Наш ответ ALICE. Твёрдое ракетное топливо на основе порошков металлов и загущённой воды и ТТРД под него.

Откуда
Georgia
Коллеги приветствую всех!
Надеюсь тему не снесут.
Изначально может показаться что она не совсем в тематику форума и большее отношение имеет к ракетостроению чем к авиации. но это только на первый взгляд, дочитав до конца поймёте почему.

Было это почти 10 лет назад ещё в РФ жил, шёл 2015 г. в сети я новый вид инновационного ТРТ из США - американцы придумали новый вид твёрдого ракетного топлива состоящую из наноразмерного порошка алюминия и льда под названием "ALICE" ( Al + Ice - алюминий +лёд).
Замешивали они смесь алюминия и льда охлаждённого до температуры -20*С , потом это прессовалось в шашку имеющую центральный канал и в ракету в качестве ТРТ (твёрдого ракетного топлива) "заправлялось" и ракету на этом странном ТРТ они запускали.
Подробнее о знакомиться с тем про что я толкую можно по ссылкам:
Ну и меня бренного что-то завидка пробрала и решил я, а не сделать ли подобную смесюгу только устойчивую при н.у., при плюсовой температуре +20*С)), американское же "ALICE" хранилось только в замороженном состоянии при -15*С. Алюминиевой пудры в у меня в лабе, в наличии, не было, но был порошок титана марки ПТМ-1. И взял я его и воду и КМЦ-Na. Водичку с КМЦ-Na замешал, для загущения, и титана порошок добавил и замесил "тесто", протёр его через сетку мелкую железную, спрессовал колбаску в шприце медицинском 10 кубовом (V 10 cm2), с отрезанной частью с носиком и в гипсовую форму положил. Было той смесюги около 5 см3.
Для инициации замешал тот же порошок титана с PbO(оксид свинца (II)), в эквимолярном соотношении, и на верх горку малую насыпал и возжёг, что получилось смотрим кино на ютубе:
Solid rocket fuel. An analogue of ALICE. Metal nanopowder and water with additives forming a stable mixture. Stable under normal conditions +20*C. Science 2015. The first experiment video.

Экзотермическая реакция порошка титана и воды происходит с выделением раскалённой струи водорода, который и сгорает на воздухе, также образуется оксид титана. Температура в зоне реакции > 1850*C это определил по остаткам оксида титана который сплавился в стеклоподобный комок)))).

Кому интересно % соотношения компонентов а оригинальном ALICE и в моих вариантах аналога

В оригинальной американской ALICE соотношение воды и алюминия составляет:
Al - 50% H2O - 50%
Потому что при его горении происходит следующая химическая реакция
2Al + 3H2O -> Al2O3 + 3H2
по которой и делается расчёт.
На практике может быть Al - 55-60% H2O - 45-40% из за того что продажная алюминиевая пудра содержит примесей 10-20%, состоящих из оксида алюминия и стеариновой кислоты.

В моем варианте твердого ракетного топлива используют не алюминиевый порошок, а титановый. В зависимости от соотношения титана и воды химическая реакция может протекать по двум каналам:
Ti + H2O ->TiO + H2
и
Ti + 2H2O ->TiO2 + H2
Для первого канала соотношение воды и титана будет примерно:
Ti-72,7 % H2O-23,3 %
Для второго:
Ti-57,1% H2O - 42,9 %

Но не будем забывать, что я также добавлял небольшое количество загустителя, иногда катализатора горения и других добавок, поэтому истинное процентное соотношение будет немного другим.
При расчете количества компонентов всегда необходимо соблюдать соотношения металлического порошка и воды и исходя из них вводить дополнительные добавки.

ВАЖНО! Чтобы твердое ракетное топливо на основе металлического порошка и воды было стабильным в обычных условиях, не забывайте добавлять в используемую воду загуститель. Я использую натриевую соль карбоксиметилцеллюлозы - КМЦ-Na, химическая формула C6H7O2(OH)2CH2COONa, CAS № 9004-32-4. Количество ввода составляет 1-5% от количества смеси титанового порошка и воды, чтобы получился гель, но лучше определить экспериментально, так как качество и загущающая способность могут быть разными и будет разное количество.

*****
Вы скажити и что из всего этого - обычное достаточно унылое ТРТ, на смеси перхлората аммония и алюминиевого порошка гораздо круче, в чём твой вариант то лучше за исключением экологичности "выхлопа"?
Отвечу. Однако ТРТ на основе загущенной воды и порошка титана или алюминия имеет огромный потенциал для создания мощных ракетных двигателей как внеатмосферных так и атмосферных:
1. Про внеатмосферный РД. При сгорании этого ТРТ образуется атомарный водород, несущий дополнительную энергию, выделяющуюся при его рекомбинации - мы можем оснастить наш ТТРД дополнительной рекомбинационной камерой и получить мощный твёрдотоплевный двигатель для космоса.
Про двигатель на атомарном водороде я думаю все из здесь присутвующих читали и знают какой удельный импульс он может дать, но у всех ранее существовавших его вариантах была проблема - для полученияатомарного водорода требуеться много энергии в этом то и был затык, но в моём варианте его нет, атомарный водород полученный в результате СВС, реакцией порошков металлов с водой, наоборот идёт с выделением энергии...
2. Про атмосферный вариант РД. Делаем гибрид обычного твёрдотопливного реактивного двигателя и прямоточного ВРД, ставим позпди сопла ещё и камеру сгорания с подсосом атмосферного воздуха, примерно как рассказывает мудрый дядька на этом видео))):
Видюху смотрите до конца, про то что я толкую практически в самом конце. Заставка вообще не в тему, там нарисован обычный ТТРД.
Только применить такое "гибридное" пихло не для военных целей как рассказывает дядька с видео, а для мирных - например для суборбитального ракетоплана ....
Или как я хочу, по программе минимум, построить небольшой маленький суборбитальный БПЛА )))

ЗЫ: Работы возобновлены.
Продолжение следует))))
 
Последнее редактирование:

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Водород это, конечно, хорошо, но всю картину портят оксиды металлов. Удельный импульс, это тяга деленная на массовый расход топлива. Чем тяжелее частицы в потоке газов, тем меньше УИ. Ну, там много всякого. Я большинство нюансов не знаю. Но интересно. Жду продолжения
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
В смесь может кислородсодержащий химикат добавить, чтобы водород своевременно сгорал?!;)
Зачем? В водородном ЖРД наоборот, подают водород с некоторым избытком, это увеличивает УИ. В керосинках, на метане тоже льют топлива побольше стихеометрии. Лучше получить СО, а не СО2.
 
Откуда
Georgia
Кислородосодержащий компонент не надо. Если уж и дожигать водород то как предлагал выше:
...
2. Про атмосферный вариант РД. Делаем гибрид обычного твёрдотопливного реактивного двигателя и прямоточного ВРД, ставим позапди сопла ещё и камеру сгорания с подсосом атмосферного воздуха....
и окислитель с собой тащить не надо)))
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Кислородосодержащий компонент не надо. Если уж и дожигать водород то как предлагал выше
и окислитель с собой тащить не надо)))
Это не прямоточный ВРД, а ВРД с ЭУТ, эжектором. Нужно сильно смотреть и считать, те РД и ВРД имеют различия. Например, ВРД не может создавать тягу на скоростях полета равной или бОльшей скорости истечения на срезе сопла, те, его тяга зависит от скорости полета. А у РД нет, не зависит, его тяга постоянна, ТК и горючее и окислитель у него на борту и из окружающей среды он ничего не берет. Если же на РД навесить эжектор "с подсосом воздуха", то это тут же превратит его в ВРД со всеми вытекающими.
Имху
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
На первый взгляд очень непрактичное решение. Основным преимуществом РДТТ являются простота хранения и постоянная готовность к запуску в пределах срока годности топлива. Тут же топливо надо держать охлажденным. Либо снаряжать двигатель прямо на стартовой площадке (одновременно придавая шашке сложную форму для нужного профиля тяги) либо делать на заводе и охлаждать непрерывно с момента изготовления. Причем из за невозможности перемешивания контролировать равномерность начальной температуры топливной шашки будет гораздо сложнее чем температуру жидкого криогенного топлива в баках ракеты с ЖРД.
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
На первый взгляд очень непрактичное решение. Основным преимуществом РДТТ являются простота хранения и постоянная готовность к запуску в пределах срока годности топлива. Тут же топливо надо держать охлажденным. Либо снаряжать двигатель прямо на стартовой площадке (одновременно придавая шашке сложную форму для нужного профиля тяги) либо делать на заводе и охлаждать непрерывно с момента изготовления. Причем из за невозможности перемешивания контролировать равномерность начальной температуры топливной шашки будет гораздо сложнее чем температуру жидкого криогенного топлива в баках ракеты с ЖРД.
Это изначальное лёд+люминь нужно охлаждать, а у топик-стартера гель из воды с загустителем+титан, но можно и люминь, как я понимаю. Эту смесь охлаждать не надо. Но да, тут есть нюанс в виде проблемы поддержания нужной формы шашки.
Имху
 
В моем варианте твердого ракетного топлива используют не алюминиевый порошок, а титановый
ВРД не может создавать тягу на скоростях полета равной или бОльшей скорости истечения на срезе сопла, те, его тяга зависит от скорости полета. А у РД нет, не зависит, его тяга постоянна, ТК и горючее и окислитель у него на борту и из окружающей среды он ничего не берет. Если же на РД навесить эжектор "с подсосом воздуха", то это тут же превратит его в ВРД со всеми вытекающими.
1. Если использовать нано порошок то и люминь и титан выйдут гораздо дороже жидкого водорода в сосуде Дьюара из нержавейки...
2. Если окислителя на борту нет и навесить эжектор "с подсосом воздуха" то максимум тяги будет зависеть откуда делать "подсос воздуха" - если подсос перпендикулярно или тем более сзади, то тяга не будет зависеть от скорости полета (Вы можете легко убедиться в этом проинтегрировав с помощью "Имху" все силы/потоки по замкнутому контуру)...
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Это изначальное лёд+люминь нужно охлаждать, а у топик-стартера гель из воды с загустителем+титан, но можно и люминь, как я понимаю. Эту смесь охлаждать не надо. Но да, тут есть нюанс в виде проблемы поддержания нужной формы шашки.
Имху
Шашка РДТТ обязана обладать определенной прочностью и еще желательно низкой теплопроводностью. Форма внутреннего канала определяет закон изменения площади горения по времени и соотв. тяги. Торцевое горение для двигателей с длительностью работы более примерно 5-8 сек не выгодно ибо корпус излишне нагревается и нуждается во внутренней абляционной защите а это вес. При горении внутри цилиндрического, конического или звездообразного канала само топливо защищает корпус и в теплозащите нуждается только сопло. Также при разрушении непрочной шашки обломки могут заткнуть сопло что приведет к скачку давления и взрыву. Для предотвращения этого явления иногда перед соплом ставят решетку которая тоже имеет проблемы с теплозащитой.
 

Моторс-инжиниринг

Техника- наше все!
Откуда
Беларусь
5-8 сек не выгодно ибо корпус излишне нагревается и нуждается во внутренней абляционной защите а это вес.
Не в корпусе проблема. Нет смысла развивать эту тему. Твердотопливная ракетная шашка, это самое сложное в таком двигателе. По этой причине в СССР пошли по пути ЖРД а не ТРД для больших ракет. Не умели грамотно рассчитывать "бронировку" твердотельного заряда. Промышленность не могла обеспечить гомогенность самой структуры баллиститного топлива. Для этого, что бы избежать микротрещин=взрыв на старте. Заряд все время держали в постоянной температуре. Корпус ракеты находился в контейнере с терморегуляцией.
Я могу часовую лекцию на эту тему прочитать.
конического или звездообразного канала само топливо защищает корпус и в теплозащите нуждается только сопло.
Все не так!
Корпус вообще вторичная структура.
Оставим тему.
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Не умели грамотно рассчитывать "бронировку" твердотельного заряда. Промышленность не могла обеспечить гомогенность самой структуры баллиститного топлива. Для этого, что бы избежать микротрещин=взрыв на старте.
Баллиститное топливо вообще не для больших ракет. Только смесевое. Какие трещины ? Топливо как твердая резина.
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
2. Если окислителя на борту нет и навесить эжектор "с подсосом воздуха" то максимум тяги будет зависеть откуда делать "подсос воздуха" - если подсос перпендикулярно или тем более сзади, то тяга не будет зависеть от скорости полета (Вы можете легко убедиться в этом проинтегрировав с помощью "Имху" все силы/потоки по замкнутому контуру)...
Угу. А авиаконструкторы все идиоты. Для справки: скорость полета берется по сечению "0 - 0" те невозмущенного потока, поэтому где находится воздухозаборник абсолютно пофигу.
Такое вот раздражающее Имху
 
Откуда
Georgia
На первый взгляд очень непрактичное решение. Основным преимуществом РДТТ являются простота хранения и постоянная готовность к запуску в пределах срока годности топлива. Тут же топливо надо держать охлажденным.
Однако в моём варианте охлаждение при хранении не требуется, я же написал:
сделать ли подобную смесюгу только устойчивую при н.у., при плюсовой температуре +20*С))
Metal nanopowder and water with additives forming a stable mixture. Stable under normal conditions +20*C.
Благодаря тому что я использую не лёд, а загущённую до состояния геля воду мой вариант ТРТ устойчив в н.у. - при +20*С ))))
 
Откуда
Georgia
Это изначальное лёд+люминь нужно охлаждать, а у топик-стартера гель из воды с загустителем+титан, но можно и люминь, как я понимаю. Эту смесь охлаждать не надо. Но да, тут есть нюанс в виде проблемы поддержания нужной формы шашки.
Имху
Алюминиевую пудру тоже можно использовать, только проблема в том что найти нормального качества трудно(((, либо оксидом может быть сильно загрязнена, либо производитель бодяжат преднамеренно инертным наполнителем, от талька до цемента (((
Поддержание формы шашки, а точнее формы центрального канала не проблема, тут несколько вариантов от стержня который вставлен при хранении до вставки в середину трубки из лёгкосгораемого материала.
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Поддержание формы шашки, а точнее формы центрального канала не проблема, тут несколько вариантов от стержня который вставлен при хранении до вставки в середину трубки из лёгкосгораемого материала.
Дело не в хранении.
Поддержание формы шашки при работе двигателя проблема и большая. Высокое давление и скорость потока газов и механические нагрузки от ускорения приведут к потере стабильности формы еще до сгорания шашки. Скорее всего ускорение ракеты и действие газов приведет к деформации и сдвигу топлива в сторону сопла с последующим затыканием оного разрушением корпуса. Даже если до этого не дойдет то нестабильность поведения и деформация непрочного топлива вызовет непредсказуемый профиль изменения тяги и неизвестный заранее суммарный импульс.
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
Давление газов будет прижимать топливо (шашку) к стенкам с большой силой. Если горение идёт к периферии по радиусу. ( по моему дилетантскому мнению,)
 

JohnDoe

Усы-то сбрею, а умище-то куда дену? )))
Давление газов будет прижимать топливо (шашку) к стенкам с большой силой. Если горение идёт к периферии по радиусу. ( по моему дилетантскому мнению,)
Давление распространяется одинаково во все стороны, а значит горящая шашка будет стремиться деформировать шашки лежащие выше. Если только центральный канал сделать во всех, от сопла до самого верха, чтобы давило на все шашки одинаково. Типа площадь стенок центрального канала шашки примерно равна площади торцевой поверхности шашки.
Имху
 

дима043

первым делом дельтапланы...
Откуда
Киров
Давление газов будет прижимать топливо (шашку) к стенкам с большой силой. Если горение идёт к периферии по радиусу. ( по моему дилетантскому мнению,)
Учтите что в канале создается значительная скорость потока газов. Которая создает риск уноса материала шашки в сопло.
При цилиндрическом канале поверхность горения будет постоянно нарастать и давление тоже. Вряд ли это нужно. Если требуется более менее постоянная скорость горения используют звездообразный канал в котором острия лучей сгорают первыми и поверхность горения примерно остается примерно постоянной. Но как получить такую сложную форму на шашке из желе ?

Не так важно в каком направлении действуют силы (инерционные и газодинамические). Важно что они есть. И если топливная шашка по прочности как желе она будет непредсказуемо деформироваться или разрушаться. И горение станет нестабильным и не предсказуемым. Кроме того я не очень представляю каким покрытием забронировать те поверхности шашки которые не должны гореть.
 

Елистратов С.А.

ВК авиастроитель и космонавтика
Откуда
Penza
Давление топлива гасят силовые углетканевые вставки же, или не?
По космическим двигателям и арктическим стационарным двигателям на остановке реакторов и фотоэлементов ни чего не слышно? Я проработал вариант для космоса на 500 ватт на кг реактор-фотоэлемент-ионник можно в следующем веке добавить к нему автофаг.
 
Вверх