Светосигнальное оборудование для аэродромов и вертодромов (Ночной старт)

Дмитрий Шаповалов (Velocity)

Хвост в самолете лишняя деталь!
Откуда
Москва
Собственно предмет сабжа в названии. Назрела необходимость сделать ночной старт. Всякое мобильное барахло жутко не устраивает. http://www.aircraftspruce.com/catalog/elpages/landingstriplights.php В любом случае 100 долл за фонарь дороговато, а смотреть в этом фонаре не на что  🙁.

Сделали прототип своего.....
 

Вложения

  • _iphone109.jpg
    _iphone109.jpg
    25,7 КБ · Просмотры: 661
Вот как выглядят PAPI днем

photo592_400x300.jpg


а так выглядит один элемент (возможны различные варианты исполнения)

photo431_400x300.jpg


Фото отсюда:  http://www.bristolairfield.co.uk/airfield_hardware_photos.php
 
Не загоняюсь ))))
Могу посоветовать поискать на военных аэродромах где нибудь валяются ОСГ (огни световой глиссады)- это то что Вам надо..а они (эти огни) практически нигде на военных аэродромах  не устанавливаются, а в составе комплекта светооборудования идут- надо поспрашивать у специалистов светотехников глядишь за пузырек огненной воды отдадут.
Второй маленький совет по питанию светотехники- надо передавать к фонарям высокое напряжение и уже в фонарях понижать до требуемого...потому как низкое напряжение питания влечет повышенные токи и как следствие падение напряжения на кабелях и разьемах (или соединениях). На старых системах даже питание 380 было проблемой (на удаленных участках огни горели заметно тусклее) и решалась она (проблема) установкой повышающих трансформаторов для питания удаленных фонарей....на серьезных аэродромах длинна кабельной сети светотехники доходила до 40 км. А в стационарных системах светотехники больших категорированных аэродромов бывает питание фонарей напряжением 3kV по той же причине.
В случае применения светодиодных излучателей очень удобно что драйверы питания светодиодов работают в большинстве от 96 вольт и почти до 300...яркость поддерживается автоматически (правда применение драйвера удорожает фонарь на 50-150 рублей).

Насчет отказа от световой глиссады одна из причин в том, что для определения пространственного положения задействуется, как бы правильно сказать, субьективный (и вдобавок плохотренируемый в отличие от глазомера) канал восприятия летчиком световой температуры (с большого расстояния и в зависимости от состояния атмосферы может искажаться цвет) и вдобавок у всех людей разная чувствительность глазьев к разным участкам спектра (дальтоники это крайность)))). 😀
Как дополнение к инструментальной системе посадки-это good, а как самостоятельная система не очень гуд ))) Поспрашивайте у корабельных летчиков- как это сделано в корабельных ЛА...там посложнее на самом деле, чем просто цвет огоньков за стеклом...там есть еще кое что и еще кое что...не рассказываю поскольку не знаю в настоящее время степень открытости светосигнальной корабельной системы посадки.
А так удачи и уважуха за пытливость!!! Если нужна консультация окажу с удовольствием. Хотя я знал одного командира авиационного полка который запрещал появляться летчикам в ТЭЧ- он говори что если летчик будет все знать и не дай бог думать как это все работает то он летать разучится ))))
Да, вспомнил, выпускал (и наверное сейчас выпускает) огни световой глиссады завод "Прожектор" -в районе 1-й Владимирской улицы и ш. Энтузиастов- мож у них можно расжиться чем то.
 
navigatorov сказал(а):
Могу посоветовать поискать на военных аэродромах где нибудь валяются ОСГ (огни световой глиссады)- это то что Вам надо..а они (эти огни) практически нигде на военных аэродромахне устанавливаются, а в составе комплекта светооборудования идут- надо поспрашивать у специалистов светотехников глядишь за пузырек огненной воды отдадут.

Есть 3 причины почему я этого не хочу делать.
1 - не покупаю ворованного
2 - совершенно непонятно как это обслуживать и ремонтировать т.к. нет запчастей
3 - отсталая световая система (американские требуют 3лампы*4огня*2торца*200Вт лампа, т.е. около 5 кВт на два торца)

navigatorov сказал(а):
Второй маленький совет по питанию светотехники- надо передавать к фонарям высокое напряжение и уже в фонарях понижать до требуемого...потому как низкое напряжение питания влечет повышенные токи и как следствие падение напряжения на кабелях и разьемах (или соединениях). На старых системах даже питание 380 было проблемой (на удаленных участках огни горели заметно тусклее) и решалась она (проблема) установкой повышающих трансформаторов для питания удаленных фонарей....на серьезных аэродромах длинна кабельной сети светотехники доходила до 40 км. А в стационарных системах светотехники больших категорированных аэродромов бывает питание фонарей напряжением 3kV по той же причине.
В случае применения светодиодных излучателей очень удобно что драйверы питания светодиодов работают в большинстве от 96 вольт и почти до 300...яркость поддерживается автоматически (правда применение драйвера удорожает фонарь на 50-150 рублей).

На ОВИ, где потребление огромное без высокого напряжения обойтись трудно, но на наших фонариках потребление копеечное, длины хвостов по 400 метров максимум и при последовательном подключении всё будет гореть нормально. Управляемые стабилизаторы тока будут стоять в блоках питания у торцов ВПП. Это отдельная тема, но вполне себе решаемая.

navigatorov сказал(а):
Насчет отказа от световой глиссады одна из причин в том, что для определения пространственного положения задействуется, как бы правильно сказать, субьективный (и вдобавок плохотренируемый в отличие от глазомера) канал восприятия летчиком световой температуры (с большого расстояния и в зависимости от состояния атмосферы может искажаться цвет) и вдобавок у всех людей разная чувствительность глазьев к разным участкам спектра (дальтоники это крайность)))).

Не понимаю почему такое сильное неприятие PAPI. Эта система широко используется во многих странах и является стандартной, у нас в стране в том числе. Я сотни раз садился на такие полосы как ночью, так и днем. Она работает замечательно и нареканий на PAPI ни от кого вообще не слышал. Красный там красный, а белый - белый. Спутать эти два цвета практически невозможно. Когда мы экспериментировали со светофильтрами, пропускающими более широкий диапазон, чем в требованиях, получали от пилотов нарекания на невозможность сразу определить цвет по одному огню PAPI, а при использовании правильных фильтров такого не возникает. Это всё равно что перепутать в светофоре желтый и красный. Таких летчиков на ВЛЭК нужно списывать на землю по дальтонизму. Вполне возможно что в отечественных огнях есть проблемы со светофильтрами, но я летал в основном за границей на полосы с PAPI. Светофильтры мы тоже берем заграничные потому как наших я не нашел в производстве, да и характеристики зарубежных доступны на сайтах производителя и есть уверенность что они их выдерживают. Собственно в нашем PAPI только нержавейка наша 🙁

navigatorov сказал(а):
А так удачи и уважуха за пытливость!!! Если нужна консультация окажу с удовольствием. Хотя я знал одного командира авиационного полка который запрещал появляться летчикам в ТЭЧ- он говори что если летчик будет все знать и не дай бог думать как это все работает то он летать разучится ))))

Я не совсем летчик. Мне интересно ковыряться во всяком железе. Консультации нужны, потому как приходится всё самому понимать и без консультации людей, которые как много лет в теме время тратится гораздо больше и результат получается далеко не сразу.
 
Что касается внутреннего устройства PAPI
Оно совсем не сложное -

Как видно на крайней фотке мы впихиваем световой поток от светодиода практически полностью в выходную линзу, и все остальные линзы свет от источника проходит "красиво" не вылезая за пределы оптической системы. Мы собрали полностью всю энергию и отправили её в нужном направлении с требуемым углом расхождения луча и обеспечением  перехода белый/красный менее чем 3".

Каждый блок PAPI будет состоять из трех таких устройств на одной базе. Для полного комплекта на два торца полосы нужно 24 таких блока.
 

Вложения

  • 011_0.jpg
    011_0.jpg
    25,6 КБ · Просмотры: 580
  • 015_0.jpg
    015_0.jpg
    70,1 КБ · Просмотры: 582
  • 019_0.jpg
    019_0.jpg
    35,3 КБ · Просмотры: 615
Что касается американских лампочек, то в них нет ничего волшебного, только потребляемая мощность запредельна -
 

Вложения

  • LIEL.jpg
    LIEL.jpg
    92,9 КБ · Просмотры: 601
Как выглядят PAPI внутри -

Ввиду необходимости обеспечения возможности быстрой замены ламп, корпуса, как правило, делают в виде легко открываемой коробки не сильно заморачиваясь на герметичности. В некоторых PAPI в дополнение к 400-600 Ваттам потребления ламп ещё устанавливаются дополнительные нагреватели линз, чтобы и в холодную влажную погоду линзы не обмерзали   😎.
 

Вложения

  • PAPI_inside0.jpg
    PAPI_inside0.jpg
    37,9 КБ · Просмотры: 584
  • PAPI_inside1.jpg
    PAPI_inside1.jpg
    39,9 КБ · Просмотры: 602
Для ясности я скажу вам цены )))) Правда читать сидя.
Во первых "Прожектор" продает только комплекты причем самый невинный гдето под полтора лимона.
Аэросвет предлагает (только по безналу) и без НДС ))))
1. Монтажные элементы
- Муфта ломкая 800 рэ (далее округляю)
- Подставка конусная 6500 рэ
- Опора огня (игла) 1250 рэ
- Основание плоское 1450 рэ
- основание под знак 1200
- Стойка круглая по 1000 рэ за полметр

ОМИ
ОЛ-3 , ОЛ-4 примерно по 14000 руб.
А вот импульсный огонь ( зажмурьтесь) - 230 000 рубл.

Единственная адекватная цена на кабель и к этому надо быть готовым за пролет 60 метров с фишками на концах около 9000 рэ.- поверьет считал так оно и выйдет плюс минус.

Написал не для того чтоб обидеть производителя....главное в чем такая цена, что огоньки сертифицированные в том числе по требованиям ICAO (их часть сертификатов на сайте)

Кто сертифицировать свой айрфилд не собирается эта сертификация не уперлась....

По прикидкам моим и автора ветки реально сделать и продавать не в ущерб себе огоньки по свойствам не хуже а местами и получше но без бумаженции от регулятора от полутора тыр максимум до трех.
Скоро в соседней ветке выложу фото того что вышло...не хочется показывать нетоварный вид.
 
А вот Дима, в твою "копилку знаний"  🙂, я нарыл прибор для определения видимости на аэродроме:

http://www.vaisala.com/en/airports/generalaviationairports/sensors/Pages/FS11.aspx
 
С PAPI продолжается интенсивная работа. Доработана механика и оптика. Получены и установлены правильные дихроичные фильтры. С фильтрами всё было не просто, но справились  😎

На аэродроме ведется бетонирование фундаментов под PAPI и на следующей неделе начнем вкапывать кабель. Через 3-4 недели похоже запустим всю систему. За это время доделаем систему электропитания, управления яркостью и удаленного мониторинга.
 

Вложения

  • 007_1.jpg
    007_1.jpg
    38,5 КБ · Просмотры: 586
  • 009_1.jpg
    009_1.jpg
    40,8 КБ · Просмотры: 583
  • 008_1.jpg
    008_1.jpg
    38,2 КБ · Просмотры: 489
Немного теории  🙂
Почему в PAPI мы устанавливаем дихроичные фильтры

В презентации Multi Electric Mfg., Inc. представленной в 2002 г. на IESALC CONFERENCE можно ознакомиться со следующими графиками теплового потемнения абсорбционных фильтров -

После изготовления нескольких образцов фильтров, окрашенных в массе, им удалось добиться 16% потерь при нагревании фильтра во время эксплуатации.

Дихроичный фильтр не имеет таких потерь
 

Вложения

  • Teplovoe_zatemnenie_krasnogo_fil_tra_1.jpg
    Teplovoe_zatemnenie_krasnogo_fil_tra_1.jpg
    89,5 КБ · Просмотры: 605
  • Teplovoe_zatemnenie_krasnogo_fil_tra_2.jpg
    Teplovoe_zatemnenie_krasnogo_fil_tra_2.jpg
    98,6 КБ · Просмотры: 549
Дихроичный фильтр отражает одну и пропускает другую часть спектра падающего излучения благодаря явлению многолучевой интерференции в тонких диэлектрических плёнках.

Абсорбционный фильтр, поглощая часть светового потока, нагревается, что приводит к его потемнению, чрезмерный нагрев также может привести к его разрушению.

По сравнению с абсорбционными фильтрами, дихроичные (интерференционные) имеют меньшие потери в зоне полезного пропускания и более высокую эффективность в зоне подавления, практически не поглощают световой энергии, благодаря чему могут использоваться при намного больших световых потоках.
 
Глубоко погружен в тему!! Достойно уважения. А я все никак товарный вид не сделаю...хотя финал близко. Но начну с фото фонариков, а потом готов дать на испытания.
 
navigatorov сказал(а):
А я все никак товарный вид не сделаю...хотя финал близко.

Мы сегодня уже на аэродром отправили торцевые фонари и на следующей неделе планируем отправлять боковые. Кабель вроде завтра подходит и на следующей неделе начинаем укладку. Через 3 недели поставим систему управления яркостью и удаленный мониторинг и будем тестировать.
 

Вложения

  • 069_1.jpg
    069_1.jpg
    103,6 КБ · Просмотры: 604
  • 064_1.jpg
    064_1.jpg
    52,7 КБ · Просмотры: 603
  • 060_1.jpg
    060_1.jpg
    79,2 КБ · Просмотры: 594
Для ВПП длиной 700м примерно так. Глиссадные огни (ПАПИ) и огни приближения не указаны, позже доработаю схему и выложу. На полосе менее 700м от двусторонних белых посадочных огней решили отказаться (на случай посадки с перелетом более 350 м от торца).
 

Вложения

  • SSO_Kudinovo_NEW.jpg
    SSO_Kudinovo_NEW.jpg
    134,8 КБ · Просмотры: 593
Назад
Вверх