Проблема с датчиком давления масла на Rotax 912: разбираемся по существу

Вместо предисловия​

Среди владельцев Rotax 912 нередко встречаются жалобы на частые отказы датчика давления масла. Стрелка «падает» в ноль или улетает в запредельные значения, на панели загорается тревожный сигнал, а двигатель… работает как ни в чём не бывало. Когда я сам столкнулся с этой проблемой, решил разобраться, почему так происходит и что с этим можно сделать.

Как выяснилось, это не единичный случай. На профильных форумах Запада и Востока то и дело всплывают дискуссии на эту тему. Кто-то считает, что качество современных комплектующих с каждым годом становится хуже, а кто-то рекомендует ставить датчик Honeywell 956413, применявшийся на ранних Rotax 912 и якобы служивший гораздо дольше. В общем, попробуем разобраться детально, чтобы внести ясность и понять суть проблемы.


Что удалось выяснить среди знакомых?​

В одной из частных бесед знакомый рассказал про исследования специалистов «Авиагаммы».
После многочисленных жалоб клиентов они провели испытания на Rotax 912 с применением акселерометра.

Результат оказался неожиданным: в месте установки датчика знакопеременные нагрузки достигали 30g (!).
Информация неофициальная, получена в непринуждённой беседе, поэтому прошу относиться к ней соответствующим образом.

Если у кого-то есть что добавить - буду признателен. Эксперимент интересный, и, думаю, не только мне захочется узнать больше.

Но главный вопрос остаётся: возможно ли это на самом деле и откуда такие нагрузки? Точка крепления расположена почти на корпусе редуктора, рядом с пропеллером, который сам по себе является источником вибраций. Вероятно, максимальные пики перегрузки возникают при остановке двигателя, когда весь самолёт сильно трясёт. Всем владельцам Rotax девятой серии хорошо знаком этот неприятный металлический лязг, который раздаётся после выключения зажигания.


Что говорит производитель?​

Всё встало на свои места после прочтения Инструкции по обслуживанию SI-912-030 / SI-914-031 под названием:
“Oil Pressure Sensor for ROTAX Engine Type 912 and 914 Series
или по-русски:
«Датчик давления масла для двигателей ROTAX серии 912 и 914».

В документе сказано, что на момент выхода существовало четыре поколения датчиков. Все они изображены в аннотации №2.

Manual_pokolenia_oil_pressure_new.jpg


  • Резистивные «баночные» VDO-сенсоры 1-го и 2-го поколения устанавливались через коническую NPT-резьбу. Их масса и вынос приводили к избыточным вибрационным нагрузкам, что вызывало частые отказы или «плавающие» показания.
  • Замена датчика 1-го поколения на 2-е ситуацию почти не улучшила. Поэтому Rotax применил датчик 3-го поколения - Honeywell 956413.
Заводской номер в каталоге Honeywell: MLH010BSCDJ123.
Это тензорезистивный датчик с ASIC: температурно компенсированный, откалиброванный и усиленный. ASIC (Application-Specific Integrated Circuit) - специализированная интегральная схема, которая отвечает за усиление, температурную компенсацию и калибровку сигнала, делая показания значительно точнее.

Кроме того, Honeywell был компактнее, что положительно сказалось на его надёжности. Но, несмотря на это, даже он не всегда показывал долгий ресурс: на форумах вопрос его качества поднимался регулярно.

Поняв (или, возможно, подсказали в «Авиагамме»), что главная проблема кроется в резонансных явлениях из-за массы датчика и способа его крепления, Rotax перешёл на 4-е поколение - 456180. Это компактный датчик с метрической резьбой М10×1 и уплотнительным кольцом. Он садится «вплотную» к корпусу маслонасоса, что снижает вибрационные нагрузки и увеличивает ресурс.


Проблемы при переходе на новые датчики​

  • Современные тензорезистивные датчики, скорее всего, потребуют замены самого прибора, а это не всегда просто.
  • Для перехода на новый тип датчика нужно заменить корпус масляного насоса или перенарезать резьбу на метрическую.
  • Активным датчикам (3-го и 4-го поколений) требуется питание 5 В.
Цена вопроса:
  • Honeywell 956413 - 380–420 € (если удастся найти)
  • Rotax 456180 (нового образца) - 450–500 €
  • Замена указателя (прибора) - 200–500 €
  • Доработка приборной панели - индивидуально
Самое печальное, что в обоих случаях нет гарантии, что датчик проработает долго.


Honeywell как компромиссный вариант​

На первый взгляд, самым простым решением кажется переход на Honeywell 956413: резьба остаётся прежней, а надёжность выше. Особенно удобно это для владельцев современных цифровых приборов, где можно выбрать тип датчика и рабочий диапазон.

Но не всё так просто:

  • Во-первых, Honeywell 956413 официально снят с производства, и найти его всё труднее.
  • Во-вторых, основная причина отказов - именно коническая резьба NPT. Она обеспечивает герметичность, но не даёт жёсткой фиксации. Поэтому даже покупка дорогого датчика проблему не решает: слабое место - механика крепления.
В одном из руководств прямо сказано:
Install_sesor.jpg

Что в переводе на русский значит:
При установке датчиков на двигатель необходимо обеспечить, чтобы датчик размещался в месте, не подверженном вибрациям, резким изменениям температуры и влажности.
Но как этого добиться, если штатное место установки как раз подвержено вибрациям? Вопрос «что делать?» остаётся открытым.


Есть решение - и оно простое​

В частной беседе с Александром Ивановым (ник ASI на форуме), получил дельный совет:
🔧 Вынести датчик давления на шланге - в зону минимальных вибраций, подальше от винта и редуктора.

Что это даёт:
  • Практически снимается механическая нагрузка с корпуса датчика.
  • Появляется возможность использовать недорогие автомобильные датчики.
  • Показания становятся стабильными, а надёжность - выше.
📎 На форумах VansAirforce.net и REAA.RU пользователи подтверждают работоспособность метода. Это самый бюджетный вариант: тип датчика и прибор остаются прежними, а изготовление переходника и опрессовка шланга - дело недорогое и доступное каждому.

Взамен вы получаете долгие часы полётов без стресса и отказов. Приём отлично подходит не только владельцам Rotax, но и двигателей HKS, где вибрации также быстро «убивают» датчики.


Вывод​

🛑 Корень проблемы - не в датчике, а в способе его установки.
Даже самый дорогой датчик не выдержит знакопеременных перегрузок до 30g.

✅ Вынос датчика на шланге - надёжное и бюджетное решение, проверенное практикой как на Западе, так и на Востоке.
Если у вас проявляются похожие симптомы - не спешите тратить сотни евро. Иногда лучший способ - просто «отойти в сторону»… вместе с датчиком. 😉


А у вас были проблемы с датчиками? Как вы выходили из этой ситуации?
Делимся фотками инсталляций в комментариях.

Полезные ссылки:
Полная техническая информация от производителя по датчикам Honeywell
Особенности установки/эксплуатации от производителя приборов TL elektronic
Инструкции по обслуживанию SI-912-030 / SI-914-031 от ROTAX
 
Последнее редактирование:
Резистивные датчики, в автоспорте, всегда старались подключать через шланг и крепить к кузову. Несмотря на это, надёжность оставляла желать лучшего. Хуже всего то, что он не уходит в крайние значения, а нагло врёт, продолжая изображать неиспроавность системы смазки.
На своём КАМАЗЕ я применил механический датчик, но отвязал его от маслосистемы. На двигатель крепился цилиндр с разделительным поршнем. С одной стороны масло двигателя, с другой, какое-нибудь жидкое масло. Пузырьки из системы выгонял. При повреждении трубки от этого цилиндра до манометра, выскакивает только это, жидкое масло. Разделительный поршень упирается в верхнюю заглушку, потери моторного масла не происходит. Погрешность от трения поршня не критичная, меня вполне устраивала.
 
Резистивные датчики, в автоспорте, всегда старались подключать через шланг и крепить к кузову. Несмотря на это, надёжность оставляла желать лучшего. Хуже всего то, что он не уходит в крайние значения, а нагло врёт, продолжая изображать неиспроавность системы смазки.
Согласен. Правда это на HKS 700E дело было, сразу после запуска показывал запредельное давление, а после прогрева едва дотягивал до минимальных значений. Вкрутил через переходник стандартный механический манометр - все ок. Коварная штука.
 
Последнее редактирование:
Коварная штука.
Так точно! Там тонкая механика, спираль протирается, ось гнётся, рычаг теряет упругость, контакты отваливаются... Я их ненавидел, но другого ничего не было. Сейчас- полное разнообразие.
 
Назад
Вверх