STOL - Nando Groppo “Trail” - доработки и полезные мелочи.

  Модификации предстоят (как выяснилось в процессе полётов "близнецов" этого самолётика 🙂), но скорее не по задней стойке, а по рессоре основной стойки. Точнее, я бы заменил её на более лёгкую ферменную схему, имеющую бОльший ход и хорошее демпфирование.

  В пользу этого говорят многочисленные "пайпероподобные" самолётики, на которых пилоты чувствуют сабя вполне уверенно. К тому же на фермочку можно установить шикарную подножку.

  Пока до этого не дошли руки, но полагаю, что нужно провести статистическую обработку аналогов и, скорее всего, несколько изменить нагрузку на шасси,- переместить вперёд оси передних колёс. Тогда (по совокупности изменений) можно сзади всё что угодно ставить.

  Можно пойти и простым путём  ;D на хвост прицепить спускаемый якорь  ;D (это же, хоть воздушное, но СУДНО!)*

*шутка, конечно
 
[highlight]ГЛАВА 4 [/highlight]: Панельки ИНТЕРКОМ.

  В конструкции нашего самолётика используется замечательное и довольно типовое решение крепления бокового остекления. К продольной трубе, образующей борт, приклёпывается уголок с гофрированной полкой, образующий дугу. Дуговая полка выступает наружу от обшивки борта. К этой полке приклёпывается остекление, которое за счёт прогиба получает дополнительную жёсткость, что препятствует появлению «хлопунов» на поликарбонатном стекле.
 

Вложения

  • 000_1.JPG
    000_1.JPG
    22,2 КБ · Просмотры: 310
  • 000_003.JPG
    000_003.JPG
    29,9 КБ · Просмотры: 309
  В процессе макетирования внутренней обшивки борта и подлокотника выяснилось, что место возле центральной стойки бокового остекления очень располагает для устройства здесь гнёздышек под разъёмы гарнитур и кое-что ещё.
  Раз уж решено тянуть сюда проводку, то использовать это место по максимуму! Так добавились: кнопка включения/выключения интеркома (ей уже не нашлось места на приборной панели) и дублирующий выключатель зажигания.
 

Вложения

  • 01_1.jpg
    01_1.jpg
    110,3 КБ · Просмотры: 296
  • 01_165.jpg
    01_165.jpg
    110,8 КБ · Просмотры: 298
  Для размещения гнёзд разъёмов и кнопки интеркома, в гофрированной части уголка необходимо вырезать пространство и подкрепить вырез плоской пластинкой. В продольной бортовой трубе установить  гайки – заклёпки М3. 
 

Вложения

  • 02_125.jpg
    02_125.jpg
    83,6 КБ · Просмотры: 270
  • 03_088.jpg
    03_088.jpg
    87,2 КБ · Просмотры: 276
  Объединяем все элементы панели одной общей пластиной, установленной на шайбах и подкладках по высоте гофров.
  Однако, незадача…, -  все гнёзда, кнопка, тумблер и разъём оказались за бортом!
 

Вложения

  • 04_064.jpg
    04_064.jpg
    20,5 КБ · Просмотры: 266
  • 05_063.jpg
    05_063.jpg
    103,6 КБ · Просмотры: 278
  • 06_053.jpg
    06_053.jpg
    20,5 КБ · Просмотры: 289
    Для защиты элементов панели от воздействия неблагоприятных погодных факторов их следует изолировать в герметичном кожухе. Для крепления кожуха, снаружи на герметике, приклёпывается профилированный уголок.

  Каким будет кожух, я ещё не решил. Скорее всего, из двух поверхностей, клёпаный из тонкого листа. А может быть, выклеенный из стеклопластика…
 

Вложения

  • 07_045.jpg
    07_045.jpg
    17,7 КБ · Просмотры: 268
  • 08_041.jpg
    08_041.jpg
    22,4 КБ · Просмотры: 264
  • 09_034.jpg
    09_034.jpg
    101,3 КБ · Просмотры: 259
   А с внутренней стороны всё определено.

ФОТО: 10, 11, 12

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ  (Дублирующая Панелька Интерком/AUX за местом 2-го пилота)
 

Вложения

  • 10_241.jpg
    10_241.jpg
    129,2 КБ · Просмотры: 272
  • 12_261.jpg
    12_261.jpg
    110,7 КБ · Просмотры: 276
  • 11_299.jpg
    11_299.jpg
    111,2 КБ · Просмотры: 273
[highlight]ГЛАВА :5[/highlight]  Центральная Коробка

  Изначально, потребовался конструктив для закрепления на рамке приборного отсека штатного шасси под радиостанцию «Icom-210». Одновременно к этому конструктиву будут крепиться боковые панели АЗС-ов и тумблеров. Так же, он служит опорой для нижней части шасси приборной панели, так как штатные кронштейны пришлось отрезать.

  Вот что получилось:
 

Вложения

  • 001_171.jpg
    001_171.jpg
    83,3 КБ · Просмотры: 280
  • 002_104.jpg
    002_104.jpg
    21,4 КБ · Просмотры: 284
  • 003_077.jpg
    003_077.jpg
    20,2 КБ · Просмотры: 291
  В процессе конструирования электросхемы и обвязки приборов добавилась ещё панель клеммных колодок, которые установлены сверху. Снизу «прилепились» два блочка с реле и электронным диммером подсветки. Сзади добавился кронштейн для разъёмов «РС» под жгуты, которыми разводится штатная колодка «Icom».
 

Вложения

  • 004_060.jpg
    004_060.jpg
    22 КБ · Просмотры: 248
  • 005_061.jpg
    005_061.jpg
    20,6 КБ · Просмотры: 247
  • 006_043.jpg
    006_043.jpg
    115,4 КБ · Просмотры: 252
  Вот так «центральная коробка» закрепилась на своём месте:
 

Вложения

  • 11_300.jpg
    11_300.jpg
    118,4 КБ · Просмотры: 247
  • 10_242.jpg
    10_242.jpg
    133,7 КБ · Просмотры: 251
Чувствуется  рука  талантливого  человека.  Сборщик  Вы  со  стажем  видно...........
 
[highlight]Глава 6[/highlight]  Полы кабины

  Обыкновенно, какая-нибудь много составная или пространственная конструкция начинается с проработки идеи в наброске, эскизе или чертеже конструкции. Часто, неправильный выбор на уровне идей, закладываемых в конструкцию, превращает эскизное моделирование в мучительный процесс. Приходится увязывать много разнородных самодостаточных элементов в единое целое, догружая уже, казалось бы, законченную конструкцию новыми функциями или переделывая её с учётом новых требований. Потому, наверное, более опытные конструкторы делают как … проще, а потом находят логичное объяснение и авторитетные доводы, почему это сделано именно так.  🙂

  Одну из таких своих ошибок представляю далее.

******

  - «Хочу, чтобы в кабине был пол». Согласитесь, как-то нога не поднимается ( точнее, не опускается ) наступать на обшивку днища толщиной 0,4 мм, установленную к ферме на вытяжных заклёпках ( хотя и не самых плохих ).

  А что такое «пол в кабине»? Задавшись этим вопросом я начал … мечтать.  🙂

******

Жарким июльским днём, самолётик приземляется на выкошенную луговину в пойме реки в отдалённом, нетронутом благами цивилизации месте. Пилоты удят рыбу, наслаждаются тишиной и любуются долгим летним закатом. Небо незаметно окрашивается в тёмно-фиолетовый цвет, а над оврагами поднимается тонкая дымка тумана. Под нарастающий стрёкот цикад воздух наполняется ощущением ночной прохлады. Трава тяжелеет под каплями вечерней росы и, цепляет за  ноги, как будто не хочет отпускать.
 
Погрузив снасти и небогатый улов ( «кошачья радость» ) в гермомешок, негромко переговариваясь, утомлённые пилоты лениво влезают в кабину. Проверка, запуск … После резвого разбега самолётик подпрыгнул, яркими лучами фар выхватил из темноты деревья на дальнем краю поля и, разорвав упругий вечерний воздух гулом пропеллера, начал ввинчиваться в чернеющее небо…

  Опуская литературные подробности, утром следующего дня в кабине можно обнаружить : траву, песок, глину, чешую, замешанную в разных пропорциях на вечерней росе… Если, конечно это самолётик не для аэродромно-ангарного базирования и полётов в сменной обуви, что я крайне приветствую!

******

  Какие же функции должен выполнять пол кабины утилитарного самолёта? В первую очередь – несущую,- перераспределять сосредоточенную нагрузку от ступней пилотов на силовые элементы фермы. Во-вторую – защитную,- предохранять прокладываемые по днищу электрические кабели и элементы систем управления от случайного повреждения ( заклинивания ) обувью пилота и багажом, а так же, от загрязнений, которые могут попадать извне. В-третьих – эргономическую,- должен быть не скользким, достаточно плоским ( не создавать препятствий для функциональных движений пилота ), стойким к износу, легко очищаться и т.п. В общем то, уже достаточно, чтобы «вывихнуть мозг» пытаясь увязать эти требования с реальной конструкцией.

  Есть умельцы, которые делают многие вещи «по месту». И у них всё хорошо получается. У меня, к сожалению, привычка делать по чертежу. Без эскиза и понимания технологии сборки я даже скворечник сделать не могу. 🙂 Поэтому, для проработки конструкции полов в кабине мне потребуется детальный чертёж конструкции. Чем больше подробностей и деталей переносится с конструкции планера в чертёж, тем лучше. Можно будет учесть и то, что один борт рамы на 5 мм длиннее другого, и утянутые сваркой внутрь на 10 мм от прямой линии элементы конструкции в узлах крепления подкосов и шасси. И то, что поднимая пол на 20 мм, появляется вероятность проскальзывания ступни по педали при нажатии на неё или непроизвольное торможение и т.д. и т.п. В общем, с проработкой конструкции пришлось повозиться… не одну неделю.
  Панели полов сделаны съёмными для возможности ревизии и укладки шумаизоляции. В качестве материала панелей достался АМГ-2 лист рифлёный «квинтет» 1,5 мм толщиной. На стрингеры пойдёт прессованный профиль толщиной стенки 1,0 мм. Ну, что есть,- то и будем есть…
 

Вложения

  • Stringery.png
    Stringery.png
    15,9 КБ · Просмотры: 279
  • Panel_.png
    Panel_.png
    8,8 КБ · Просмотры: 263
  Для разминки выбрал панельки поменьше – между педальными постами управления и «пожарной» перегородкой. Поскольку панели задумывались как съёмные – на винтах, а доступ к установке вклёпываемых гаек «по месту» не везде обеспечен, то решил опробовать технологию сверления ответных отверстий крепления стрингера к обшивке, через панель.
  Нарезал панельки и стрингерочки, вклепал в них гаечки и получился, эдакий, «кит-набор».
 

Вложения

  • 000_045.jpg
    000_045.jpg
    26 КБ · Просмотры: 250
  • 001_176.jpg
    001_176.jpg
    25,1 КБ · Просмотры: 233
  В собранной со стрингером панельке, совместно ( стрингер как кондуктор ) засверлены отверстия Ф2,0 мм. Это удобно и точно, поскольку все операции выполняются на столе по разметке, а не в скрюченном состоянии в тесном пространстве фюзеляжа «по месту» и «на глаз».
 

Вложения

  • 002_110.jpg
    002_110.jpg
    21,4 КБ · Просмотры: 233
  • 003_081.jpg
    003_081.jpg
    27,1 КБ · Просмотры: 223
  • 004_063.jpg
    004_063.jpg
    87,5 КБ · Просмотры: 246
  Готовые подсобранные панельки выставляются на месте и прижимаются к обшивке.
 

Вложения

  • 005_063.jpg
    005_063.jpg
    20,7 КБ · Просмотры: 244
  • 005_1_006.jpg
    005_1_006.jpg
    19,5 КБ · Просмотры: 242
От смещения они фиксируются винтом в гайку, установленную в элемент фермы.
 

Вложения

  • 006_1_003.jpg
    006_1_003.jpg
    17,5 КБ · Просмотры: 225
  • 006_045.jpg
    006_045.jpg
    17 КБ · Просмотры: 230
  Изнутри, через отверстия Ф2,0 мм, с помощью бормашинки сверлю обшивку. Затем, снаружи рассверливаю отверстия под заклёпки и приклёпываю стрингеры.
 

Вложения

  • 007_041.jpg
    007_041.jpg
    86,6 КБ · Просмотры: 229
  • 008_023.jpg
    008_023.jpg
    19,2 КБ · Просмотры: 220
  • 009_024.jpg
    009_024.jpg
    15,6 КБ · Просмотры: 229
Получилось пока не плохо и очень удобно. НО, на будущее: можно сделать специальные короткие винты с осевыми отверстиями Ф2,0 мм, чтобы сверлить через них ( и не делать в панели «лишние» отверстия ) правда, не везде это проходит по габаритам и доступности. А при высоте стригнера менее 15 мм это вообще не проходит,- заклёпка упрётся в гайку, если они будут расположены на одной оси.
 

Вложения

  • 012_028.jpg
    012_028.jpg
    24,6 КБ · Просмотры: 259
  • 013_025.jpg
    013_025.jpg
    25,6 КБ · Просмотры: 264
Теперь очередь самого приятного момента сборки. Согласитесь, испытываешь особого рода удовольствие, когда вырезанная по точному чертежу деталь встаёт на место «как влитая»… ну, или с минимальными доработками. А главное,- разом накрывает весь пол, не превращая процесс в пошив «лоскутного одеяла».

  Вот такие вот, всего две панели перекрывают пол в кабине пилота.
 

Вложения

  • 000_046.jpg
    000_046.jpg
    145,3 КБ · Просмотры: 231
  • 001_177.jpg
    001_177.jpg
    136 КБ · Просмотры: 231
  • 002_111.jpg
    002_111.jpg
    148,4 КБ · Просмотры: 227
Стрингеры под эти панели устанавливаются по аналогии с первыми панельками, но «лишние» отверстия не нужны. Здесь на одном стрингере, в группе, больше двух отверстий и смещения при сверлении через панель не происходит. В эти же отверстия, после рассверливания, устанавливается винт или заклёпка.

  Через отверстия, приходящиеся на силовые элементы фермы фюзеляжа ( обведены красным ) размечаются отверстия под резьбу М3.
 

Вложения

  • 003_082.jpg
    003_082.jpg
    27 КБ · Просмотры: 227
  • 004_064.jpg
    004_064.jpg
    20,9 КБ · Просмотры: 222
Назад
Вверх