По поводу штопора на дельтаплане можно сказать что это фигура экзотическая, но все-таки существующая на самом деле. В далеком 82-м летал на самодельном клоне SA-15. Его много раз переделывали, вносили так сказать новые веяния: пришили высокий киль, увеличили площадь нижней обшивки. Все было хорошо, пока не решили уменьшить купольность, значительно. Пробные полеты в штиль - красота, затем, на следующий день, в достаточно сильный ветер в динамике. На первом-же старте сваливание, один виток, посадка на склон. Затем приноровился, отлетал несколько минут, поднялся над склоном метров на 150 и на одном из разворотов понял, что аппарат не управляется. Крен был не очень большой, около 45 градусов, нос к горизонту тоже градусов наверное более 30. В такой западне я оказался впервые, довернуть в сторону вращения не хватило смелости. Через 5,5 витков я на земле, точнее на плотном кустарнике, который меня и спас. У аппарата незначительные повреждения. Но поперечку потом слегка подрезали! Аппарат, впоследствие, верой и правдой служил много лет. В том, описаном полете это был все-таки штопор, радиус вращения очень маленький, внутреннее крыло практически стояло на месте.