Rotax 593 . Адаптация для ЛА.

kvadratov

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Хочу  поделиться  информацией  полученной  экспериментально  и  выслушать  советы  тех  -  кто  может  прояснить  некоторые  вопросы  -  оставшиеся  пока  неясными.

Эта  история  началась  с  того  -  что  года  полтора  назад  мои  друзья  надумали  строить  самолёт  и  начали  искать  относительно  недорогой  и  достаточно  мощный  двигатель. 

Удалось  найти  разбитый  в  хлам  снегоход  с  живым  мотором  -  который  продавался  на  запчасти  по  весьма  демократичной  цене.



Из  этих  останков  был  извлечон  двигатель  Rotax  593



Обследование  показало  что  повреждения  имеются  только  у  некоторых  навесных  элементов.  Сам  двигатель  при  аварии  не  пострадал  и  находился  в  удовлетворительном  техническом  состоянии.  Необходимые  запчасти  были  заказаны  через  интернет  из  за  бугра.

Пару  слов  про  наш  двигатель   Rotax  593  модели  1999 -  2006 г.  Двухтактный  двухцилиндровый  двигатель  рядной  конструкции  с  жидкостным  охлаждением  и  пластинчатыми  клапанами  на  впуске.  Оснащён  двумя  карбюраторами  Mikuni  319.40.122  и  програмированной  смстемой  зажигания.  Диаметр  поршня  76.13 мм  ход  поршня  65.8 мм.

0_335b7_2a435837_L.jpg


Система  зажигания -  оказалась  в  одной  из  самых  простых  комплектаций -  электронная  с  одним  индукционным  датчиком  и  програмированным  блоком  транзисторного  ( ? скорее  всего )  зажигания.  Зажигание  питается  переменным  током  12  вольт  от  маховичного  магнето  и  от  АКБ  совершенно  не  зависит.

( большинство  рисунков  кликабельны )



Блок  зажигания :







Катушка  зажигания :



Также  имеется  электронный  иммобилайзер  с  чипом...  Без  этой  вещицы  мотор  категорически  не  заводится :

Слева  гнездо  -  справа  иммобилайзер.

0_3e225_9033f22e_L.jpg
 
Установили на ЛА? Если да, то как и где редуктор подобрали, изменили зажигание? и ещё что-нибудь делали с двигателем?Судя по снимкам- он на чём-то стоит.
Напишите.
С уваж., А.Б.
 
Почитайте ветку "Двигатели для автожира"   там есть информация про эти двигатели. http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1215110753
 
Прошу  прощения  за  проволочку  с  продолжением  темы...  🙁

Я  нашол  схему  от  снегохода  и  пока  сверял  её  с  имеющейся  конструкцией  и  перересовывал  в  простом  виде  -  много  воды  утекло...  Плюс  на  компе  у  меня  подох  виндоуз  и  пришлось  восстанавливать  картинки...  Попробую  выложить  продолжение.

Итак  -  схема  генератора  и  зажигания :


«схема  скандик»
 
А где вы увидели транзисторное зажигание?Это самое обычное конденсаторное.Только иммобилайзер желательно отключить внутри блока, и глушилку тоже.Лишние элементы,способные заглушить двигатель вам никчему.
 
А где вы увидели транзисторное зажигание?Это самое обычное конденсаторное.Только иммобилайзер желательно отключить внутри блока, и глушилку тоже.Лишние элементы,способные заглушить двигатель вам никчему. 

🙂 Оно мало что транзисторное, так еще и параметрическое с микропроцессорным управлением. А иммобилайзер даже диллер BRP вам отключить не сможет- пока кодовый ключ не считан- система не дает выходных сигналов на зажигание- и баста. Единственное что можно сделать- это припаять к чипу проводочки и спрятать его вместе с блоком управления. А замыкать через кнопку на приборной панели. Типа - "Разрешение на запуск"
 
Останки  снегохода  были  куплены  без  помощи  интернета....  У  знакомого  автомеханика  -  работающего  и  по  ремонту  снегоходов  -  клиент  пожаловался  что  его  друг  прибил  снежик  и  не  знает  пока  кому  продать  кучу  железа  -  которую  обратно  превратить  в  снежик  -  нерентабельно.  Ну  и  всё  это  добро было  выкуплено  у  хозяина  и  поделено  -  механик  снежных  дел  -  потащил  к  себе  в  норку  гусеничный  привод  и  редуктор  и  прочие  ништяки....  А  мы  взяли  мотор.  Называть  цену  мотора  наверно  не  совсем  корректно.   В  разных  случаях  она  может  зависить  от  состояния  мотора  и  жадности  хозяина.  В  общем  случае  за  не  сильно  изношенный  мотор  с  некоторыми  недостачами  ( у  нас  например  были  убиты  привода  клапанов  и  ещё  кое  что  по  мелочи ) -  цена  может  быть  порядка  1 к  бакса.  Но  тут  могут  быть  важны  мелочи.

Например  если  потерять  фишку  от  электронного  иммобилайзера  -  тогда  можно  считать  что  электронного  блока  просто  нет.  Иммобилайзер  с  цифровым  кодом  -  победить  просто  не  реально.  Когда  я  убедился  что  у  нас  зажигание  работает  -  я  на  радостях  танцевал   джигу  вокруг  мотора  -  мне  сильно  полегчало  🙂

Ещё  мне  так  и  не удалось  пока  понять  что  должна  показывать  лампочка  на  конце  белого  с  оранжевой  полосой  провода.

Приходят  в  голову  2  варианта :

1.  Превышение  порога  опасных  оборотов.

2.  Коды  ошибки  в  электронном  коммутаторе.

Если  кто  знает  ответ  для  такой  комплектации  -  поделитесь  информацией  🙂  В  мануале  по  ремонту  я  этого  не  нашол.
 
🙂 Оно мало что транзисторное, так еще и параметрическое с микропроцессорным управлением. А иммобилайзер даже диллер BRP вам отключить не сможет- пока кодовый ключ не считан- система не дает выходных сигналов на зажигание- и баста. Единственное что можно сделать- это припаять к чипу проводочки и спрятать его вместе с блоком управления. А замыкать через кнопку на приборной панели. Типа - "Разрешение на запуск"

Отключить нужно не програмно,а физически -электронный ключ на транзисторе,внутри блока, который отключает зажигание по команде процессора.Это не даст ему отключить зажигание в полёте ошибочно.Само зажигание там простое и если удалить ключевой транзистор будет работать независимо от остальной требухи.Если надо у меня были фотки такого блока внутри,как-то приходилось ремонтировать.

P.S такое зажигание называется тиристорным или конденсаторным,с транзисторным не нужно путать.В транзисторном накопление энергии происходит в катушке,а в тиристорном в конденсаторе.транзисторное зажигание требует для работы +12в,а конденсаторное работает непосредственно от генератора и не требует наличия аккумулятора.   
 
Ещёмнетакине удалосьпокапонятьчтодолжнапоказыватьлампочканаконцебелогосоранжевойполосойпровода.
Это индикатор DESS- Digital Electronic Security System, или типа того. В общем- противоугонки. Снял с иммо- лампа погасла, нет- горит и не заводится.
 
.Если надо у меня были фотки такого блока внутри,как-то приходилось ремонтировать.

Давай, конечно выкладывай. Если блокировка там реализована таким примитивным способом, то подскажем человеку, как от нее избавиться.
Но почему-то у меня остаются сомнения. Никогда такого примитива не встречал.
 
.Если надо у меня были фотки такого блока внутри,как-то приходилось ремонтировать.

Давай, конечно выкладывай. Если блокировка там реализована таким примитивным способом, то подскажем человеку, как от нее избавиться.
Но почему-то у меня остаются сомнения. [highlight]Никогда такого примитива не встречал.[/highlight]

Чтобы добраться до этого "примитива"нужно удалить компаунд,которым залит блок,и разобратся в его схеме,на что могут потребоватся часы,а может и дни.И специалист электронщик.Но сделать это очень желательно,так как "лишняя", большая и самая сложная часть блока занимается подсчетом моточасов,связывается с диагностическим сканером, договаривается с иммобилайзером,и т.д.То есть не принимает непосредственного участия в работе двигателя,но может его выключить если что-то ей не понравится.Часть схемы блока этих годов выпуска,которая относится к зажиганию,обычно занимает процнтов 10 объёма внутреннего пространства,и может быть собрана из деталей имеющихся на рынке в течении часа.В случае если опережение зажигания не регулируется процессором,это будет самый хороший вариант,штатный блок управления можно будет просто выбросить.       
 
Система  электроснабжения  и  зажигания  мне  сильно  напоминает  ту  -  что  ставится  на  мотор  РМЗ 500  с  программируемым  зажиганием  Ducati.  В  нашем  случае  сопротивление  обмотки  генератора  L1  очень  незначительное...  какието  считанные  омы....  Точно  не  скажу  -  так  как  тестер стрелочный  был  с  подсевшими  батарейками  и  показывал  менее  50  ом  -  но  при  коротком  замыкании  щупов  -  на  ноль  не  выходил.  Тоесть  сопротивление  было  в  несколько  раз  меньше  50  ом.  Точно  я  измерять  не  стал  -  так  как  зажигание  работает.  Просто  получается  что  коммутатор  питается  переменным  током  порядка  12  вольт  -  как  и  програмируемый  блок  от  РМЗ 500.

Вот  про  програмируемый  дукати  от  РМЗ 500 :


«данные  измерений.  Ducati  програмируемый  от  РМЗ 500»

Сопротивление  обмотки  датчика  на  нашем  моторе  -  получилось  по  моим  измерениям  около  280 ом.  Возможно  что  измерение  было  не  совсем  точным.  Но   это  очень  похоже  на  данные  некоторых  скутерных  индукционных   датчиков. 

В  общем  из  реально  интересных  вопросов  -  остаются  следующие -  если  там  зажигание  CDI  -  тогда  внутри  блока  должен  быть  высоковольтный  преобразователь  -  ( что  не  радует ).  Или  блок  всёже  транзисторный  и  оперирует  напряжениями  порядка  12  вольт....  В  общем  я  наверно  зря  не  измерил  импульсное  напряжение  выходящее  на  катушку  зажигания.  Ещё  не  было  проверено  стробоскопом  двигается  или  нет  момент  зажигания.  Просто  стробоскопа  небыло  под  рукой.  Это  ещё  придётся  измерять  полюбому.

Если  момент  зажигания   неподвижен  -  сделать  туда  самодельный  тиристорный  коммутатор  -  не  проблема...  И  даже  тупо  повысить  для  него  напряжение  трансформатором  12 / 220  вольт...

Но  судя  по  мануалу  -  там  момент  должен  вроде  двигаться.  Так  что  выкидывать  родной  блок  наверно  плохо.

Интересно  найти  родную  схему.  Интересно  и  как  отключить  ненужные  фрагменты  схемы  коммутатора.

Хотя  немного  коробит  необходимость  ковырять  корпус  и  заливку.  Думаю  заливка  там  присутствует...  Чтобы  не  поломать  нечаянно  дорогостоящий  блок  нужно  знать  топографию  его  внутреннего  устройства...

Примерно  как  скутеристы  -  когда  один  ломает  блок  -  выкладывает  фото  и  остальные  потом  курочат  по  образцу...  Полностью  расковырять  такое  не  повредив  -  практически  нереально :


«Коммутатор  Хонда Дио 28.»

Ну  а  имея  картинку  -  можно  попробовать  ампутировать  ограничительную  микросхему  -  например  бормашинкой  -  не  ломая  всё  остальное.  ( в  нашем  случае  -  может  сделав  локальное  вскрытие  что то  отрезать  или  закоротить  ).

P.S.  -  большое  спасибо  за  объяснение  принципа  работы  лампочки. 

Ещё  про  иммобилайзер  -  слышал  что  при  работающем  моторе  можно  снять  иммобилайзер  и  мотор  должен  работать  на  холостых  оборотах  -  но  глохнет  при  добавлении  газа. 

У  нас  мотор  работает  только  с  вставленным  иммобилайзером.  На  холостых  оборотах  снять  иммобилайзер  или  закоротить  на  массу  провод  выключения  -  даёт  одинаковый  эффект... 

Может  у  кого  то  есть  мысли  по  этому  поводу  ?
 
Может быть проще поставить зажигание от тайги (нового образца) с КЗ Ducatti  без всяких DESS, да и на вид вроде бы конус ротора смахивает 🙂
 
Программируемый  блок  от  Тайги  -  мне  нравится  ещё  меньше  чем  имеющийся.  Программируемые  Дукати ( нового  образца ) -  выходят  из  строя  совсем  не  так  редко  как  хотелось  бы.  Причём  часто  без  видимых  причин - и  при  незначительной  наработке...

Так  что  скорее  всего  пока  будет  родной  блок  -  так  как  установка  непрограмируемого  Дукати  старого  образца  потребует  отдельных  денег  и  дополнительных  исследований  по  оптимизации  угла  и  т. п.

Вариант  самодельного  коммутатора  тоже  возможен  -  я  собирал  коммутаторы  для  мотоциклов.  Стоимость  блока  тогда  будет  смешная.  Но  работы  по  оптимизации  угла  -  могут  потребоваться...  Ввязываться  добровольно  в  эту  непростую  тему  мне  не  очень  хочется.

Хотелось  бы  больше  собрать  информации  по  родному  блоку :



Зелёная  фишка  на  фото  -  выход  напряжения  с  генератора  на  выпрямитель / регулятор.  К  системе  зажигания  отношения  не  имеет.

Ещё  на  фото  виден  лючок  -  поставленный  вместо  удалённого  маслонасоса  раздельной  смазки.  В  эту  полость ( за  лючком ) переодически  нужно  будет  доливать  масло  для  смазки  редуктора  помпы.
 
У  нас  мотор  работает  только  с  вставленным  иммобилайзером.  На  холостых  оборотах  снять  иммобилайзер  или  закоротить  на  массу  провод  выключения  -  даёт  одинаковый  эффект... 

Может  у  кого  то  есть  мысли  по  этому  поводу  ?


Это сделано для того,чтобы при потере "ездока"двигатель остановился.Ключ должен быть пристёгнут к руке.
 
Программируемый блокотТайги-мне нравится ещё меньше чем имеющийся. Программируемые Дукати ( новогообразца ) -выходят из строя совсем не так редко как хотелось бы. Причём часто без видимых причин - и при незначительной наработке...
Rotax 593 и 793 понаставили уже ближе к десятку и интересно отметить, что самое простое это ставится блок зажигания от Волги за 500 р.  и все работает, а с Дукати надо повозиться и цена растет.
Может быть проще поставить зажигание от тайги (нового образца) с КЗ Ducattiбез всяких DESS, да и на вид вроде бы конус ротора смахивает
Конуса у них одинаковы - все подходит!
 
Я  понимаю  что  очень  просто  можно  поставить  волговский  коммутатор  с  катушкой  от  Оки.
Я  применял  подобные  конструкции  для  мототехники.


( при  отсутствии  электростартера  -  выключатель  S 2  -  не  требуется ).

При  этом  не  требуется  замена  имеющегося  генератора  и  датчика.  Они  работают  исправно  и  заряжать  АКБ  -  могут  и  импульсы  для  блока  выдадут.

Проигрыш  первый  -  потеря  энергонезависимости  от  заряда  АКБ.

Проигрыш  второй  -  возможное  ухудшение  вопросов  с  моментом  зажигания.  Но  возможно  что  по  второму  пункту  разницы  и  не  будет.

Пока  думаем  всёже  пробовать  использовать  родной  контроллер - коммутатор  зажигания  ( зафиксировав  от  греха  фишку  иммобилайзера ).
 
Назад
Вверх