STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
Этот самолётик был завезён в Россию набором в самой недорогой комплектации:

http://www.groppo.it/site/en/services/kit-versione-base/

Он сертифицирован в Европе как СВС и вся конструкция подчинена жёсткой экономии веса. В силу этого, он обладает весьма приятными лётными характеристиками и качествами (в смысле устойчивости, управляемости и динамики полёта). Быстро складывающиеся (раскладывающиеся) крылья делают его ещё соблазнительнее как для внеаэродромного, так и ангарного базирования.

  Однако, при отменных лётных свойствах, конструктивный аскетизм базового набора  несколько … в общем, «игрушки должны радовать!» А потому, мы решили привнести в конструкцию некоторые изменения и дополнения, которые могут оказаться полезными для любого другого самолётика схожей конструкции и класса.

  Начало истории можно почитать здесь:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1364400298/0
 

Вложения

  • 002_102.jpg
    002_102.jpg
    54,2 КБ · Просмотры: 1.134
  • 001_168.jpg
    001_168.jpg
    57,1 КБ · Просмотры: 1.149
  • 003_037.JPG
    003_037.JPG
    70,3 КБ · Просмотры: 1.068
  [highlight]ГЛАВА 1[/highlight] : РУД (Ручки Управления Двигателем)

  Первое, что потребовало доработки,- это РУД. Его базовая конструкция не предусматривает никаких дополнительных шайб или фрикционных прокладок и, анодированый дюралюминиевый диск рычага трётся прямо по пластинам корпуса из нержавеющей стали. Этим трением обеспечивается противодействие пружинам на рычагах дроссельных заслонок карбюраторов.

  Добавив между трущимися поверхностями  диски из электрокартона толщиной 0,3 мм, получаем простой и хорошо работающий, регулируемый затяжкой по оси фрикцион. Шайбу из нержавейки нужно зафиксировать, чтобы исключить её проскальзывание относительно дюралюминиевого диска.

  Заодно, на ось рычага РУД установим «манетку» обогатителя. Её конструкция выполнена для управления двумя тросиками.
 

Вложения

  • 2_006_001.jpg
    2_006_001.jpg
    14,9 КБ · Просмотры: 461
  • 2_005_001.jpg
    2_005_001.jpg
    18,6 КБ · Просмотры: 466
  • 2_008_001.jpg
    2_008_001.jpg
    17,7 КБ · Просмотры: 450
  Кабина нашего KIT-набора выполнена с приборной панелью близко расположенной к пилоту. В процессе конструирования приборной панели, из-за выступающего козырька, потребовалось уменьшить угол отклонения (ход) РУДа, чтобы в близком к максимальному положении не упираться в козырёк. К тому же, честно говоря, мне совершенно не по душе тот кусочек металла с дырочками, который предназначен для соединения трёх тросиков (управления дроссельными заслонками двигателя и РУД) с помощью заплющивания молотком. Или, кусок болта на 10 мм с прорезью и гайкой, болтающийся по середине пролёта в 60 см на тросиках.

  Решением этих двух вопросов стало применение «мультипликатора-РУД» или рычага для изменения отношения угла отклонения РУД и рычага дроссельной заслонки. При сохранении штатного хода тросика дросселя, ход тросика РУД уменьшен.

  Тросики закрепляются в латунных «бобышках» упорными винтами. Можно закрепить как «голый» тросик Ф1,5 – 2,0 мм, так и тросик с наконечником Ф3,5 мм.

ФОТО: 25, 31, 50
 

Вложения

  • 025_008.jpg
    025_008.jpg
    92,8 КБ · Просмотры: 470
  • 031_006.jpg
    031_006.jpg
    15,5 КБ · Просмотры: 453
  • 050_003.jpg
    050_003.jpg
    15,9 КБ · Просмотры: 446
  Изучая эргономическую компоновку кабины, наткнулся на одну неприятность, а именно,- незакрытая шляпка болтика оси тяги РУД, соединяющей два поста управления.
 

Вложения

  • 057_005.jpg
    057_005.jpg
    74,5 КБ · Просмотры: 502
  Для защиты коленок и одежды от возможного повреждения элементами системы управления двигателя, нарисовал защитную пластину в стиле эпохи деревянных аэропланов.

  Пластина отделана ценными породами пластика и окантована пластиковой трубкой Ф4/2 мм. С тыльной стороны пластины с отверстиями закрепим кусочек чёрного пластика, чтобы не получились «ножницы для сигар». Пластик выбран из соображений, чтобы не оставлять следы на светлой одежде, а накладка «под дерево» сочетается с декоративными накладками других узлов.
 

Вложения

  • 19_04_16_013.jpg
    19_04_16_013.jpg
    16,2 КБ · Просмотры: 452
  • 19_04_16_015.jpg
    19_04_16_015.jpg
    95,7 КБ · Просмотры: 452
  • 19_04_16_012.jpg
    19_04_16_012.jpg
    16,4 КБ · Просмотры: 448
Чтобы не нарушать общий стиль, аналогичную пластину добавим и на передний пост РУД.
 

Вложения

  • 19_04_16_022.jpg
    19_04_16_022.jpg
    21,1 КБ · Просмотры: 438
  • 19_04_16_025.jpg
    19_04_16_025.jpg
    22,4 КБ · Просмотры: 443
  • 19_04_16_028.jpg
    19_04_16_028.jpg
    102,7 КБ · Просмотры: 443
  Вот теперь получилось вполне удобно. Можно смело опереться коленкой на защитную пластину.
 

Вложения

  • 19_04_16_030.jpg
    19_04_16_030.jpg
    98,5 КБ · Просмотры: 422
  • 19_04_16_031.jpg
    19_04_16_031.jpg
    99,1 КБ · Просмотры: 400
Молодцы, ребята!
В любом самолете всегда есть что переделать под себя.
Удачи
=
 
Из первого поста темы об этом самолете http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1364400298/0
В общем, поизучав, несколько лет этот форум, на объетивность не очень-то и надеюсь.  Особо открыто и навязчиво пиарятся  всякие дилеры и просто люди, имеющие отношение к этому бизнесу. Отношение настолько предвзятое, что со стороны всё это смотрится смешно и нелепо.  Волей случая, пообщавшись, на медни, с Владимиром Шоминым  лично, я понял, что на иные самолёты, кроме «Аэропракта», даже смотреть не стоит. А самый лучший авиационный двигатель –  Ротакс.  Человек он, безусловно, авторитетный, и его мнение я ценю. Я не являюсь специалистом в области авиации, но лично моё мнение – А 22 – уровень, примерно, старой доброй Лады-девятки. А мои предпочтения, всегда были,  в пользу десятилетнего «мерседеса» новым жигулям. И мне кажется, что за цену нового А-22 (2,5 ляма ) стоит присмотреться к бэушным иномаркам.
Что скажете, господа форумчане.
С уважением ко всем участникам.
Роман.

К тому же, честно говоря, мне совершенно не по душе тот кусочек металла с дырочками, который предназначен для соединения трёх тросиков (управления дроссельными заслонками двигателя и РУД) с помощью заплющивания молотком. Или, кусок болта на 10 мм с прорезью и гайкой, болтающийся по середине пролёта в 60 см на тросиках.

Как говорится в старом анекдоте: "И эти люди запрещают нам ковырятся в носу?!" 😀
 
;D приветствую любое ковыряние, если идёт на пользу здоровью  😀
Как говорится, у каждого свой Иерусалим, Мекка, Китеж-град, Лосанжелес...

Однако, продолжим... вивисекцию.
 
  [highlight]ГЛАВА 2[/highlight] :  Тормозная система.

  Проводка тормозной система на нашем самолётике выполнена пластиковой (полиамидной РА12) трубочкой Ф4/2 мм. Её используют для монтажа промышленных пневмосистем, тем не менее, она выдерживает рабочее давление до 56 бар при 20 оС. При минимальном весе и габарите у неё есть один недостаток,- диапазон рабочей температуры – 40 +100. При нагреве до 100 оС её прочность снижается до 35%, потому, непосредственно к тормозному цилиндру лучше подводить более «продвинутый» тормозной шланг из фторопластовой трубки в оплётке. Его внутренняя трубочка изготавливается из политетрафторэтилена (PTFE), который имеет  диапазон рабочих температур от -60°C до +260°C, а снаружи она усилена металлической оплёткой. Это обеспечит и защиту от внешнего повреждения (у нас ведь STOL – «внедорожник», а не выставочный «паркетник»), и предохранит от расплавления трубки нагретым тормозным цилиндром.
 

Вложения

  • 000_038.jpg
    000_038.jpg
    30,2 КБ · Просмотры: 421
  Собственно, всё вышесказанное было реализовано на более свежих версиях этого самолётика. И рассказать я собирался не о тормозных шлангах, а об индикации давления в тормозной системе (её исправности и срабатывании тормозов).
  Многих удивляет, что самолётная система торможения колёс обычно заполняется не сверху,-  через бачок, предназначенный для тормозной жидкости, а снизу,- через тормозной суппорт. Штуцер в этом суппорте, который на автомобилях обычно расположен в верхней точке и называется прокачным, в суппорте самолётиков располагается в нижней точке и называется заливным (сливным). По этой причине, он должен быть герметичным по резьбе, что обеспечивается резиновым колечком, или (при конструктивном отсутствии такового) подмоткой на резьбу фум-ленты. Тем не менее, качественно заполнить тормозную систему без улавливающих и отводящих воздух элементов довольно хлопотно и ПРОКАЧНОЙ штуцер, всё-таки, будет полезен.
  Все эти соображения нашли отражение в конструктивчике названном «тормозной кубик». Он установлен в разрыв тормозной трубки идущей от рабочего цилиндра педали к суппорту. В нём монтируются два фитинга для соединения трубок, прокачной штуцер и переключатель, срабатывающий на замыкание при наличии давления в системе. Переключатель замыкает на массу цепь индикаторной лампочки на панели приборов. Таким образом, пилот информируется о наличии давления в тормозной системе (срабатывании тормоза) левого и правого контуров.
 

Вложения

  • 03_085.jpg
    03_085.jpg
    18 КБ · Просмотры: 413
  • 02_122.jpg
    02_122.jpg
    17,9 КБ · Просмотры: 427
  • 01_163.jpg
    01_163.jpg
    89,9 КБ · Просмотры: 401
«Кубики», толщиной 18 мм, крепим к обшивке винтами М4 слева и справа в районе педалей так, чтобы обеспечить доступ для обслуживания (удаления пузырьков воздуха из улавливающей полости под прокачным штуцером). Усиливающая накладка в виде кружка Ф100 мм необходима, чтобы не было замятия обшивки ( толщиной 0,4 мм сплав 6061 Т6 ) при приложении затягивающих усилий к штуцерам «кубика».
 

Вложения

  • 04_062.jpg
    04_062.jpg
    14,2 КБ · Просмотры: 400
  • 05_061.jpg
    05_061.jpg
    13,3 КБ · Просмотры: 419
  • 06_051.jpg
    06_051.jpg
    124,6 КБ · Просмотры: 414
[highlight]ГЛАВА 3:[/highlight] АКБ (Аккумуляторная)

  Вначале, хочу сказать несколько слов об аккумуляторной батарее. Крепление АКБ для нашего самолётика выполнено в виде П-образной коробки с отгибами из листа 1,5 мм и крепится прямо к обшивке 0,4 мм, сверху - двумя винтами М4, а снизу – на трёх заклёпках Ф4 мм.

  Во-первых, размеры этой коробки соответствуют весьма редкому и эндемичному виду Аккумуляторов, которые обитают только на сайте интернет-магазина «Нандо Гроппо». Несмотря на ёмкость 16 А/ч обещают, что она способна выдать в течении 5-ти секунд при напряжении 7,2 Вольта аж 680 Ампер!!! За это она имеет стоимость всего каких-то 145 евро и вес 6,0 кг.

http://www.catalogogroppo.it/index.php?page=shop.product_details&flypage=flypage.tpl&product_id=34&category_id=11&option=com_virtuemart&Itemid=53

  Во-вторых, коробка расположена на правом по НП (Направлению Полёта) борту за механизмом электропривода закрылков и добраться до батареи практически не реально (если вы не «человек-паук», конечно).

  Отнесёмся с пониманием к нуждам производителя набора. Конечно так проще – дешевле в изготовлении. Так легче – доступнее для клёпки. Удобно сверлить отверстия и ставить заклёпку, когда есть доступ одному сборщику с наружи и внутри борта через вырез кабины. Но для обслуживания этот вариант «не проходной».

  А потому, во-первых, установим АКБ популярного (распространённого и доступного) размера и проверенной практикой марки. Ёмкостью 20 А/ч весом те же 6,05 кг. И пусть стартовый ток обещает всего 270 А, но нам же не трамвайные рельсы сваривать!!?

http://www.abars.ru/katalog-oborudovaniya/pozharnye-sistemy/akkumuljatornye-batarei/item/akkumulyatornaya-batareya-delta-ct-12201

  Во-вторых, сделаем коробку на петлях (что очень кстати, чтобы увеличить её размер) и прикрепим к ней некоторые агрегаты и детали.

  В третьих, перенесём место крепления на левый по НП борт, что обеспечит доступность и удобство обслуживания нашего «энергоузла».

Почему я его так назвал? – сейчас увидите. В этой главе будет меньше текста и больше картинок, как все мы любим.
 

Вложения

  • 000_002.JPG
    000_002.JPG
    51,8 КБ · Просмотры: 459
  • 001_065.JPG
    001_065.JPG
    58 КБ · Просмотры: 487
Отсверливаем заклёпки крепления коробки и ребра жёсткости, подкрепляющего обшивку в районе крепления АКБ. Режем коробку по нижнему ребру и приклёпываем уголок 25х30х1,5 и три петли. Всё встаёт на свои, будто заранее выверенные места!  🙂
 

Вложения

  • 01_164.jpg
    01_164.jpg
    20,5 КБ · Просмотры: 398
  • 02_123.jpg
    02_123.jpg
    21,9 КБ · Просмотры: 400
  • 03_086.jpg
    03_086.jpg
    108,9 КБ · Просмотры: 403
  Пару слов о клёпке. В неудобных местах удобно применять удлинители – втулки. Я использую латунные короткие стойки для печатных плат. Важно, чтобы клепатор не «хватал» заклёпку за самый кончик, а имел минимум длины зажима 4 -5 мм. Иначе губки клепатора колются,- он ломает сам себя. Потому, к выбору заклёпок следует подходить внимательно. Во-первых, используйте так называемые «многозажимные» заклёпки (их прочность и нагрузочная способность почти в полтора раза выше обычной) а, во-вторых, обратите внимание на длину хвостовика заклёпки. У дешёвых китайских заклёпок он короче (тот случай, когда размер имеет значение).
 

Вложения

  • 05_062.jpg
    05_062.jpg
    20,2 КБ · Просмотры: 404
  • 04_063.jpg
    04_063.jpg
    18,2 КБ · Просмотры: 415
   Прикрепим к коробке основной предохранитель на 80 А в корпусе с клеммами, реле-контактор и корпус предохранителя с разъёмом. Контактор отключает «+» АКБ от цепи питания, а предохранитель 0,1А установлен в цепь питания электронных часов прибора «GT-50». Наклеим уплотнитель и наш «энергоузел» готов к установке.
 

Вложения

  • 06_052.jpg
    06_052.jpg
    21 КБ · Просмотры: 426
  • 07_044.jpg
    07_044.jpg
    23,2 КБ · Просмотры: 456
  • 08_040.jpg
    08_040.jpg
    106 КБ · Просмотры: 439
  Добавим ещё одну приятную мелочь – простенький фиксатор, который позволит предварительно фиксировать крышку коробки, до закручивания крепёжных винтов М4. И, дополнительно, уголок подкрепления обшивки.
 

Вложения

  • 09_033.jpg
    09_033.jpg
    24,2 КБ · Просмотры: 419
  • 10_240.jpg
    10_240.jpg
    18,6 КБ · Просмотры: 432
  • 11_298.jpg
    11_298.jpg
    18,6 КБ · Просмотры: 410
  Вот так это выглядит в сборе изнутри и снаружи.
 

Вложения

  • 12_1_002.jpg
    12_1_002.jpg
    88,5 КБ · Просмотры: 455
  • 12_260.jpg
    12_260.jpg
    17,5 КБ · Просмотры: 454
  • 13_183.jpg
    13_183.jpg
    11,6 КБ · Просмотры: 412
Назад
Вверх