"Необъяснимая" гибель пилотов, "невыводимый" левый крен, крылья (телеги) убийцы

Кажется, мы все говорим на разных языках.
Есть один язык в механике. Поэтому говорить нужно на нём. Я понимаю, что не всем он ведом. Ну так послушайте рекомендации знающего человека.
Как я понимаю, МРверт - это МРвертолёт, или проекция МР на плоскость XZ, или горизонтальная составляющая МР, или"вертолёт" на нашем сленге в этой ветке.
Вектор реактивного момента направлен вдоль оси ОХ, т.е. вдоль вектора тяги, по полёту. Поэтому он лежит в горизонтальной плоскости. Но не совсем. Ось винта направляют вниз или вверх. Вместе с ним наклоняется вектор реактивного момента, который обозначили как МРверт. Нам предлагают повернуть мотор на мотораме вокруг вертикальной оси. Всё это значит, что мы имеем проекции МРверт на увсе три плоскости координат. Самая большая проекция лежит в горизонтальной плоскости XZ.
Парадок в том, что МРверт вращает телегу не вокруг оси OY, а вокруг продольной оси OX и этим смещает килевую.
 
А как вы объясните этот опыт SUNа:
ВМУ здесь устанавливается в 3-х положениях вокруг 0Z. Парадокс в том, что телегу закручивает вокруг оси 0Y, как и ненастроенную телегу в полёте. Как объяснить по-научному? По-простому у меня только через проекцию ометаемой винтом площади на горизонтальную плоскость XZ.
 
Как же не может?
slide-1.jpg
 
Есть один язык в механике. Поэтому говорить нужно на нём. Я понимаю, что не всем он ведом. Ну так послушайте рекомендации знающего человека.
Не успел ответить, простите, за меня уже ответили.
 
Чтобы быстрее прийти к взаимопониманию вам ребята надо договориться о том в какой системой координат (куда, какие оси направлены) идёт обсуждение. У самолётов, например, устойчивость и управляемость рассматривается в связанной (с самолётом) системе координат, а не скоростной.
Для дельталётов, на мой взгляд, логичнее использовать систему координат связанную с крылом, с началом координат в точке подвеса (ось болта), ось-х параллельна килевой трубе, направлена назад, ось-у перпендикулярно вверх в плоскости симметрии крыла, ось-z влево или вправо (в зависимости от того с правой и левой системой координат хотите работать, от этого зависит положительное направление поворота/вращения)
 
Начало координат в ЦТ телеги для описания движения телеги. Ось Y проходит через точку подвеса, с остальными осями понятно. Крыло можно рассматривать как отдельный элемент со своей системой координат из ЦТ крыла. А полностью весь аппарат можно рассматривать с началом в ЦМ. Но пока не разобрались с телегой, полностью аппарат рассматривать не имеет смысла. Там движение еще сложней.
 
Вектор реактивного момента направлен вдоль оси ОХ, т.е. вдоль вектора тяги, по полёту.
По определению вообще вот так :
МОМЕНТ ВИНТА РЕАКТИВНЫЙ момент, действующий относительно оси вращения винта и создаваемый аэродинамическими силами сопротивления вращению его лопастей. Момент винта реактивный направлен в сторону, противоположную вращению винта, и равен крутящему моменту на валу винта.
Т.е. не вдоль а вокруг "ОХ" ! 👆

Илии о каком реактивном моменте вы говорите ? Я может не правильно понимаю...
 
Т.е. не вдоль а вокруг "ОХ" ! 👆

Илии о каком реактивном моменте вы говорите ? Я может не правильно понимаю...
Все правильно, но есть варианты. Многие предпочитают поднимать вектор тяги вверх. На рисунке 3 варианта. 1- вектор горизонтально (о чем Вы говорите), на 2-м: поднят на 45 градусов, на 3-м: на 90 градусов. Вокруг каких осей будет работать Мр на 2-м и на 3-м рисунке? Проекция винта на ось Х обозначена красным.
97116cd3-7d0a-457d-983a-5d714a72230e.jpg
 
Конкретно для случая с канистрой на заднем сиденье САН показал еще один опыт с перемещением ЦТ телеги. Удивительно создано человеческое сознание. Когда что-то кажется тебе очевидным, думаешь, что это очевидно для всех и другие точки зрения не берешь во внимание. Но, оказывается, каждый смотрит на происходящее под разными ракурсами и совершенно не видит то, что видишь ты. Если смотреть на показанную модель сзади, можно не заметить пассатижи и тогда опыт превратится в фокус.
 
И все же про правило буравчика не понятно.
Вот правильное определение момента силы:
" Моме́нт си́лы (момент силы относительно точки) — векторная физическая величина, характеризующая действие силы на механический объект, которое может вызвать его вращательное движение. Определяется как векторное произведение радиус-вектора точки приложения силы".
 
Олег645 сказал(а):
Но момент может создать и одна сила.

На движущемся в пространстве теле условно считаем, что ЦТ неподвижен, а иначе придется рисовать еще кучу сил: реакция опоры, сила сопротивления, инерции и т.д. Поэтому применяем связанную систему координат, где нет необходимости рисовать дополнительные силы. Моменты будут работать относительно осей.
 
Вот правильное определение момента силы:
" Моме́нт си́лы (момент силы относительно точки) — векторная физическая величина, характеризующая действие силы на механический объект, которое может вызвать его вращательное движение. Определяется как векторное произведение радиус-вектора точки приложения силы".
Согласен, но есть и другие варианты определений, не меняющие смысл. А вот правило буравчика здесь не применимо. Основное применение правила для определения протекания тока в проводнике, а в механике уже нужно указывать направление резьбы винта.
 
Т.е. не вдоль а вокруг "ОХ" ! 👆

Илии о каком реактивном моменте вы говорите ? Я может не правильно понимаю...
Вы всё правильно понимаете. Но понять нужно и то, как определяется направление момента. Оно перпендикулярно плоскости, в которой действует пара сил момента, а его направление определяется правилом буравчика. Если пара сил крутит тело по часовой стрелке, то направление вектора момента совпадает с направлением перемещения спирали буравчика. В нашем случае лопасти винта создают каждый своё сопротивление, которое преодолевает момент от двигателя. Понятно и очевидно, что это пара сил. Если винт правый, т.е. на дельталёте крутится по часовой стрелке, то и момент от мотора направлен так же, т.к. он крутит винт по часовой стрелке. Вектор момента направлен вдоль оси винта в направлении полёта. Вектор же РМ момента направлен в противоположную сторону, т.е. назад.
 
А как вы объясните этот опыт SUNа:
Я его объясняю так же, как и Вы.
Вектор РМ от наклонного двигателя проектируется на вертикальную ось OY и этим вращает систему вокруг него.
Я бы не стал примерять этот эффект к телеге, так как в реальности ось винта наклоняют не так сильно и проекция РМ на OY весьма мала.
 
Как же не может?
Представим себе водопроводный кран с ручкой. Чтобы открыть или закрыть кран, мы нажимаем на ручку. Казалось бы момент создаётся одной силой. Но эта сила действует и на трубу, к которой приделан кран. Труба сопротивляется противоположной силой. И эти две силы состаляют пару сил.
Можно предложит другой опыт. Пусть пропеллер на работающем моторе бьёт по препятствию лопастью. Мы понимаем, что лопасть пострадает. И всё? Нет. На картер подействует сила вдвое больше, чем сила удара лопасти по препятствию. Во-первых, удар придётся и на ось винта, т.е. и на картер мотора. Во-вторых, инерция второй (или ещё двух) лопасть добавит ещё столько же.
 
Именно для того, чтобы не искать все возможные силы, действующие в природе на тело, мы и применяем связанную систему координат. Тем самым можем определить момент действия одной силы. Одна сила создает момент, все остальные силы создают противодействующие моменты. А то, о чем Вы говорите - это уже результат действия всех сил, т.е. результирующий момент.
 
Здесь показана механика возникновения Мр верт. (обозначено как Мкурс. на виде сверху)

рис.3.JPG
 
Назад
Вверх