Самолёт Cri Cri.

in the sky

Я лечу!
С самолётами так просто не получится - там одни потери - обороты всё равно нужны те же самые предельно высокие, тогда спрашивается: зачем огород городить - потери в кпд за счёт преобразования+ громадный дополнительный вес. http://www.aviaport.ru/conferences/40728/
 
R

rtyuiop.400

Ну да, если не изменяет память крутящий момент электродвигателя пропорционален квадрату напряжения.
 

in the sky

Я лечу!
"Двигатели - газотурбинные и поршневые, поршневые и газотурбинные, неужели больше ничего нет? Что-нибудь новенькое, свеженькое, наука-то вперед ушла, а мы все летаем на каком-то старье. Давайте поищем, журнальчики технические полистаем, книжки умные, учебники есть, наконец. Что-нибудь да найдем, а то и сами придумаем: и чтобы вес был маленький (авиация все-таки), и чтобы топлива лишнего не ел (экономика должна быть на высоте), и чтобы изготавливался за одну операцию - хлоп - и готово".

http://engine.aviaport.ru/issues/04/page36.html
 
T

Tverdopolov

Ну да, если не изменяет память крутящий момент электродвигателя пропорционален квадрату напряжения.

Считаем иначе: четрые последовательно= 48V вес 7.44 кГ 20000 mА емкости
Две таких блока батарей параллельно - те же 48V вес 14.88 (15 кГ с проводами) емкость 40000mA
Три блока= 48V вес 22.32 кГ емкость 60000 mA  -аналогично почти 30 литрам бензина по весу.
4 блока, соответственно вес 30 кГ емкость 80000ma и как 40 литровый бак с бензином.- по стоимости наверное выгодно, с центровкой нет проблем- разместить в ЦТ.
По продолжительности полета... большой вопрос .

Единственный путь- это маховик в электромагнитных подшипниках без трения, весом в 5 кГ, раскрученный до 70 тысяч оборотов с энергией в мильен джоулей, работающий на
генератор для постоянной подзарядки этих батарей.
На авто.. еще можно, а на самолете? А эффект гироскопии и вытекающие из него силы прецессии? На все контрольные поверхности делать привод с гидроусилителем?
Пока не появятся батареи соответствующие желаемым- тупик           
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
А  на  мой  взгляд  электротяга  скоро  во многом  заменит  поршневую  в  этом  деле.  Жаль,  что  только  во  времени  этом  уж  не  быть  многим  из  нас.  Думаю  случится  это  не  скоро.  А  пока  соберите  свои  силы  и  стойте   то , что  Бог  дает.
 

M.Gennadij

Я люблю строить самолеты!
Наверное чуть сложнее... Двигатель по ссылке для работы на 48V, а на 12V он никак не выдаст аналогичную мощность, хоть десяток 12V батарей ставь в параллель 
130А умножаем на 12В получаем 1560Вт. 130А умножаем на 48В получаем 6240Вт это  мощность без учёта потерь. Заявлено
Максимальная мощность: 6500W
Скорее всего это кратковременная мощность. Номинал, я думаю не больше 6кВт.
7 запаралеленных аккумуляторов(7х30 =210ампер/час)способны поддерживать максимальную мощность в течении 24 минут. Или 50% в течении 50 минут.
По цене 1183$
По весу 13 кг

Итого вес одних движкови аккумуляторов 20 кг.и 35 л.с в течении 24 мин или 17.5 л.с 48 мин(плюс минус)
Цена за всепримерно 50 000 руб 
Мощность без учёта потерь, которую может отдать один аккумулятор в течении часа - 12В умножить на 30А = 360Вт. Если семь, то 2520Вт. В течении получаса 5040.
 

anton19286

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Томск
Lazair электрический в горизонтальном полете потребляет около 3 кВт, батареи в 7 кВт*ч ему хватает на два часа полетать. Либо на час в конфигурации с поплавками.
Аэродинамика у него значительно хуже крикришной. Хотя, качество, вроде, около 15. Сейчас он налетал порядка 80 часов, а батареи уже начали активно портиться. То есть даже о 300 циклах речи не идёт, скорее, ближе к 50-70.
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
http://www.aviation.ru/aon/1999/599/st3_599.html
Да, это я читал, но похоже, невнимательно. Поскольку автор - фанат Кри-Кри и в курсе истории его создания, признаю свою неправоту.
Поторопился я. Связались с Коломбаном на предмет проверки информации в статье Щербака. Ответ следующий: Кри-Кри конструировался не для серийного производства. Задача была сделать самый маленький и при этом хорошо летающий любительский двухмоторный самолет. Все. Никакого производства не планировалось. Более того, чертежи для самостоятельного изготовления Кри-Кри по многочисленным просьбам поклонников были сделаны сильно после того, как первый аппарат начал полноценно летать.
Откуда на автора статьи снизошло откровение о планируемых 20 тысячах экземпляров, даже не хочется выяснять.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Если  это  так,  то  я преклоняюсь  перед  мастерством  зарубежных  собратьев.  Машина  очень  сложная  в  постройке,  особенно  в  гараже.  В  свое  время  мечтали  о  такой  машине  с  ребятами  и  казалось,  что  делов  то  на  копейку,  а  как  принялись  считать  ,  чертежей  тогда  у  нас  не было ,то  с  трудом  стягивали  веса  и  сопромат,  ну  и  после  некоторых  раздумий  взялись  за  мотопланер,  который  с  успехом  и  долго  летал.
 

IgorSher

Я полностью верю Коломбану!
Здравствуйте все. Мне хотелось бы внести некоторую ясность по поводу статьи,
которую я написал очень давно. С 1978 года почти никакой информации
о кри-кри не было. Лишь в середине 80-х, когда я учился в авиационном 
институте, я начал собирать всю информацию. Меня интересовало буквально всё.
Даже нечёткое маленькое фото или пару предложений. Для этого я записался в отдел
иностранной литературы нашего вуза. Там я почти каждый день попросту
перелопачивал журналы, пытаясь хоть что-нибудь найти. Так я узнал о существовании
большого справочника Джейн. ( Jeins All The World Aircraft ). Это большое толстое
периодическое издание обо всех летательных средствах в мире. Там же я нашёл и адрес
Мишеля Коломбана и его постоянный телефон. В тоже время Вячеслав Кондратьев
написал небольшую статью о кри-кри в журнале Крылья Родины. После долгих попыток
мне удалось лично познакомиться с ним. Он пригласил меня в Москву и любезно подарил
комплект чертежей кри-кри. Я безмерно благодарен ему за это. Постепенно у меня накапливалась информация о кри-кри. Изучая чертежи, я выяснил что комплект
далеко неполный. Нет многих листов чертежей и нет книг - руководства по сборке.
Несмотря на то, что мне сказали о смерти Коломбана, что он  разбился на своём кри-кри,
я всё же решил попытать счастья и написать два письма: одно на фирму Зинэйр в Канаду, другое жене Коломбана ( госпоже Мари-Жан). Меня интересовали недостающие чертежи и книги. Из-за этих писем первый отдел Авиационного института взял меня на контроль. Меня вызвали и предупредили, что мои письма  будут проверены и если там ничего нет такого чего недозволенно, будут отправлены. Тем временем в начале 90-х, я заканчивал институт. Моя практика проходила в городе Обнинск, Калужской области. Я носился с чертежами Кондратьева где только возможно. Помню, даже в СКБ ХАИ собралась целая толпа ребят посмотреть чертежи этого выдающегося самолёта. Будучи в Москве, я записался в патентную библиотеку, ( ГПНТБ), чтобы  посмотреть суть патента, о котором я также узнал из журналов, на крепление двигателей. Дело в том, что само расположение
двигателей, как мне кажется, не является уникальным в целом в авиации. Скорее всего, уникальным является использование такого типа силовой установки на лёгком самодельном самолёте. Это я и хотел тогда выяснить. Моторама на
Кри-кри, точнее  монтаж двигателей по принципу торсиона, запатентован. Позже, в документации я нашёл номер патента. Затем я записался в библиотеку им. Ленина в Москве. Там я нашёл ещё больше журналов и разных статей о кри-кри. Я также нашёл статью, которую написал персонально Мишель Коломбан, и называлась она: Взгляд на Кри-Кри. ( Le point sur le cricri ). Мне понравилось это название и я решил также назвать
свою статью, которая вертелась в моей  голове долгие годы.
Вскоре я получил ответ от самого Мишеля Коломбана. Он был весьма удивлён наличием
у меня чертежей. Он спрашивал меня: откуда у вас мои первые чертежи? Если из Канады,
то я в большой опасности. Из-за изменений в чертежах несколько человек погибло. Если от него, то какой у меня номер лицензии? И я честно старался ему объяснить, как попали ко мне эти чертежи. Забегая вперёд скажу, будучи во Франции, обедая в одном из кафе, я как-то шутя обронил, что у меня имеется два комплекта чертежей, на французском и на английском. Я ещё раз объяснил Коломбану, как ко мне попал первый комплект. Он нахмурился и было понятно, что он весьма  недоволен. Затем он сказал, что скорее всего, чертежи были украдены и вывезены в Польшу. Насколько я понял, он имел в виду, что была сделана копия чертежей, и вывезена. Значительно позже ( в 2008 г) я поехал на
аэродром Дракино (Серпуховской район) и познакомился с главным тренером сборной
команды по высшему пилотажу Виктором Смолиным. Добрейшей души человек и приятный во всех отношениях, к сожалению он не стал мне рассказывать как он летал
на кри-кри, сославшись на большую занятость. Мне так и не удалось узнать откуда у него
появились чертежи кри-кри…
Возвращаясь к письму, Коломбан писал мне что не может продавать отдельно листы чертежей
или книги. Мне следует купить новый полный комплект для безопасного строительства.
Он также написал, что я сильно рискую, устанавливая другие двигатели на самолёт, т.к.
Не подозреваю о тех проблемах, которые могут возникнуть в воздухе. От двигателей Ротакс (был Ротакс-277)  мы отказались ( как он пишет) после первых же испытаний.
И снова, из журналов, я узнал, что двигатели Ротакс вызвали сильную вибрацию…
Он прислал мне брошюру под названием: Ваша безопасность на кри-кри.
В ней он описывает тот самый человеческий фактор, из-за которого многие пилоты
попадают в различные неприятности. На пример он пишет, что, полетав какое-то время на
кри-кри  пилот начинает чувствовать себя супер пилотом, и начинает  выполнять такие
трюки на кри-кри, которые он никогда бы не пытался выполнить на обычном самолёте…
В 1992 году я почти собрал фюзеляж кри-кри по чертежам Кондратьева. Сфотографировал и послал несколько фотографий Коломбану. К этому времени у меня собралось достаточно информации о кри-кри. А в 1995 году я купил полный комплект чертежей
у  Коломбана. Мой номер лицензии 558.
Вскоре появился Интернет. И я снова начал собирать информацию в интернете. Так я познакомился с автором сайта о кри-кри американцем Виктором. Он прислал мне видеокассету о строителях кри-кри в США. Он также рассказал мне о проблемах
с документацией кри-кри, об изменениях, внесённых фирмой Зинэйр в чертежи.
О нескольких смертях, о которых мне когда-то писал Коломбан.
Таким образом, у меня собралось много материала, и я решил написать об этом статью
в журнале АОН. Текста получилось много, и я решил разбить его на две части. Вторую часть я назвал: Двигатели для кри-кри. К этому времени я познакомился с некоторыми конструкторами и пилотами кри-кри во Франции и Англии. Вскоре Коломбан прислал мне
новое письмо в котором сообщил, что фирма JPX прекращает выпуск двигателей
для кри-кри. Что некоторые конструкторы используют двигатели SOLO-210.
Я так же нашёл статью об использовании небольших газотурбинных двигателей. Об этом
я тоже написал в статье.
Что же касается информации по поводу 20 000 экземпляров кри-кри, могу сказать следующее: нет никакого смысла приукрашивать события или попросту выдумывать.
Тем более, такую цифру. Я, просто прочитав множество статей, обобщил их в одной,
используя термины и обороты прямо из источников. Вполне возможно, что автор
той статьи, из которой я выудил данную информацию, сильно преувеличил и сгустил
краски. Но в то время я не думал об этом. Моей целью было как можно подробнее написать о таком маленьком самолёте. Написать так, как есть без обмана и преувеличения. И я не пытался сидеть и проверять цифры и факты. В то время (1998 год)
ни один журнал в нашей стране не писал столь подробную статью о кри-кри.
В 1999 году я приглашал к себе домой переводчика из бюро переводов, и мы звонили
Коломбану прямо домой по обычному телефону из Харькова. Но у меня и мысли не было
проверять данные своей или чужой статьи.
Одно могу сказать, если для кого-либо информация, описанная в статье, кому-то не
даёт покоя и человек из-за этого не спит ночами, я могу попытаться потратить время и найти те источники, из которых я черпал информацию. Отсканирую и выложу.
У меня уже был подобный случай. Я написал одному уважаемому человеку следующую
информацию о кри-кри. Двигатели на кри-кри расположены так близко, что самолёт
ведёт себя как одномоторный. В случае отказа одного из двигателей почти не наблюдается момент рыскания от работы второго двигателя, как это происходит
на классических двухмоторных самолётах с двигателями на крыле. У кри-кри,
форма фонаря кабины такова, что струя от работающего двигателя огибает фонарь и отклоняется от своего направления, попадает на киль под некоторым боковым углом.
Таким образом, на киле возникает боковая сила, направленная в противоположную
ожидаемому моменту рыскания от работающего двигателя сторону. Этот эффект работает
когда закрылки находятся в убранном положении, и скос потока минимальный.
На эту информацию я получил ответ от уважаемого человека, что это бред сивой кобылы и лично моя выдумка.
Хотя я всего лишь передавал слова Коломбана и справочника Джейна.
Когда я был у  Коломбана дома в гостях, он немного рассказал мне об истории создания
кри-кри. Я хорошо запомнил его слова. Современный кри-кри – это компромиссный вариант между надёжностью и безопасностью. Он рассказывал,  как он пробовал
разместить двигатели в разных местах планера, на крыльях, на фюзеляже за кабиной,
на оперении и т.д. Но настоящий вариант оказался самым оптимальным…
                  В заключение хочу немного сказать о снисхождении информации с небес.
В 1999 году мне приснился сон, что я сижу на корточках перед кри-кри и внимательно рассматриваю двигатели. Я проснулся таким воодушевлённым и возбуждённым,
что мог легко нарисовать двигатель со всеми подробностями. Через два года в 2001 году мне удаётся познакомиться с некоторыми конструкторами кри-кри, которые по согласованию с Мишелем Коломбаном пригласили меня во Францию.
И когда я сидел на корточках перед двигателем кри-кри мне, почему-то, вспомнился тот сон…..
                                      Теперь для Lori ( или Андрея).
Я полагаю, что Вы и Ваш коллега Слава порядочные люди.
Поэтому, я хотел бы попросить Вас вернуть мне топливный бак для кри-кри, согласно нашей договорённости или 300 Евро. Надеюсь Вы поступите правильно и честно.
Сообщите мне, пожалуйста когда и куда подъехать, чтобы забрать бак.
Мой мобильный в Москве: 985-778-54-64. e-mail: igorsher@mail.ru
Большое спасибо, с уважением Игорь Щербак.
 
R

rtyuiop.400

У кри-кри,
форма фонаря кабины такова, что струя от работающего двигателя огибает фонарь и отклоняется от своего направления, попадает на киль под некоторым боковым углом.
Таким образом, на киле возникает боковая сила, направленная в противоположную
ожидаемому моменту рыскания от работающего двигателя сторону. Этот эффект работает
когда закрылки находятся в убранном положении, и скос потока минимальный.
На эту информацию я получил ответ от уважаемого человека, что это бред сивой кобылы и лично моя выдумка.
Хотя я всего лишь передавал слова Коломбана и справочника Джейна.
Коломбан то заврался. То серийный, то любительский, то на свет обиделся, то эффект обдува то нет,


http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1230850796/330
Ответ номер № 330
Я упоминал на ветке про КриКри, что написал письмо М.Коломбану (на английском) с просьбой указать особенности обтекания кабины КриКри.
Сегодня получил по почте ответ от него. Рукописный текст, восемь строчек по-французски.
С большим трудом с помощью онлайн-переводчиков уловил основную мысль:

"В течение 35 лет, которые Сверчок летает, мы не замечали никогда возникновения на (...) части (...) купола-фонаря, ни вибрации ни (...) феномена в таком роде."


Несколько слов, помеченных как (...), не поддались переводу 

Итак, - сила моего воображения оказалась избыточной! 
Схема со струями от винтов КриКри не произвела на Коломбана никакого впечатления.

Можно забыть...
 

Вложения

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
А.Б.меньше  экспресии.  Чего  склоки  разводить.  Самолет  который  мы  тут  успешно  обсудили  хотя  интересен  многим  ,  но  многие  и  поняли, что  к  чему.Вон  Lori  cтроит  сколько  и  уж  наверно  не  на  коленке. 
 

Lori

CRI CRI #703
Откуда
Москва
Коломбан то заврался. То серийный, то любительский, то на свет обиделся, то эффект обдува то нет,
С противоречиями в словах Коломбана я не сталкивался, а за высказывания третьих лиц он ответственности не несет.

Г-ну же Щербаку я бы порекомендовал вместо описания своих жизненного пути, фантазий и ночных видений исправить ошибки в своей статье, много лет дезинформирующие читателей. Возможности интернета это позволяют. Лучше поздно, чем никогда.
 

anton19286

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Томск
Мне, например, про жизненный путь было читать не в пример любопытнее, чем про предполагаемую серию или её отсутствие.
Особенно понравилась история про бак и светочей морали.
 

Nastevich Dmitry

Крашу самолеты
Откуда
Киев
вернуть мне топливный бак для кри-кри, согласно нашей договорённости или 300 Евро.
...так, по любасику наше авиастроение "Кузнечиков" должно отличаться от Коломбановского... струи винта не те... и с бачком непонятка. И мне кажется, ошибка, вообще думать, что подобная, да простит меня Коломбан, игрушка должна, онли,  в экспериментальном подполье создаваться. А то он, в Украине бабки на новые вертолёты нашли, а летать на них... не все умеют, пардон, не кому...  ;)
 

IgorSher

Я полностью верю Коломбану!
Здравствуйте все.
В данном письме господин Коломбан как раз
описывает этот эффект. Я также не силён в Французском языке, но во второй части письма написано примерно следующее: На фонаре возникает эффект Коанда, который направлен (воздействует) на киль, что уменьшает эффект рыскания в случае отказа одного из двигателей.
Примерно так.
Я глубоко уважаю и ценю Мишеля Коломбана.
Это очень педантичный и толковый инженер.
К томуже ОН открытый и добродушный человек.
У меня язык не повернётся сказать что-то кривое в его
адрес. Почти всё что я умею, благодаря ему.
Например: Надо точно согнуть из дюраля деталь.
Начинаю читать руководство. Он хорошо описывает. Но
я всё равно начинаю заглядывать в книги, спрашивать
у мастеров и т.д. Начинаю пробовать, раз, два. Смотришь,
на три уже хорошая деталь, и размеры сходятся с чертежами. И так почти всё: склеивание, обработка металла, покраска, клёпка, гибка и т.д.
Что касается моей давней статьи, то при всём моём желании
я не смогу исправить ошибку. Статья написана в 1998 году.
Кроме того, в конце статьи я написал, что она (статья) составлена по материалам зарубежной печати. Эта статья - обобщённый результат десятка других зарубежных статей.
Но наверное Lori прав, ведь автор статьи должен нести ответственность за свои слова, за информацию в своей статье.
Поэтому, я хочу искренно извиниться перед многотысячной аудиторией читателей, что ввёл их данной фразой статьи в
заблуждение. А также искренно извиниться перед уважаемым мною до глубины души господином Мишелем Коломбаном, что не проверил информацию и напечатал. Пожалуйста извините меня.
Я тоже фанат самолётов Коломбана. Его машины хорошие.
Я сам уже 20 лет пытаюсь построить кри-кри, но не могу из-за банальной бедности...
Что касается сложности, то кри-кри не сложнее того же RV.
Просто для такого маленького самолёта в некоторых случаях
требуется чуть большая аккуратность и точность.
В начале инструкции Коломбан пишет, что внешние размеры самолёта могут быть больше или меньше на 20 мм чем в чертеже. Но такие поверхности как профиль крыла, его чистота и гладкость, должны быть выполнены как можно точнее...
Большое спасибо.
С уважением Игорь Щербак.
Я полностью доверяю КОЛОМБАНУ!
 
Вверх