Трещины по гелькоуту

ACK

Я мечтаю летать быстро и далеко.
Откуда
МО Рай
Как устранить такие трещины и сколы на гелькоуте?
Удалить старый, нанести новый. Я бы сделал так-сотым зерном на шлейфмашинке удалил старый гелькоат. Новый изготовил бы  из клея к-153 и оксида цинка и т.п.,нанес, высушил,шлифанул,полирнул.
 

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
У меня возникли вопросы:
1. Что такое гелькоут?
2. Какая толщина гелькоута?
3. Зачем используют гелькоут в авиации?
4. Какую прочность изделию добавляет гелькоут?
5. Сколько лишних килограмм добавляет гелькоут к весу летательного аппарата?
6. Возможно ли окрашивать поверхность гелькоута если требуется другая окраска летательного аппарата?
7. Почему большие и серьезные самолеты типа аэрбаса никто не покрывает гелькоутом?
8. С какого перепуга авиаторы притянули за уши гелькоут из морских конструкций в авиацию в которой каждый грамм на счету?
9. Действительно ли применение гелькоута экономически более выгодно окраски?
10. Действительно ли летательный аппарат покрытый гелькоутом становится легче и прочнее просто крашенного ЛА ?

Заранее спасибо за дельные ответы на заданные вопросы.
 
Последнее редактирование:
У меня возникли вопросы:
Гелькоут это эпоксидный или полиэфирный состав обладающий сильными поверхностными свойствами (не стягивается в капли, хорошо разравнивается сам, не сползает со стенок и т.п). Если это заводской, самодельный не обладает сиеми свойствами.
Думаю, в большинстве случаев гелькоут - это чисто технологический слой. Без него просто замудохаешься готовить поверхность к покраски.
Толщина гелькоута в стандарте 0,4 - 0,5 мм.
Да, это очень тяжелый в некоторых случаях состав. Я лично применяю своей разработки, который позволяет нанести слой 0,2 мм. Это уже соизмеримо с толщиной краски.
Еще все зависит от основного ламината, от применяемой смолы (с разной усадочной способностью). При отверждении которого на поверхности проявляется структура ткани, плюс очень часто микропузырьки, которые даже глазом не заметны. Но когда начнешь красить, вокруг этих пузырьков краска образует язвочки. Это еще то занятие с ними потом бороться.
Поэтому если не наносить гелькоут, потом придется наносить шпатлевку. Тут уж сами решайте добавляет это прочности и веса или нет!

Лично я остановился на следующим способе. Матрицу покрываю слоем мыла в качестве разделителя. На мыло хорошо ложиться краска.
Затем наношу технологический слой акрила 2К, затем тонкий слой гелькоута (на вертолетную лопасть уходит 150 грамм гелькоута).
Все это высыхает и клею изделие.
После чего смываются остатки мыла, изделие шлифуется шкуркой №800 с водой, и уже после этого изделие крашу.
 
А многие уже да, не применяют гелькоут. Но для этого нужны и смолы соответствующие.
Вот например. Для меня загадка, почему на поверхности не остается пузырьков, когда накрывается пуансон такой площади. :oops:


 

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
Гелькоут это эпоксидный или полиэфирный состав обладающий сильными поверхностными свойствами
Вы думаете я не знаю что такое гелькоут?
Меня больше интересуют ответы на остальные 9 вопросов.
Я посмотрел интересный репортаж про производство в Европе аэробусов.
Их не покрывают гелькоутом.
Их только красят.
Вот поэтому я и задал вопросы зачем придумали себе заморочки с тем гелькоутом.
По поводу лопастей и других слабоизогнутых поверхностей.
Как то давно на МАКСе познакомился с технологией применения препрегов.
До сих пор не возьму в голову зачем нужно мыло при производстве лопастей?
Зачем пропитывают стеклоткань смолой ЭД20 ?

Там было предельно просто.
Берут препрег, который может хранится несколько дней в рабочем состоянии.
Затем растягивают над поверхностью матрицы пленку типа стреч.
На неё не торопясь укладывают выкройки из препрега.
Далее жертвенная ткань, неспешное вакуумирование и в автоклав.
Нет никакой спешки и поверхность глянцевая получается.
 
Берут препрег, который может хранится несколько дней в рабочем состоянии.
А до этого, берут алюминиевую матрицу с подогревом.....

Со мной делились подробной информацией с фото, как делают лопасти из препрега.
Когда нибудь разбогатею, понапокупаю всяких крутых материалов и буду тестить.
ЭД20 - одна из самых прочных смол.

Далее жертвенная ткань, неспешное вакуумирование и в автоклав.
И как потом жертвенную ткань с системой вакуумирования вытаскивать из лопасти? И через что, если например законцовки уже сформированы?
 

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
ЭД20 - одна из самых прочных смол.
Что такое "самая прочная" ?
И что такое не прочная?
На сколько кг/мм^2 станет слабее "пирожок со стеклом" из самой непрочной эпоксидной смолы по сравнению со связующем ЭД20, а точнее на сколько %% будет слабее ?
А в том "пирожке" разве нет стеклоткани и стеклонитей?

И в части конкретно прочности лопастей.
Так какой запас прочности должен быть для лопастей несущего винта?
Ответ "чем крепче - тем лучше" не корректный.

А до этого, берут алюминиевую матрицу с подогревом.....
Можно матрицу с подогревом, а можно матрицу без подогрева поместить в термошкаф.
Я, как самое бюджетное решение, склоняюсь к термошкафу.

И как потом жертвенную ткань с системой вакуумирования вытаскивать из лопасти? И через что, если например законцовки уже сформированы?
Жертвенная ткань применяется когда к ней есть доступ для её удаления.
А как вы удаляете из лопасти что то если законцовки уже сформированы?
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
А до этого, берут алюминиевую матрицу с подогревом.....

Со мной делились подробной информацией с фото, как делают лопасти из препрега.
Когда нибудь разбогатею, понапокупаю всяких крутых материалов и буду тестить.
ЭД20 - одна из самых прочных смол.


И как потом жертвенную ткань с системой вакуумирования вытаскивать из лопасти? И через что, если например законцовки уже сформированы?
Купите отвердитель ТЭАТ-1 не путать с тэта, и будет вам препрег самодельный))
 
  • Мне нравится!
Reactions: vk8
Купите отвердитель ТЭАТ-1 не путать с тэта, и будет вам препрег самодельный))
Я пробовал. Это просто ужаснейший препрег получается. С ТЭАТ-1 лучше работать пропиткой прямо в матрице на горячую (т.е. матрица должна быть горячая). Он очень химически активный, пропитывает очень классно и легко выводятся пузыри. Пластик получается гарантированно прочным.
Только чур в него ничего не добавлять, только смола и только ТЭАТ-1, проверено неоднократно.
У меня на укладку лопасти ручной пропиткой из сухих материалов сейчас уходит день. Примерно столько же, наверное, провозишься и с укладкой препрегом, да плюс его еще приготовить надо.
Поэтому или покупной препрег, или лучше пропитывать так.

Что такое "самая прочная" ?
И что такое не прочная?
Чтобы это понять со смолами надо поработать не один год!

Так какой запас прочности должен быть для лопастей несущего винта?
Зная Вас Анатолий, что бы я не ответил, Вы согласны с ответом не будете. Да и сто раз уже было говорено.;)
 

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
Зная Вас Анатолий, что бы я не ответил, Вы согласны с ответом не будете.
С чего Вы взяли, что я буду не согласен?
Если это нормативный параметр, то чего спорить?
А если это отсебятина, то почему с ней соглашаться?
 
Если это нормативный параметр, то чего спорить?
Предельный 6,5, эксплуатационный 4. В смысле запас прочности на моих лопастях по центробежке. Причем это заниженный показатель, на всякий случай.
А вообще, композит коварная штука, можно делать якобы все правильно, а окажется что получилось полное дерь... а будешь думать, что так должно и быть по неопытности.
Вот Юрий Ер недавно показывал что стало с его поплавками при посадке на воду. Вот Вам и ответ на вопрос - чем отличается прочная смола от не прочной.
Поэтому я и держусь за этот отвердитель ТЭАТ-1, потому что он дает показатель. Хотя работать с ним конечно очень тяжело и очень долго отверждается. А другие этот показатель не дают.
Да сейчас еще производители тканей стали хитрить. Они уток замасливают другим замасливателем, который например ТЭТА ПЭПА (производства ХИМЭКС Л.) не растворяют, хоть тресни. А некоторые вообще пропитывают уток парафином а основу прямым замасливателем. Ну и для кого они делают эту ткань?!
Поэтому ковыряться с композитными материалами нужно как положено. А для этого средства нужны. Не так все дешево стоит.
 
С ТЭАТ-1 лучше работать пропиткой прямо в матрице на горячую (т.е. матрица должна быть горячая).
какая оптимальная температура?
что происходит если просто стабилизировать температуру в помещении, скажем +30град.?
Поэтому ковыряться с композитными материалами нужно как положено. А для этого средства нужны. Не так все дешево стоит.
на западе не экономят на материалах а перекладывают всё на покупателя с высоким уровнем дохода, а нам надо делать "дешево и сердито" - действительно прочнее эд20 ничего не придумали... (кто думает иначе - результаты испытаний в студию)
 
Последнее редактирование:

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
действительно прочнее эд20 ничего не придумали...
Мне как то непонятна такая характеристика как "прочнее ничего не придумали".
Такие характеристики свойств, как правило, слетают из уст у некомпетентных подмастерьев которые только повторяют чужие слова не удосужившись узнать численную характеристику.
Если сравнивать связующие у которых сигма текучести равна 4, 3, 2 и 1кг на кв мм, то связующее с 4 кг на кв мм самая прочная.
Если сравнивать связующие у которых сигма текучести равна 4, 3,9, 3,8 и 3,7 кг на кв мм, то связующее с 4 кг на кв мм самая прочная.
Но в отвержденном стеклопластике с сигмой текучести порядка 75 кг на кв мм разница ни в первом случае ни во втором случае не будет выглядеть фатальной.
 

Anatoliy.

Верной дорогой идете товарищи!!!
Откуда
Севастополь
Предельный 6,5, эксплуатационный 4. В смысле запас прочности на моих лопастях по центробежке. Причем это заниженный показатель, на всякий случай.
Я правильно понял, что в Ваших лопастях запас прочности всегда превосходит значение 6,5 ?
 
какая оптимальная температура?
что происходит если просто стабилизировать температуру в помещении, скажем +30град.?
Ткани будет пропитывать и при температуре 30 град., хотя и вяло, а с ровингом уже не получится. По крайней мере с теми объемами ровинга что укладываются в лопасть.
При такой температуре ЭД-20 с ТЭАТ-1 как бы сонная, а при 60 град и выше становится очень "живая" и с ней приятно работать.
Зато есть плюс. После пропитки можно все остудить до комнатной температуры и есть возможность что-то подправить перед смыканием матрицы не боясь, что что-то свалится или отлипнет, или вылезет под поля матрицы.

Мне как то непонятна такая характеристика как "прочнее ничего не придумали".
Анатолий, что Вам мешает открыть справочники?
Мы здесь по отдельности не ВИАМ, проводить обширные исследования с подробным документированием - заняться что-ли больше нечем?
Зажал несколько образцов в тиски, и сломал. Что оказалось прочнее, то и используем.
Я правильно понял, что в Ваших лопастях запас прочности всегда превосходит значение 6,5 ?
Да. И говорю, это занижено.
А чему удивляться, если запас 4 ед. есть даже в автожирных лопастях из экструдера, в свободном сечении.
 
Последнее редактирование:

LiederB

Я люблю строить самолеты!
Для меня загадка, почему на поверхности не остается пузырьков, когда накрывается пуансон такой площади. :oops:
Просто используйте нормальную смолу. Кроме Ларита, доступны множество смол под свои задачи. Жидкая смола, которая живёт от 2 до 4-х часов позволит хорошо пропитать ламинат (без лишней смолы и пузырей).
Какая ЭД-20 с ПЭПА, ТЭТА??? Вы серьёзно? Зачем??? Сэкономить из бюджета на самолёт 20-30 т.р. и получить непроклей где-то внутри ламината? Килограмм нормальной смолы (вместе с отвердителем) обойдётся 1700-2300 рублей, если Ларит - несколько дороже, и то его нужно знать, где покупать (вместо него могут подсунуть L-ку). Если брать бочками по 20 кг, то на 25-30% дешевле.

Теперь для топик-стартера. Гелькоат используют для поверхностного слоя на изделие, и наносят его в матрице. Поэтому разделайте борозды, зашпатлюйте смолой с рубленным стеклом и микросферой и покрасьте. Летать будет так же...
 
Жидкая смола, которая живёт от 2 до 4-х часов позволит хорошо пропитать ламинат (без лишней смолы и пузырей).
Как то по первости купил жидкую смолу SIN-20, склеил лопасти и они у меня провисли. С тех пор есть недоверие к жидким смолам. Но понимаю, что это предвзятость. Наверняка есть и жидкие и прочные.

смолой с рубленным стеклом и микросферой и покрасьте. Летать будет так же...
Здесь надо сделать много уточнений.
Смола с добавками должна иметь меньшую прочность чем базовый слой, иначе с шлифовкой возникнут проблемы.
Смола должна иметь хорошую адгезию, простая эпоксидка к примеру не годится.
И рубленное стекло для таких тонких замазываний скорее всего не позволит нормально зашпатлевать.
Лучше взять автомобильную полиэфирную шпатлевку и замазать. Проблем точно не будет.
 
Вверх