Требования к приборным доскам

Рябиков

Изобретаем решительно все!
В этой теме предлагается осветить вопросы эргономики приборных досок - размещение приборов, форма, цвет, вкус, запах, устранение бликов, удобство работы с арматурой.

Подборка ГОСТ и ОСТ по требованиям к приборным доскам и т.д.: http://ifolder.ru/11830064
 
Вот еще очень полезная книжка.

Название: Справочник по инженерной психологии.djvu
Размер: 28.78 Мб
Ссылка для скачивания файла: http://ifolder.ru/11831217
 
Две компоновки и расцветки приборной доски. Первая - по здравому смыслу. Вторая с небольшим учетом требований эргономики.
 

Вложения

  • cocpit_T10.JPG
    cocpit_T10.JPG
    25,8 КБ · Просмотры: 285
  • cocpit_T10M.JPG
    cocpit_T10M.JPG
    29,6 КБ · Просмотры: 292
... и прикуриватель, пепельницу, подстаканник и ДВД . 😉  А если серьозно: плохо просматривается здравый смысл на первой доске: УС, Варио и высотник надо искать по всей кабине... вместо того чтоб мельком глянуть на верхнюю левую часть командирской доски... и переведя взгляд чуть правее проконтролировать обороты, температуру головок и давление масла. 😉  В этом плане вторая доска практически правильная (если это не магнитола сверху установлена) 🙂  Кстати разъёмы торчат прямо под левой рукой ученика.... обязательно чегонить снесёт-выключит. :🙂 Согласно законам Мэрфи. 🙂
 
Как показала практика, черный цвет приборной доски, после полутора часов полета, действует угнетающе. Светлые тона окраски, с цветными включениями, показали себя значительно лучше. Также улучшилась читаемость приборов и арматуры.
 
Зря обсмеяли бордачёк!
В первых полётах моего Че-22, летим с батей в свою деревню над рекой на Вихрях, боимся. На берегу рыбак машет нам чемто. Батя говорит: -"Вон, смотри, рыбак тебе муксуном машет".
Я отвечаю: - "Что, приземляемся?"
Батя:-"А бутылка у тебя есть?"
Я, :-"Нет, положить некуда"
Батя: -"Ну тогда полетели бордачёк делать!"
Так у меня появился бордачёк.
 

Вложения

  • Priborka.JPG
    Priborka.JPG
    39,7 КБ · Просмотры: 273
Подскажите: Чего это за самолёты такие?
 Что-то смутно мне подсказывает что это Т-10 и 10М....(возможно надписи на снимках) 😉 Но это тебе наш тёзка прояснит точнее, бо это его детищще. 🙂  А на твоей доске телевизор стоит правильно, можно хокей между делом смотреть... а вот пепельницы и подстаканника нет, недоработка получается. 😉
 
Зря обсмеяли бордачёк!
Это шутка. Согласен с Вашим мнением о наличии такого устройства.
Размещение мелких вещей, полетных карт, стаканов, бутылки с водой и т.д., это вечная проблема, рассмотрение и решение которой "настоящие" конструкторы самолетов считают ниже своего достоинства и предназначения. 🙂
 
Рассмотрим пример приборной доски.
Доска находится низко относительно линии визирования. Летчику потребуется далеко вниз переводить взгляд для контроля скорости, горизонта, высоты, оборотов.
Ручка управления самолетом перекрывает видимость основных пилотажных приборов.
Расположение приборов не соответствует стандартам.
По углу зрения капот не виден, но летчик видит верхнюю крышку приборного отсека. При ярком солнце отражение от крышки будет отсвечивать в глаза.
Нижний край приборной доски острый, а значит травмоопасный.
Винты крепления приборов и АЗС не покрашены в основной цвет приборной доски. Из-за этого теряется разборчивость прочтения надписей и восприятие информации с приборов.
Выключатели зажигания не имеют защитных дужек (возможно случайное выключение) и не выделены в отдельную зону.
Переключатель управления триммером имеет цвет, одинаковый с цветом ПД и находится в трудно доступном месте.
Для табличек поправок указателя скорости, девиации компаса, бортового номера самолета должно быть место.
 

Вложения

  • pd.JPG
    pd.JPG
    46,6 КБ · Просмотры: 262
Да... компановка неудачная: шарик надо бы под АГД поставить, а вариометр вместо высотника, он в развороте нужнее... в общем я бы перекомпоновал примерно так: 😉
 

Вложения

  • pd.jpg
    pd.jpg
    44,2 КБ · Просмотры: 246
Ну а теперь положительный пример.
 

Вложения

  • Aero_AT3_R100_Paris_Air_Show_2005.jpg
    Aero_AT3_R100_Paris_Air_Show_2005.jpg
    56,1 КБ · Просмотры: 253
Не совсем, распределение внимания в развороте обычно имеет следующщий порядок: капот-горизонт, УС, шарик (АГД при наличии), варио.  Чтобы не рыскать взглядом по доске, эти приборы лучше всего расположить в одну линию. Например как ниже:
 

Вложения

  • Aero_AT3_R100_Paris_Air_Show_2005_001.jpg
    Aero_AT3_R100_Paris_Air_Show_2005_001.jpg
    49 КБ · Просмотры: 218
Хм..мм.. Ща кстати внимательнее присмотрелся к ЖК доске Серёги Лыжника... А ведь она в общем совершенно правильно построена. 😉  Замечание только по АЧС-1... любые часы нельзя ложить на телевизор и располагать вблизи источников электро и просто магнитного излучения... намагнитятся и начнут врать. 😉  Это же касается и компасов магнитных (подозреваю что девиация на самолёте с запущщеным двигателем....полная терма-инкогнита для проектантов некоторых аппаратов :🙂)... но с более серьозными последствиями если на маршруте здохли батарейки ЖИПИЭСки. :-?
 
У мериканцев схема размещения приборов несколько другая.
Приборные доски Скиппера и Ил-103.
 

Вложения

  • skipper.jpg
    skipper.jpg
    29,8 КБ · Просмотры: 237
  • il103-3.jpg
    il103-3.jpg
    29,4 КБ · Просмотры: 234
Самолеты Скиппер и Томагавк разрабатывались одновременно и для одних и тех же целей - первоначальное обучение.
Приборные доски и набор авионики у них похожи, но приборная доска Скиппера более информативная.

Приборная доска самолета Томагавк.
 

Вложения

  • piper_tomagavk.jpg
    piper_tomagavk.jpg
    56,2 КБ · Просмотры: 231
Назад
Вверх