Термическая обработка стали 30ХГСА.

fish

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Сыктывкар
Многие считают, что аналогом у стали 4130 является российская 30ХГСА. Нет, это не так. 
30ХМ - это самый близкий наш аналог. (Согластно хим. составу сталей.)
Хим. состав американской 4130:
С  0,3%; Mn  0,4-0,6%; Si  0,2-0,35;  Cr  0,8-1,1; Mo  0,15-0,25; P  0,04; S  0,04.
Хим. состав 30ХГСА: http://www.splav.kharkov.com/mat_start.php?name_id=170
Хим. состав 30ХМ: http://www.splav.kharkov.com/mat_start.php?name_id=33

Хим. составы 4130 и 30ХГСА на первый взгляд похожи, но весь фокус в большом содержании кремния и марганца в 30ХГСА.
Вот здесь толково и просто описан процесс сварки 4130 : http://www.weldingtipsandtricks.com/welding-4130.html
Кому будет лень читать коротко:
1. Если не хотите термообрабатывать то толщина свариваемых элементов не должна превышать 3мм.
2. Температура свариваемых элементов не должна быть ниже комнатной, но будет не хуже если подогреть до 50 по цельсию.
3. Обязательно плавное наростание сварочного тока до установленного предела.
4. Сварочный ток должен быть ниже чем для сварки подобных элементов из обычной стали. (Скорость сварки должна быть как можно меньше и желательно шаговой. Видно на фото по структуре шва.)
5. Поджиг дуги желательно производить на другой пластинке с переносом дуги на изделие. (Перенос должен быть быстрым, чтобы не свести на нет саму идею медленного наростания тока.)
6. Плавный спад сварочного тока, ни вкоем случае не резкий обрыв дуги. (Медленное остывание.)
7. Присадочная проволока ER 70 S2 это проволока DMO-IG фирмы BOHLER или аналог другой фирмы.
8. Наиболее точная подгонка стыков.
От себя могу добавить, что DMO-IG это практически наша Св 08Г2С только без молибдена и примерно с одинаковым пределом текучести.

Что касается 30ХГСА, могу сказать, что практически любая сталь требует термообработки, всё зависит от толщины.  Думаю если придерживаться приведённых выше советов и применить их при сварке 30ХГСА, то может получиться что нибудь, возможно даже не плохое. Ну и конечно эта работа не для дилетанта, нужен сварщик да ещё и с головой. Это только моё мнение. :)
 

bolivar

Я люблю строить самолеты!
5 лет назад сварил мотораму из хромонсиля обычным бытовым полуавтоматом.... прихватку делал поместу , потом снял и проварил....... раму так повело, что даже трудно описать...взял два газовых резака и постепнно прогрел, особенно швы с прилегающими зонами..... после остывания был удивлен, рама села на свои места во всех креплениях и стоит там до сих пор,  но следующую буду варить или из нержавейки или из СТ 20 ...... и еще..... во всех стыках использовал косынки
 

SU31

Я люблю строить самолеты!
Вопрос стоял в том ,можно ли  с начало закалить заготовки , потом сварить их вместе а затем сделать нормализацию всей конструкции. Вы читайте правильно вопрос , а как надо сваривать и термообрабатывать 30хгса я тоже знаю занимаюсь эти периодически. Просто после развала завода не стало шахтных печей и еще много чего ценного  , вот и приходится крутится вокруг одной печи закалки и менять технологии сборки .      
 

Як-55

Я люблю строить самолеты!
...очень интересует термообработка болтов узлов навески крыла Як-52-55м (30ХГСА)...есть-ли какие особенности?...кто знает технологию,подскажите...
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Обратитесь к Лапшину, а вообще если нет печи  куда можно поместить фюз целиком об этом лучше забыть.
Лапшин уже писал,что на фирме "Су",где стали строить Су-26,возможностей для сварки его фермы из хромансиля,не оказалось - пришлось варить ее из стали ВНС2.
Еще раз прокручивать все причинноследственные связи не вижу причин - в принципе,если не полениться,все доводы pro & contra уже имеются в этом форуме.
 

fish

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Сыктывкар
Вопрос к профессиональным технологам . Надо сварить раму из тонкостенных труб 30хгса Хочу сначала 1.закалить трубы . 2 сварить раму, 3 сделать отпуск всей конструкции , должно получится,снятие напряжения с сварных швов и нормализация труб до нужной твердости . Можно ли так делать? Хотел получить квалифицированный и аргументированный ответ .            
Зачем калить перед сваркой? При сварке этой стали Вы и так получаете проблему в виде ЗТВ сварного шва. Калить перед сваркой ни в коем случае нельзя. (Если это конечно не готовое изделие и вы уже перед фактом.)
    Местный подогрев перед сваркой, сварка и отжиг. Далее по техническим требованиям и в зависимости от способа сварки, нормализация либо закалка. Это если отжиг проводился всего изделия целиком.

В книжке по ремонту ЯК-12 написано что каленые детали при ремонте и чястичной замене можно варить электродами ниат-5 и 3 , атак же автогеном с присадочной проволокой из нержавейки марку не помню с флюсом. Вот я и хочу уточнить этот техпроцесс со сваркой , предварительно закаленных деталей потом сваренных в стапеле и отпущенных в печи , а если с начала варить потом калить причем в стапеле это проблемно , да и деталь все ровно ведет и оборудование не позволяет этого сделать .        
Хим. состав наплавленного металла НИАТ-5 в точности соответствует присадочной проволоке Св-10Х16Н25АМ6. Но это только для ремонта.
А вобще извините, но из двух постов не совсем понятно, что конкретно собираетесь делать (ремонт или изготовление нового), каким способом сваривать, будет местная термообработка сварных стыков или всётаки есть печка. 
 

SU31

Я люблю строить самолеты!
Надо сварить моторную раму , и варится она соответственно в стапеле ,соответственно и закаливается она в стапеле желатаельно из чугуна , но на бедность пойдет и железо, печь всего одна ,входное сечение 400х400, такой же бак с маслом ,стапель с рамой входит в нее в притык а теперь представте как все это вынуть при 860 гр. и опустить в масло , проще наверное закалить все по отдельности и сварить в стапеле ,а затем безстапеля все это положить в печь на нормализацию ,сварка хромансиля в закаленном состоянии допускается , все эти технологии приходится придумовать только от бедности и наших реалей .А раму на Су -26 делали из внс-2 потому что, на заводе не было печей таких размеров куда ее можно было засунуть , и оснастка стоила бы в разы дороже чем сварить готовую раму из нержавейки.         
 
все эти технологии приходится придумовать только от бедности и наших реалей .
После термообработки в данном случае обязательна дефектоскопия сварных швов, ведь даже малейшая микротрещина от вибрации моторамы приведёт к разрушению всей конструкции в самый не подходящий момент - бедность позволит это сделать?
Увеличение веса при сварке моторамы из Ст-20 будет соизмеримо с весом куртки на пилоте или хорошим обедом в его желудке - стоит ли оно всего этого гимора с непредсказуемым результатом...
 

SU31

Я люблю строить самолеты!
Я повторюсь в третий раз для особо понятлевых , вопрос состоит в том   можно делать по предложенной мной схеме тахпроцес или нет , я не спрашиваю ВАС уважаемые , чем заменить материал как сваривать и делать закалку металла ,это я и сам отлично знаю занимаюсь этим профессионально. Читайте правильно мой вопрос.      
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Будьте любезны - продолжайте далее "тихо сам с собою","профессионально".Лично от меня не рассчитывайте более ни на какой совет - столь "профессиональная" манера общения меня вовсе не привлекает.
 

fish

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Сыктывкар
Надо сварить моторную раму , и варится она соответственно в стапеле ,соответственно и закаливается она в стапеле желатаельно из чугуна , но на бедность пойдет и железо, печь всего одна ,входное сечение 400х400, такой же бак с маслом ,стапель с рамой входит в нее в притык а теперь представте как все это вынуть при 860 гр. и опустить в масло , проще наверное закалить все по отдельности и сварить в стапеле ,а затем безстапеля все это положить в печь на нормализацию ,сварка хромансиля в закаленном состоянии допускается , все эти технологии приходится придумовать только от бедности и наших реалей .А раму на Су -26 делали из внс-2 потому что, на заводе не было печей таких размеров куда ее можно было засунуть , и оснастка стоила бы в разы дороже чем сварить готовую раму из нержавейки.          
Задача в общем то понятна.
Вобщем можно попробовать высокий отпуск и закалку заменить нормализацией, для этой стали.
Если принять критическую точку Ас3 равной 830 по Цельсию (для 30ХГСА), то нормализация должна пройти в пределах 860-890 градусов. Это всё просто, сложнее с определением скорости нагрева и времени выдержки. Если принять во внимание, что сварка будет выполняться РАД способом (очень рекомендую именно этим способом и придерживаясь рекомендаций описанных выше, только присадочную проволоку поменять), хотя бы в одном узле будет пересекаться (или накладываться ) три шва и более, то скорость нагрева выставить не более 300[sup]0[/sup]/час начиная от температуры не выше 250[sup]0[/sup] (имеется ввиду не регламентируемая скорость нагрева до 250, соответственно от комнатной).
Охлаждение соответственно на спокойном воздухе, без сквозняков. Время выдержки в печи 40-45мин.
Без ситемы опор в печи не обойтись, конструкция точно поплывёт.
п.3 фотографии, нужно по моему понимать так:
если будете ремонтировать раму без последующей термообработки, то использовать проволоку Св-08А, а в случае закаленных деталей до предела прочности более 90 кг/мм[sup]2[/sup] применять проволоку Св-18ХМА. Я так понимаю закалив детали Вы хотите выжать из этой стали всё на что она расчитана. Да, а с какими параметрами Вам достались трубы, я имею ввиду прочностные хар-ки?
Есть сертификаты или Вы уже "порвали" пару образцов?
Удачи.
 

SU31

Я люблю строить самолеты!
Трубы куплены на базе , стандартный не каленый холоднокатаный прокат ,толщина 1,5 мм стенки , мерить твердость проблематично ,приходится резать "свидетеля" и мерить его на твердомере разрывной машины нет , а сварено все на аргоне с проволокой  Св-18ХМА   
 

fish

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Сыктывкар
Сейчас разговаривал со знакомыми спортсменами, раллисты - баггисты. Подтвердили (трубы покупали раньше на урале, ездили сами туда, сейчас уже два года ничего нового не делают, только ремонтируют) трубы были с пределом прочности 640-660 и текучесть 420-440, сертификат был, но не понравился и они несколько "порвали". Сортамент был от 32 до 48 и максимальной толщиной 2,5. Варили РАД и МП. Стыки обматывали полосками асбеста, после сварки всего каркаса закрепляли в станину и вытягивали талями в геометрию. Вело не очень сильно, только диаметр ниже 38. Нагревали по потихоньку, обматывали асбестом. Варить приглашали сварщика, проволокой из полуавтомата (Св-08Г2С). Закаливать не стали, посчитали, что прочности и так хватит. Проблем в последствии не было.
И всё таки по моему стоит найти лабораторию не разрушающего контроля и сделать металлографию стыков, пусть не с официальным заключением, а просто с выводами экспертов, это будет дешевле.
Удачи.
 

SU31

Я люблю строить самолеты!
Ответственные детали из легированных сплавов варят только с припоем Св-18ХМА , потому что шов в этом месте после термообработки будет одной твердости с основным материалом, сама сталь 18хма пластична и калится ,Св-08Г2Стаких свойств нет.
 

fish

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Сыктывкар
Всё верно. Спортсмены и варили Св-08Г2С чтобы не термообрабатывать, а если всё изделие будет термообработано с целью улучшения мех. свойств, то и сварочные материалы нужно выбирать соответствующие.
 

samodelkinn

Хочу в африку!
Откуда
Подмосковье
Надо сварить моторную раму , и варится она соответственно в стапеле ,соответственно и закаливается она в стапеле желатаельно из чугуна , но на бедность пойдет и железо, печь всего одна ,входное сечение 400х400, такой же бак с маслом ,стапель с рамой входит в нее в притык а теперь представте как все это вынуть при 860 гр. и опустить в масло , проще наверное закалить все по отдельности и сварить в стапеле ,а затем безстапеля все это положить в печь на нормализацию ,сварка хромансиля в закаленном состоянии допускается , все эти технологии приходится придумовать только от бедности и наших реалей .А раму на Су -26 делали из внс-2 потому что, на заводе не было печей таких размеров куда ее можно было засунуть , и оснастка стоила бы в разы дороже чем сварить готовую раму из нержавейки.          


За то время, что вы обсуждаете технологию сварки из 30хгса, можно было без проблем сварить две рамы из 4130N без всяких трещин и термообработок.
У самого сейчас лежат чертежи , с фермой из стали, и я готов был построить шахтную печь, но вовремя понял, что притащить из за бугра нужную сталь, будет на порядок дешевле и проще!
Если вопрос в цене, и купить 4130 для вас дорого, то я могу заверить, что возня с 30ХГСА в итоге обойдется дороже!
Ну и как вариант СТ20 и ВНС2.
Палыч в данном вопросе прав, вам в конце концов раму, или по клаве профессионально постучать? ;)
За все время существования этого форума, вопрос о 30ХГСА обсуждался неоднократно, и покажите мне хотябы одного, кто сварил ферму из хромансиля?
Сложно и очень много проблем.
Кстати сказать, трубы обычно поставляются в нормализованном состоянии.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
но вовремя понял, что притащить из за бугра нужную сталь, будет на порядок дешевле и проще!
Именно так я и намерен поступить с моторамой для нынешнего проекта:вначале хотел сварить все сам из местных материалов,использовав лишь покупные амортизаторы;затем решил,что проще и дешевле попросить сварить раму американских партнеров;но после некоторого опыта общения с ними счел за благо получить готовое кольцо моторамы с амортизаторами - а подкосы варить самому,использовав полученные вместе с кольцом трубы и кусок листа для книц.
 
Вверх