Советы выжившего в авиакатастрофе

navigatorov

Все что должно летать должно летать и должно лета!
Откуда
Ногинск
Задумка написать этот пост (ы) родилась лежа на больничной койке после катастрофы. Мне не встречались до катастрофы  мысли которые попытаюсь изложить нигде в едином месте и если от них будет польза то буду только рад. И потом выживших в авиакатастрофе гораздо меньше чем в других ЧП. Возможно кому то написанное покажется прописными истинами или бредом но надеюсь кому то и поможет и не дай бог пригодится. Излагать постараюсь структурировано по направлениям, прошу только не забалтывать тему а обсуждать и делится мыслями по существу. 
Спасибо всем кто поддерживал и помогал в трудные дни. И огромное спасибо всем врачам кто вытащил меня от санитарки до докторов наук.....
Итак советую!!!!!!!!!!! :IMHO
 
Начну с экипировки пилота.
1. Летаем в шлеме!!! Без шлема можно летать только вокруг НИИ им.Бурденко. В связи с чем посылаем всяких хихикающих "типа в космос собрался" далеко и надолго. В моем случае 80 процентов травм из-за того что шлем лежал за спинкой, и не был одет на бестолковку. Голова оч хрупкий и важный элемент организма.
2. Летаем в специальной обуви- ботинки с высокими берцами на толстой подошве (вспоминаем форменные ботинки военных летчиков). Поверьте голеностопы ломаются как спички в кросовочках или других тапочках... в моем случае не сломалось ( не тапочки были на ногах) но текстура рифления педалей месяц проявлялась на верхней части стопы синим цветом и оч болела.....
3. Летаем в шлеме, а не в наушниках или в наушниках с негерметичными абшурами (наплюйте на шумоизоляцию). Герметичные (тихие) гарнитуры при малейшем ударе по гарнитуре делают вам баротравму с перфорацией барабанных перепонок , отправляют вас минут на 10 в аут и пускают кровь из носа рта и ушей в таком количестве что все анализы крови за весь аэроклуб можно брать из карманов вашей куртки суперпилота F-117 светло бежевого цвета. Наушники дожны иметь мягкую дужку чтоб  потом в истории болезни не писали доктора- скальпирование затылочной части головы.
4. Летаем в специальной одежде из плотной ткани на молниях а не пуговицах-- пуговицы отлетают, а молния остается закрытой и вместе с тканью не позволяет осколкам и обломкам добраться до тела.
5. Никаких очков со стеклами (темными в том числе). На шлеме или толстое надежное забрало или никакого...без ног летают а вот без глаз нет..... (вспоминаем ЗШ-5).
6. Ничего лишнего в карманах кроме сотового...может GPS ки...никаких карандашей, отверток отмычек подпорок и т.д. иначе все это с радостью вопьется в ваше тело... для карандашей и всего похожего наши деды придумали планшеты.
7. По возможности летаем в перчатках...могу показать синяк на ладони от РУД который виден и снутри и снаружи....и потом перчатки защитят хоть ненадолго ваши руки от горячих и не очень технических жидкостей которые польются вам на голову при катастрофе. Про одежду вроде все.
8. Стропорез, перевязочный пакет и наверное ракетница.....
9. Летаем только пристегнутыми....иначе в критический момент вы не сможете воздействовать на органы управления или заблокируете собой их

.....
 
Тут более менее все ясно и просто...все что должно при ударе ломатся должно ломатся а что нет должно быть крепким. Кабина должна иметь фальшпанели...чтоб детали конструкции не стремились вонзится в вас. Кресло пилота должно быть с четырехточечными ремнями и по форме напоминать чашку (так меньше воздействие на таз при ударе) а спинка сиденья должна беречь ваш позвоночник....подголовник защищать ваши шеные позвонки от летального диагноза "перелом основания черепа". Стекла кабины должны вылетать наружу а топливо не лится на голову при аварии. АКБ должна оставатся на месте а кислота из неё ....лучше не знать куда она денется.
 
1. Если есть выбор, то низвергатся лучше поближе к людям, даже падение на окраине населенного пункта на глазах у изумленной публики вынудили желающих оказать первую помощь бежать 30 минут до места падения...при чем это равнинная местность без растительности и всего 3 км. от жилых построек...а если лес...или бескрайние просторы Родины... В связи с этим второй совет
2. Ребята не забываем (ставить, включать) маяки....найдут быстрее. И желательно чехлы от самолета возить с собой желательно чтоб красного оранжевого или белого цвета....на месте падения,, если есть физическая возможность надо из чехлов выложить нечто похожее на самолет или геометрическую фигуру....почемуто после катастрофы самолет мало похож на себя, а напоминает кучу мусора (особенно с воздуха), а еще бывают лес овраги и водоемы...При возможности разожгите дымный костер...если вас будут искать с воздуха, то дымы это то на что каждый летчик обращает внимание... Если долго не найдут то из чехла можно что то вроде палатки соорудить.
И не забываем про сотовый телефон..можно (если можно) позвонить....а если нельзя или никак...то в телефоне адресная книга должна быть внятная и содержать телефоны типа...МАМА ПАПА ЖЕНА СЫН ДОЧЬ РУКОВОДИТЕЛЬ ПОЛЕТОВ АЭРОДРОМ и т.д.....это поможет дозвонится тем кто вас найдет....никакие СВЕТА ТАНЯ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ или РАЗДОЛЬНЫЙ НЕ ПОМОГУТ....я два дня не мог вспомнить как самого зовут.
2. Когда вас найдут запомните что вы пилот, штурман, курсант, инструктор .....это все почетно и вызывает уважение и позывы помочь со стороны обывателя.....но не владелец воздушного судна,  частный пилот или хозяин самолета.....это все обывателю чуждо, вызывает зависть и раздражение...с жиру тут бесятся и падают нам на голову.....
3. Когда вас начнут извлекать из под обломков...если вы в сознании не стеснятся орать матом или просто говорить если вас тянут за сломаную руку...болит спина...зажата часть тела..или вообще хреново....иногда спасая наносят не менее тяжелые травмы....
4. На месте падения посылате всех участковых, любопытных, инспекторов МАК....у вас одна цель добратся живым до врачей...оценки могут быть необьективны, а мысли неадекватны...все слова и пояснения потом...
5. Если вас долго не находят и вы решили идти к людям сами (по ЖПС, солнцу, следу пролетающего бомбардировщика или в сторону скопления ворон) то оставьте на видном месте записку с описанием куда когда и кто пошел....так легче организовать вторую спасательную операцию
Вот до больницы вроде все.....
 
Тут опишу психологическое состояние для того чтоб люди и к этому были готовы....
1. ПЕрвые пара тройка часов если выжил-все пофиг болит несильно, раздражает море крови и процедуры врачей...типа фигня щас сопли вытрем и полетим дольше.....это шок!!!!Не обольщяйтесь...ненадо пострадавшему говорить (если он не знает) о гибели других участников катастрофы...о том что он разрушил атомную станцию и сарай дяди Васи....щас ему лишние проблемы никчему...
2. Потом очень больно и порой хочется умереть...избегайте всяческих обьяснений с органами власти и регуляторами...вы все еще неадекватны. У меня такое состояние было дня три...
Нестесняйтесь врачей...пусть суют все свои трубки куда им хочется...пофиг что дышит..испражняется и т.д. за вас что то или кто то....не стесняйтесь говорить все что не так в организме....иначе они все равно все узнают при вскрытии ))))) Даже синее причинное место это не о том что вы хотели поиметь ручку управления или приборную панель...а это перелом таза......((((((( Как только станете транспортабельны нанимайте (родственники) реанемобиль и быстренько добирайтесь в места где есть квалифицированная медпомощь, к сожалению на бескрайних просторах в богодельнях только зеленка...
3. САмый тяжелый по самочуствию у меня был 7-й день. До 10-го дня был страшный депресняк....ни о чем невозможно думать кроме как о последних минутах полета....и тысячу раз за день. Преследуют ночные мистические кошмары....от встреч с Атлантами до расстрелов в ВАршавском гетто...
4. Потом полегчало....уже можно начинать планировать восстановление самолета, мечтать куда еще полетим (если ВЛК пустит)....Уже ворона за окном палаты (4 дня сидела сука на ветке) не вызывает в голове куплеты..."что ты вьешся черный ворон" а видит печенье на столе и ждет ....
5. Потом полегче...но через месяц оказывается что ноги обессилели....пищеварение расстроилось....таблетки не идут....от капельниц синяки и головные боли....тут самое время по согласованию с врачами начинать шевелиться... двигатся...оживать....
За кадром оставляю много чего....кому интересно спрашивайте в личке....буду поправлять, если что упустил.
Спецов-профи прошу дополнить двумя мыслями- про бортовую аптечку и про оружие (ракетницу например) на борту на случай посадки в диких местах...
У меня сложилось так- три дня в реанимации в Урюпинске в реанимации, переезд в Москву (800км. 14 часов) на реанемобиле в МОНИКИ (Областная клиника) в травмотологию, где провел месяц и потом перевод в НИИ Бурденко для операции и после оперции (полторы недели)домой и говорят еще месяц лежать.
Буду рад если кому то полезно почитать и не дай бог пригодится. :IMHO
 
Хочу немного добавить по ощущениям...Когда очнулся от удара и увидел в ногах огонь первая мысль на волю! Дверь открылась сразу.вывалился и попал в горящую пшеницу в самый центр...Крутился,пятился на заднице как рак,поджигая собой пшеницу,а когда начало жечь ухо крутанулся из последних сил и потушился...Оглянулся -самолёт стоит на шасси ровно и над кабиной столб пламени...Ноги дымятся в лохмотьях кожи и остатка спортивных брюк и пронзительная мысль,что это произошло со мной..Боли нет ,появился страх,правый глаз заплыл-рукой расправил ,- видит..Дальше подъехала машина,увезли в медпункт и деревенский фельдшер пытается помазать чем то ссадины и лезет в глаз,я его прошу оставить это и помочь завести наконец уазик и быстрей в районную больницу. Мальчишка всё равно лезет с примочками-ору ему:- сделай укол от инфекции лучше...У него кроие йода ничего нет....В голове почему то боязнь инфекции от ожогов.Потом все 28 км на трясучем Уазике поливал горящие ноги минералкой,потом как в тумане женщины в белых халатах и много много уколов в ноги..Они пинцетами сдирали сгоревшую кожу.Мне повезло- во время очнулся и всего 26% кожи пострадало .Полностью поддерживаю navigatorov во всех его рекомендациях,особенно про экипировку и 4-х точечный привязной ремень.Считаю ,и писал про это,пора уже и на самодельные конструкции устанавливать противопожарную систему.Если подумать,в ней  сложного ничего нет,Маленький баллончик с углекислотой с обратной ,кабинной стороны противопожарной перегородки и хотя бы парочку ,как минимум,электромагнитных кранов с распылителями ,установленных в моторном отсеке.Кнопка с контровкой на приборной доске и хоть какой то шанс на спасение у вас появится,я не говорю уж про сгоревший до тла самолёт,штаны и несколько га пшеницы...
 
dorohin сказал(а):
Полностью поддерживаю navigatorov во всех его рекомендациях,особенно про экипировку и 4-х точечный привязной ремень.
Про привязные ремни всё понятно. Сам однажды убедился в  необходимости, правда был один только поясной ( но перед взлётом я его затянул , как штангист...)...я чуть пополам не порвался пока самолёт разваливался по местам склейки. В дальнейшем эксплуатировал только пятиточечные ремни ( стандартная схема ремней в катапультируемом кресле). Всё просто, но очень надёжно. Длинные ножные обхваты закреплены между ног ( к эллементам конструкции, а в случае Кат Кресла- к нему), сбоку на чашке петли, в них продеваются ножные обхваты после провОда поверх ног, далее подтягиваются к груди в замок ТП. Ну а плечевые, без всяких проблем, по плечам и в ТП. Если притянут крепко-то кресло станет твоим корсетом беопасности ( если это КК-то останешься цел вылетая с 20G из кабинета на встречу со скоростным напором).
Система пожаротушения важна и нужна, но как быть при потере сознания от удара ? И от чего возникает пожар ? Бензин на раскалённый коллектор ...Пары бензина + короткое замыкание ? Да много может быть причин. Можно придумать автоматическое срабатывание системы при воздействии Ny или Nx=50 едениц ( к примеру), но как быть с ложным срабатыванием ?
 
Комплекс конструктивных решений позволяет создать пассивную безопасность, которая действует до каких то пределов. Многие пункты уже назвали, могу добавить еще переднее расположение двигателя, устойчивость к штопору или несваливаемость в него (методы достижения известны), наличие спассистемы, впрочем она, скорее, относится уже к активной безопасности.  Было падение и у меня, в силу как раз конструктивной пассивной безопасности приведшее к аварии, а не катастрофе.     Жаркий период лета, воскресенье - "троица", температура + 30. Полдень, второй полет. Режим работы мотора на земле – нормальный, обычный взлет. После взлета мотор начинает снижать мощность. Внизу бугристая пахота, садиться очень не хочется, надеюсь набрать высоты для перехода в горизонт, режим мотору облегчить. Приближается деревня, я весь в наборе высоты, скорость минимальная (ошибка – нужно иметь запас скорости, а если мотор не тянет - садиться). И тут, метрах на 25, мотор обрезает совсем, до холостых. Запаса скорости нет, обдув ГО прекращен, оно теряет эффективность немного раньше крыла (оно еще несет). Самолет опускает нос и идет к земле (это все же лучше чем виток штопора). Я как сидел – РУС на себя так и тащу, а что делать? Было бы высоты побольше метров на 10 – наверное даже вышел бы из пике, траектория уже переходила в пологую. Но не было их, этих метров. Поэтому  - удар (я в ремнях, шлеме). Из ремней внизу даже немного выехал (замок пониже делать). Удар загнул спереду - назад переднюю опору из пары «москвичевских» рессор, погнул мотораму, винт сломал. Потом полный капот… и тишина. Все это очень быстро, испугаться не успел. Только когда при пикировании земля непривычно и близко встала дыбом перед лобовым стеклом – успел подумать «пи…дец».  Колесо шасси крутится наверху, надо мной – высунул руку – остановил. Бензин течет из дренажа бака.   Вылез целым, преисполненным благодарностью к самолету, что он меня, неумелого, не убил, а спас. Отошел – посмотрел как самолет вверх колесами торчит – красота!  Перевернул его – стал изучать поломки: еще подкос крыла сломан, несколько лобиков нервюр и еще по мелочам кое что. Пропахано метра 3 – 4 до капотирования. Теперь добираться со всем этим домой...  Так вот, в такой день, как никогда, видишь красоту женщин, ощущаешь вкус даже простого хлеба, счастлив простым человеческим радостям. 🙂
 
Тем кто подбежал к упавшему ЛА или тем кто там был и смог выбраться - постараться отключить АКБ, отключение главного тумблера может быть недостаточно.
У нас был случай, когда обесточенный вроде самолет вспыхнул через 15 мин после падения, в то время пока пилот и техник стояли и обсуждали как удачно прошла аварийная посадка в кусты (капот с небольшими повреждениями) и сгорел дотла - из кучки серого пепла торчал отгоревший хвост и куски консолей крыла.
 
Нормальный биплан-химик"Айртрактор"фирмы Грумман,начинён всеми возможными средствами пассивной и активной безо лётчика(благо он там один).Есть англ.книжка с описанием многих случаев на АХР,связанных с разнообразными столкновениями этих бипланов с землёй и препятствиями...практически в 100%случаев лётчики выживали...
Вот краткий перечень основных конструктивных мероприятий :
1.КВС сидит позади бипланной коробки и хим.бака.
2.Седло  упаковано в "железной клетке"из стержней рамы фюзеляжа.
3.Установлены многоточ.привязные ремни с патронами смятия.
4.На лоб.стекле резак проводов.
5.За спиной КВСа нет агрегатов,стемящихся убить при фронтальном ударе.
6.Кабина имеет конструктивные элементы,гарантированного вскрытия,даже после деформации.
7.Полёты никогда не происходят без наземн.наблюдения
 
. Стропорез, перевязочный пакет и наверное ракетница.
Стропорез не скажу.Вчера спасла ракетница.Вот и пригодилась,когда НАЗ обсуждали с Админом!(Дима)....
Даешь НАЗ!
Всего 3 перелома.Очухаюсь-распишу дальше
 
Из собственного опыта: вместо ремней на педалях были установлены стальные тросики в мягкой ПВХ оболочке. В момент падения, правая педаль- стальная трубка сгибается вниз, от стопы и нога намертво фиксируется натянувшимся тросиком. Вокруг всё в бензине. Человек 10 народу ходят вокруг и ничего не могут сделать. Наконец у проезжавшего мимо камазиста нашлась в машине ножовка по металлу. С тех пор с особым пониманием смотрю на кожаные ремешки с пряжками.
 
      Почти  безобидная ситуация.(совершенно реальная)
С-т выкатывается за пределы ВПП , подламывает одну стойку , переварачивается на спину , останавливается почти целый , но вверх ногами. Подъезжает аварийная команда (лётчик жив , здоров , кабину открыть нельзя) , цепляют трос за одну плоскость , пытаются перевернуть с-т .Трос лопнул , с-т упал обратно . Пилоту  советуют подождать , едут за другим тросом.
От момента прибытия ав. команды до возгарания прошло 40 минут. Лётчик сгорел.
   Выжила  аварийная команда .
Вопрос:- кому теперь нужны их советы???
 
   В аналогичном (тютя в тютю) случае ,на другом аэродроме,
лётчик умудрился выбраться через дыру в остеклении(до прибытия аварийной команды) ,в которую даже ЗШ не пролазил.
  Внутренняя готовность каждого - залог успеха. :IMHO
На полётах Нам не нужны свидетели , нам нужны соучастники !(в хорошем смысле этого слова) 😉
 
Согласен с каждым словом в отношении одежды. При вынужденной посадке скапотировали. Был в шортах и в сандалиях. Результат: сильный ушиб ноги, рваные раны и ожог. Был бы в берцах и в джинсах ничего бы этого не было. Кроме того перелом руки и двух рёбер, но тут ни одежда ни обувь не помогли бы
 
Братья!! Крайний совет!! Не унывать и не успокаиватся!!! Прошло чуть больше года...нормально хожу!! (пророчили инвалидную коляску)...езжу за рулем сам...работаю..и мечтаю опять о н5ебе!!! Упаси вас бог слечь и успокоиться!!!
 
Хорошая тема, а главное поучительная. Удачного выздоровления и снова в строй!
 
Система пожаротушения важна и нужна, но как быть при потере сознания от удара ? И от чего возникает пожар ? Бензин на раскалённый коллектор ...Пары бензина + короткое замыкание ? Да много может быть причин. Можно придумать автоматическое срабатывание системы при воздействии Ny или Nx=50 едениц ( к примеру), но как быть с ложным срабатыванием ?
существуют автомобильные системы пожаротушения, которые могут срабатывать от вспыхивающего запала или термодатчика, который срабатывает при превышении температуры. Аккумуляторы гелевые бывают, электролит не вытекает.
 
Бензин течет из дренажа бака.
В современных автомобилях для этого существует гравитационный клапан. При опрокидывании он перекрывает вентиляцию. Опять же можно на вентиляцию использывать просто обратный клапан, через него ничего не потечёт никогда. Ну и баки лучше пластиковые, а не алюминиевые (в автоспорте разрешены только пластиковые, если не стандартные заводские), а там те же проблемы с пожароопасностью, как и в авиации.
 
Ну и баки лучше пластиковые, а не алюминиевые (в автоспорте разрешены только пластиковые, если не стандартные заводские), а там те же проблемы с пожароопасностью, как и в авиации.
Не все здесь специалисты по бакам! Разъясните.
 
Назад
Вверх