Продолжение круглого стола по планерам или чем отличается МП Беркут от БРО-11

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Если не хотите иметь проблем с законом (а он у нас как вы знаете суров и не отвратим) ТО НЕ СОВЕТУЮ ДАЖЕ СВЯЗЫВАТЬСЯ с курсантами младше 18 лет.
Это, кстати, истинная правда. Если будет случай, даже не такой тяжелый, как в Тушинской ЮПШ (см. выше), то начальнику ЮПШ не отвертеться, и неважно - по инструкции он работал или нет, нарушил что либо или нет. Я с этим не спорю, и не знаю, что с этим можно сделать сейчас. В советское время ЮПШ относились к ДОСААФ, а эта организация имела право подвергать детей риску. Сейчас пробуют пойти по линии гражданской, через спорт, но я не юрист и ничем не могу тут помочь, подсказать, как защититься. Нормальные правила таковы: если все инструкции соблюдены, и никто ничего не нарушил, а ЧП тем не менее произошло, значит это - несчастный случай. Вот тот идеал, к которому надо стремиться.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Действующие сейчас начальники ЮПШ все поголовно герои (без кавычек), и единственное, чем им можно подстраховаться - это летать не до высоты 15 м, как по Положению, а до меньшей. Это снизит вероятность серьезного происшествия, в основном вызванного неадекватными действиями самих учащихся или непредсказуемым отказом матчасти. Переживаем тяжелые времена.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
В Брошке сидела шестнадцатилетняя девочка, с балластным мешком с песком под попой.
Девочка успела к тому времени совершить только несколько пробежек, еще даже без ограничителя...
Когда планер рвануло вперед, девочка от неожиданности полностью притянула ручку к себе.
Брошка почти свечой ушла со старта в небо.
Выбрала всю длину леера, после чего леер немного опустил нос планера, девочка увидела наконец землю, и полностью отдала ручку от себя. Планер перешел в пикирование и так и воткнулся носом в землю.
Вот она, "одноместная система" в предельном проявлении. Просто поломанный планер-обыденность.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Вот она, "одноместная система" в предельном проявлении.
Знаете что. Мимо такого наезда я пройти не могу. Сплетать трос, оставив (и забыв) прицепленный планер с сидящим в нем курсантом - грубейшее нарушение, почитайте как организуются полеты, сколько там различных сигналов проходит, прежде чем лебедочник может начать движение троса. В таком случае, ваш случай с КАИ-502, который на 90% на совести "более менее отскочившего" конструктора планера (или того, кто приделал второй крючок, если это был НЕ конструктор КАИ-502) - это довод против двухместной методики обучения на планерах с лебедки с конечным тросом. А просто подломанный планер - в ЮПШ действительно не криминал, и это одно из преимуществ этой методики, как по сравнению с Домбровским "коршунизмом" (солидно сделанный Коршун бить дороже, чем одноразовую "брошку"), так и по сравнению с обучением на серьезной технике, я уже писал об этом. В Положении есть четкий критерий, какие поломки допустимы - те, которые могут быть устранены силами ЮПШ за две недели, а силы эти весьма ограниченные.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
А выбор БРО-11м обусловлен
Ладно, рискну еще раз навлечь на себя гнев местных "икспердов" и опять сравню два типа, но уже без сравнения их ЛТХ, ибо не хочу повторяться.
ЛАК-16М хорош при полетах в тихую погоду и до небольшой высоты. Поскольку он устойчив, можно действительно сажать туда совсем мелких, что и демонстрирует нам Литва. Эти "птенцы" много рассекают и впитывают науку спинным мозгом (головной у них на этой стадии до такого еще не дорос).
БРО-11М - аппарат более строгий, и не зря в макаровском Положении для него указан возраст 14-16. Здесь уже надо думать головой. Брошка вся на лезвии ножа и острие иглы. У вас (и у "птенцов") не получится сидеть в ней в ступоре - она очень хорошо наоборот от ступора отучает.
А теперь сравнение в деле. Пока вы бегаете или подлетываете, кажется что ваш выбор - ЛАК. Брошек немерено разбито и на пробежках даже, а ЛАК вроде как надежен на этом этапе. Но как только начнете летать выше (и при худших метеоусловиях), все меняется с точностью до наоборот. БРО позволяет побороться со стихией, а ЛАК начинает биться и бить людей, причем не по их вине.
НО! я не предлагаю пересаживаться с одного планера на другой. Это категорически не рекомендуется! программа ЮПШ такого не предусматривает. На чем начали, на том и заканчивайте. Это надо особо отметить, потому что сейчас в некоторых ЮПШ эксплуатируются оба типа. НИКАКИХ ПЕРЕСАДОК В СЕРЕДИНЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Просто выберите ваш тип. Тихонечко покатать "птенцов" у земли - ЛАК. Серьезно работать с подростками в "трудном возрасте" - БРО.
 
Последнее редактирование:

jinn

Я люблю строить самолеты!
Про это происшествие писали в других темах. А руководство школы разве не было наказано никак?
Наверное я и писал много лет назад.
Про руководство не знаю, но полеты не останавливали в последующие дни и никого не уволили.
Все продолжилось, как и шло - иногда летали вообще без руководства - руководил кто-то из старших ребят.
В такие дни летали на двух леерах и даже совершали развороты с посадкой в направлении к старту... при полном отсутствии приборов... :)
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Про руководство не знаю, но полеты не останавливали в последующие дни и никого не уволили.
Думаю, они хорошо понимали, что если уволят (тем более начнут преследовать юридически) - больше никого не найдут. Вот и замяли. Хотя это, конечно, никуда не годится.
Все продолжилось, как и шло - иногда летали вообще без руководства - руководил кто-то из старших ребят.
А это, как Домбров пишет, - "заинтересованные пацаны". Вирус (модная тема!) внедрился в ЮПШ клетку, и она теперь производит другие вирусы.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Про ЮПШ. С 1.00 до 3.45
Обучение допускается с 12 лет

ДОСААФ планирует создание ЮПШ
ДОСААФ
12 лет - это для гражданских, мин.спорта утвердило.
А в новом ДОСААФовском Положении от СибНИА (подписал Барсук) 2014 года минимальный возраст снижен даже до 11.
Я понимаю, зачем Барсук это сделал. Для индивидуальной работы с особо одаренными. Только для этого. В советское время для ЮПШ такая задача не ставилась, поэтому и возраст другой - позволяющий обеспечить массовость. Любопытно, конечно, как сейчас открыть школу по ДОСААФовскому положению (я так понимаю, у СибНИА получилось). А сам ДОСААФ в положении догоняющих оказался.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
У меня есть документ с юридическим анализом деятельности ЮПШ (и полетов детей в целом). Моего авторства, правда.
Заглянул одним глазком - документ невероятно полезный, развеивает многие мифы. Но что правда, то правда - анализ и даже простое понимание на таком уровне лежит далеко-далеко за рамками обязанностей начальников тех, старо-советских ЮПШ.
А вот это просто бесит (сам по себе вывод leksey вполне допускаю, что верный):
Нет очевидных юридически обоснованных причин выделять ЮПШ ДОСААФ в отдельную
сущность так как по своей сути ЮПШ в ДОСААФ это та же частная ЮПШ, но учредителем
(или соучредителем) которой является организация, созданная ДОСААФ России.
С таким ДОСААФ никакого желания иметь дело, разумеется, нет. Современный ДОСААФ - это какой-то гриб (редкая организационно-правовая форма видите ли, долго думали наверное).
 

leksey

Член команды
Не нашёл я нигде упоминаний о разрешённом возрасте обучения пилотов СВС. Дважды тут вопрошал. Все знают, как жизнь устроена, но на вопрос аргументированно никто ответить не смог.
Читал я раньше, что обучение с 16 возможно. Но доков не нашёл.
Ну и ВС с мотором - если какой-нибудь отчаянный пацан решит на круг слетать, что его остановит? А если катастрофа случиться? Сидеть кому-то однозначно. Так что до 18 лучше на верёвочке)
Нижнего срока нет ни у каких свидетельств в ФАП0147. Хотите начинайте учить хоть годовалого. Если сможете.

Если парень самовольно (реально самовольно) полетел, то разве тут должен быть ответ в воздушном праве? А если он вам нужен (ответ), то есть авиационные юристы, они дадут примерный ответ.

Минигулов у себя в АУЦ учит детей на СВС, но с инструктором и по программе для них утверждённой внутри АУЦ (она копия взрослой). Соло там нет.
Но это не единственный вариант. Просто у него есть АУЦ. Создавать АУЦ под детей это денег не хватит.
 

TRAPPER

Строю свой аэродром)
Откуда
Москва
Нижнего срока нет ни у каких свидетельств в ФАП0147. Хотите начинайте учить хоть годовалого. Если сможете.

Если парень самовольно (реально самовольно) полетел, то разве тут должен быть ответ в воздушном праве? А если он вам нужен (ответ), то есть авиационные юристы, они дадут примерный ответ.

Минигулов у себя в АУЦ учит детей на СВС, но с инструктором и по программе для них утверждённой внутри АУЦ (она копия взрослой). Соло там нет.
Но это не единственный вариант. Просто у него есть АУЦ. Создавать АУЦ под детей это денег не хватит.
Я узнавал сегодня в Небосвод Авиа. У них есть чёткое указание Росавиации - курсанты только с образованием не
ниже среднего специального. Так что возраст определён само собой.
Но интересует статья закона, а не распоряжения.
 

leksey

Член команды
Я узнавал сегодня в Небосвод Авиа. У них есть чёткое указание Росавиации - курсанты только с образованием не
ниже среднего специального. Так что возраст определён само собой.
Но интересует статья закона, а не распоряжения.
Виктор, задайте вопрос так, чтобы на него можно было ответить. Но, если честно, удивлен немного. Вы собираете мнения, при этом не сформулировав задачу. Это не в обиду, просто подход вообще не ваш.

Выдать свидетельство действительно нельзя без образования. Если по закону. Тут вас не обманули.

Вы хотите выдавать свидетельства? Что вы хотите. Сформулируйте свое желание в виде текста. Я отреагировал лишь на присутствие вас в этой ветке.

Вы хотите как Минигулов в АУЦ с детьми летать?
 

TRAPPER

Строю свой аэродром)
Откуда
Москва
Виктор, задайте вопрос так, чтобы на него можно было ответить. Но, если честно, удивлен немного. Вы собираете мнения, при этом не сформулировав задачу. Это не в обиду, просто подход вообще не ваш.

Выдать свидетельство действительно нельзя без образования. Если по закону. Тут вас не обманули.

Вы хотите выдавать свидетельства? Что вы хотите. Сформулируйте свое желание в виде текста. Я отреагировал лишь на присутствие вас в этой ветке.

Вы хотите как Минигулов в АУЦ с детьми летать?
Возможно.
Я лишь пытаюсь убедиться, что ЮПШ в классическом её трактовании позволяет законно работать с детьми 14-16 лет.
А все прочие химеры, включая методику Домброва, это не позволяют.
Этот вопрос и звучал во всех крайних сообщениях - «под каким соусом можно заниматься с детьми 14-16 лет»
А дальнейшие полёты с инструктором при двухместной системе обучения не представляют сложностей.
Подозреваю, что с 16 лет обучение будет законным (на ВУ тоже можно учить с 16-ти). Пытаюсь разобраться.
Вижу трехступенчатую систему обучения - ЮПШ, затем школа Авиатор с полётами с инструктором, затем АУЦ.
Создание АУЦ и так в планах. Опыт Минигулова мне интересен. Что на выходе у него получается? Что даёт
программа для детей на СВС?
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
leksey провел анализ, из которого следует, что нижнего предельного возраста для занятий с детьми на технике весом до 115 кг не существует.
У Домброва техника тяжелее 115 кг, видимо, в таком случае есть разница.
Как я понял, все удовольствия, связанные с ЮПШ, возникают именно из-за дерегулирования класса ВС с массой конструкции до 115 кг и еще рядом выполнимых требований. В мое время такого дерегулирования не существовало, планер типа БРО в то время даже в юрисдикцию СЛА не попадал.
Всё это прекрасно и замечательно, но одно дело - как по закону (разрешено всё, что не запрещено), а другое - как будет по факту.
В советские времена (как писали выше) - грубейшее, очевидное раздолбайство - и никому ничего (я такое не приветствую, но зацените подход).
И как сейчас - натянут сову на глобус в любом случае, потому что общая политика состоит в том, чтобы никто и нигде не делал ничего опасного, тем более не приучал детей к мысли, что риск - это норма. Действительно, за сломанный палец курсанта можно под уголовной статьей оказаться. Как они с законами сейчас обращаются, вы видите. И обратную силу при необходимости включают и что угодно. Я не доверяю современным законам и практике их применения от слова "совсем".
 

TRAPPER

Строю свой аэродром)
Откуда
Москва
Ничего не делай, будь никем, ничего не говори, и тогда ты сможешь избежать критики.
(Томми Дюар).
В нашем случае - ответственности…
Так будем теперь жить?
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Вот, посмотрите, как в то время было можно с детьми обращаться (В. Хайрюзов написал, летчик кстати), я почему-то не думаю, что это всё художественный вымысел:
Через несколько минут мы стали обладателями самой модной в мире музыки, записанной на рентгеновской пленке. Но пластинки можно было слушать только в комнате, в клубе звук терялся, растворялся в воздухе. Кто-то сказал, что нужно достать репродуктор, уж тогда-то музыка будет слышна не только в клубе, но и во всем поселке. Но где взять его? Иманов вспомнил: репродукторы есть в плодово-ягодном саду «Томсон», расположенном на окраине города. Этот сад мы знали как свои пять пальцев, каждую осень лазали туда за ранетками.

Раньше во время сезонных работ по саду гоняли музыку, но в последние годы репродукторы, или, как мы их еще называли, колокола, сидели на столбах, как вороны, темные и немые. На территории сада их было штук пять, и один из них, висевший около забора рядом с кирпичным заводом, я решил снять. В сад залез вечером, так как казалось надежнее — меньше народу. Поначалу все складывалось как нельзя лучше, я добрался до столба, сделал из алюминиевой проволоки петлю и при помощи ее забрался наверх. Колокол был закреплен на металлическом хомуте двумя болтами. Плоскогубцами я отвернул один болт и уже принялся за другой, как услышал посторонний шорох. Я глянул вниз. Около столба стоял молодой сухопарый парень и щерил редкие зубы. В руках у него была двухстволка. Каким-то звериным нюхом я учуял: этот не поведет в контору или милицию, этот будет судить сам. Я решил не спускаться, будь что будет. Сторож навел на меня ружье.

— А ну слазь, — скомандовал он, — не то ссажу.

Шуткой здесь и не пахло, я стал спускаться. Где-то на середине столба вытащил ногу из петли, бросил на дорогу плоскогубцы. Но едва сторож нагнулся за ними, я оттолкнулся от столба и прыгнул за кусты боярышника. Сторож выругался и бросился ко мне. Я рванулся в сторону и через дыру выскочил из сада на территорию кирпичного завода. И чуть было не попал в руки шоферов, которые бросились ловить меня. Я увернулся и побежал вдоль забора. Шоферы стали бросать в меня камнями. Спасаясь от камней, я юркнул в первую же дыру и вновь оказался в саду. И попал под выстрел! Мне ожгло бок, я упал на живот, вскочил и, заорав от страха, рванулся через сад. Сторож несся следом, распаляясь все больше и больше. Ревом я сбивал себе дыхание, но, понимая, что пощады не будет, бежал. В дыре меня настиг другой выстрел — в спину. Я вывалился за забор. Впервые в жизни я пожалел, что поблизости никого нет. И тут среди ровного, как стол, пустыря, на самом его краю я увидел женщину. Она медленно шла мне навстречу. Собрав последние силы, я рванулся к ней и упал в ноги. Голосом Зинкиной матери женщина закричала на сторожа. Я понял: спасен.
Сейчас и представить себе подобное трудно. Считалось, что ради достижения высокой цели (отучение от вороватости) определенный детский травматизм (в разумных границах) допустим и приемлем. Ну вот с полетами то же самое.
 

Const163

Участник АЭЛА России
Вот, посмотрите, как в то время было можно с детьми обращаться (В. Хайрюзов написал, летчик кстати), я почему-то не думаю, что это всё художественный вымысел:

Сейчас и представить себе подобное трудно. Считалось, что ради достижения высокой цели (отучение от вороватости) определенный детский травматизм (в разумных границах) допустим и приемлем. Ну вот с полетами то же самое.
Да судя по всему, все эти дела типа ЮПШ и существовали потому, что такой ответственности, как сейчас не было за это. Забавно читать, что с 5, а тем более 15 м убиться сложно. Сейчас за гораздо меньше привлекают.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Каждый должен отвечать за свои ошибки. Я ведь могу забыть дать команду отцепить планер от троса, как было в Тушинской ЮПШ - могу. И забыть проверить какую-нибудь контровку тоже могу (если инженерю сам). Это мои ошибки. Но отвечать за некачественный болт, сделанный не мной, не хочу. И за действия неадеквата, которому десять раз всё объяснили, а он хлопал ушами и разглядывал девочек, например, а потом в полете с ним "приключилась история" - тоже не хочу. Должно быть разделение ответственности (или риска) - в опасной деятельности мы все рискуем, но каждый по своей части. Это называется справедливость. Есть она сейчас? Я думаю, сами понимаете. Правильно Домбров написал - хотите ЮПШ, верните СССР. Это не только ЮПШ касается, но и много чего еще. Поэтому, мне как бывшему начальнику ЮПШ сейчас и не интересно в бирюльки играться.
 

БРО-11

нач. ЮПШ ОКБ Сухого 2000-2005
Это кстати еще одна из причин, почему я за возраст 14-16 в ЮПШ. Этот возраст как раз переходный в том смысле, что дети пробуют себя в некоторых взрослых делах и утверждаются как взрослые, все по разному. И тут им подворачивается ЮПШ! Отличный повод разговаривать с ними как со взрослыми. А кто начинает ёрзать туда сюда - то я маленький, то уже большой - их легко можно выставить за дверь. Но дело в том, что в прежние времена можно было и не выставлять. А просто подвергнуть риску (сами выпилятся). ЮПШ работала как заряженная солью двустволка сторожа - под прицелом находились дегенераты и негодяи, которые поимели наглость затесаться в ряды сознательных людей. Вот пока некая подобная правовая основа (или общественная мораль, не знаю как правильно сказать) не вернется - мне в местах, где кто-то кого-то учит или воспитывает, делать нечего.
 
Последнее редактирование:
Вверх