В этот вечер на проспекте
25 Октября,
Был давно у нас в проекте
Разгуляться почем зря...
С Наступающим праздником освобождения от польских захватчиков...! :'(
Как лонжероны задней части фрезеровались, думаю чертеж (но без размеров) должен быть в книге:
Техническое описание самолета "У-2" с мотором "М-11". 2 изд. М., Гос. Воен. изд., 18 тип. треста "Полиграфкнига". 1933. Обл., 172 с., с ил. (25х17).
Это описание еще первого У-2, со спицевыми колесами, с двумя баками (вместо подкоса внутри бензобака - две расчалки). Вместо классического узла задней части фюзеляжа ("Краб") - щеки или накладки... размеров там мало, но много чертежей. Если у кого есть, было бы здорого скопировать и выложить на форуме. Она полезна будет наверное для понимания логики конструкции По-2. (Эту книгу смотрел в Библиотеке Салтыкова Щедрина в Питере, но слышал, что у многих она есть на руках).
Также, считаю обязательным найти любые чертежи по Авро-504! Многое от По-2 там должно быть. Пока не нашел нормального описания, хотя целые клубы Авро-504 есть в Англии. (Сейчас загляну в наш форум по старым аэропланам).
Пришел к выводу, что конструкция крыла По-2 очень похожа на крыло Спада дореволюционного. В Питере Спадом занимается Сергеевич Дмитрий. Он показал - что накопал в интернете. (Газ №1, тоже, говорят Спады делал).
По поводу По-2 в Казани. На Казанском вертолетном заводе стоит "новодел" - изготовленный (давно) Николаем Васильевичем Аникиным из Егорьевска. Фото его в интернете можно найти.
Но самое ценное - это подлинный По-2 в национальном музее республики Татарстан. Он стоит в хранилище, поэтому простые посетители увидеть его не могут. В 2005 г., как сотрудник музея СПб ГУГА я съездил туда, сделал много фотографий этого аэроплана. Привожу краткий отчет из сборника докладов научных чтений Сикорского за 2005 г, изданных в СПб ГУГА. Отчеты "Бриз" (бюро поизобретательству и рационализаторству кажется) не привожу - громоздкие, там в основном изобретали как без гвоздей, на одном клею собирать.
Вот отчет и фото сотрудников музея.
Георгий Владимирович Галли,
с.н.с. Объединенного музея
О поездке в Казань
Руководство университета и заведующая УНБ В.В.Реутова организовали мою командировку в Казань в период 07.11.05-11.11.05 на XIII Конференцию «Туполевские чтения», где, работая в Национальном архиве Республики Татар-стан и в Национальном музее РТ мне удалось обнаружить ценнейшие материалы по конструкции самолета У-2.
В архиве выписал и скопировал приводимые ниже документы «БРИЗ» за 1942 и 1943 гг., а в музее убедился в соответствии написанному.
В Национальном музее Республики Татарстан обнаружился подлинный По-2, изготовленный на 387 заводе и переданный в музей 1947 году. Все детали аэ-роплана – подлинные. Реставрацию воздушного винта и подготовку к реставра-ции стабилизатора проводил Леонид Ахметович Тимушев. Когда я его осматри-вал, обшивка у стабилизатора была снята и можно было видеть деревянный обод его – из рейки сечение 10х20 мм. Нервюры и лонжероны собраны без гвоздей, покрыты серебрянкой. Интересно, что натуральная конструкция соответст-вует чертежу – ушковый болт крепления стабилизатора проходит сквозь то-ненькую полку переднего лонжерона (26 мм). Все эти детали удалось сфотогра-фировать и снять подробные эскизы. Изучение натурального экспоната подобно фантастическому путешествию – огромное спасибо сотрудникам музея и архива!
Сотрудники Национального музея Республики Татарстан слева направо:
хранитель фонда Елена Владимировна Адрианова, главный хранитель фондов Гузель Хамзовна Еникеева, сотрудник Вера Степановна Чайковская, реставратор Роман Васильевич Хашев у самолета По-2.
Снимок Г.В.Галли 11.11.05.