..сегодня опять была проблема с запасной частотой ...не слышно сказали коллеги .Основная у нас 123.8 а запасная 127.0...неужели так критична по размеру антенна ? и что этот самый КСВ дорого стоит ?
Да КСВ дорого стоит, и здорово портит нервы , но это когда имеется проблема с антенно-фидерным устройством, а по просту антенной и кабелем, и когда АФУ в норме вы проблему с КСВ не замечаете.
По опыту ремонта радиостанций скажу, 80% проблем связано с АФУ, особенно остро стоял вопрос в колхозах, где радиостанции установленные на автомобилях , которые ездили по грунтовым дорогам, которые проходили возле лесопосадок, и ветки деревьев сильно воздействовали на штыри антенн, отсюда происходило рассшатывание изояторов в корпусе головок антенн, и даже разрушение изоляторов, а отсюда и обрыв проводников которые подсоединялись к штырю антенны.
Приведу вам два примера с своей практики которые очень мне запомнились, и помотали очень много нервов.
1. Зимой на автомобиле скорой помощи на которой была установленна радиостанция ЛЕН болгарского производства начала срабатывать защита по КСВ, и вследствие этого полное отсутствие связи, все мои ухищрения ни к чему не приводили , пришлось полностью заменить основание антенны- головку, на новую из ЗИПа, и все наладилось и прекрасно заработало. Прибыв на базу и дабы унять чесотку в руках ( что там случилось с головкой) , я ее разобрал и был изумлен внутри головки все было заполнено льдом, я до сих пор удивляюсь как туда попала вода, это несмотря на то что головка была болгарского производства, очень продуманная , и качественно изготовленная, и не смотря на все прокладки и герметизации туда попала вода- поэтому обратите на этот ньюанс внимание.
2. На колхозном автомобиле радиостанция работала не предсказуемо, один день она работала нормально, на второй работала прерывисто, глотала слова, а на третий вообще отказывалась работать на передачу, срабатывала защита по КСВ, внешний осмотр, замены штырей, амортизирующих пружин ни к чему не приводили, пршлось вскрывать головку. При вскрытии я заметил что верхняя часть головки с изолятором очень легко отделилась от нижней части , при этом согласующая катушка которая должна быть припаяна к центральному штырю коловки на которой накручивается штырь антенны , оказалась не припаяна и со следами окисления , а на центральном штыре куда она должна быть припаяна обнаружил каплю припоя с отверствием где был вставлен проводник катушки , при этом отверствие было со следами окисления.Зачистив и нормально припаял , я собрал головку антенны- проблемы все закончились, радиостанция впредь нормально заработала , на этот ньюанс также обратите внимание.
Теперь о критичности антенны, как я писал антенна не может одинаково хорошо работать во всем диапазоне , например на средине диапазона где обычно строится антенна КСВ 1 или близкое к нему, а на краю диапазона 1,5 , то это не выходит за норму , радиостанция нормально работает защита по КСВ не срабатывает и вы ни чего не замечаете, а потерянные нескольно ватт мощности за счет плохого КСВ , погоды не строят , посколько оставшейся мощности с лихвой хватает для нормальной связи , посколько за счет высоты полета зона прямой видимости составляет до сотни км ( прямая видимость непременное условие УКВ радиосвязи) , а вот для связи на земле или между автомобилями эти потерянные ватты оказали существенное влияние на дальность связи, но это при условии когда проблем в АФУ нет и КСВ нормальное.
Но когда начинаются проблемы с АФУ и увеличивается КСВ то даже 3Мгц как в вашем случае между основной и запасной частотой достаточно для срабатывания защиты по КСВ вашей радиостанции.