Я смотрю г. Васик так и не предложил ни одного варианта. Правильно. Их нет. Чего уж скрывать? композитные баки из эпоксидной смолы (ЭД-20) и других полиэфирных смол давно устарели. В 2010 году мы сами покупали такие баки. Но после химпрополки, уже на ядах они стали растворяться, шелушиться размягчаться. (Алюминиевые баки, как оказалось, тоже не равнодушны к химикатом, они начинают течь по швам и даже стенки стали утончаться). Не могли понять, в чем дело? Баки стали выходить из строя чуть ли не за одну смену. Это баки, которые три года назад стоили дороже, чем нынешние наши. Было принято решение привлечь нескольких производителей баков из композитных материалов и поместить их образцы "химстойких" смол в тот раствор, который растворял баки за одну смену, чтобы найти лучший и рекомендовать производить из данного типа смолы. Результат нас впечатлил. Самые "злые", по уверению производителей, химстойкие смолы растворились без следа. Даже ЭД-20 превратилась, извините в "соплю" и далее, после удаления из раствора не затвердела.
Из анализа химраствора мы выяснили следующее:
Состав: террадим и альтерр + вода.
Производитель: Китай.
Вопрос: собственно, почему так происходит?
Ответ дали специалисты: китайские яды не очищены от побочных примесей производства, которые растворяют органику, в том числе и эпоксидные и полиэфирные смолы и даже дюраль.
Именно по этой причине химия более дешевая. Именно поэтому композитные баки последнее время на Ура выходят из строя.
Мы используем при производстве наших баков материал, который взят за основу тары для данных препаратов. Он в принципе не реагирует на химию. На него не прилипает намертво ни грязь, ни химия, ни что либо другое. На первых двух фото бак, который отработал приблизительно 70 тыс га на химии (естественно не за один сезон). Его просто протерли тряпочкой. Он не грязный, в нем не осталось осадка (правда мы используем заправочный комплекс с фильтром). Снаружи он очень часто обливался химраствором. Тем не менее бак - как новый.
Аэродинамика у бака очень хорошая. Форму оттачивали 1,5 года пока не пришли к той, которая (при пустом баке) не меняет аэродинамических характеристик самолета.
Для себя и для многих наших клиентов и коллег "химиков" мы разместили помповый узел на баке. Это значительно облегчает обслуживание самолета при сезонке: снял штанги, снял бак - 15 минут. Кронштейн расположен так, что забор в помпу происходит из самой нижней точки бака, а сам помповый узел находится в теневой зоне и не создает сопротивления движению.
Бак объемом 150 литров.
Один из первых баков был объемом 170 литров, чтобы уменьшить объем пришлось опустить верхнюю крышку бака всего на 2 см и мы это сделали. Почему? Все просто. Мы сами эксплуатанты. Бак для СЛА с ротаксом 912 ULS объемом более 150 л делать нельзя.
Бак с кронштейном под помповый узел весит всего 10 кг. Эта цифра не с потолка - взвешивается каждый бак в 3 подхода минимум. Нет таких баков из композита. Они все тяжелее.
И наконец - это первый и единственный ремонтопригодный бак. Его можно отремонтировать в поле за 10 минут не снимая с самолета и доработать сезон, не вспоминая о нем. Я понимаю, что нужно умудриться пробить бак. Но поверьте, такие случаи есть. Композитные баки при таких случаях просто выбрасываются, т.к. они уже не будут держать нагрузку. Алюминиевые еще можно заварить. Но как показала практика в 2012 году - это, порой, в колхозных условиях бывает сделать сложно и даже небезопасно. После такого ремонта авиатор из Ульяновска приобрел наш бак не задумываясь.
Мы не продаем бак на один сезон. Ресурс этого бака очень большой. Я думаю даже больше, чем остаточный ресурс двигателей ваших самолетов 🙂.
Стоимость этого бака равна стоимости одного рабочего дня в хорошую погоду, даже с учетом ЗП пилоту, технику, ГСМ и налогов. Вы считаете - это дорого? Я считаю, что это очень дешевый бак, который можно приобрести и забыть на несколько сезонов о проблемах с баком.