Регулятор напряжения Rotax-912/914, проблемы и решения

Брюн

R.I.P.
Внезапно накрывшийся регулятор напряжения на R912 и самоизоляция Авиагаммы сподвигли копнуть поглубже эту тему на предмет возможных причин отказов, ремонтопригодности и альтернативных вариантов. Вот что удалось нарыть в зарубежных источниках:
1585568476611.png

1) к штатному регулятору Ducati 362001 (на фото) накопилось много претензий насчет его живучести, поэтому народ активно пробует альтернативы. На сегодня вместо штатного ставят (по сообщениям тех, кто ставил):
Ducati 343620 - успешно
Silent-Hektik F4123 - успешно, но в два раза дороже, рекомендуется особенно при использовании литий-полимерных аккумуляторов
Silent Hektik F4122 - успешно, но в два раза дороже, рекомендуется особенно при использовании литий-полимерных аккумуляторов
CARR5115 Rotax MOSFET - успешно, при равной цене готов отдавать до 39А, при этом греется меньше
Cargo 231470 - успешно, дешевле оригинала
ElectroSport ESR439 - вроде бы успешно
John Deere AM101406 - вроде бы успешно, заметно дешевле оригинала
AIRBATT GR10-AIR - нет подтверждений об успешной эксплуатации

2) самый надежный способ убить регулятор - потеря контакта с массой двигателя
3) вторая по частоте причина выхода регулятора из строя - его перегрев, приводящий к отгоранию контактов внутри регулятора. причиной перегрева может быть как слишком большой выходной ток (штатный регулятор рассчитан на отдачу максимум 18 Ампер), так и слишком высокая температура места установки. Многие для контроля клеят на регулятор контрольные температурные метки. Некоторые ставят даже дополнительные вентиляторы или организуют небольшие дефлекторы для обдува. Считается, что регулятору лучше живется на в моторном отсеке, а за его пределами.
4) регулятор нельзя использовать даже кратковременно без подключенной аккум. батареи
5) настоятельно рекомендуется установка в электросхему электролитического кондера. Что любопытно, с руководствах Ротакса такой кондер указан на схемах, но почуму-то никогда не входит в стандартную комплектацию. Немцы на своих автожирах (Auto-Gyro Gmbh) упорно не замечают этой рекомендации, хотя ее целесообразность очевидна. Рекомендованный кондер - 22000 мкФ х 25 Вольт. Встречается мнение, что лучше, если он будет на 40 Вольт.
Ессно, нельзя путать полярность подключения кондера, иначе обеспечен смачный бабах.
6) регулятор залит внутри, но при желании можно расковырять.
1585568544887.png


Некоторые это делают и даже паяют отгоревшие контакты. Образцы:

1585568630151.png

1585568869280.png

Сервисные конторы, правда, не советуют тратить время на эту ерунду, а сразу ставить новый.
7) при подаче напряжения с генератора регулятор поднимает напряжение в бортсети не мгновенно, а плавно. Однако, если рост напряжения бортсети происходит, скажем, медленнее, чем раньше, - это является признаком приближающегося кирдыка регулятору. Рекомендуется также при запуске двигателя не подключать сразу все мыслимые потребители, а просто смотреть за ростом напряжения. Оно может быть ниже 12.4 В, потом слегка подниматься, скажем, до 12.8 В или чуть выше на оборотах 2600 об/мин. Если этого не происходит, регулятор собирается сдохнуть. С другой стороны, если напряжение постепенно растет, то, возможно, все пока хорошо и после прогрева напряжение бортсети достигнет желаемых 13.6 В.
8) исходя из всего, что написано выше, целесообразно таки иметь на борту индикатор напряжения бортсети, а лучше - еще и индикатор тока зарядки

Вот, собсно, что удалось нарыть из Сетей. Мнения, дополнения - welcome.
 
Последнее редактирование:
Реле-регуляторы разные и рассчитаны на разную работу и нагрузку. Штатный регулятор мы как то поменяли на регулятор Hektik F-4112 , работал на химии.Штатный часто перегревался, техник даже ставил ему доп. радиатор, все равно сдох.
 
Штатный реле-регулятор не шунтирующего типа. Таких на рынке очень мало. На сколько безопасно для генератора подключение к нему регулятора шунтирующего типа, неизвестно. Во всяком случае, Авиагамма ни чего внятного сказать на этот счет не смогла. Шунтирующих регуляторов на рынке продается огромное количество, самых разных. У нас, как то на стенде обкатали двигатель с шунтирующим регулятором - все работало и ни чего не сгорело.
 
Авиагамма не имеет права голоса, а тем более каким способом модернизировать продукцию Rotax. Люди сами уже вникли в проблемы 912-го и кое что меняют самостоятельно , чай с мозгами. 😉
 
Авиагамма не имеет права голоса, а тем более каким способом модернизировать продукцию Rotax. Люди сами уже вникли в проблемы 912-го и кое что меняют самостоятельно , чай с мозгами. 😉
Так можно или нельзя?
 
У нас работал. Ставил мой техник прямо на стоянке, зарядка шла. Название отыскал в старых своих тетрадках.

DSC01181.JPG
 
А кто то может видел данные по напряжении и частоте в зависимости от оборотов для ротакса 912 ?

Я еще схемы оригинала видел. Там на уровне поделки юных радиолюбителей

 
данные по напряжении и частоте в зависимости от оборотов для ротакса 912 ?

За бугром наиболее часто встречается такая рекомендация по простой проверке генератора (именно генератора):

Отсоединить два желтых провода от регулятора.

1599658083339.png

Для начала измерить сопротивления: между двумя этими желтыми оно должно быть 0.1 - 0.8 Ома, между любым желтым и землей - бесконечность (разрыв).

Затем измерить напряжение между этими двумя проводами, оно должно лежать в пределах 15-20 В на малом газе и 30-40 В на номинале.
 
15-20 В на малом газе и 30-40 В на номинале.

Спасибо, но другие пишут до 100 вольт. Да и диапазон должен быт пропорционален оборотам.

Но я по другому - тут на это 100-200 ватт, очень красиво подойдет магнитный усилитель, там нету чему ломаться и уберет выбросы.
 
другие пишут до 100 вольт. Да и диапазон должен быт пропорционален оборотам.

Так оно и есть. Этот генератор линейно выдает 1/60 В на оборот пикового напряжения и 1/120 В на оборот номинально, соотв., ~50 и ~100 В на макс. оборотах.
 
Спасибо, иду полюса посчитаю. А то если там ниже 500герц на макс оборотах, массогабарит не ахти будет.

А в вашей ссылке все есть.
 
Последнее редактирование:
Как бы так :
Массогабарит для 250 ватт как трансформатор на 25 ватт. Пока непридумал, как сделать без доп обмоток для более простого управления.
50@250hz

1599680936090.png

25@125hz
1599680966448.png

100@500hz
1599681218098.png


А тут книжка про му : http://www.radiolamp.ru/library/mrb/files/mrb0482.djvu
 
Последнее редактирование:
я менял ключи в родных регуляторах на более мощные ir серии и все полет норм никто не жаловался,разбирать правда тяжко

Понял, спасибо. Нет, велосипед изобретать не буду, но интересно. Я регулятора не имею совсем.
 
Не вполне понятно, какой м.б. практический смысл в этих изысканиях про магнитный усилитель? Если б он имел явные плюсы без минусов - его бы давно уже применили. Значит, есть существенные минусы. А вообще ветка-то про 4Т Ротаксы, все они с рождения (из магазина) все равно уже имеют свой генератор, который вполне хорош собой. Выбор регулятора у них не самый удачный, об том и ветка.
 
Небольшой довесок к опыту: на днях у коллеги вышел из строя регулятор напряжения на R914. Наиболее вероятная причина в этом случае - в выключателе массы. За несколько дней до отказа было замечено, что выключатель барахлит: при включении включается неуверенно. Стоит там древний автомобильный выключатель с нажимным пластмассовым ключом, вот такой:
1621758786238.png

Рабочий торец ключа подизносился и не дожимал контакты надежно. В результате контакт в полете периодически терялся, отключая аккумулятор от бортсети, а это ведет к скачкам напряжения в бортсети и быстро выводит регулятор из строя.
Первые признаки неисправности выключателя - при его включении бортсеть вроде включается, лампочки горят, но при включении стартера раздается легкий щелчок и все тухнет. На всяк случай: точно такой же симптом бывает при слабом контакте одной из клемм аккумулятора.
 
Назад
Вверх