В соответствии с п.2.1. ФАП РФ «Требования к членам экипажа воздушных судов,..»:
Для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота любого из перечисленных ниже видов воздушных судов необходимо получить свидетельство, предусмотренное настоящими Правилами:
самолет;
дирижабль объемом более 4600 м3;
свободный аэростат;
планер;
вертолет;
сверхлегкое воздушное судно с массой конструкции более 115 кг.
Учитываем определение пп.88) п.7 Федеральных авиационных правил полётов в воздушном пространстве РФ:
"сверхлегкие летательные аппараты" - летательные аппараты, имеющие максимальную взлетную массу не более 495 кг, минимальную скорость полета - менее 65 км/час. Сверхлегкие летательные аппараты подразделяются на безмоторные (дельтапланы, парапланы и т.п.) и моторные (дельталеты, мотодельтапланы, мотопарапланы, автожиры, микросамолеты и т.п.) (далее именуются - СЛА)
Таким образом летательный аппарат типа Е-12 по нормам законодательства РФ правильно называется не «самолёт», а «микросамолёт». Следовательно, получается, что по первым приведённым мною ФАП в РФ для производства полётов на Е-12 (так же, как и на мотопарапланах) не требуется обладать Свидетельством пилота.
В соответствии с ФАП РФ «Положение о порядке допуска к эксплуатации ЕЭВС АОН», и мотопарапланы, и микросамолёты типа Е-12 (и даже парапланы!!!) допускаются к эксплуатации только при наличии сертификата лётной годности.
Но, понимаю, что официально на микросамолётах и мотопарапланах можно летать и без сертификата лётной годности – на соревнованиях «СЛА-мото». Здесь допуск авиационной техники к выполнению задач, предусмотренных программой соревнований, осуществляет техническая комиссия. Но, всё равно, необходимы некоторые «не страшные» документы:
лётная книжка (понимаю, что в произвольной форме)
медицинское освидетельствование («проходит» водительская комиссия)
страховка о несчастных случаях, жизни и здоровья, и ответственности по отношению к 3-й стороне.
Рассказывали, что на соревнованиях при допуске к официальному участию, помимо осмотра аппарата на земле, техком просит пилота микросамолёта продемонстрировать упражнение:
круг с посадкой с работающим двигателем – конвеер – зона «над точкой» на простой пилотаж (комплекс: восьмёрка, пикирование-горка, восходящая и нисходящая спираль) – посадка с выключенным двигателем.
И если конструкторы и пилоты микросамолёта Е-12 всё-таки дойдут до уровня выполнения этого несложного комплекса, то у Е-12 начнётся следующий, более яркий виток истории. Потенциал самолёта и интерес к нему – огромны!
Только крыло должно быть тряпочным и разборным. Вся «изюминка» потеряется. Понятно, что это не просто, но как-то надо именно так умудриться..