[highlight]Глава 6[/highlight] Полы кабины
Обыкновенно, какая-нибудь много составная или пространственная конструкция начинается с проработки идеи в наброске, эскизе или чертеже конструкции. Часто, неправильный выбор на уровне идей, закладываемых в конструкцию, превращает эскизное моделирование в мучительный процесс. Приходится увязывать много разнородных самодостаточных элементов в единое целое, догружая уже, казалось бы, законченную конструкцию новыми функциями или переделывая её с учётом новых требований. Потому, наверное, более опытные конструкторы делают как … проще, а потом находят логичное объяснение и авторитетные доводы, почему это сделано именно так. 🙂
Одну из таких своих ошибок представляю далее.
******
- «Хочу, чтобы в кабине был пол». Согласитесь, как-то нога не поднимается ( точнее, не опускается ) наступать на обшивку днища толщиной 0,4 мм, установленную к ферме на вытяжных заклёпках ( хотя и не самых плохих ).
А что такое «пол в кабине»? Задавшись этим вопросом я начал … мечтать. 🙂
******
Жарким июльским днём, самолётик приземляется на выкошенную луговину в пойме реки в отдалённом, нетронутом благами цивилизации месте. Пилоты удят рыбу, наслаждаются тишиной и любуются долгим летним закатом. Небо незаметно окрашивается в тёмно-фиолетовый цвет, а над оврагами поднимается тонкая дымка тумана. Под нарастающий стрёкот цикад воздух наполняется ощущением ночной прохлады. Трава тяжелеет под каплями вечерней росы и, цепляет за ноги, как будто не хочет отпускать.
Погрузив снасти и небогатый улов ( «кошачья радость» ) в гермомешок, негромко переговариваясь, утомлённые пилоты лениво влезают в кабину. Проверка, запуск … После резвого разбега самолётик подпрыгнул, яркими лучами фар выхватил из темноты деревья на дальнем краю поля и, разорвав упругий вечерний воздух гулом пропеллера, начал ввинчиваться в чернеющее небо…
Опуская литературные подробности, утром следующего дня в кабине можно обнаружить : траву, песок, глину, чешую, замешанную в разных пропорциях на вечерней росе… Если, конечно это самолётик не для аэродромно-ангарного базирования и полётов в сменной обуви, что я крайне приветствую!
******
Какие же функции должен выполнять пол кабины утилитарного самолёта? В первую очередь – несущую,- перераспределять сосредоточенную нагрузку от ступней пилотов на силовые элементы фермы. Во-вторую – защитную,- предохранять прокладываемые по днищу электрические кабели и элементы систем управления от случайного повреждения ( заклинивания ) обувью пилота и багажом, а так же, от загрязнений, которые могут попадать извне. В-третьих – эргономическую,- должен быть не скользким, достаточно плоским ( не создавать препятствий для функциональных движений пилота ), стойким к износу, легко очищаться и т.п. В общем то, уже достаточно, чтобы «вывихнуть мозг» пытаясь увязать эти требования с реальной конструкцией.
Есть умельцы, которые делают многие вещи «по месту». И у них всё хорошо получается. У меня, к сожалению, привычка делать по чертежу. Без эскиза и понимания технологии сборки я даже скворечник сделать не могу. 🙂 Поэтому, для проработки конструкции полов в кабине мне потребуется детальный чертёж конструкции. Чем больше подробностей и деталей переносится с конструкции планера в чертёж, тем лучше. Можно будет учесть и то, что один борт рамы на 5 мм длиннее другого, и утянутые сваркой внутрь на 10 мм от прямой линии элементы конструкции в узлах крепления подкосов и шасси. И то, что поднимая пол на 20 мм, появляется вероятность проскальзывания ступни по педали при нажатии на неё или непроизвольное торможение и т.д. и т.п. В общем, с проработкой конструкции пришлось повозиться… не одну неделю.
Панели полов сделаны съёмными для возможности ревизии и укладки шумаизоляции. В качестве материала панелей достался АМГ-2 лист рифлёный «квинтет» 1,5 мм толщиной. На стрингеры пойдёт прессованный профиль толщиной стенки 1,0 мм. Ну, что есть,- то и будем есть…