Строительство VAN's RV-10

Новый год к нам мчится, что ни будь случится....
А тем временем работы по самолёту продолжаются. За последние пару месяцев ничего глобального не произошло, за исключением пожалуй покупки мною пропеллера для моего самолёта. Я приобрёл не новый, но с очень небольшим налётом Hartzell двухлопастной железный пропеллер. Рассматривал различные варианты, но к сожалению или цена была заоблачная или модель меня неустраивала по ряду параметров. В конце концов решил не изобретать велосипед, тем более что подвернулся очень удачный вариант.

Недавно в нашей части Канады случился вселенский потоп, прошли дожди, затопило достаточно обширную территорию, фермерские угодья, разрушило три основных хайвея соединяющие провинцию с остальной частью Канады. Погибли люди, многие оказались отрезанны от основной части провинции оказавшись на "островках". Канадская армия, службы спасения и с пол сотни (если не больше) самолётов и вертолётов малой авиации возили людей и продукты между отрезанными территориями провинции. Таких дождей небыло с 90х годов и это здорово парализовало жизнь всей провинции в целом.

Старшая дочка продолжает свой "курс" обучения удержанию самолёта в горизонтальном полёте - у неё неплохо получается )))

IMG_3733.jpg






IMG_3758.jpg


IMG_3762.jpg


IMG_3763.jpg




IMG_3768.jpg


IMG_3772.jpg


IMG_3789.jpg


t_b05ba45e3915417780e226b10cec465a_name_hwythumb_scaled.jpg


whatcom_road_interchange.jpg
 
Последнее редактирование:
На протяжении этих 2х месяцев я продолжал неравный бой с эпоксидкой и файбергласом пытаясь создать верхнюю панель для самолёта (в кабину на верх). Забегая вперёд скажу что в конце концов затея не удалась, но об этом подробнее в завтрашнем видео на моём канале в ютюб.
Старался и делал всё как мог качественно, даже смог сделать молд, но ...... вмешалось то самое НО.

Приобрел случайно и почти задаром небольшой трактор, который когда то предназначался для стрижки травы. Перебрал ему карбюратор, привел в порядок электрику и о чудо - он завелся и поехал. 13 лошадок под капотом и у меня есть трактор что бы вытаскивать и заталкивать самолёт из\в ангар 🙂

93A5CCCB-F1C7-43D7-97D5-EADA1EB1ACEE.JPG


IMG_3805.jpg


IMG_3825.jpg


IMG_3832.jpg


IMG_3895.jpg


IMG_3958.jpg
 
Дочуры растут и готовятся к новому году. Недавно прокатились в Сиэтл погостить на несколько дней. Замечательно провели время!
А совсем недавно, прямо перед рождеством у нас выпал снег, причём именно ВЫПАЛ - сантиметров 15 наверное. Вообще такого здесь никогда не видел. Жители в шоке, только от дождей отошли, а тут все завалило. Огромное количество жителей нашей провинции специально уезжают на рождество в горы где снег гарантированно есть в декабре. В этом же году все кто не уехал ничего не потеряли - снега столько что дети гоняют с холмов и горок на санках.

IMG_3850.jpg


IMG_3883.jpg


IMG_3889.jpg


IMG_3925.jpg


IMG_3939.jpg
 
Ну и в завершении немного по авионике. Вообще этот год был очень плодотворным в плане разработок. Запустил пару небольших авиационных приборов, разработал голосовой информатор "аля РИТА", недавно закончил работу по монитору за параметрами двигателя (сейчас готовится к тестам на самолете) и наконец добрался до разработки большого авиационного прибора с 10.2 инч тач экраном. По последнему уже сделал большую часть интерфейса, правда впереди еще много работ по оптимизации и удобству. Надеюсь что всё же удастся на следующий год (2022) собрать до конца РВшку, установить на неё всю авионику и поднять её в небо.
Всех с наступающим новым годом - Здоровья, Добра и Счастья !!!

525DF8FD-D99F-4DEE-BD0A-DB72F8362832.JPG


IMG_0091.jpg


IMG_3814.jpg


IMG_3879.jpg


IMG_3952.jpg
 
Вопрос.


А переднее колесо как то связано с педалями? Т.е. им можно рулить ?
 
Вопрос.


А переднее колесо как то связано с педалями? Т.е. им можно рулить ?

Нет это так называемое free casting nosewheel не связанное с педалями. Управление осуществляется с помощью дифференциального торможения основными шасси.
 
Время летит. Вот уже и сентябрь - дети пошли в школу и перевернулся лист календаря нового учебного года.
Работа, равно как и жизнь, не стоят на месте.

Общими усилиями удалось заклепать нижнюю обшивку крыльев. Честно скажу - как люди делают это в одиночку остается загадкой. Есть такие клепки к которым то и вдвоем не подлезешь. Тем не менее работа прошла успешно !

6AFC50EA-8403-4A2C-9EB2-C6D3E1B42F7C.JPG



А детки то растут, взрослеют и продолжают радовать своими успехами. Правда приходится иногда производить тех. обслуживание детей, взамен получая вкусняшки 🙂

9ea17a88-bb18-4c1b-9cf7-d1dd5fb94887.JPG



a12a5e14-dbb4-4c28-aeb4-a59251b69bb8.JPG

IMG-6041.jpg




У нас приключилось очередное небольшое авиационное проишествие. Поздно вечером возвращался знакомый домой, вроде и полосу видел, и про забор знал, непонятно вообщем, но зацепил он тот самый забор и так и плюхнулся аккурат перед полосой. Сам цел, самолёт на списание, rabbit lights (бегущие огни перед полосой) уже месяц как не работают - снес он пару мачт.

IMG-5962.jpg



А мы тем временем семьёй слетали на местное air show - было весело. Полюбовались на самолётики, погуляли и поели мороженное. Дети и жена в восторге - а это главное!

IMG-6047.jpg


IMG-6050.jpg


IMG-6062.jpg
IMG-6066.jpg
 
И конечно же самое приятное это ночной полет домой после окончания авиационного праздника!

IMG-6083.jpg


IMG-6127.jpg



В этом году выдал детям воздушные змеи - летают теперь на территории аэродрома 🙂

IMG-6182.jpg




Удалось съездить в небольшой отпуск в августе на острова неподалеку. И даже там небыло времени расслабиться 🙂 переодически присаживался и правил код в своей авионике - дело важное! Вот вот взлетит первый самолет (самолёт приятеля) в котором установленна полностью моя техника включая монитор двигателя и прочие удобства - момент ответственный и важно что бы все работало точно!

IMG-6228.jpg



Жены устроили "праздник". Вообщем сговорились тайком, купили нам - мужикам - все одинаковые рубашки, ну и моя начала меня уговаривать мол в гости идем - я тебе тут рубашку прикупила, одень а. Я ничего не подозревая одел. Результат ниже! 🙂

e73444e7-5e37-4159-8194-696224820960.JPG



Кстати пока были в отпуске наблюдали в небе пролёт "адской колесницы Илона Маска" - спутниковой групировки старлинк. Это я так ее окрестил. Вообщем спутники летают и их видно. Даже есть програмка для телефона что бы видеть когда пролетит и как будет ее видно и где 🙂

IMG-6240.jpg
IMG-6259.jpg
 
Ну и наконец мой самолёт - всегда оставляю на самое вкусное 🙂
Я установил крылья и завел двигатель - об этом я писал ранее.

IMG-6202.jpg


IMG-6269.jpg


А вот с какими сложностями я столкнулся в процессе я пока не рассказывал.

Первой проблемой оказалось то что с первого раза двигатель не завелся вообще! Тоесть в холостую покрутил стартером и понял что где то что то нехватает.
Мой батя сразу прокоментировал - нет искры 🙂 Остальные говорили что скорее всего мало топлива или мало воздуха.
Вообщем уехал в отпуск и по возвращении провел расследование - оказалось ИСКРА!
Я писал уже что в качестве системы зажигания я использую Lasar Ignition System. Это достаточно древняя но эффективная система электронного зажигания. Она базируется на стандратных Slick магнетто, однако внутри имеет немного больше "начинки" и умеет выставлять угол опережение зажигания (о какие я слова знаю) по отрицательному давлению (manifold pressure). Так как перебирал эти магнето я сам, по инструкции, то сам и допустил ошибку при сборке - перевернул одну деталь на 180 градусов в обеих магнето. Так что искра была, только не в тот момент когда нужно.
После разбора, установки детали в корректное положение и последующей сборки мотор запел с пол оборота!
Кстати использую я авто провода (качественные) и авто свечи. Результатом надеюсь буду доволен.

IMG-6291.jpg
IMG-6294.jpg


Второй и более серъезной проблемой оказался prop governor или говернёр (так ?) по русски. После старта двигателя при попытке поднятия оборотов я ощутил странную вибрацию в самолете. По мере поднятия оборотов к 1500 мотор немного загудел. Я остановил эксперименты и стал разбираться. Путем тестов выяснил что говренор работает в обратном направлении, тоесть когда синяя ручка угла атаки полностью вперед то пропеллер пытается встать на самый агресивный угол атаки. А когда ручка ближе к себе назад но наоборот пропеллер "расслабляется" и переводит лопасти в минимальный угол атаки.
Это показалось мне очень странным - стал рабираться с говернером. Вначале подумал что неверно поставил кабель привода. Но по логике выходило что поставил его правильно и проблема внутри говернора. Стал изучать вопрос. Достал, раздобыл и прикупил документацию. Выяснилось что говернор от двухмоторной цессны, где, как вы можете догадаться пропеллер работает в обратную сторону (отсутствие давления ставит пропеллер в feathered позицию. Вообщем говернор не подошел. Нашел другой, пришлось вскрывать, перебирать, приводить в чуство и затем еще конфигурировать говернор путем переставления пробок (ну такие вообщем заглушки специальные). Все получилось и пропеллер заработал как надо!

IMG-6330.jpg


Ну и наконец моя авионика и непосредственно монитор работы двигателя - провел много работ по доводке. Результатом доволен - показывает давления, температуры, обороты и прочее. Предстоит еще много доводки в полетах но думаю что вскоре прибор будет доведен до ума.
 
Больше месяца нет новостей. До чего дошел прогресс? 🙂


"Это не прогресс, это я до вас дошёл" (С) Простоквашино.


Вторая половина сентября и первая половина октября выдались очень хорошими с точки зрения погоды в наших краях. Солнечно, почти небыло ветра, и почти без лесных пожаров. Грех было не использовать это время для полётов с семьёй. Они у меня (врочем как и я сам) не любят летать в ветер и близко к облакам 🙂
Отправились на разведку на местные пляжи, добрались до одного интересного места где песок очень плотный, и как оказалось туда народ летает на самолётах и частенько (рано по утрам) садятся прямо на береговую линию.

Подвёл любимый RAM1500 - мотор начал трещать и постукивать - оказалось распределительный вал и lifters получили повреждения (выработка). Потребовался срочный ремонт - засел за интернет и книжки, изучил вопрос, заказал детали, разобрал двигатель, скинул головы цилиндров, добрался до нутра и все перетряхнул.


Наконец вернулся к работе по самолёту 🙂

IMG_7038.jpg


IMG_7107.jpg


IMG_7136.jpg


IMG_7140.jpg


IMG_6972.jpg


IMG_6975.jpg
 
Пообщался с инспектором, тот сказал что gascolator в Канаде как бы абсолютно необходим (без него мол не летает 🙂 ) и потребовал его установку.
Стал изучать вопрос, выяснил что вариант установки gascolator под капот не очень продуктивен так как влечет за собой явный нагрев топлива (как в котелке).
Решил ставить между крылом и фюзеляжем. Купил и поставил два. Вроде получилось, правда не сразу, были некие моменты, но в целом главное все вроде выглядит безопасно 🙂

В процессе rigging (это вообще как по русски то ? 🙂 ) рабочих поверхностей столкнулся с тем что ручка упирается в панель и не хочет дать полный travel и отклонение руля. Опять изучал вопрос - тут понял что многие такую проблему решали простым изгибанием ручки. Поехал в авто магазин, купил 12 тонн tube bender (изгибатель труб) и загнул чуть чуть посильнее. Вышло отлично - теперь полные отклонения поверхностей.

Довел авиаонику до состояния готовности к первому полету - монитор двигателя, сигнализации о превышении параметров, и прочее. Добавил AOA (угол атаки) сенсор и включил его програмно. Предстоит откалибровать в полете.

Самолет зарегестрировал, наклеил Call signs, все приготовил под инспекцию. Теперь осталось доделать помоему пунктов 10 из списка и можно инспектировать.
Очень надеюсб что инспекция состоится в этом месяце, делаю все для этого. Вскоре дожди и хотелось бы первый полет совершить до их начала.

Кстати столкнулся не только с бюррократией касаемой инспекции (миллион бумажек, форм, и прочего, что еще предстоит на неделе заполнять) но и с проблемой со страховкой. У меня формально на VANs RV10 всего 1 час налета в книжке. Из 5ти компаний 4 отказали в страховке, хотя имею Diamond DA20, 40, C172, PA28-235 налет. Тем не менее страховки сказали НЕТ. Одна правда все же застраховала, за немалые деньги 🙁 но с условием что первые 2 часа обязательно только с инструктором у кого налет на RV10. Вот теперь решаю эту проблему, ведь не каждый инструктор готов сесть в правое кресло на первый полет только что построенного самолета. Вообщем везде сложности, но решаю по мере поступления.

IMG_7180.jpg


IMG_7191.jpg


IMG_7192.jpg


IMG_7241.jpg


IMG_7242.jpg


IMG_7229.jpg


IMG_7233.jpg


68720680850__06BDCC45-E10E-4E3D-9E6B-B465CB8597F7.jpg
 
Назад
Вверх