В гости к дельталётчикам Татарии

     Долго сомневался – нужно ли выставляться здесь с отчётом. Вроде, и маршрут не очень серьёзный, и фотографий не так много (зима, всё-таки). Но полистав ветки форума, не нашёл отчётов о зимних маршрутах дельталётчиков и решил рискнуть. Заранее прошу простить за корявость речи и качество снимков.


     Друзья из Татарии частенько заманивают пилотов пермского клуба «Точка отрыва» к себе на шашлычок и, как правило, мы бессовестно пользуемся их гостепреимством. Но зимний маршрут протяжённостью почти 400 км до Нижнекамска до сих пор ещё не был освоен.
Поэтому, в назначенное время рано утром несколько пар глаз в разных концах города сверлили взглядом свои термометры. После осмысления, желающих куда-то лететь осталось всего двое. И  после полудня в воздух поднялись два борта- дельталёты «Поиск-06-582-Профи» и «Форсаж-Атлет-Судзуки».
     Василий к перелёту готовился основательно: под курткой его грел 12-вольтовый обогреватель, выдранный с подогрева сидения. Генератор двигателя его «Форсажа» мог себе позволить и не такое. Я же свято верил, что в моём ДНК есть  спиралька от пингвина, поэтому больше времени посвятил своему походному чемоданчику - сумки с набором необходимых вещей в дальних перелётах.. Зная о нездоровом интересе к нашим полётам после 01.11.2010 г. полезных и не очень организаций взяли, с собой пилотские, копии СЛГ и регистрации на технику.
 

Вложения

     К моменту старта воздух, как мы и предполагали, уже «прогрелся» до -22°С, однако прогноз по маршруту был тревожный. Через 10 км опасения подтвердились: температура ещё упала, а воздух заискрился вымороженными кристаллами льда, которые порой закрывали видимость до 2 км. В сочетании с беспросветной тайгой снизу данный факт заставлял нервничать всякий раз, когда менялся звук мотора.
     К сожалению, красивыми зимними пейзажами в такой обстановке похвастаться трудно. Пытался скомпенсировать их отсутствие съёмками рядом летящего «Форсажа». Но широкоугольный объектив камеры «отбрасывал» напарника на пару километров и разглядеть его на фото довольно трудно.
Васина модель «Форсажа» оказалась на удивление тихоходной и я с трудом подстроился под его 85 км/ч воздушной скорости, что по-началу казалось мне кощунством. Благо, ветер дул в спину и, подпрыгнув на пару сотен метров, мы, считай, поставили спинакер.
 

Вложения

     Первая четверть пути проходила над лесами, воздушные тропинки над которыми мы регулярно топчем летом, вылетая на свою площадку в Н.Городище. Она, эта «четверть», настолько же любимая, насколько и непредсказуемая, особенно в ветер. Лесной массив покрытый холмами в некоторых местах даёт дьявольский динамический воздуховорот.
Но мотор гудит ровно, путевая 100-105, курс 235°. И несмотря на ветер, турбулентность отсутствует полностью. Обож-жаю зиму!
     До Нижних Городищ, который уже 2 года принимает сентябрский фестиваль «Свободное небо/Free Sky», домчались за 55 минут. Предстояло как минимум дозаправиться, слить из организма конденсат и погреть колокольчики.
     Полоса плотно укатана, но ветер у земли неприятный. В помещении КДП, где пилотам в любое время суток можно найти приют, отогрелись и перекусили. Сторож поведал, что утром было очень холодно. Сплюнув на снег как это делают северные аборигены, и не услышав звона, сошлись на том, что лететь можно и нужно.
 

Вложения

     Дальнейшее перемещение в пространстве лишь укрепляло нашу решимость. Погода направлялась: воздух очищался от снега, небо пробивалось голубым, а солнце…солнце становилось тёплым! Так мы же почти на юг летим!
 

Вложения

    В районе Сарапула аккуратно обошли зону аэродрома Ижевска. Активный «НОТАМ» остался левее. Разрешённая высота зоны G здесь 1500, так что без церемонии забрались на километр и ловили солнечный загар.
ГОСПОДИ, КАКАЯ КРАСОТА, КАКОЕ СЧАСТЬЕ! РАДИ ЭТОГО И СТОИТ ЖИТЬ!
А понятию «лететь в молоке» в нашем случае натуральности добавляло лёгкое молочное марево снежной и ледяной пыли, проносящейся в воздухе. В какой-то момент я настолько уверовал в тёплоту наших отношений с природой, что рискнул отправить СМС-ку в Нижнекамск.
 

Вложения

     Пейзажи внизу стали радовать разнообразием, больше цивилизации – поселений, дорог, машин. И хотя к исходу подходил только лишь 3-й час полёта с начала дня, чувствую - заскучали. К этому времени батарея радиостанции Василия уже уснула, поэтому летели в тишине. В такие моменты каждый по своему решает проблему одиночества в воздухе: Василий время от времени «покупает билеты на американские горки»; я же впадаю в анабиоз и кручу в голове "Болеро" Равеля.
 

Вложения

     Через 1 час 25 мин после вылета из Городища  входим в зону аэродрома Бегишево.
Нехотя снижаемся до положенных 200 метров и сразу теряем на этом около 10 км/ч путевой. Ещё через час слева на горизонте возникают очертания Н.Челнов, дальше по маршруту нас встречает Менделеевск в обьятиях заснеженной Камы.
 

Вложения

     Оглядываюсь назад – и сразу выхожу из комы. Где «Форсаж»? Голова в скафандре крутится с трудом, поэтому делаю ленивый вираж. НИКОГО! Так ведь только рядом был… Возвращаюсь в Менделеевск, делаю большую восьмёрку – безрезультатно. Сажусь на лёд Менделеевска и пытаюсь связаться с пропавшим : абонент  - вне зоны. Произведя опрос местных рыбаков, типа - "вы не видели, тут самолёт не пролетал?..." ,  возвращаюсь, заодно сканируя пространство.
 

Вложения

     Оставшиеся 37 км до Нижнекамска прошли в тревоге.
Посадка в конечной точке - через 2 часа 57 мин. Кроме снегоходчиков встречать меня некому: похоже, я - первый.
Через 40 минут тревожного ожидания приходит сообщение, что «Форсаж» сел на вынужденную в поле. И не очень удачно. Получив примерные координаты, сразу вылетаю, заодно заправляюсь под Елабугой .
     Зрелище, открывшееся в «точке» посадки «Форсажа», оказалось неприятным. Василь откапывал своё сокровище в компании местного жителя. Аппарат при заходе на целину поймал под снегом спиленное дерево и, сломав рессору, опрокинулся на бок. Попытались с помощью снегохода времён царя Гороха поставить его вертикально – безрезультатно.
     Докладываю Нижнекамцам по телефону обстановку, точные координаты и срочно возвращаюсь: солнце уже село за горизонт. На место посадки выезжает «группа спасения» во главе с председателем спортивной федерации Республики Татарстан Владимиром Ч., которой ещё долго предстоит выяснять отношения с местными органами власти непонятно откуда получивших информацию об «упавшем самолёте».
 
     Утром на следующий день, как и обещал Владимир, в Нижнекамск приехал Дед Мороз. Конечно, не с -35°С, но местные дельталётчики заводиться даже не пытаются. После небольших манипуляций с газовой горелкой двигатель с кик-стартера затарахтел и в этот день уже ни разу не остывал.
Надо сказать, что прилетели мы в Нижнекамск не просто так, а на праздник «Белый ветер» - соревнования снегоходчиков. У них своя программа, у нас – своя. Спасибо организаторам за предоставленный бензин, гречневую кашу с тушёнкой из полевой кухни и благодарную публику. Налетались вволю.
 

Вложения

    В конце-концов, солнце начало спускаться в снег и народ заготовился к отлёту. Челнинцы смолили лыжи домой, а оставшийся народ, к тому времени продрогший и проголодавшийся, готовился к небольшому перелёту за город на турбазу, где были заказаны домики, ресторан и баня.
 

Вложения

     Наконец,  уставшие и счастливые, мы сидим в бане и вспоминаем прошедший день, строим планы на завтрашнее обратное возвращение. Вечер с друзьями под водочку, с хорошей закусочкой, с банькой и весёлыми анекдотами – нет, мы прилетели не зря!

     Утром ветер, как по-волшебству, поменял направление на нужное (точно в соответствии с прогнозом). Стало заметно теплее, но и ветреннее.
Лететь домой мне предстояло в гордом одиночестве, поскольку аппарат Василия в ближайшие дни восстановлению не подлежал.
Стартовал после непродолжительных сборов с окраины Нижнекамска в районе «Корабельной рощи». В баках 60+35 литров, любезно предоставленных хозяевами.
 

Вложения

     Город обхожу с запада и по ломаной - 280 км на Н.Городище, где придётся подсесть для дозаправки. Ветер у земли сначала дал немного вспотеть, но после набора высоты  атмосфера успокоилась и оставалось только подруливать на боковичок. Ветер почти 90° к ЛЗП и практически не влияет на путевую. Поворотом передней лыжи нахожу положение, когда воздействие на трапецию минимальное, выставляю РУД и триммер на 100 км/ч воздушной скорости и на следующие три часа проваливаюсь в гипнотическое состояние, вслушиваясь в эфир и изредка отогревая руки между ног…
Через 4 часа 20 минут после вылета из Нижнекамска в ответ на моё успешное прибытие домой Владимир  шепчет мне пересохшими губами «Слава богу!», а я наношу на свою настенную карту очередную красную линию маршрута.
 

aes

RIP
Откуда
Москва
Вероятно имеет смысл озвучивать, если это другим как-то может помочь, уберечь.
В общем безусловно - ваше решение.

При всех раскладах 400км при минус 22 без подогрева в унтах, груди и перчатках - это суперсерьёзный маршрут  :IMHO
 

timoshenkov_

Я люблю строить самолеты!
Да, мужчины, впечатляет!

Честно говоря, несколько насторожило описание первой части маршрута туда, когда температура была -22, внизу лес и видимость, судя по фото, действительно не более 2 км.

Сергей, я так понял, искусственный подогрев организма Вами не использовался. Если можно, поподробнее про одежду (варежки, обувь, шлемак, комбез и т.д.). Субъективные ощущения по температурному режиму организма?  Каков был план действий в случае вынужденной на малонаселенной части маршрута? Ориентирование, использовали ли карту или только GPS, как последняя себя вела при темп ниже 20? Причина вынужденной Форсажа? Как и куда садился?

Вопросы не праздные, сам не равнодушен к зимним перелетам, практикую ;) Так что если не затруднит ::)
 
Здравствуйте, друзья.

Попытаюсь по порядку.
Шлем снегоходовский, "Бомбардье" модель BV2S, с отводом выхлопа. Под комбинезоном -термобельё, толстый шерст.свитер и горнолыжная куртка. В нашем случае я бы ещё что-нибудь одел (хорошо, что летели медленно). На ногах - современные зимние сапоги, не унты. На руках - шерстяные варежки внутри снегоходовских краг.
Сказать что не мёрз - совру. Особенно руки. Но и зубами не стучал. В Магадане, говорят, при - 44 летали.

Насчёт вынужденной: так у нас везде тайга. Всегда где-то косишься на белое пятнышко для аварийной, но думаешь только о хорошем.)) И потом, никто не отменял технологию вынужденной посадки на лес...

Готовились к маршруту по Гуглу, летели по навигатору, но карты всегда с собой. По причине продолжительности, на наколенный планшет даже 5-километровку закладывать бессмысленно - в воздухе карту не перевернёшь.

Навигатор выдерживал - 27 грС, но можно его заложить в силиконовый кейс.
 
Свой лес мы знаем и куда идти - сориентируемся.
В случае вынужденной в лесу - прямым ходом до ближайшего населённого, а далее - доклад по инстанциям в любой форме. С собой всегда - карты местности, спички, нож, немного еды, газовая горелка, верёвки, минимальный набор инструментов.
 
Вверх