Разработка электрической планерной лебедки.

Brainiac

Участник АЭЛА
Откуда
Москва
Всем привет!

Ресурс самолетов Вильга не бесконечен, старые геркулесы умирают, а прогресс в области электромобилей радует, поэтому решили разработать электрическую планерную лебедку.

По техническим характеристикам планируем затягивать планера взлетной массой 500 килограмм на высоты до 1000 метров.
Лебёдку планируем сделать на базе электродвигателя EM57 от Nissan Leaf. Этот автомобиль имел 3 поколения - 80, 110 и 160кВт, будем использовать силовые установки на 110 и 160кВт.
Проект делаем распределенной международной командой из разных городов.
В настоящее время куплены 2 силовых установки и уже приехали на техническую базу и производится разработка электроники и софта для управления всем этим добром.
Планируется сделать лёбедку дешевой чтоб владельцы планеров в чистом поле могли с лебедкой сделать маленький планерный клуб и продвигать авиацию в массы!
А также безопасной, чтоб мгновенно управлять усилием на тросе и при порывах ветра сбрасывать тягу.

В этой теме будем описывать весь процесс разработки и тестирования.
Критика, комментарии и пожелания приветствуются!

photo_2023-08-12_20-03-33.jpg
 
Интересное начинание, а главное- заявление, что без утаивания ноу-хау. Это торпеда под непущателей голодранцев в небо.
Для критики, советов, а прежде осмысления того что взялись делать, слишком мало данных.
В какую сумму планируете уложиться до готовности испытаний в поле?
 
Если что, подходят ещё тяговые коллекторники типа ДС6.3, 100квт переваривают влёгкую, электроника получается чуть проще. С PMSM моторами от электромобилей можно использовать контроллер VESC, там есть режим сервопривода, в том числе с управляемым крутящим моментом, это почти то что нужно, переписывать кода много не придётся.
 
А затягивать планируете челноком или разом? Если разом , то трос надо будет километра три, чтобы на 1000 затянуть. На форуме Параплан.ру была тема про электро лебёдки.
 
Интересное начинание, а главное- заявление, что без утаивания ноу-хау. Это торпеда под непущателей голодранцев в небо.
Для критики, советов, а прежде осмысления того что взялись делать, слишком мало данных.
В какую сумму планируете уложиться до готовности испытаний в поле?
Да, я считаю что прогресс технический позволит удешевить авиацию частную. Как это происходит и в космических запусках.
Пока что есть разные варианты по батарейке и считаем и думаем.


Если что, подходят ещё тяговые коллекторники типа ДС6.3, 100квт переваривают влёгкую, электроника получается чуть проще. С PMSM моторами от электромобилей можно использовать контроллер VESC, там есть режим сервопривода, в том числе с управляемым крутящим моментом, это почти то что нужно, переписывать кода много не придётся.
Спасибо! А можно ссылку на него, а то гуглится только ДС3.6 и там 3,6кВт.
Прелесть силовой установки от ниссана, что там и инвертор есть и силовые транзисторы и это удешевляет всё.

А затягивать планируете челноком или разом? Если разом , то трос надо будет километра три, чтобы на 1000 затянуть. На форуме Параплан.ру была тема про электро лебёдки.
да, я знаю про эмпириическое правило, что треть троса есть высота. Но прелесть электродвигателя заключается в том, что момент доступен сразу и можно давать полную мощность сразу и в итоге можно при разгоне на земле делать ускорение 5 метров в секунду и за 6 секунд набрать 30 метров в секунду скорости, что будет достаточно для отрыва и это займер 5 * 36 пополам = 90 метров троса. Можно и быстрее.
 
Всем привет!

Ресурс самолетов Вильга не бесконечен, старые геркулесы умирают, а прогресс в области электромобилей радует, поэтому решили разработать электрическую планерную лебедку.

По техническим характеристикам планируем затягивать планера взлетной массой 500 килограмм на высоты до 1000 метров.
Лебёдку планируем сделать на базе электродвигателя EM57 от Nissan Leaf. Этот автомобиль имел 3 поколения - 80, 110 и 160кВт, будем использовать силовые установки на 110 и 160кВт.
Проект делаем распределенной международной командой из разных городов.
В настоящее время куплены 2 силовых установки и уже приехали на техническую базу и производится разработка электроники и софта для управления всем этим добром.
Планируется сделать лёбедку дешевой чтоб владельцы планеров в чистом поле могли с лебедкой сделать маленький планерный клуб и продвигать авиацию в массы!
А также безопасной, чтоб мгновенно управлять усилием на тросе и при порывах ветра сбрасывать тягу.

В этой теме будем описывать весь процесс разработки и тестирования.
Критика, комментарии и пожелания приветствуются!

Посмотреть вложение 536293
Я ЗА весь этот кипишь. Вопрос цены. (понятно что не дешевле автомобиля).
мне вот интересны лебедки под пусечки весом 80-140 кг (это веса планеров) + паЙлот!
Диапозон буксировки 40-110 км.ч.
 
Приветствую! Эксплуатирую мотолебёдку с конечным тросом уже несколько лет. Запускаем планёры для первоначального обучения. Известно, что лебёдка будет плохо сказываться на ресурсе планёра "Бланик" (а их ресурс в России уже очень мал). Возможно для "белых" планеров это имеет смысл, но трос нужен длинный и хорошая погода. Для эксплуатации лебёдки нужна команда. Думаю, мотопланер при нынешней доступности ДВС и электродвигателей оптимальный вариант. Лучше иметь простенький мотопланер с качеством порядка 20, чем разводить целую "кухню" с лебёдками. Приехали на аэродром один, вытащили свой мотопланерок и Вы абсолютно свободны (особенно мотопланер в классе 115кг). Такой мотопланер не обязательно делать с убираемой СУ, возможно с складным винтом.
Это начало в 2017г.


И в 2023г.
Лебёдка.jpg



IMG_3631.JPG
 
Последнее редактирование:
Для тех, кто связал себя с планеризмом надолго, лебедки нужны разных типов, т.к. планера весьма разные по своим характеристикам, места их стартов БУДУТ разными (как 100 лет назад).
Мотопланеры также востребованы для любителей пролететь многие сотни километров и в местах где посадка несет риск "русской рулетки", поэтому СУ на борту нужна как руль высоты...
Увы, опять тащим иностранное, на свое новенькое- типа барабана исполненного в виде мотора-колеса невидно ни попыток сделать, ни обсуждать...
 
Преимущество электрической лебедки заключается в том, что я в каждый момент времени буду знать скорость смотки, мощность и тягу, и если подует вётерок, то электроника увидит это и скорректирует тягу. Таким образом ресурс планера будет беречься.
 
Преимущество электрической лебедки заключается в том, что я в каждый момент времени буду знать скорость смотки, мощность и тягу, и если подует вётерок, то электроника увидит это и скорректирует тягу. Таким образом ресурс планера будет беречься.
Ориентировочная цена - больше 500 тысяч ?
 
Ориентировочная цена - больше 500 тысяч ?
смотря на какую мощность, если на систему пилот + планер не больше 210 килограмм то в эти деньги можно попробовать уложиться. Но это будет однобарабанная лебедка и с внешним генератором.
 
Плюс есть разные возможности финансирования, если есть реальный интерес - добро пожаловать в личку, я буду рад пообщаться с потенциальными пользователями, обсудить их запросы, посмотрим по тестированию и так далее.
 
Для тех, кто связал себя с планеризмом надолго, лебедки нужны разных типов, т.к. планера весьма разные по своим характеристикам, места их стартов БУДУТ разными (как 100 лет назад).
Мотопланеры также востребованы для любителей пролететь многие сотни километров и в местах где посадка несет риск "русской рулетки", поэтому СУ на борту нужна как руль высоты...
Увы, опять тащим иностранное, на свое новенькое- типа барабана исполненного в виде мотора-колеса невидно ни попыток сделать, ни обсуждать...
Согласен.
 
Всем привет!
У нас ожил мотор для лёбедки. Переходим к программированию алгоритма управления. Подробнее можно почитать вот тут пост и видосик есть
По механике переезжаем на следующей неделе в другой гараж и тоже начнется движуха.
 
Всем привет!

Давно не заглядывал сюда, но есть чем порадовать:
С Китая пришла плата мозгов контроллера, основанная на проекте VESC, фотка с запуска уже
photo_2024-02-25_23-16-56.jpg


Подключил к отдельной силовой части(синяя плата) и к мотору BLDC

И удалось это всё дело закрутить в режиме openloop(видео не загружается), вот пост тут тыц

По механике есть продвижения, надеюсь порадовать вас в ближайшее время

Дальше по плану - разбираюсь с багами, перехожу на силовую часть от инвертора toyota prius gen3 и хочу закрутить большой мотор от ниссан лиф в режиме openloop.

Буду рад критике, вопросам и замечаниям.

По плану глобально сделать лебедку для легких планеров, типа AC4-115, SG-38, а потом уже для тяжелых блаников
Если интересна покупка лебедки - напишите в личку, мне будет интересно знать потенциальных заказчиков
 
Всем привет!

Давно не заглядывал сюда, но есть чем порадовать:
С Китая пришла плата мозгов контроллера, основанная на проекте VESC, фотка с запуска уже
Посмотреть вложение 548527

Подключил к отдельной силовой части(синяя плата) и к мотору BLDC

И удалось это всё дело закрутить в режиме openloop(видео не загружается), вот пост тут тыц

По механике есть продвижения, надеюсь порадовать вас в ближайшее время

Дальше по плану - разбираюсь с багами, перехожу на силовую часть от инвертора toyota prius gen3 и хочу закрутить большой мотор от ниссан лиф в режиме openloop.

Буду рад критике, вопросам и замечаниям.

По плану глобально сделать лебедку для легких планеров, типа AC4-115, SG-38, а потом уже для тяжелых блаников
Если интересна покупка лебедки - напишите в личку, мне будет интересно знать потенциальных заказчиков
ни чего в электронике не понимаю) но лебедку жду🙂
 
Всем привет!


Апдейты по проекту:
1. поняли что для тяжелых планеров будет проще сделать лебедку исходя из текущих вещей - но лебедку для легких планеров это не отменяет, будет просто проще
2. купил прицеп усиленный для монтирования всего на него
3. барабан для лебедки уехал в производство
4. с редуктором определились - есть подготовка под него
5. смотчик электрический в процессе
6. развлекалово с инвертором идет - один сжег, второй запускаю, но прям близко всё
7. начал обучение на пилота-планериста

Подробнее пишу вот тут: t.me/grafskiy_engineering
 
Это распространенное заблуждение - что лебедка сказывается на ресурсе планера. Самый простой расчет показывает, что максимальная перегрузка на крыльях при номинальных скоростях затяжки никак не превысит 2-х. Это хорошо описано в литературе по механизированному старту. И то, время перегрузки не превышает пары десятков секунд. Остальное свободный полет. Такая же перегрузка у планера при выполнении виража в 60 градусов. Что-то я ни где не читал, что виражи снижают ресурс планера. Так что читайте литературу и думайте... А лебедка - весьма полезная и нужная вещь. Только сделать ее надо по уму. Что бы потом не потерять пилота и планер. Опять же, для этого есть множество литературы по мех старту. Там основные правила написаны кровью...
 
Насчет стоимости лебедки - не думайте что это дешево. Нам самодельная лебедка на базе старого двигателя от ГАЗ-53 обошлась примерно в 3 миллиона рублей. За такие же деньги можно было бы самолет ЯК-12 купить. Разве что стоимость ледки, если учесть только стоимость комплектующих, в деньгах меньше, но ведь труд по ее проектированию и изготовлению то же деньги, только не видимые, во всяком случае для тех кто делает...
 
Это распространенное заблуждение - что лебедка сказывается на ресурсе планера. Самый простой расчет показывает, что максимальная перегрузка на крыльях при номинальных скоростях затяжки никак не превысит 2-х. Это хорошо описано в литературе по механизированному старту. И то, время перегрузки не превышает пары десятков секунд. Остальное свободный полет. Такая же перегрузка у планера при выполнении виража в 60 градусов. Что-то я ни где не читал, что виражи снижают ресурс планера. Так что читайте литературу и думайте... А лебедка - весьма полезная и нужная вещь. Только сделать ее надо по уму. Что бы потом не потерять пилота и планер. Опять же, для этого есть множество литературы по мех старту. Там основные правила написаны кровью...
Дим Димыч, зачем действительно вводить всех в заблуждение. Читайте документацию по эксплутации планеров и там все написано🙂 Например, для планера Бланик ресур при взлете с лебедки считается как 1 к 5.
 
Назад
Вверх