Специальное разрешение на производство полетов (Permit to Fly). Великобритания

so@rer

Will fly for food
Откуда
г. Жуковский
1. Введение

1.1 В Великобритании к выполнению полетов допускаются ВС, имеющие Сертификат летной годности или Специальное разрешение на производство полетов, выданные в установленном порядке.

1.2 Специальное разрешение на производство полетов (далее Разрешение) дает право на эксплуатацию на территории Великобритании ВС, которое не отвечает требованиям соответствующих сертификационных стандартов, если при определенных условиях на данном ВС можно выполнять полеты с соблюдением правил безопасности.
CAP 733, Chapter 1, Paragraph 1  

2. Условия выдачи и срок действия Разрешения

2.1 Разрешение выдается на:

a)      бывшие военные ВС;
b)      любительские ВС;
c)      сверхлегкие ЛА;
d)      автожиры;
e)      исторические ВС (винтаж).

Сертификат летной годности не выдается т.к.:

a)      вышеупомянутые ВС не имеют и никогда не имели Сертификат типа; или
b)      держатель Сертификата типа отказался от поддержки данного типа ВС.

2.2 Если в соответствии со своими характеристиками ВС имеет право на получение Сертификата летной годности, то оно не может выполнять полеты на основании Разрешения. К таким ВС относятся все гражданские суда серийного производства (за исключением сверхлегких). Если по решению Национальной авиационной администрации зарубежного государства ВС осуществляет полеты на основании Разрешения, а не Сертификата летной годности, то это не означает, что данное ВС может получить подобное Разрешение на территории Великобритании.

2.3 Право на получение Разрешения не предоставляется, если ВС уже имеет Сертификат летной годности, выданный одним из государств-членов ИКАО. Исключение возможно только в отношении тех ВС, которые больше не соответствуют требованиям Сертификата летной годности.

2.4 Разрешение на производство испытательных полетов выдается ВС, имеющему Сертификат типа, для проведения летных испытаний с целью получения Сертификата летной годности.

2.5 Разрешение выдается только после осуществления CAA или уполномоченным представителем САА соответствующей инспекционной проверки. Разрешение является бессрочным. Правомерность Разрешения регулярно подтверждается с помощью Удостоверения о действительности (Certificate of Validity), которое предоставляется после проведения ежегодных периодических работ по техобслуживанию и инспекционных проверок.

2.6  Удостоверение о действительности выдается сроком на 12 месяцев. Решение о пролонгации или восстановлении Удостоверения о действительности принимается САА после того, как  Уполномоченная организация, выполнявшая инспекционную проверку, передаст САА:

a)      заявку на пролонгацию Разрешения (форма AD200);
b)      денежный взнос;
c)      отчет о летных испытаниях (если необходимо (см. п. 2.7));
d)      рекомендации по пролонгации Разрешения (форма AD202P).

2.7 Проведение летных испытаний требуется в том случае, если Удостоверение о действительности утратило свою силу. Чтобы получить Разрешение на выполнение летных испытаний, надо подать в САА заявку по форме AD200 и уплатить денежный взнос. После завершения летных испытаний необходимо предоставить САА отчет о летных испытаниях и рекомендации по форме AD202P.  

2.8 Если речь идет о бывших военных ВС массой более 2730 кг, то для пролонгации Разрешения рекомендуется приглашать специально уполномоченную организацию (см. BCAR A8-20). Проверка должна включать технический осмотр и летные испытания.

CAP 733, Chapter 1, Paragraph 2&5
CAP 553, BCAR Section A, App. 4 to A8-20, Paragraph 2  

3. Процедура получения Разрешения

3.1 Общие требования:

a)      зарегистрировать ВС в Великобритании (см. ANO, Part 1);
b)      подать заявку на получение Разрешения (форма СА 3), указав:
i.      цель полетов;
ii.      маршрут или класс воздушного пространства (или и то и другое);
iii.      минимальное количество членов экипажа и их квалификацию;
iv.      ограничения по перевозке пассажиров;
v.      параметры, по которым ВС не соответствует условиям сертификации;
vi.      другие ограничения, необходимые в целях обеспечения безопасности;
vii.      другую информацию, необходимую для установки эксплуатационных ограничений;
c)      изучить и документально зафиксировать основные особенности конструкции ВС;
d)      обеспечить безопасность полетов за счет соответствующего техобслуживания;
e)      пригласить соответствующую организацию для осуществления инспекционных проверок на разных стадиях создания ВС;
f)      провести летные испытания;
g)      иметь в наличии документацию по стандартной конструкции ВС, модификациям стандартной конструкции и техобслуживанию, а также сведения по истории эксплуатации.


CAP 733, Chapter 2, Paragraph 1
EASA Commission Regulation (EC) No 1702/2003, Annex I, Part 21, 21А.174 (d)

4.  Требования, предъявляемые к разным категориям ВС, эксплуатация которых осуществляется на основании Разрешения

4.1 Любительские ВС

4.1.1 Конструирование и сборка ВС по индивидуальным чертежам или с использованием готовых наборов осуществляется под контролем САА или уполномоченных организаций (Popular Flying Association (PFA), British Microlight Aircraft Association (ВМАА)). Представитель САА или уполномоченных организаций (далее Инспектор) должен изучить конструкцию ВС, основываясь на документации, предоставленной авиалюбителем. Если в целях безопасности Инспектор сочтет нужным внести в конструкцию ВС какие-либо изменения или поменять технические требования к производственным материалам, авиалюбитель обязан подчиниться. Инспектор должен проводить контрольные проверки на разных стадиях создания ВС.
4.1.2 Если для сборки ВС используется готовый набор необходимо учитывать, что предварительная сборка может осуществляться поставщиком лишь в определенных пределах. Без согласия Инспектора авиалюбитель не имеет права вносить изменения в чертежи или нарушать инструкции по сборке, предоставленные производителем набора.

4.1.3 Предполагаемый владелец не имеет права конструировать более одного экземпляра типа одновременно. Другими словами, запрещается осуществлять серийное производство или заключать коммерческое соглашение с третьим лицом на конструирование и сборку ВС.    

4.1.4 После завершения сборки проводится заключительная инспекционная проверка, включающая:

a)      проверку систем управления;
b)      проверку показателей массы и баланса;
c)      наземное тестирование двигателя;
d)      проверку авиационных систем.

В случае удачного завершения инспекционной проверки выдается временное Разрешение на выполнение летных испытаний. По результатам летных испытаний выдается Разрешение, включающее список эксплуатационных ограничений, обусловленных эксплуатационными условиями, а также взлетными и посадочными характеристиками, изученными во время испытаний.

4.1.5 При подаче заявки на Разрешение выплачивается соответствующая пошлина. Работа Инспектора оплачивается отдельно согласно схеме почасовой оплаты.  

CAP 733, Chapter 2, Paragraphs 2&4

4.2 Модели исторических ВС, специализированные и гоночные ВС

4.2.1 В данном контексте под Моделью исторического ВС понимается копия исторически значимого ВС. Разрешение выдается, если Модель собрана любителями, не намеривающимися развернуть серийное производство. Изменения в оригинальной конструкции, направленные на повышение безопасности, а также замена устаревших материалов возможны только с согласия САА или уполномоченных организаций.

4.2.2 В Великобритании нет специальных правил, регулирующих выдачу  Разрешения для специализированных ВС (specialist aeroplane), например ВС, занимающихся исследованием земной атмосферы в США. Если ВС используется для перевозки пассажиров или осуществления авиационных работ, необходимо получить Сертификат летной годности (даже если судно существует в единичном экземпляре). В остальных случаях специализированное ВС имеет право на выполнение полетов на основании Разрешения при условии, что оно существует в единичном экземпляре.

4.2.3 Самолеты серийного производства, предназначенные для участия в авиагонках, не могут выполнять полеты на основании Разрешения. В случае модификации ВС, эксплуатируемого на основании Разрешения, с целью перевода его в разряд гоночных действие Разрешения не прекращается, если соблюдаются соответствующие требования.

CAP 733, Chapter 2, Paragraph 5

4.3 Сверхлегкие летательные аппараты одобренной типовой конструкции (“type approved” microlight)

4.3.1 К сверхлегким ЛА одобренной типовой конструкции относятся ЛА, сконструированные в соответствии с положениями BCAR/Section S, JAR-VLA или CS-VLA и изготовленные организацией категории А1, уполномоченной САА. Разрешение выдается только в том случае, если конструкция нового ЛА полностью соответствует одобренному стандарту. Сверхлегкие ЛА одобренной типовой конструкции отличаются от остальных ВС, выполняющих полеты на основании Разрешения, по следующим параметрам:

a)      они могут использоваться с целью осуществления летной подготовки на коммерческой основе;
b)      они подлежат более строгому контролю в отношении запчастей и каких-либо модификаций;
c)      они могут быть сданы в аренду.
 

so@rer

Will fly for food
Откуда
г. Жуковский
4.3.2 Критерии сверхлегкого ЛА одобренной типовой конструкции:

a)      на борту может находиться не более двух человек;
b)      максимальная масса не должна превышать:
i.      300 кг для одноместного ЛА;
ii.      450 кг для двухместного ЛА;
iii.      330 кг для одноместного поплавкового самолета или самолета-амфибии;
iv.      495 кг для двухместного поплавкового самолета или самолета-амфибии.
c)      нагрузка на крыло при максимальной взлетной массе не должна превышать 25 кг/м[ch178];
d)      индикаторная скорость сваливания при максимальной взлетной массе не должна превышать 35 узлов.
CAP 733, Chapter 2, Paragraph 7
ANO, Art. 129

4.4 Сверхлегкие летательные аппараты принятой типовой конструкции (“type accepted” microlight)

4.4.1 До 1984 г. Разрешение для сверхлегких ЛА не требовалось. Поэтому большинство сверхлегких ЛА старшего поколения не соответствует современным требованиям летной годности. В связи с этим к ним применяются особые условия выдачи Разрешения. К сверхлегким ЛА принятой типовой конструкции относятся:

a)      сверхлегкие ЛА, совершившие свой первый полет до 01.01.1984;
b)      сверхлегкие ЛА, совершившие свой первый полет до 01.01.1987, при условии, что исходная собственная масса не превышает 70 кг.  

Разрешение выдается на основании частичного соответствия положениям BCAR/Section S при условии, что история эксплуатации данного типа является положительной.  

CAP 733, Chapter 2, Paragraph 8

4.5 Автожиры

4.5.1 Автожиры не подлежат сертификации типа.  :) Однако для того, чтобы установить общие критерии конструкции и производства автожиров были разработаны требования CAP 643/BCAR/Section T. Чтобы получить допуск к эксплуатации, каждый первый типовой экземпляр подвергается инспекционной проверке на соответствие данным требованиям. Проверка осуществляется САА. Какие-либо изменения, касающиеся конструкции, двигателей или лопастей несущего винта, также должны быть согласованы с САА. Конструирование и сборка осуществляется под контролем Popular Flying Association (PFA). Разрешение на производство полетов выдается, если первоначальный экземпляр получил одобрение САА, при условии, что владелец автожира не намерен осуществлять серийное производство.

CAP 733, Chapter 2, Paragraph 9

4.6 Бывшие военные ВС

4.6.1 Если ВС военного происхождения не отвечает требованиям, соблюдение которых необходимо для получения Сертификата летной годности, то по решению САА может быть выдано Разрешение. Порядок получения Разрешения определяется в зависимости от категории ВС:

a)      ВС, максимальная взлетная масса которых превышает 2730 кг, и все винтокрылые ВС (в независимости от массы).
b)      ВС, максимальная взлетная масса которых не превышает 2730 кг.

4.6.2 Чтобы получить Разрешение для ВС, указанных в п. 4.6.1(а), необходимо воспользоваться поддержкой организаций по техобслуживанию (см. BCAR A8-20), которые должны подтвердить соответствие конструкции данного ВС типовому стандарту, проверить данные о выполненных модификациях, а также о техобслуживании и/или ремонте, изучить информацию об истории эксплуатации ВС данного типа и предоставить САА отчет на основании которого САА примет решение о выдаче Разрешения.

4.6.3 Многие военные ВС создавались в соответствии с требованиями, которые значительно отличаются от требований, предъявляемых к гражданским ВС. Поэтому в отчете о летной годности бывшего военного ВС необходимо, прежде всего, учитывать цели эксплуатации ВС и историю происшествий. Происшествия, причиной которых стали военные действия, в расчет не принимаются.

4.6.4 В зависимости от особенностей эксплуатационного оборудования, а также летных и пилотажных характеристик бывшие военные ВС подразделяются на «простые», «средние» и «сложные» (см. BCAR A8-20). Чем сложнее конструкция и оборудование ВС, тем выше должен быть уровень оперативной поддержки, оказываемой организацией по техобслуживанию. Кроме того, потребуется привлечение первоначального производителя ВС (если только САА не разрешит воспользоваться в порядке исключения услугами другой компетентной конструкторской организации).

4.6.5 Чтобы получить Разрешение для ВС, указанных в п. 4.6.1(b), не нужно обращаться за поддержкой в организации по техобслуживанию. Заявитель должен предоставить САА информацию, необходимую для составления Протокола соответствия требованиям летной годности (Airworthiness Approval Note). Разрешение выдается после проведения инспекционной проверки и летных испытаний.  

CAP 733, Chapter 2, Paragraph 10    

5. Техобслуживание  

5.1 Ответственность за выполнение техобслуживания лежит на владельце ВС. Техобслуживание должно проводиться в соответствии с определенным графиком. Если речь идет о ВС основной, простейшей конструкции (very basic aircraft), то график может представлять собой обычное расписание работ по техобслуживанию. Если речь идет о ВС более сложной конструкции, то график должен быть составлен с учетом рекомендаций производителя ВС или его компонентов, включая требования по ремонту компонентов и технике проведения структурной инспекционной проверки без демонтажа изделия.

5.2 Реестр инспекционных и контрольных проверок с указанием обнаруженных неполадок должен вестись таким образом, чтобы по реестру можно было восстановить историю эксплуатации ВС. В формуляры на двигатели и воздушный винт необходимо вносить записи о проделанной работе (в т.ч. инспекционных проверках, починке, замене деталей, модификациях, ремонте). Более подробная информация приводится в технологических картах.

5.3 Кроме тех случаев, когда техобслуживание осуществляется пилотом (см. п. 5.5), по завершении технических работ необходимо получить Разрешение на эксплуатацию после прохождения техобслуживания (Permit Maintenance Release/PMR).

5.4 Разрешение на эксплуатацию после прохождения техобслуживания выдается:

a)      Уполномоченным САА держателем Свидетельства инженера по техобслуживанию и ремонту, которое было выдано или признано действительным в Великобритании;
b)      Лицами, специально уполномоченными САА на выполнении данных функций;
c)      Лицами, получившими от САА специальное разрешение на выполнение данных функций при условии соблюдения определенных ограничений.

5.5 Техобслуживание ВС, максимальная взлетная масса которого составляет не более 2730 кг, может выполняться пилотом-любителем самостоятельно в соответствии с Air Navigation Order, Section 3, Regulation 16. В данном случае не требуется получать Разрешение на эксплуатацию после прохождения техобслуживания. Пилот-любитель должен внести в соответствующий формуляр запись о проделанной работе и указать номер своего свидетельства.    

CAP 733, Chapter 5, Paragraph 1
CAP 533, BCAR Section A, A3-7

6. Эксплуатационные ограничения

6.1 Общие ограничения:

a)      все операции должны выполняться в дневное время по правилам визуального полета (VFR);
b)      число лиц на борту может быть ограничено в отношении всех операций или в зависимости от условий полета;
c)      на ВС должна быть надпись, предупреждающая об эксплуатационных ограничениях;
d)      выполнение полетов на территории другой страны без предварительного соглашения с авиационными властями данной страны запрещено;
e)      выполнение полетов над густонаселенной территорией запрещено.

CAP 733, Chapter 1, Paragraph 3

6.2 Разрешение, как правило, дает право использовать ВС только для отдыха или в личных целях. Допускается выполнение следующих авиационных работ:

a)      летных показов (flight displays), летных испытаний, полетов с целью перебазирования, демонстрационных полетов, при этом на борту имеет право находиться минимальное количество членов экипажа (ANO, Art. 9A(2)(a));
b)      летного обучения на сверхлегком ЛА одобренной типовой конструкции (если речь идет о ЛА заводской сборки) (ANO, Art. 9A(2)(c));
c)      летной подготовки и переобучения пилотов на бывших военных ВС, максимальная взлетная масса которых превышает 2730 кг.  

6.3 При условии соблюдения соответствующих ограничений Разрешение также дает право на выполнение следующих операций, которые обычно классифицируются как авиационные работы:

a)      буксировка планеров и дельтапланов с помощью сверхлегких ЛА;
b)      частные полеты с целью инструктажа при условии, что плата взимается только за услуги инструктора (ANO, Art. 130(1)(b)).

CAP 733, Chapter 6, Paragraph 1

6.4 Аренда

a)      ВС, выполняющее полеты на основании разрешения, не может быть арендовано. Исключение делается только в отношении одноместных ВС, максимальная взлетная масса которых составляет не более 910 кг (ANO, Art. 130(2)).
b)      ВС, выполняющее полеты на основании Разрешения, не может использоваться с целью осуществления авиационных работ за исключением случаев, описанных в п. 6.2 и 6.3 (ANO, Art 9A(2)(a)).
c)      ВС, выполняющее полеты на основании разрешения, может использоваться в учебных целях, при условии, что обучение осуществляется под покровительством летного клуба в соответствии с условиями, перечисленными в индивидуальном Разрешении;
d)      Сверхлегкий ЛА, выполняющий полеты на основании Разрешения, может быть арендован частным лицом для самостоятельного полета, если полет проходит под контролем летного клуба и в соответствии с условиями Разрешения.  

6.5 Благотворительные полеты с пассажирами на борту запрещены.
6.6 Разрешение не дает право на осуществление международных полетов. Данный документ не признается на международном уровне и действителен только на территории той страны, где он выдан. Чтобы выполнять международные рейсы на основании Разрешения, необходимо получить письменное согласие национальной авиационной администрации страны назначения, а также других стран, над территорией которых будет проходить полет.

CAP 733, Chapter 6, Paragraph 3&4
 
Вверх