Планер Лак-12

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Немного начал писать об этом планере на другой ветке(теме), но теперь решил создать отдельную ветку на эту тему. А так как только немного было написано, то начну сначала.
Где-то в начале 90х ко мне обратился представитель представитель Пренайского планерного завода с целью совместной деятельности по продвижению их продукции(планеров)
в США. Так как в то время у меня уже было авиационное дело в штатах(авиационный клуб и лётная школа), то после посещения завода и переговоров с руководителем(директором)
завода, мы заключили договор об открытии представительства(дилерство) завода в лице моей компании. Но так-как их новый 17 метровый планер стандартного класса Лак-17 ещё не был готов, то решили пока поставить один планер открытого класса Лак-12. Пока они готовили новый Лак-12 к отправке в США, я начал переподготовку для допуска(добавку к моему
пилотскому) полётов на планере(Glider rating). Для этого я вступил а Atlanta Soaring Club и начал там свои лётные тренировки на планерах. В клубе были(кроме нескольких частных
одноместных планеров) два двухместных учебно-тренировочных планера Grob 103 и ASK-21, а так-же один одноместный планер Grob 102. В Атланте мы летали с грунтового аэродрома на севере штата, город Кингстон штат Джорджия, а зимой(если это можно звать зима) выезжали в штат Северная Каролина для полётов в горах, но там уже летали с асфальта.
Планерный клуб(1).jpg
Планерный клуб(4).jpg
Планерный клуб(3).jpg
Планерный клуб(9).jpg
Планерный клуб(11).jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
В клубе было два тягача, один для передвижения планеров на земле - в виде квадроцикла и воздушного в виде самолёта Piper Pawnee.

Планерный клуб(7).jpg

Планерный клуб(6).jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Я к тому времени уже летал на самолётах лет восемь(с 1984 года) и поэтому переучился на планер довольно быстро. Летал я на обоих планерах(Grob 103 и ASK-21),
но мне больше нравился ASK-21 и на нём я вылетел самостоятельно.

Планерный клуб(5).jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Завод, когда я был там, произвёл на меня хорошее впечатление, довольно большой и хорошо оборудованный, даже со своей лабораторией для структурных испытаний. Довольно чисто в помещениях, так-же формовщики в основном женщины, а мужчины сборщики. Так-же на заводе помимо изготовления планеров
Лак-12 и подготовки к производству Лак-17, ещё делали ремонтные работы на Л-13 Бланик. Ну и как положено после экскурсии по заводу, были показательные
полёты не смотря на плохую погоду. Не буду выкладывать все фото на которых процессы формовки, всё довольно стандартно...

Планерный завод(1).jpg
Планерный завод(8).jpg
Планерный завод(3).jpg
Планерный завод(4).jpg
Планерный завод(5).jpg
Планерный завод(6).jpg
Планерный завод(7).jpg


Планерный завод(2).jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Когда искал себе планер, то ЛАК-17 был одним из кандидатов. Я даже в Калифорнию, на другое побережье, летал посмотреть один.
В то время, когда я решил работать с Пренайским планерным заводом, "живых" Лак-17 ещё не было, поэтому и решил пока взять Лак-12 для начала.
Как потом оказалось, это решение было ошибочным, т.к. для любительского использования планер Лак-12 плохо подходил, а это 99% всех кто может купить себе
планер. Лак-12 был "чисто" спортивным планером и должен был обслуживаться командой людей и пилотироваться опытным пилотом-планеристом.
А пилот-любитель в одиночку с ним не смог-бы справится, так-что мне пришлось решать эту проблему. Но об этом чуть позже...
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Прошло примерно с полгода и планер Лак-12 прибыл в порт Савана, штат Джорджия. Планер перевозился в прицепе-контейнере специально сделанным для хранения и транспортировки Лака. Я поехал его забирать из порта и очень удивился, что почти на всей поверхности прицепа, краска местами вздулась. Конечно так прицеп оставлять было нельзя(клиенты не поймут) и я отвёз его на ремонт к себе в авто мастерскую, а планер выгрузил у себя дома и "припарковал" на заднем
дворе(в мастерской для него места не нашлось). Пока мы ремонтировали прицеп и перекрашивали, то я решил так-же покрасить планер в те-же цвета что и прицеп(или наоборот - прицеп в те-же цвета, что и планер). Планер пришлось красить прямо у меня во дворе дома. Но в общем получилось не плохо.
Ремонт прицепа:

Прицеп-ангар планера(1).jpg
Прицеп-ангар планера(2).jpg
Прицеп-ангар планера(3).jpg
Прицеп-ангар планера(4).jpg
Прицеп-ангар планера(5).jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Размах крыла Лак-12 около 20 метров и соответственно что-бы уместить крылья в прицепе он должен быть более 10 метров в длину и это почти как длинный 40 футовый морской контейнер! И при такой длине сделать одноосевую подвеску было не очень разумно. С такой подвеской на трассе прицеп сильно болтало при
порывах ветра, а так-же когда мы обгоняли фуры или большие машины и автобусы. И это очень опасно так как тебя(тягача) при этом "толкает" на соседнюю полосу.
И вообще с прицепом таких габаритов довольно трудно передвигаться через населённые пункты и это тоже один из минусов для пилота-любителя.
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Пока делали прицеп, я решил заменить задний "костыль" планера на колёсико, т.к. очень часто мы летали с твёрдых полос. Такое колёсико вместе с кронштейном я купил в одном из магазинов продающих всевозможные вещи для планеров и их владельцев. Крепить его было просто, оно просто приклеивалось к фюзеляжу смолой.
Установка заднего колёсика и покраска планера.

Лак-12 на заднем дворе дома(1).jpg
Лак-12 на заднем дворе дома(2).jpg
Лак-12 на заднем дворе дома(3).jpg
Лак-12 на заднем дворе дома(4).jpg
Модификации Лак-12(2).jpg
Модификации Лак-12(3).jpg
Модификации Лак-12(1).jpg
Лак-12 на заднем дворе дома(5).jpg
Лак-12 на заднем дворе дома(6).jpg
 
Последнее редактирование:

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Кроме проблемы с прицепом планера, была ещё одна. Не знаю, во время транспортировки или на заводе, но с приборной доски были сняты несколько приборов
и радиостанция. На заводе сказали, что планер был укомплектован полностью, а сейчас у них будут проблемы достать новые приборы. Мне ничего не оставалось
как решить этот вопрос самому, я купил ручную(портативную) радиостанцию, что-бы её можно было бистро снимать и использовать в других ЛА или местах.
Акселерометр и ещё какой-то прибор решил обратно не ставить, а оставшиеся пустые места заделать. Когда я всё разметил, то оказалось что некоторые приборы
и рукоятки нужно будет перенести в другие места. Получилась немного другая приборка, но выглядела и функционировала совсем не хуже оригинальной.

Так выглядела оригинальная приборная доска:

Приборка Лака(1).jpg

А так выглядит наша(переделанная):

Приборка Лака(2).jpg

Процесс переделки "приборки":

Приборка Лака(3).jpg
Приборка Лака(4).jpg
Приборка Лака(5).jpg


Вот такая приборная доска получилась:

Приборка Лака(6).jpg

Приборка Лака(7).jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Что-бы вытащить из прицепа и собрать Лак-12, требовалось как минимум два(а желательно три) человека. А это было проблемой для планериста-любителя,
который привык к тому, что большинство любительских планеров собираются одним человеком. Дело в том, что консоли крыла и фюзеляж планера крепились
к своим тележкам, которые по направляющим передвигались только внутри прицепа и только до обреза его двери. А дальше нужны были помощники что-бы
вынести плоскости и фюзеляж наружу и их состыковать. А на частном маленьком аэродроме найти кого-то помочь часто было проблематично. Пришлось придумывать и сделать систему, что-бы Лак мог распаковать, собрать, а после полётов разобрать и обратно упаковать в прицеп только один человек(пилот).
Сделал дополнительные направляющие полозья тележек фюзеляжа и крыльев на дверь-трап прицепа, а так-же продлил(сделал в виде рамки) верхние направляющие полозья тележек консолей. Теперь крыло можно было развернуть на 90 градусов наружу.

Сборка и разборка Лак-12(1).jpg

Теперь фюзеляж и консоли крыла можно выкатить за пределы прицепа. К направляющим полозьям тележки фюзеляжа на двери также шарнирно крепилась откидывающаяся рамка, которая позволяла выкатить фюзеляж за пределы двери прицепа.

Лак-12 на заднем дворе дома(4).jpg

Так-же позже я добавил два винтовых(типа Жигулёвских) домкрата, которые поднимали рамку тележки фюзеляжа, что-бы можно было выпустить шасси планера.
Раньше планеру нужно было поднять "хвост", что-бы выпустить шасси.

N412BK Ken Ward (Large).jpg


Сделал специальную тележку которая ставилось на крыло в районе его центра тяжести и имела для этого ложемент со струбциной для фиксации на крыле.
Ложемент мог двигаться вверх и вниз для правильной установки крыла по высоте при помощи такого-же винтового домкрата.

Сборка и разборка Лак-12(4).jpg

Сборка и разборка Лак-12(3).jpg


Ложемент так-же мог поворачиваться на 90 градусов, что-бы крыло встало в горизонтальное положение.

Сборка и разборка Лак-12(2).jpg

Консоли крыла стягивались между собой ленточной стяжкой для фиксации их лонжеронов. Все эти доделки и приспособления позволяли одному человеку
проделать весь процесс сборки, разборки и упаковки планера Лак-12.
Сборка и разборка Лак-12(5).jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Вывозил планер на все возможные выставки и слёты. Даже получил грамоту от Планерной Ассоциации США(Soaring Society of America) за участие в развитии
планеризма в США.

Лак-12 на выставке(1).jpg

Лак-12 на выставке(2).jpg

Получение грамоты.jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Тут меня спросили, если есть видео сборки планера Лак-12 используя мою систему. К сожалению я такого видео не делал, но потому-что планеры сделанные из композита в основном имеют одинаковый процесс сборки и конструктивно сделаны одинаково, то можно примерно такое видео найти на Ютубе.
Я нашёл одно, но оно не очень детально, но саму идею показывает. Пока выложу это, а если найду что-то лучше, то добавлю:
 
Да, теперь почти все планеристы, которые разбирают планера после полетов, пользуются такими приспособлениями. У меня тоже такого типа есть самодельная, с планером досталась.
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Да, теперь почти все планеристы, которые разбирают планера после полетов, пользуются такими приспособлениями. У меня тоже такого типа есть самодельная, с планером досталась.
Да, но в те времена(СССР) никто не думал об частном владении ЛА(в том числе и планере), все они принадлежали клубам(один из них ДОСААФ) и там были бригады обслуживания ЛА, кто выполнял эту работу. В наше время владелец сам это должен делать или нанимать помощников.
Лак-12 делался в СССР и не был для этого продуман. Здесь информация об этом планере:
К тому-же в СССР эти планера почти всегда хранились в ангарах без разборки или в крайнем случае снимали крылья. На улице композитный планер хранить нельзя, а позволить иметь место не каждый сможет, если на этом аэродроме ангар вообще найдётся. Хотя несколько дней композитный ЛА можно и держать
на улице(фото ниже).
Вот мне и пришлось сделать приспособления и доработку прицепа для Лака самому, тем более что это довольно большой и тяжёлый планер.

dsc_0138.jpg

lak12cover2.jpg
 

Malish

Я люблю строить самолеты, но больше люблю летать!
Откуда
Волгоград
Пока искал видео сборки, разборки планера Лак-12, наткнулся на его РЛЭ. Почитал и нашёл то о чём я писал раньше в этой теме, пост №3:
Так вот в подтверждение моих слов о работе с закрылками, в РЛЭ на странице №7 (Пункт 4.6 Посадка) говориться:
"Приземление производить на две точки. После касания планером земли, закрылки переставить из
положения “Т” или “+2” в положение “—2”. Посадочная скорость 75 км/ч, длина пробега без
применения тормозов колеса — 150 м."

РЛЭ для Лак-12 прилагаю:
 

Вложения

Алексей Гришин

Я люблю строить самолеты!
Бен, огромное спасибо за такой подробный рассказ об этом замечательном планере! В свое время по крупицам собирал информацию о нем, ведь вокруг этого аппарата ходит бесчисленное множество мифов и слухов! Начиная с того, что он настолько сложный в управлении, что лишь КМС и выше по силам с ним совладать. А по факту собственной многолетней эксплуатации этого планера все совсем не так.
Расскажите пожалуйста Ваши впечатления от полетов на нем! Какие детали маршруты? С водой и без? Какие повадки у него? Действительно ли он так опасен для пилота среднего уровня? Что скажете о его надежности? И какова была дальнейшая судьба Вашего экземпляра? Летает ли он сейчас?
 

Алексей Гришин

Я люблю строить самолеты!
Тут меня спросили, если есть видео сборки планера Лак-12 используя мою систему. К сожалению я такого видео не делал, но потому-что планеры сделанные из композита в основном имеют одинаковый процесс сборки и конструктивно сделаны одинаково, то можно примерно такое видео найти на Ютубе.
Я нашёл одно, но оно не очень детально, но саму идею показывает. Пока выложу это, а если найду что-то лучше, то добавлю:
Вот это мега интересно! Ахиллесова пята Лак-12 это его сборка, точнее финальная часть стыковки крыльев. Точность изготовления (подгонки) крыльев и фюзеляжа не очень высокая, из-за этого соединить две половинки крыла бывает очень сложно, даже когда помогает несколько человек. Как Вы делали это в одиночку???? Просто не представляю и очень прошу более подробно рассказать как и чем Вы стягивали крылья, как добивались чтобы каждый палец попал куда следует?
 
Вверх