Старение стеклопластика под статической нагрузкой

planetaSchelezjaka

Строить самолеты? Да,как...
Да, по поводу этого заявления есть. У меня стеклопластиковый планер 1975 года выпуска. Скажите мне, сколько процентов прочности он уже потерял?
Ну, с этим всё просто. Открываете руководство по эксплуатации, там производитель (проектировщик) должен был указать общий срок работы (назначенный ресурс) вашего "пепелаца".

леха (magnum)
Кстати, поделитесь, какой запас прочности (коэффициент безопасности) стеклопластика вы закладываете в своих изделиях ( лонжерон например).
 
Ну, с этим всё просто. Открываете руководство по эксплуатации, там производитель (проектировщик) должен был указать общий срок работы (назначенный ресурс) вашего "пепелаца".

Вот именно!

Но речь же шла о вашем заявлении про потерю 10% прочности в год:

Раньше считали, что за год стеклопластик теряет прочность на 10%.

Согласно этому заявлению мой планер должен был потерять 470% прочности, т.е. попросту рассыпаться в порошок. :)
 
Да, по поводу этого заявления есть. У меня стеклопластиковый планер 1975 года выпуска. Скажите мне, сколько процентов прочности он уже потерял? :)
Если БЫ это (-10% в год) было правдой то текущая прочность была бы 0,9 ^ 46 = 0,00785516721127894118330225773153 т.е. осталось бы 0,8% от начальной прочности... :)
В реальности, потеряв за первый год 10%, дальше прочность стабилизируется и потери не превышают в среднем 1% - т.е. 0,9 * 0,99 ^ 45 = 0,9 * 0,64 = 0,57 или 57% от первоначальной...

P.S. Учитывая, что в 75 году, не зная реальной степени старения, закладывали обычно дополнительный троекратный запас прочности - т.е. реально пластиковый планер 75 года может быть прочнее современного... сколько весит планер?
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Ну, с этим всё просто. Открываете руководство по эксплуатации, там производитель (проектировщик) должен был указать общий срок работы (назначенный ресурс) вашего "пепелаца".

леха (magnum)
Кстати, поделитесь, какой запас прочности (коэффициент безопасности) стеклопластика вы закладываете в своих изделиях ( лонжерон например).
На разные места разные Коэфиценты.
Стандарт 4ед по нормам и 1,5 Коэфицент запаса и на неравномерность пластика ещё 1,25 итого 4х1,5х1,25=7,5ед.
Но это ещё не всё. Пластик считается по результатам испытания и эти данные обычно меньше, чем в книжках.
Надо прям этот пластик своими руками изготовить и сломать и уже на эту прочность считать.
При том у пластика критика по сжатию может отличаться в 2 раза от растяжения.
При этом летать можно с перегрузкой не больше 4ед.

В регулярных местах пластик не ломается обычно, в узлах, на них поэтому делают дополнительные Коэфиценты, и там обычно втулки в пластике и считают по смятию в пластике это около 4кг/мм2.

Вам оно надо эти композит? Из металла склепайте и будет счастье.
Обычно все кронштейны из металла легче выходят.
Композит он доя сложных форм, которые в металле сложно сделать.
 
Вам оно надо эти композит? Из металла склепайте и будет счастье.
Обычно все кронштейны из металла легче выходят.
Композит он доя сложных форм, которые в металле сложно сделать.
Предположим задача сделать обшивку прямоугольного крыла из цельного листа склепанного/склеенного по задней кромке - какая обшивка будет прочней из 0,5мм Д16Т или 0,5мм СТЭФ?
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Предположим задача сделать обшивку прямоугольного крыла из цельного листа склепанного/склеенного по задней кромке - какая обшивка будет прочней из 0,5мм Д16Т или 0,5мм СТЭФ?
Есть понятие удельная прочность.
Нельзя так сравнивать, по толщине.

Что прочнее, 0,5мм стали или 0,5мм фанера. Но если перевести на массу, то это будет 10мм фанеры и 0,5мм стали так же при одинаковой массе.
И обшивка считается на потерю устойчивости и тут однозначно можно сказать, что фанера будет легче стальной обшивки.

Стэф в 1,5 раза легче примерно и в 1, 5 раза менее прочный. Поэтому выйдет тотна то... Но модуль упругости меньше раза в 2, от этого зависит потеря устойчивости, но от толщины в кубе Жесткость зависит.
В общем сложная задача и решение в ней не очевидно, и я рекомендую использовать д16т 0,5мм в вашем случае.
 

AlexKaz

Вечный студент, маг
Откуда
Пермь
Лучше 1 раз увидеть, чем 100 раз услышать.... Фото мест разрушений помогли бы понять причину, а фото места установки помогли бы оценить что и как могло воздействовать. А на пальцах разве много обьяснишь?
У меня нет фотографий, и вряд ли появятся. Обычное дело в прочности разбираться в задаче по неполным данным... Может другим всё и дают и носом возят, у меня вот так. С неполными данными везде сталкивался и сталкиваюсь, среди гражданских заказчиков, на заводах, хуже всего дело с сотрудниками универа - те нередко сами не знают чего хотят и данные с них вытрясать надо месяцами...
 

planetaSchelezjaka

Строить самолеты? Да,как...
Стандарт 4ед по нормам и 1,5 Коэфицент запаса и на неравномерность пластика ещё 1,25 итого 4х1,5х1,25=7,5ед.
4ед. - это эксплуатационная перегрузка? Такие же коэффициенты на пластик холодного отверждения?

Согласно этому заявлению мой планер должен был потерять 470% прочности, т.е. попросту рассыпаться в порошок.
" Ну, тупые американцы..." Михаил Задорнов. :)
Учитывая, что в 75 году, не зная реальной степени старения, закладывали обычно дополнительный троекратный запас прочности
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
4ед. - это эксплуатационная перегрузка? Такие же коэффициенты на пластик холодного отверждения?


" Ну, тупые американцы..." Михаил Задорнов. :)
1,25 на пластик, любой. не обязательно холодный.
Но не забываем, что только по результатам испытаний именно на этой смоле и именно с этой тканью.
все данные из книг это прям очень примерные данные, а чуть влага не та, температура не та, стеклоткань перед формовкой не просушили и смола в нитку не зайдет и характеристики в 2 раза хуже могут быть легко.
 
Вверх