В своё время работал на АЗЛК, бывал в экспериментальном цехе, где вручную изготавливались автомобили. На деревянном болване, с помощью киянок, струбцин из листа выколачивали практически все кузовные детали автомобиля.
На авиационном заводе, на опытном производстве по деревянному болвану снимали гипсослепок, по нему отливали свинцово-цинковый штамп, штамповали, на болванке доводили инструментом, как называется не припомню, но выглядит как прямоугольник формата А4 с ручкой из резины толщиной 30-40 мм). Далее термообработка и доводка по болвану.
На серийном авиазаводе, на пуансон из пескоклеевой массы кладут лист по периметру зажимают зажимами и при помощи гидроцилиндров тянут вниз и в стороны. Далее термообработка и доводка.
Есть фильм как на импортном прессе серийными ударами с помощью универсальных оправок делают из плоского листа делают деталь двойной кривизны, а точнее сферу, потому как оправки это часть сферы, маленький её кусочек, и он при перемещении работает по всей поверхности листа, делает сферу по всему листу. Здесь можно без термообработки. Самый дешёвый пресс 7500 Евро, Германия. На этом прессе хорошо доводить полки нервюр и шпангоутов. К сожалению ссылки дать не могу, имею только диск с рекламным фильмом фирмы