The BOM. Broadcasting outer module или просто Бомба.

smixer

Летаю на Stinson & Dornier
Член команды
Откуда
Хабаровск
Немного истории вопроса. Сталкиваясь "по роду службы" в основном со старыми американскими самолётами, и будучи по воспитанию "приборным" пилотом, испытываю постоянную потребность в апгрейде того ржавого старья, которое достаётся нам с "американских помоек" (с).  🙂 В первую очередь это конечно гироскопические приборы (авиагоризонт, гирокомпас, указатель поворота), Указатели скорости и высоты тоже иногда шалят, но как правило это связано не с самими приборами, а с рассыпающимися от старости линиями питания статики/динамики.
Увы новые или даже отремонтированные гироскопические приборы стоят недёшево. Поэтому по шкале цена/качество логичней становится покупка современных маленьких EFIS, благо их сейчас предлагает немало производителей (AvMap, MGL, Dynon и т.д.). Не буду останавливаться подробно, т.к. всё-таки не это является темой разговора. Но для себя я выбрал Garmin G5 (естественно в несертифицированном варианте). Плюсы: размеры (точно входит в дырку 3 1/8" и не залезает на соседние приборы), многофункциональность (EFIS и HSI в одном флаконе + возможность использования в качестве "головы" автопилота), хорошая графика, возможность подключения магнитометра, надёжность одного из крупнейших производителей.
Но... Оказываются существуют и более "гибкие" системы.
Идея в принципе проста. Зачем привязываться к маленькому не очень серийному экрану и лепить систему вокруг какого-то слабого процессора? Ведь можно использовать в качестве вычислителя и экрана серийно производимые планшеты/смартфоны, уровень качества которых в последние годы достиг высот, о которых раньше можно было только мечтать. И просто припилить к ним блок из необходимых датчиков и гироскопов, связать всё это по Wi-Fi и вуаля!   😉
 
Производя поиски в этом направлении я наткнулся на продукцию компании Levil Aviation, производителя высококачественных AHRS - твердотельных гироскопов (хотя наверное корректнее называть их блоками датчиков ускорения). На основе этих AHRS они делают несколько разных модулей для дельталётчиков и прочей мелкотни, в которые кроме AHRS встроены GPS и кое-что ещё. Внешне выглядит примерно так
 

Вложения

  • DSC05979-900-sw.png
    DSC05979-900-sw.png
    97,5 КБ · Просмотры: 319
Самый продвинутый вариант - iLevil 3 AW с подключением статики/динамики, GPS и записью данных на карту памяти я уже было собрался купить.
 

Вложения

  • iLevil_3_AW_side_NEW_2048x.png
    iLevil_3_AW_side_NEW_2048x.png
    87,4 КБ · Просмотры: 329
Но как обычно, время шло, деньги нужны были на что-то другое и т.д. Короче долго собирался. И тут в 2018 году компания выпустила в продажу принципиально новую модель - The BOM. Расшифровывается как Broadcasting Outer Module или Удалённый Радио Модуль. Но я думаю, что название подогнали так, чтобы на слух по-английски звучало просто как Бомба. Ну типа внешне похоже, а может быть и с мечтой взорвать рынок  ;D
Первоначально выглядела так:
 

Вложения

  • maxresdefault_029.jpg
    maxresdefault_029.jpg
    75,9 КБ · Просмотры: 299
На момент начала серийного выпуска модель немного изменила форму и окраску. В таком виде я её и приобрёл
 

Вложения

  • pricingb.jpg
    pricingb.jpg
    11,9 КБ · Просмотры: 303
Основная идея проекта - создать полностью автономный модуль со своим генератором, аккумулятором, ПВД, AHRS, GPS и т.д. Связать его по Wi-Fi с устройством (планшет или смартфон) на котором с помощью предварительно загруженного приложения будет отображаться информация в удобочитаемом виде. Стандартное бесплатное приложение выглядит так:
 

Вложения

  • thebomandtablet-lg.jpg
    thebomandtablet-lg.jpg
    28,4 КБ · Просмотры: 377
Немного опишу анатомию прибора. Картинка на английском, перевод мой, сверху вниз по часовой стрелке  🙂
- Датчик вибрации. Устройство запускается автоматически после того как датчик вибрации работает 6 секунд. Т.е. вы запускаете двигатель и через некоторое время BOM просыпается. По моим наблюдениям иногда нужно до 2-х минут, чтобы он законнектился с устройством. В режиме "на столе в офисе" нужно просто потрясти Бомбу секунд 10. Дальше можно увлекательно попилотировать "пеший по-лётному", но через некоторое время модуль автоматически отключится.
- Держатель. Предназначен для того, чтобы дистанцировать модуль от крыла, тем самым минимизировав влияние возмущённого потока на ПВД и слегка выдвинуть антенну GPS.
- Wi-Fi модуль. Тут всё понятно - для связи с устройствами отображения. Возможно одновременное подключение до пяти устройств.
- Приемник статического давления. Для измерения приборной и вертикальной скорости и барометрической высоты.
- Дополнительный приемник динамического давления (расположен под углом). Для измерения угла атаки. Подобная схема давно работает в ПВД компании Dynon.
- Приемник полного давления. Обогреваемый! Понятно отвечает за приборную скорость-
- Ответчик ADS-B. Устанавливается как опция за дополнительную плату. Ввиду ненужности этого тюнинга в родном зоопарке я его естественно не заказывал.
- GPS-модуль с WAAS (тоже немного лишнее, но на этом сэкономить не удастся).
- Съемная крышка с уплотнением (откручивается). Под ней разъем mini-USB и карта памяти Micro SD (входит комплект).
- Аккумулятор. Обычный литий-ионный, как на смартфонах, 3,7 вольта.
- Блок твердотельных гироскопов AHRS.
- Генератор со своей турбинкой. Начинает стабильно работать со скорости 60 узлов.
 

Вложения

  • BOM-Anatomy_option_ed.jpg
    BOM-Anatomy_option_ed.jpg
    32,6 КБ · Просмотры: 363
Что ещё осталось за кадром. Это удивительно, и я честно говоря не ожидал, но прибор измеряет магнитный курс. Т.е. в него встроен магнитометр. Удивительно здесь то, что обычно магнитометр - нежная штука, которую выносят подальше от железа, батареек и прочей требухи, создающей электромагнитные помехи. А здесь, мало того, что в компактном корпусе натыкано всякого разнообразного железа плюс свой генератор, но ещё и на пластиковом чехле, которым закрывается устройство на стоянке, расположен небольшой магнит, служащий выключателем. Как в таких условиях обеспечить нормальную точность работы?
Всё оказалось непросто. В устройстве расположен не один, а целых три магнитометра в разных плоскостях, сигналы которых обрабатываются программой и осредняются гироскопом. В итоге в процессе работы прибор показывает курс всё точнее и точнее, причём его показаниями можно пользоваться даже при самых крутых эволюциях. Эта фишка поразила меня больше всего.
 
Отличная идея. Убрал бы генератор с вертушкой, ибо бортовое питание есть, хватит аварийного аккумулятора, вместо генератора с крыльчатками, подшипниками и т.п..  Вращающиеся части - явно не добавят моторесурса девайсу..  А так в целом идея - Огонь!!! Эту штуку можно брать с собой на разные самолеты, ее не сложно крепить,  и получим ожидаемую, привычную информацию..
 
В таком случае пропадает смысл идеи в целом - избавиться от электропроводки в любом виде. И от питающей тоже. Вадим спасибо!!!
 
Ещё одно преимущество - если лететь строем группой самолётов, то одного модуля достаточно на всю группу.
 
Ещё одно преимущество - если лететь строем группой самолётов, то одного модуля достаточно на всю группу.
;D ;D ;D
Мне кажется, что основное удобство в том, что каждый член команды может иметь свою приборную панель. Даже пассажиры. Я часто летаю справа и момент отсутствия с той стороны приборов меня иногда напрягает.
Где покупали и сколько стоит?
Покупал естественно в штатах. Без ресивера ADS-B стоит $1600
 
В каком температурном диапазоне работает внешний блок? Не нашел инфы на сайте производителя
 
Ещё одно преимущество - если лететь строем группой самолётов, то одного модуля достаточно на всю группу.
Ага,когда твои приборы летят отдельно от тебя-это здорово!)))
 
Немного полетал. Поэтому поделюсь первыми впечатлениями.
Прибор требует некоторой подстройки. Как в определении углов крена/тангажа, так и в коррекции показаний барометрических приборов (высота/скорость). В принципе всё это достаточно легко проделать, но нужно специально слетать вдвоём по хорошей погоде. Затратил примерно час. Приборная скорость первоначально отличалась довольно значительно (около 10 узлов) от показаний родного прибора. Пришлось корректировать как угол установки Бомбы на крыле, так и ввести поправку программно через настройки. Для настройки критического угла атаки доводил самолёт до сваливания. Результат - очень корректная работа сигнализатора АОА. В общем быстро перебросить Бомбу с одного самолёта на другой в принципе нетрудно, но всё равно потребуется время для настройки.
Выяснилось, что родное приложение сделано явно для слепых - на экране iPad Air его EFIS выглядит просто огромным, при этом он совсем не перегружен какой-либо дополнительной информацией. Но найти место на панели для Айпада непросто, на штурвале крепить неудобно, сверху панели (на козырьке) он сильно засвечивается. Поэтому мне показалось, что для работы с родным приложением вполне достаточно экрана типа iPad Mini - его и расположить проще, и взгляд легче фокусируется.
Из замечаний - показания приборной скорости несколько дискретны. Не до такой степени, чтобы это напрягало, но тем не менее заметно.
Из приятного - гиромагнитный компас просто идеален по сравнению с родным старьём.
 

Вложения

  • BOM-C150.jpeg
    BOM-C150.jpeg
    172,8 КБ · Просмотры: 331
Скорость можно выставить в узлах, милях в час или километрах в час. Высоту  в футах или метрах. Переключается в настройках.
 
Назад
Вверх