!   
Два вертолёта ещё в воздухе.   Начинаем отработку средств аварийной сигнализации:   сигнальное зеркало (гелиограф), парашютная ракета бедствия, плавучая дымовая шашка, фальшфейеры производства СССР и Япония.   Задача — понять насколько реально заметны и видны эти средства сигнализации, какие и в каком кол-ве их надо класть в НАЗ.
               
39647160745_8ba441df1c_b.jpg

                            Работа сигнальным зеркалом (гелиограф)
            
Реально работает.   Очень полезная вещь.   Методов применения два: когда видно ВС, то направляем луч солнца на кабину и второй вариант, когда только слышим, то водим лучём по горизонту


            
             
               
39831884454_fd431235cb_b.jpg

             
              Плавучая дымовая шашка
            Шашка — применима только для указания направления ветра на посадке.   Дым слабый и быстро рассеивается. Виден только на контрастном белом фоне.
               
39831884004_c870e9f30a_b.jpg

              Парашютная ракета бедствия —   отлично себя показала.   Высота выстрела около 300м, время спуска 2-3 минуты.
               
39831883424_9dd8368f1d_b.jpg

                            фальшфейер производства СССР
            Фальшфейер производства СССР — великолепен даже днём.   Яркий, много огня и дыма. Удобен в руке.   Минус только один   — дорогой и тяжёлый (в сравнении с Японским)
               
25671743147_2ece00d528_b.jpg

              Японский фальшфейер ни в какое сравнение не идёт с советским.   Применим если только ночью, можно обжечь руки капающей пластмассой, поэтому держать только под углом.
               
26671401188_43258a4fc5_b.jpg

                            Вот так горит японский фальшфейер ночью
            На следующем видео можно увидеть и услышать впечатления пилота вертолёта
Все средства аварийной сигнализации отработаны, собираемся на земле.
               
26671403378_d41710e042_b.jpg

Тёплая встреча и общение — обмен опытом
               
39831952614_b4c954ddbe_b.jpg

               
39831878934_fef72cf69e_b.jpg

               
39647160445_2b430260bd_b.jpg

                           
26671406948_5cc5ceaf38_b.jpg

                            Инструкторский состав:  Михаил Ярин и Александр Михайлов
  На земле вертолётчики выполнили тренировку по добыче огня и разогреву пищи из их НАЗа, а также оказанию первой помощи при черепно-мозговой травме.   И вот наступило время прощаться.   Совместная фото на память.
А у нас впереди ещё одна ночь.

               
26671403018_9367b78055_b.jpg

                            Первый пошёл
               
26671402698_b4b005c9ca_b.jpg

А солнышко стремиться к закату
               
25671762307_9a103320f6_b.jpg

Наступила звенящая тишина, которую лишь изредка нарушал звук пролетающего в стратосфере лайнера.
               
25671761047_397a1a0220_b.jpg

             
Выживальщики собрались у костра. 
               
38732133000_e8ab96cf9f_b.jpg

                            Миска гречневой каши и кружка горячего сладкого чая.
            Очень хочется спать.
               
26671405098_b4dcf58e45_b.jpg

             
Заход солнца
               
26671402168_be66237d32_b.jpg

темнело
               
39647163755_57cb5bd614_b.jpg

             
               
39647169545_ce241c4bd6_b.jpg

Андрей зажёг керосиновую лампу, которая оказалась в его НАЗе
               
39647168615_5ab0d2ed4b_b.jpg

             
               
26671386138_5ff8ff470b_b.jpg

                            Хороший налобный фонарик - обязательно должен быть в комплекте НАЗ
            
За эти 48ч организм хорошо адаптировался к условиям холодов
                
39647166425_8fe67845d3_b.jpg

                            Раннее утро 25 февраля 2018г, встаёт солнце
            
               
26671388098_2a131b789e_b.jpg

               
26671402368_2146a8cca7_b.jpg

                            Ну и рожи у этих выживальщиков  ;-)
            
Разбираем лагерь, весь мусор сжигаем.   После нас должно остаться чисто.
В 11 утра за нами прилетел Максим на вертолёте и эвакуировал нас на Волжанку.

               
39831866934_fa57e551c9_b.jpg

Вылетаем на Орловку

               
39831866634_d31bda9134_b.jpg

             
Пока мы отсутствовали, в Орловке вышла авиагазета "Вестник Пилота"
               
39647164025_3febbfe529_b.jpg

Фотоотчёт о мероприятии можно считать завершённым, теперь некоторые выводы:
  [li]Кол-во парашютных ракет бедствия нужно увеличить до 3 шт в НАЗ.[/li]
  [li]Использовать фальшфейер только советский.[/li]
  [li]Дополнить НАЗ сублиматами.[/li]
  [li]Нужно думать, как сушить обувь и внутренний сапожок.   Либо использовать только натуральные ботинки (валенки, унты).[/li]
  [li]На борту обязательно иметь запасные шерстяные носки (на ночь)[/li]
  [li]Фонарик — либо на батарейках, либо с выносным аккумулятором, который можно убрать запазуху.[/li]
  [li]В полёт одеваться тепло (тёплая куртка, штаны, кофта и шапка).   Лучше перед перед посадкой за штурвал снять тёплую куртку и бросить её в багажник, чем оказаться в лесу без тёплой одежды.[/li]
Ну а мы по результатам данных испытаний внесём изменения в НАЗ и скоро опубликуем его полный состав.
 
Спасибо Вам за репортаж и за то, что поделились полученными знаниями! В районе Питера и севернее актуально. У нас тут зима долгая. Летний подобный выход планируется?
 
Очень нужный репортаж и просто интересно прочитать, и увидеть знакомые лица 🙂

Я всегда держу в запасе шерстяные носки и меховые чижи на ноги, для сна в спальном мешке. А вот как сушить обувь и одежду в полевых условиях для меня пока вопрос.
 
@ aeroerik

Разве что у костра сушить, вот только в тундре с дровами не всегда бывает, далеко не всегда.
 
Еще по теме НАЗ тепло, обогрев, просушка хочу лишний раз напомнить об отличном гаджете.
Проверенный многократно в том числе альпинистами на Эвересте бензиновый примус висит 400 грамм, можно использовать внутри палатки, можно подогреть мотор перед попыткой запуска, несмотря на то что в нем есть пластмассовые детали на морозе разбирается-прочищается за пару минут без специнструмента, настоятельно рекомендую всегда иметь на борту и зимой и летом, благодаря ему не разжигал костры уже несколько лет, хотя ночевка на севере в местах "где ночь застала" обычное для меня дело.
 

Вложения

  • MSR.jpeg
    MSR.jpeg
    51,8 КБ · Просмотры: 211
  • MSR1.jpeg
    MSR1.jpeg
    56,3 КБ · Просмотры: 214
  • 5001339-NOC02.jpg
    5001339-NOC02.jpg
    69,4 КБ · Просмотры: 223
Андрей, эксперимент вышел исключительно информативный.
Вызывает удивление: вы набрали в НАЗ и керосинку, и зарядку для гаджетов, и тяжелый здоровый котелок, и какие-то аварийные одеяла, и полиэтилен (который ни разу не легкий) но ... не взяли палатку? Как такое вообще возможно? Палатки-то нынче достигли потрясающей компактности в сложенном виде. В ваш чемодан НАЗ поместится штуки три палаток на 2-3 места каждая. Если не сильно жадничать по деньгам, они еще и мембранные будут, т.е. полностью блокирующие ветер. В отличие от чума, который по определению весьма щелястый и на ветру держать тепло неспособен. Я не совсем уверен, но, по-моему, в нагретом непродуваемом объеме палатки и одежда с обувью не обмерзнет.

Вот вы писали, что ориентируетесь на тундру, а откуда в тундре жерди для сборки чума?
Пришлось бы спасаться по принципу, как собаки ездовые делают: сбиться всей толпой поплотнее, завернуться в полиэтилен, набросать сверху снега и так спать...
 
Очень полезные учения и очень полезная информация.
Этим должны заниматься все пилоты АОН. Потому что авиация летает не вдоль ниточек-автодорог, а совсем по всей площади карты (философия спасания резко другая, против философии большинства граждан, перемещающихся вдоль дорог, и удаляющихся от них в случае даже ДТП метров на 15-20. Тут и лежат, бедолаги, на виду).
НАЗ комплектуется сильно по разному в зависимости от времени года, вида/типа местности, удалённости от населённых пунктов, количества людей на борту, грузоподъёмности ВС и многих других подробностей. Перед полётом надо честно ответить на вопрос: "Как мы будем выживать, пока нас найдут?" И в зависимости от этого комплектовать НАЗ.
Кроме выживания КВС придётся решать ещё много вопросов организационного характера. Я ещё в 90-х годах "придумал" методичку. Которую прилагаю здесь. Может кому пригодится, читайте:

Авиация общего назначения
Объединённая Федерация сверхлёгкой авиации России
общественная организация “...клуб СЛА ”Икар ”

Методическая разработка

Тема: Рекомендации командиру и экипажу терпящему бедствие моторного сверхлёгкого воздушного судна (СВС)
Цель: Систематизировать и повысить знания персонала СЛА в обеспечении безопасности полётов.

Разработал:

г. ... — 2012 год (крайняя редакция)

ОБЯЗАННОСТИ  КСВС,  ТЕРПЯЩЕГО  БЕДСТВИЕ

1.      При вынужденной посадке вне аэродрома командир СВС обязан:
•      немедленно эвакуировать пассажира или пострадавшего члена экипажа в безопасное место;
•      по возможности взять с собой групповые и индивидуальные спасательные средства и средства защиты, парашюты или спассистему, радиостанции и приёмник GPS, НАЗ (носимый аварийный запас);
•      оказать пострадавшему помощь (если КВС травмирован сам – руководить оказанием помощи себе);
•      подготовить к работе аварийную или связную радиостанцию, радиотелефон и передать сообщение о бедствии;
•      подготовить к немедленному применению средства визуальной сигнализации (зеркало, фонарь, ракетница, костёр, полотнище);
•      уточнить своё местонахождение (карта, компас, приёмник GPS, опрос местного населения);
•      принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом или населённым пунктом;
•      подобрать и подготовить площадку для поисково-спасательного воздушного судна;
•      осмотреть СВС (нет ли скрытого очага пожара, вероятности взрыва топливного бака, есть ли течь бензина, устранить её или собрать бензин в посуду для нужд потерпевших бедствие, если пожар — ликвидировать подручными средствами).
2.      Решение оставаться на месте принимается в следующих случаях:
а)      когда сигнал «бедствие» передан кому-либо в воздухе или после приземления и он принят;
б)      если экипаж не смог определить своё местонахождение, местность незнакомая, труднопроходимая, болота, горы, лес;
в)      когда направление на ближайший населённый пункт и его удаление неизвестны;
г)      когда пассажир или член экипажа из-за травм не могут передвигаться самостоятельно;
д)      когда местность открытая.
Если решено остаться на месте, КВС обязан:
•      установить круглосуточное наблюдение за воздухом и за местностью с целью своевременного обнаружения поисково-спасательных групп и принятия мер для привлечения их внимания;
•      организовать уход за раненым или больным;
•      взять на учёт имеющиеся запасы воды и пищи, установить нормы расхода, учёт снаряжения;
•      организовать сооружение укрытия;
•      организовать добычу пищи: сбор грибов, кореньев и ягод, заняться охотой и рыбалкой, ловлей лягушек, ящериц, червей;
•      выполнять мероприятия, предупреждающие заболевания и отравления.
3.      Решение покинуть место принимается в следующих случаях:
а)      если известно местонахождение, расстояние и направление до населённого пункта, дороги или жилья и при этом все могут передвигаться самостоятельно;
б)      если условия местности не позволяют обнаружить место аварии поисково-спасательными группами;
в)      если в течение трёх суток вас не обнаружили;
г)      если оставаться небезопасно: стихийное бедствие, наводнение, пожар, оказались на воде, происходит разлом льда.
Приняв решение двигаться, КВС обязан:
•      распределить обязанности;
•      определить маршрут движения, нанести его на карту;
•      отобрать и подготовить имущество и снаряжение, которое необходимо для существования в безлюдной местности;
•      подготовить средства сигнализации и связи для немедленного их использования;
•      подготовить пострадавшего для переноски;
•      распределить продовольствие и воду;
•      установить нормы расхода;
•      оставить на месте происшествия записку: время ухода, маршрут, состояние здоровья;
•      на месте происшествия обозначить направление движения видимой с воздуха стрелкой из камней или останков СВС.

С уважением
 
Хочется добавить  в  Ваш  список НАЗ  топорик  , длинную  прочную  веревку  50  м, набор  спичек/охотничьи/,плед, набор  сухого  спирта, кружку  железную, ложку, нож складной.Всё  это  хранится  отдельном  прочном  кейсе, желательно  ярко окрашенном.Иногда для  плавучести  его  обшивают  пенопластом.
Присутствовал  несколько  раз  при  спасении  пострадавших  и катастрофах  и  редко  когда  это  происходило  в  равнине, как  правило  лес, болото  , река  и  пострадавшие  по  суткам  сидели  замерзшие/даже  летом/.Ну , про  аптечку  вообще  не  напоминаю  она  должна  быть  обязательно.. 😉
  Кстати  от  места  падения/приземления/  ЛА  советую  первое  время никуда  не  отлучаться, это заметно  сократит  поиск.
 
Хочется добавить  в  Ваш  список НАЗ  топорик  , длинную  прочную  веревку  50  м, набор  спичек/охотничьи/,плед, набор  сухого  спирта, кружку  железную, ложку, нож складной.Всё  это  хранится  отдельном  прочном  кейсе, желательно  ярко окрашенном.Иногда для  плавучести  его  обшивают  пенопластом.
Присутствовал  несколько  раз  при  спасении  пострадавших  и катастрофах  и  редко  когда  это  происходило  в  равнине, как  правило  лес, болото  , река  и  пострадавшие  по  суткам  сидели  замерзшие/даже  летом/.Ну , про  аптечку  вообще  не  напоминаю  она  должна  быть  обязательно.В  ней  в  обязательном порядке  должен  быть  промидол. 😉
  Кстати  от  места  падения/приземления/  ЛА  советую  первое  время никуда  не  отлучаться, это заметно  сократит  поиск.
Вы реально имеете промедол на борту ВС? Это же наркотик. Сейчас Кеторолак то в аптеке не купить. А тут настоящий наркотик.
 
Кстати  от  места  падения/приземления/  ЛА  советую  первое  время никуда  не  отлучаться, это заметно  сократит  поиск.
2.      Решение оставаться на месте принимается в следующих случаях:
а)      когда сигнал «бедствие» передан кому-либо в воздухе или после приземления и он принят;
б)      если экипаж не смог определить своё местонахождение, местность незнакомая, труднопроходимая, болота, горы, лес;
в)      когда направление на ближайший населённый пункт и его удаление неизвестны;
г)      когда пассажир или член экипажа из-за травм не могут передвигаться самостоятельно;
д)      когда местность открытая.
3.      Решение покинуть место принимается в следующих случаях:
а)      если известно местонахождение, расстояние и направление до населённого пункта, дороги или жилья и при этом все могут передвигаться самостоятельно;
б)      если условия местности не позволяют обнаружить место аварии поисково-спасательными группами;
в)      если в течение трёх суток вас не обнаружили;
г)      если оставаться небезопасно: стихийное бедствие, наводнение, пожар, оказались на воде, происходит разлом льда.

Придумал не я. Это прописано в "Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации (РПАСОП ГА-91)" -- документе, обязательном к изучению в том числе и "Программами подготовки  пилотов СВС".
 
leksey  да, отстал  от  жизни  пардон.В  Армии  у  нас  у  всех  в  НАЗе  была  оранжевая  коробочка  с этим  веществом, при  ранении  очень  полезна  была.Что  касается  всего , что  назвал  было  на  бортах  всегда, летал  по  большей  части  над  лесистой  и  пересеченной  местностью, командиры  просто  убивали  нас  если  этого  не  было.  В  жарких  районах  вода  была  тоже  в обязательном  порядке.
 
Много лет назад мы тут обсуждали НАЗ. Товарищи выкладывали сканы руководства, лежащего  в советских НАЗах. Это самая полезная вещь. Я читал её в захлёб в своё время. Кто то сравнивал то руководство с инструкциями для пионЭров, но тем не менее я бы рекомендовал всем иметь то самое руководство "по выживанию" в самолёте.
ПоищИте тут на форуме, лет 7-8  назад тема обсуждалась.

На Спруре есть интересные вещи по теме выживания. Как то по приколу покупал брикеты концентрированной еды на 3 дня, ничего не весящее одеяло и многое другое.
 
"Нужно думать, как сушить обувь и внутренний сапожок.   Либо использовать только натуральные ботинки (валенки, унты)".

Если обувь типа "Баффинов", или альпинистского двойного вибрама, то есть резиновая, пластиковая,  или кожаная "калоша" и "внутренник" или "унтёнок", тогда так:

на ночь унтята вынимаются из калоши, с них отряхивается влага, и унтята кидаются в спальник, в ноги. Калошу (сапог) так же обтереть изнутри от влаги (или вытряхнуть из неё лёд) и уложить под спальник - или под голову, или под ноги.

А если обувь кожаная, то только так:
Тридцать лет назад, когда начинал ходить в горы, ходили в кожаных ботинках ВГ (высокогорные), которые рано или поздно промокали, как их ни мажь. Поэтому, для того чтобы наутро иметь возможность одеть ботинки на восхождение, эти "вэгэшки" (да, да, холодные и мокрые) нужно было кинуть себе в ноги в спальник. Иначе они за ночь на морозе становились колом и одеть их без травматизма было нельзя. Сначала очень кисло, затем привыкаешь, но зато наутро ты вовремя обут в условно сухие и условно мягкие ботинки и не задерживаешь группу, что немаловажно, поскольку ситуации бывали и такие, что нужно было валить вниз, и время шло на минуты.

Поэтому правило должно быть насчёт обуви - ни в коем случае обувь из палатки или из спальника не выставлять.

Когда работал в геологии, почерпнул ещё небольшой глоток вселенской мудрости на эту тему, а именно:
простая солдатская алюминиевая фляжка в родном брезентовом чехле, или просто в рукавице, наполненная горячим чаем или просто кипятком, брошенная на ночь в спальник в ноги, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом. Помогает быстрее просушить болтающиеся в том же спальнике ботинки и ноги, а так же избавляет от необходимости топить снег для утреннего чая.
 
Хорошо  когда  стресс  миновал  и чай  отличный  способ  согреться.  Помню  летал  на  эвакуацию  гражданского  Ми-2  упавшего  с  золотом  и  тремя  пассажирами, машину  искали  6  часов  по  трассе окрашенная  желтым  цветом, но  влетевшая  почти  вертикально  в  сосновый  бор  была  засыпана  напрочь, ребята  там  так  околели  ,  что  когда их  лебедкой  вытаскивали  спасатель  не  мог  их  просто  разогнуть, еще  бы  час  другой  и  амба.  Стресс  на  базе  был  у  них  адский, в  тепле  проспали  12 часов , а  проснувшись  не  помнили ,  что  с  ними  произошло, вот  как  бывает.  Только  когда  медики их  забрали  немного  пришли  в  себя  и  главное  про  золото  почти  никто и  не  вспоминал, все  радовались  жизни. 😉
 
Назад
Вверх