Впервые в истории авиации Украины, на МДП в Европу!

Ivan_Sh

flexwing flyer
Откуда
UA-UK
Ровно год назад о таком перелёте мы даже подумать не могли. И причина этому отнюдь не опыт и  технические возможности. В июле 2012го оба Ивана были заняты другими вопросами, а именно – возможностью легально выполнять полёты в ВП Украины на МДП. Пример Шпуля, который достав телефон и набрав военных и информацию сообщил о планируемом использовании ВП, оказал сильнейший эффект…  Он мог официально летать на своем же МДП…

Подготовка.
Первый этап для нас – зарегистрировать МДП, получить Дозвіл на виконання польотів, разрешение на радиостанцию и ответчик. Этим начал заниматься осенью. Надеюсь, что этой осенью получится  зарегистрировать ещё один МДП и привлечь своих знакомых к регистрации своих телег. Практически одновременно с регистрацией необходимо было восстановить UL лицензию для старшего и получить новую лицензию для младшего. Более подробно про получение/восстановление можно прочитать вот тут: http://www.ukraviaforum.com/index.php/topic,7050.0.html
Получив лицензию, необходимо было «натаскать» авиационный английский. Для меня это не было новым, но стояла задача получить твердые знания и поднабраться опыта в Украине, а так же получить соответствующие отметки в додатке. Выбор английского оказался довольно таки велик, но я остановился на Кировограде. И не ошибся. Очень рекомендую если достаточно 4го уровня, так как для 5го надо ехать в Киев. Первоначалка – выше всяких ожиданий. Пед.состав на высоте! Экзамен на уровень – думаю, как везде, во всяком случае по тем отзывам, что я слышал.
Как то в августе, к нам пришла такая вот идея перелёта.. и почему-то одновременно предложили Шотландию.. другие варианты даже не рассматривались, и на то есть весомые причины:
1.      Довольно интересный маршрут, сам по себе
2.      DUXFORD. Думаю не стоит описывать что это такое…
3.      Красивейшая природа Шотландии, даже без авиационной составляющей
4.      По времени как раз получается отпуск
5.      Крылу и телеге в августе 2013 подходили 4х годовые/500 часове формы ТО. По нашему скромному мнению, лучше чем на заводе изготовителе их нам никто не сделает
6.      Мотодельте тоже было бы интересно пролететь над своей родиной
7.      Название мотодельты QuikR, «Q» мы не могли использовать как первую букву в регистрации, поэтому остановились на созвучном KWIK… вот и получилась регистрация UR-KWIK. И если с UR всё понятно, то Кило Виски тоже должно иметь значение.. а где же взять Кило Виски, если не в Шотландии? Вопрос с Индиа Кило остаётся открытым, предложения принимаются, крейсерская с внешними боковими сумками 140км/ч
Про скорость.. Ротакс. При оборотах 4700 и полной загрузке скорость 160км/ч – балансировочная, что не мало для мотодельтаплана. Но как показали полёты с боковыми сумками – мы теряем ровно 20км/ч на тех же оборотах.. но это не есть проблема, учтём при планировании
А оно началось одновременно с обучением в Кировограде. Нам предстояло подготовится к перелёту. И один из этапов подготовки: аэронавигационная информация. Предстоял перелёт из Харькова на острова Шотландии, через всю Украину с востока на запад, через Польшу, Чехию, Германию, Францию, Англию и через всю Шотландию. Начал изучать AIP, спасибо за бесплатный доступ Евроконтролю.. но этот сайт оказался не совсем удобным, поэтому на APPSTORE я закачал eIAIP – полный AIP всей Европы (включая Украину и прочие соседние страны) за 6 долларов на пол года.. с бесплатным обновлением каждый день, что очень удобно для подготовки в любом месте и особенно на аэродроме. AirNavPro и Jeppesen FD тоже оказались полезными
Был составлен график изданий VFR карт. Преобретались  лишь необходимые нам части, кроме Украины. Украину купили все 8 из 8, от 27го июня. А до этого нам уже приехали 2 карты Англии, 1 Шотландия, 1 Франция, 6 из 8 Германии, 4 из 6 Польши и 1 карту Чехии мне помог прибрести наш форумчанин в Праге, куда я попал абсолютно спонтанно на короткий week-end
Непосредственно перед перелётом обновили базы в Garmin 296 и закачал свежую «Европу» в iPad.
Визы. Открыли Шенген и Британскую.
Заранее купили билеты в Даксфорд. Duxford. Прилететь туда в роли КВС своего ВС, а не приехать на бесплатном автобусе с 7й платформы кембриджского автовокзала, надо сказать, очень сильно манило. И пусть это мотодельтаплан, а не Спитфаер, но полёт в Даксфорд отчетливо ложился в планы.. посадка на базе Спитфаеров, база Королевских ВВС.. Мекка.. Живая история Второй Мировой.. Более того, 13-14 июля 2013 в Даксфорде – авиашоу «Летающие легенды». Это дало нам понимание о дате полёта: нужно вылететь 1 июля, примерно неделя долететь до Англии, неделя в Англии и ТО, потом 13-14 на авиашоу, и неделя что бы добраться домой. Но о Даксфорде будет позже
Все планы по перелёту начали таять весной, вместе со снегом и асфальтным покрытием автодорог,  когда Украинские страховые компании за 1 месяц страховки мотодельтаплана (3х лиц, пассажира, без военных рисков, MTOW 450кг) захотели (в среднем) 10 000 USD, с «0» не ошибся, именно десять тысяч долларов). Спустя 2 месяца переговоров одна из фирм (стоит ли называть столь известное имя) опустила «предложение» до 6800 евро. Хотя цена для самолётов  (где страховая сумма больше в 3 раза – около 200 долл в месяц).С апреля месяца голова кипела вопросом страховки. Киев ожидал денег, но все понимают что это не цена. В той же Англии, дорогой стране, страховка мотодельтаплана (КАСКО, 3 лица, пассажир и УТП в год обходится в 400 фунтов) Обзвонил всю Европу. 5 ведущих страховых в Англии, затем Францию, Германию, Польшу. Обзванивал и отправлял запросы организаторам прошлых и будущих Чемпионатов Мира и Европы (СЛА), отказы. Дилеры украинской авиационной техники в Европе и аэроклубы тоже оказались бессильны в страховании мотодельтаплана с UR номером. Обращался и к пилотам, летавших в Европу на самолётах… они тоже подключали Европу и отечественные страховые – но операторы в страховых компаниях разделились на 2 группы: иностранные компании не брались, а украинские, пользуясь положением, хотели денег. В одном из разговоров британская сторона задала прямой вопрос – если у Вас нет специалистов по страхованию  АОН, как АОН ещё существует? Англичане посоветовали обратиться в местную AOPA. Ответить на вопрос было не легко, но к АOPA я обратился. Надо отдать должное, как бы кто не относился к AOPA, но она оказала поддержку и оформила страховку за более понятные деньги 270 евро (при общей страховой сумме 1 000 000 SDR). Уже оплатив страховку через AOPA, киевская контора скинула «аж до 1600 евро в месяц»... Самостоятельно велись переговоры ещё с одной фирмой в Украине (не Киев), надо сказать, они уже занимались авиационным страхованием. Более того, мой договор по адекватной цене был почти дописан, но сроки пожимали - до запланированной даты вылета оставалось меньше недели…..
 

Вложения

Yakovlyev

Я умею строить самолеты!
Надо отдать должное, как бы кто не относился к AOPA, но она оказала поддержку и оформила страховку за более понятные деньги 270 евро (при общей страховой сумме 1 000 000 SDR).
Странно, мне страховка сверхлегкого Аэропракт-30 на месяц стоила в 4.7 РАЗА ДЕШЕВЛЕ. При курсе Евро к польскому злотому  4.2, страховка А-30 стоит 57.6 Евро. Правда я не страховал пассажира (навигатор в нашем случае), но он застрахован в украинской компании за 15 Евро, с учетом участия в авиационных соревнованиях. Европейское законодательство требует 750 000 SDR для ультролайтов и страховать на миллион смысла не было.
В какой компании оформляли страховку? Вы можете показать скан страховки, такой как показываю я?
 

Вложения

Ivan_Sh

flexwing flyer
Откуда
UA-UK
Всем добрый вечер,
По поводу страховки: я пользовался вот этим документом http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2004:138:0001:0006:EN:pDF

К ультралайтам, коим является моё ВС, с учетом оговорок не применяются военные риски, но обязательна страховка 3х лиц и сумма (по MTOW) действительно 750 000 SDR
но для полётов пассажира, что планировалось и выполнялось в Европе, мне нужно было застраховать и лицо, сидящее сзади. В Европе каждое государство может изменять сумму страховки пассажира, В Англии, например 100 000 SDR, а вот уже в Германии 250 000 SDR.
Киевская страховая .... захотела сначала 10 000  у.е.  :-X а потом 6800  :-? именно за суммарную 850 000 SDR.....
когда я начал беседовать с иностранной компанией, то они тоже предложили 750 000 SDR для 3х лиц, но я настоял на дополнительной страховке 250 000 SDR для пассажира
 

Ivan_Sh

flexwing flyer
Откуда
UA-UK
Оставалось очень мало времени, но мат.часть была полностью готова. Двигатель обслужен, тележка и крыло прошли ревизию по форме 100ч. Недавно приехал SPOT2 и Otterbox для iPad, оставалось лишь закрепить планшет в удобном месте. Одновременно искали планшет для карт. Наш старый маленький планшет не подходил для такого перелёта, а из всех существующих вариантов нам (в открытую кабину) по критерию «практичность» не подошел никакой вариант. Заказали в мастерской по своему желанию.. и доработали комбинезон для надежного крепления планшета с картой к комбинезону. 

Маршрут. Нам лишь были известны некоторые точки, которые мы рассчитывали пройти, а именно: Ракитное, Львов (граница), Жешув (Граница), Краков (рассчитывали там остановиться на ночлег, были уже в том аэроклубе), Ле Туке (на побережье Ла Манша), Хедкорн (таможня Английская), Инс Бланделл (Ливерпуль), остров Малл (Северная Шотландия). Всё остальное планировалось непосредственно перед вылетом, с учётом погоды, NOTAMов, советов местных авиаторов. Итак, наш маршрут в Шотландию решили проложить «Южным» маршрутом, через Чехию. Обратный маршрут решили сделать «Северным», через центр Германии, к Берлину, по северу Польши (через Познань, позже расскажу почему), дальше хотели пойти южнее в сторону Жешува и вернуться максимально коротким путем в Харьков.

Отчетливо понимали, что топливо в Европе (либо Моgas либо Avgas) не будет проблемой, ровно как и большое количество аэродромов АОН, а вот украинская часть маршрута заставляла задуматься над  обеспечением. На помощь пришел сайт maps.aopa.ru . Спасибо тем, кто не поленился и внёс туда данные по площадкам, с описанием полос, режим работы, контакты. Ещё за месяц до полёта планировали маршрут Харьков-Львов с одной дозаправкой, но чем ближе приближалось 1 июля, тем больше грозы и ветер вносили коррективы как в сам маршрут, так и на дату вылета. С учетом ветра и дождя, решили сделать 2 дозаправки, что бы была возможность спокойной обойти непогоду. Созвонились с пилотами из Черкасс, договорились о возможности pit-stop, быстрой дозаправки. Ответы был радостный: «Ребята, прилетайте, заправим без проблем, только позвоните перед вылетом». На мою фразу, что из-под Харькова в сторону Черкасс нам на мотодельте лететь 2 часа получил что-то вроде «да ну не смешите нас, такого не может быть»… Видать, на тот момент действительно людям было не просто поверить что 302 км мы рассчитываем пройти за 2 часа на МДП (по штилям). Из Черкасс мы рассматривали 2 маршрута – на Хмельницкий либо на Винницу. Созвонившись с авиаторами Хмельницка, получил ответ что по их фактической погоде и прогнозу туда просто нельзя соваться ещё неделю. Остался вариант с Винницой. Ознакомившись на карте с площадками в том районе, позвонил в Гайсын, с вопросом о дозаправки. Получив подтверждение о возможности дозаправки и (при необходимости) ангара и проживания, я забил Черкассы и Гайсын в Garmin, и iPad, попутно внеся по 3 запасных на каждое плечо, так как погода была «не конфетка».

Пятница, 28 июня. Прогноз на 1е июля говорил о том, что в понедельник мы поедем на работу, а не вылетим с Харькова, но мы отправились в магазин за палаткой и занялись дальнейшим «упаковыванием» нашего британца QuikR. Каждые 30 минут с телефона смотрели погоду, вылет откладывался на вечер 2го, либо утро 3го июля.

Весь перелёт планировался без наземного сопровождения, в отличии от ранее упомянутого перелёта Киев-Тулуза в одну сторону, где на каждый воздушный экипаж приходилось по 1 машине на земле + групповое обслуживание и фуры. Для «Шотландского» перелёта купили палатку для ночлега, кто-то даже верно заметил - «Небо, кемпинг, дельтаплан».

В левую внешнюю боковую сумку положили палатку, чехол для тележки МДП, чехлы на винт, чехол на крыло (не «5-метровый пакет», а чехол, который накрывает все крыло, защита от ультрафиолета и непогоды), 3 парковочных штопора, 6 швартовочных верёвок, некоторые аксессуары для крыла, мелочевку и бутылку воды. В правую внешнюю боковую положили рюкзак с личными вещами, средства личной гигиены и кое-что из мелочи, оставив место для дальнейшего наполнения сумки по мере продвижения по маршруту.

В левую внутреннюю сумку положили 3 кг бумаг с лицензиями, формулярами, паспортами, такая себе «официальная папка» . В правую внутреннюю сумку сложили карты на маршрут, довольно объемная часть «багажа».

У нас оставалось ещё 2 багажных отделения: оба «нижние» (переднее и заднее). В нижнее-заднее багажное отделение положили 2 спальника. В переднее нижнее пошло следующее: литр родного Aeroshell Sport Plus 4, пол-литра тосола, комплект свечей на Rotax и ключ, 2 запасных камеры на колёса, ремкомплект для крыла (3х-цветный липкий дакрон), 2 фонарика, штатные аптечка и огнетушитель, а так же небольшой набор туриста (swiss), лейка с мелкой сеткой для заправки, 1 ручная Icom A6 sportpack с полным комплектом на случай если бортовая радиостанция выйдет из строя, аксессуары для фотоаппарата и GoPro, пакет с едой (на каждый маршрут), шоколадки, зарядки и ещё какая-то мелочевка.  В боковой части этого отделения были средства за уходом за техникой: тряпки, жидкости для удаления насекомых. Полностью автономны, как атомная подводная лодка.

Суббота. Дельтаплан готов в путь, вещи упакованы, QuikR заправлен, экипаж чувствует себя отлично. Прогноз окончательно развеял все надежды на 1 дозаправку до Львова, понимаем что по прямой не пойдем и маршрут  с отклонением через Черкассы и Гайсын официально принят. Воскресенье утро. Неожиданно прогноз по маршруту по Украине даёт зелёный свет на утро 1 июля. Если с Харькова не уйдем рано утром и не пройдем Черкассы, то ждать нам ещё 3 дня. Принимаем решение и в 15:00 в воскресенье выезжаем из Харькова..

Едем 40км на машине, на прицепе сзади стоят 2 британца. Одному из них предстоит путь "домой в Британию", что бы после полета и 4х-годового ТО в очередной раз «перемахнуть» Европу на место базирования. Второй британец будет ждать своего брата дома в Украине. Приезжаем в Ракитное. Хотя по карте ближе к «Мокра Рокитна». Собираем крыло, монтируем GoPro. Ужинаем. Контрольный звонок в Черкассы и Гайсын по вопросу дозаправки на завтра. Принимаем решение не ставить палатку а заночевать в спальниках под открытым небом, и даже не на траве, а на грунте, что бы утром иметь сухие спальники и комбинезоны. Ветерок 4-5 м/с, но из-за посадки у нас штиль. Нас провожает наш друг, коллега, пилот МДП.  Шутим, беседуем, затем он дает напутствие и уезжает. Мы ложимся отдыхать, рано утром – подъем. Вылет рассчитываем с рассветом, в понедельник, 1 июля, по «графику». Ещё раз смотрим метео. Прогноз на утро (но только на утро) – в нашу пользу…
 

Ivan_Sh

flexwing flyer
Откуда
UA-UK
Утро 1 июля. Будильник звенит за 20 минут до восхода солнца, но мы проснулись сами немного раньше. Завтракаем, складываем спальники. В установленное время отсылаем СМС о намерение вылетать. Делаем звонок военным и информации. Проверка, запуск, прогрелись, выруливаем. Занимаем исполнительный.

Взлетаем. Классический набор, ничего особенного, плавно ложимся на маршрут. Выходим за границу ТМА и зная погоду от Информации, набираем комфортные нам 2200 футов. В такое раннее время Полтава и Миргород ещё не работают, о чем нам подтверждает Харьков Информация, и попутно сообщает не совсем приятное метео по FIR Днепропетровск: низкая облачность, грозы, шквал, порывы 18 м/с. Но это всё должно быть южнее нас, мы же продолжаем полёт в визуальных метеоусловиях, хотя погода уже не та, что была 40 минут назад на старте. О ветре. Спасибо метеослужбе, на 2200 футов у нас был попутный 2 метра. Не много, но внизу был боковик. Значит на точку – без опозданий. В эфире – тишина. Кроме меня и Инфо в такое время нет никого. Тучки появляются, но продолжаем VMC. К Днепру набираем 3200 футов, видно Черкассы. Перелетаем Днепр возле VFR reporting point Чапаевка, делаем фото. Идем прямо на нашу гео точку. Аэродром Черкассы остается слева. Заходим на посадку, небольшой боковик. Мягкая посадка. Встречающий машет нам, мол, «давайте ко мне». Да, нам надо к нему, в бак смело войдет 35 литров. Тут нас встречает и оказывает поддержку в обеспечении Федоренко Юрий Дмитриевич, заодно знакомимся в реальной жизни. За бензином надо ехать. Вот на первой посадке уже и пригодилась леечка. Заправляемся, «уничтожаем» сникерс, делаем фото на память, затем звонок на следующую точку и военным. Меняемся местами (хоть управление и так полностью дублировано) и не теряя ни минуты вылетаем. Мы знаем что формируется фронт, и 10 минут ожидания нам может стоить уходом на запасной.

По пути бросается в глаза уничтоженный лес.. очень много вырублено. Печальная картина. Слева, возле Умани, видим фронт – там уже идёт хороший дождь, но расстояние приличное. Над нами небо затянуто, но мы сохраняем 2000 футов. Пару раз попадаем в легкий кратковременный дождь, это нас пугает Умань. До точки посадки остаётся совсем немного, снижаемся до 1500 футов и сохраняем до 3го разворота. Посадка отличная, но не без особенностей. Выйдя из МДП и уже на земле почувствовав погоду, понимаем что полёт во Львов откладывается, как минимум на вечер.

В Гайсыне нас встречает САН площадки, знакомый исключительно через maps.aopa.ru
Знакомимся в реальной жизни, показывает свою площадку, ангар, самолёт. Узнаем Харьковский Х-32. Николай Петрович, в свою очередь, осматривает нашу «технику», отдельно уделяя вниманию подкосам. Что можно сказать… Человек сделал себе ангар, оформил полосу, получил лицензию и купил самолёт… Мечта? Реальность! Ставим МДП в «благо цивилизации» (ангар, по-нашему) и нас везут в город, к себе на работу. Кофе, шоколад. Предоставляют место для отдыха. Очень гостеприимно, но вместо сна мы очень скоро выдвигаемся в город с целью туризма.

Маленький городок. Бросаются в глаза старинные жилые дома и гимназия. Довольно приятно оформлен центр. Памятники.. помимо мемориальных табличек на домах, есть аллея Славы. Памятники бойцам ВОВ, Афганистан… Музеи. Посещаем краеведческий музей, где незаметно для себя проводим 1,5 часа. Узнаем необычные факты, касающиеся истории не только края, но и Украины. В том числе и современная история. Сразу после музея трачу час на звонки: рабочие моменты застают и 516 км от дома.

Уже время обеда. Зная что погоды не будет как минимум до вечера, Николай Петрович заказал обед. Мы садимся к нему в машину и мы отправляемся обедать. Уха и второе было замечательное, душевно пообедали и пообщались. Затем едем на заправку, покупаем топливо. Мчимся на аэродром, заправляемся в бак через заправочную станцию с 2мя фильтрами. Аппарат к вылету готов, экипаж готов, даже готов оставить МДП во Львове на ночную стоянку. Но погода откладывает наш вылет на утро вторника. Фактическая погода тут и прогноз по маршруту внесли коррективы. Тем временем, гостеприимство САН на этом не заканчивается, и вместо палатки и спальников мы направляемся на ужин и ночлег к нему домой, где продолжаем беседу. Вечером в понедельник налаживаю связь с пилотами города Тернополь. Не исключаем вариант короткого плеча в Тернополь, а оттуда – во Львов. Ставим будильник на 6 утра и ложимся спать.

Утро оказалось ветреным. Не теряя надежды едем на аэродром, выкатываем МДП и Бекас. Завелись, прогрелись.. Внизу дует стабильная 10ка. Наверху 20 м/с – запрет для МДП.. Выбора нет, пошли вторые сутки в Гайсыне. Немного заскучали.. Смотрим метео радары. Фронт накрыл Гайсын, Умань, центр и восточную Украину. Вовремя ушли с Харьков и прошли Черкассы. К вечеру обещают ослабление ветра до 10-12… есть шанс убежать, но это уже после 7 вечера. А сейчас при таком ветре тут, во Львове CAVOK, 1 м/с, Тернополь СAVOK, 2-3 м/с…. При стихании ветра и вылете в 7 вечера местного, до Львова дойти по светлому не успеем… Ещё раз созваниваюсь с Тернополем. Подтверждают координаты геоточки. Звоню на метео в Винницу, METAR – ветер 12 м/с, конечно же – встречный. На вечер обещают 10 м/с –можно будет лететь. Наступает 18:00 местного. Надо собираться. Опять на аэродром, прогреваемся. Ветер заметно ниже чем утром. На полосе показывает 7 метров. Взлёт, набор высоты и на маршрут. Встречный ветер до 10 м/с. Обходим Сутиски, Винницу. На подходе к Хмельницкому встречный ветер только 4 м/с. Радуемся. К Тернополю подходим вечером, скоро заход солнца, ветер стих до 1 м/с.. Посадка на точку с прямой. Нас встречает целая делегация во главе с Виталием. Компания пилотов с живыми глазами, вопросы, разговоры,  топливо. Беседуем ещё какое-то время, но нашим новым друзьям уже пора уезжать, а нам – ужинать и отдыхать. Завтра, в среду, на 9:15 местного вылет во Львов…и дальше, через границу… Ведь ещё сегодня подан флайтплан..   
 

Вложения

Вверх